СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1. Теоретико-методические основы маркетинговых исследований ценовых
предпочтений покупателей
1.1 Сущность и основные положения маркетинговых исследований……….8
1.2 Понятие цены как объекта маркетинговых исследований……………….15
1.3 Методы исследования ценовых предпочтений покупателей…………...23
2. Формирование и основные направления совершенствования
маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей (на примере ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………35
2.2 Формирование ценовой политики компании…………………………...46
2.3 Мониторинг ценовых предпочтений покупателей……………………...54
2.4 Направления совершенствования маркетинговых исследований ценовых
предпочтений покупателей……………………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЯ...………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обуславливается тем, что изучение ценовых предпочтений покупателей играет огромную роль в предпринимательской деятельности компании. Изучение ценовых предпочтений способствует установлению оптимальной цены на товары или услуги, которые будут удовлетворять потребителей. Также компании, которые проводят ценовые исследования, могут разобраться в поведении потребителей на рынке и предвидеть последующие изменения этого поведения.
Товары и услуги, производимые компанией, ориентированы на определенные группы потребителей. Чем больше такая группа потребителей, тем больше, соответственно, и прибыль компании. Но так как для потребителей цена товара – это ключевой фактор для принятия рациональных решений, то объем группы потребителей будет зависеть от этого фактора. Потребители будут приобретать товары с оптимальным набором потребительских качеств по доступной цене. Поэтому компании необходимо вести политику «сбалансированных цен», принимать ценовые решения на основе проведенных ценовых исследований.
Работа компании непосредственно взаимосвязана с маркетингом тем, что на деятельность компании могут влиять: потребители, конкуренты, посредники, поставщики, экономика государства. Для того чтобы лучше понимать все процессы происходящие в окружающей среде компании используют маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.
В основном смысл любой предпринимательской деятельности – получение прибыли. Для того чтобы приобрести финансовый успех на рынке, компания должна производить и выпускать такой товар, который будет востребован большим числом покупателей. Востребованность покупателей в данном товаре зависит от приносимой удовлетворенности от этого товара и от соответствия товара тому, который они уже представили.
Маркетинговые исследования направлены на изучение рынка, продукции, цены, конкурентов, потребителей, стимулирование продаж, рекламы, внутренней среды организации.
Цена как один из элементов комплекса маркетинга имеет большое влияние на формирование маркетинговой политики. Так как выбор методов ценообразования, подходов при формировании цен на новые или уже выпускаемые товары или услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления позиций на рынке – является функцией маркетинга.
Ценовые исследования в маркетинге выделяют в отдельное самостоятельное направление для обеспечения поиска нужной информации в данной области и помощи руководству компании в принятии правильных ценовых решений.
Оценка разработанности проблемы. В процессе написания бакалаврской работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, таких как Алешина И. И., Березин И.С., Голубков Е.П., Ильенкова Н.Д., Ковалев А.И., Котлер Ф.
Целью бакалаврской работы является исследование ценовых предпочтений покупателей и разработка комплекса направлений совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить сущность и основные положения маркетинговых исследований;
рассмотреть цену в качестве объекта маркетинговых исследований;
изучить методы исследования ценовых предпочтений покупателей;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»;
описать формирование ценовой политики компании ОАО «Кондитерская фирмы «ТАКФ»;
провести мониторинг ценовых предпочтений покупателей;
определить направления совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей.
Объектом исследования является рыночно-ориентированная система управления предприятием.
Предмет исследования – процесс разработки маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей на предприятии ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».
Методы исследования: наблюдение, статистический анализ данных, прямые и непрямые методы опроса, моделирование покупок, рыночный эксперимент.
Базой выполнения бакалаврской работы является ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» расположенная по адресу г. Тамбов, ул. Октябрьская, д. 22.
Апробация и практическая значимость бакалаврской работы.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что
результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей на предприятии ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».
Элементом новизны является разработанный комплекс направлений совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами, 2 рисунками. Список литературы включает 37 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью маркетингового исследования является создание информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений.
Также целями маркетингового исследования являются:
определение проблем маркетинга и его возможностей на предприятии;
уменьшение степени неопределенности в управленческих решениях;
планирование маркетинговых мероприятий;
разработка маркетинговых решений и контроль их исполнения.
Объектами маркетинговых исследований могут быть: рынок, потребители, конкуренты, товар, цена, товародвижение и потоки, стимулирование сбыта и реклама, внутренняя среда организации.
В бакалаврской работе была рассмотрена цена в качестве объекта маркетинговых исследований.
Цена – это денежное выражение того платежа, который позволяет покупателю получить товар для последующего использования.
Были проанализированы этапы процесса ценообразования, а также рассмотрены методы ценообразования.
Были определены факторы оказывающие влияние на ценообразования: потребители, участники каналов товародвижения, рыночная среда, государство.
Изучены функции цены: измерительная, соизмерительная, учетная,
регулирующая, социальная, стимулирующая, распределительная.
Также были выделены особенности цены, которые выделяют ее среди других маркетинговых инструментов.
Изучены методы исследования ценовых предпочтений покупателей:
1) Статистический анализ данных;
2) Методы опроса. Опрос – это получение первичной информации от
респондента путем выявления мнения или действий респондента. Методы опроса подразделяются на прямые и непрямые.
К прямым методам опроса относятся: лестница цен, «дерево вариантов цен», метод Ван Вестендорпа (PSM метод), раздельный тест или переменный одиночный план, метод ценовых пар.
К непрямым методам опроса относятся: совместный анализ, последовательный выбор цена – продукт.
3) Эксперимент. К данной группе методов относят: моделирование
покупок, рыночный эксперимент на реальных рынках
Работа выполнена на базе ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ». Дана организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».Рассмотрено формирование ценовой политики предприятия.
Ценовая политика предприятия заключается в установлении цен, которые будут обеспечивать выживание предприятия в рыночных условиях, выборе наиболее подходящего метода ценообразования, разработке ценовой системы, выборе ценовых стратегий.
Цели ценовой политики направлены на обеспечение сбыта продукции, увеличение прибыли, на удержании существующего положения на потребительском рынке, на завоевание лидерства по показателям качества продукции.
Были рассмотрены этапы формирования ценовой политики:
Изучено формирование ценовой политики на ОАО «Кондитерской фирме «ТАКФ»
Проведен мониторинг ценовых предпочтений покупателей.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы: потенциальными покупателями являются работающие люди в возрасте от 30 до 40 лет. Жители г. Тамбова довольно часто покупают кондитерские изделия и чаще всего это шоколад и шоколадные изделия, торты, конфеты и вафли. Самыми важными критериями при покупке кондитерских изделий являются: высокое качество, разнообразие ассортимента и цена. 62 % респондентов отметили высокое качество продукции ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ», но 30 % ответили, что качество неудовлетворительное. Большое количество опрошенных людей считают цены на продукцию ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» высокими.
Был разработан комплекс направления совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений покупателей.
Направлениями, которые могут быть применены в области совершенствования маркетинговых исследований ценовых предпочтений, являются следующие:
мероприятия направленные на выявление текущих и перспективных потребностей покупателей, изучение покупательского поведения на рынке;
анализ имеющихся аналогов конкурентов по тем же направлениям;
введение изменений в ассортимент продукции предприятия. Исключения товаров, ставших неконкурентоспособными;
обсуждение предложений о выпуске на рынок новых товаров, улучшенных или модифицированных товаров;
продажи товаров в соответствии с требованиями покупателей;
оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом;
увеличение заинтересованности потенциальных клиентов, с помощью рекламы, выставок, семинаров, использования Интернет – маркетинга;
формирование благоприятных условий для продаж. Необходимо, чтобы компания была известной и с хорошей репутацией. У потребителей компания должна вызывать чувство доверия. Своих потенциальных клиентов необходимо осведомлять о производимых продуктах, с помощью буклетов по продуктам, прайс-листов, сувениров, визитных карточек;
анализ рыночного окружения, позиций компании и свойств продукции относительно продукции конкурентов, анализ клиентской базы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина И. В. Поведение потребителей. Учебное пособие для
вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 384 с.
2. Аренков И. А., Глазов М. М., Фирова И. Г. Маркетинг предприятия.
Учебник. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2009.- 448 с.
3. Багиев Г. Л. Маркетинг. Учебник для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по экономическим специальностям 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.:Питер, 2007. - 736 с.
4. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики. - М.: КНОРУС,
2005. - 672 с.
5. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
6. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2008.- 480 с.
7. Березин И. С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 383 с.
8. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей 10-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 944 с.
9. Брейс А. Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований. - М.: Пер. с англ. Balance Business Books, 2005. - 336 с.
10. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» 4-е изд., стер. - Москва.: КНОРУС, 2013. - 207 с.
11. Воеводина Н. А. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ - М.: ЛА «Научная Книга», 2009. - 117 с.
12. Воронкова О. В., Завражина К. В., Толстяков Р. Р. Маркетинг. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-т, 2009. - 120 с.
13. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. - М.: «Финстатинформ», 2005. - 640 с.
14. Гладких И. В., Светланова Ж. В. Ценовые исследования в маркетинге: содержание, история, методология// Вестник СПБГУ. Сер. 8. Вып. 4 (№ 32), 2004. - с. 57 – 78.
15. Годин А. М. Маркетинг: учебник для студентов экономических вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Маркетниг» 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2011. - 656 с.
16. Годовые и ежеквартальные отчеты ОАО «КФ «ТАКФ». URL: http://www.takf.uniconf.ru
17. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Финпресс», 2008. - 496 с.
18. Дурович А. П. Основы маркетинга. Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 512 с.
19. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг.- М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
20. Ерухимович И.Л. Ценообразование. Учеб.-метод. пособие 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2008. - 107 с.
21. Есипов В.Е. «Цены и ценообразование» - Питер: 2000. - 464 с.
22. Завьялов П. С. Маркетинг. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 496 с.
23. Калюжнова Н. Я., Якобсон А. Я. Маркетинг. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» 2-е изд., испр. - М.: Омега - Л, 2007. - 476 с.
24. Каменева Н. Г., Поляков В. А. Маркетинговые исследования. Учебное пособие по специальности "Маркетинг". - М.:ВЗФЭИ, 2008. – 437 с.
25. Ким С. А. Маркетинг. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Маркетинг", "Реклама", "Коммерция (торговое дело)".- М.: Дашков и К, 2008. - 240 с.
26. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012.- 816 с.
27. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Издательство БЕК, 2007. - 115 с.
28. Мельникова О.Т. Фокус-группы. Методы, методология, моделирование. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 320 с.
29. Просветов Г. И. Маркетинговые исследования: задачи и решения. Учебно-практическое пособие. - М: Альфа-Плюс, 2008 - 240 с.
30. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. - М.: 2003. - 345 с.
31. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с.
32. Салимжанов И. К. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.
33. Семенов Н. А. Маркетниг. Учебное пособие 1-е изд. - Тверь: ТГТУ, 2007. - 100 с.
34. Слепнева Т. А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 345 с.
35. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия 3-е изд., под редакцией Багиева Г. Л. - СПб.: 2010. - 320 с.
36. Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.
37. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2002. – 254 с.