Обозначения и сокращения 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты мерчандайзинга на розничном предприятии 8
1.1 Сущность и значение мерчандайзинга розничной торговли 8
1.2 Технология реализации мерчандайзинга на предприятии розничной торговли 19
1.3 Условия обеспечения эффективности мерчандайзинга в торговом предприятии 28
Глава 2 Использование принципов мерчандайзинга как инструмента роста продаж торгового предприятия АО «Тандер» 33
2.1 Общая характеристика АО «Тандер» 33
2.2 Исследование торгово-технологического процесса и принципов мерчандайзинга АО «Тандер» 39
2.3 Разработка концепции мерчандайзинга как инструмента обеспечения продаж АО «Тандер» 48
Заключение 58
Список используемых источников 61
Введение
Актуальность темы исследования. Глобализация, жесткая конкуренция, потребности потребителей послужили фактором интенсивного развития сферы обращения в России. Вместе с тем, значение сферы обращения для национальной и региональной экономики достаточно велика, она посредством оптовой и розничной торговли обеспечивает рост потребительского спроса, повышает уровень обслуживания.
Все перечисленные показатели достигаются только на основе использования инструментов, обеспечивающих эффективность торгово-технологических операций, основных операций в сфере обращения. Одним из основных инструментов, обеспечивающих эффективность протекания торговых процессов является мерчандайзинг.
Современная теория и практика, под мерчандайзингом рассматривают совокупность действий, целью которых является увеличение товарооборота, без постоянного участия продавца/консультанта.
На основе концепции мерчандайзинга розничное торговое предприятие обеспечивает решение целого ряда задач:
увеличивает товарооборот;
обеспечивает стабильный спрос, снижает резкие перепады;
позволяет управлять психологией покупателей за счет эффективной выкладки товаров в торговом зале.
Эффективность мерчандайзинга зависит от ряда инструментов, к их числу принято относить:
грамотная планировка торговых площадей и торгового оборудования в торговом зале;
эффективная выкладка товаров в торговом зале;
оформление места выкладки товаров;
обеспечение своевременного пополнения товаров на местах выкладки.
Эффективность каждого из перечисленных инструментов мерчандайзинга, в свою очередь, зависит от ряда принципов. В процессе проектирования торгового зала и расстановки торгового оборудования, важно учитывать принцип оптимальности. Оборудование должно быть удобным, функциональным, компактным, соответствовать стилистке торгового зала.
В свою очередь в процессе выкладки товаров в торговом зале, важно учитывать направление движения основного потока покупателей в магазине, для этого необходимо заранее выстраивать товары, так, чтобы подход к товару был удобным, а место информативным.
Практика показывает, что 80% посетителей магазинов осматривают товары по периметру торгового зала. Вместе с тем, самыми удобными зонами, с точки зрения максимального охвата, являются площадки в начале торгового зала и в районе касс.
Следует отметить, что стимулы, в соответствии с которыми покупатель посещает торговое предприятие могут быть различными. Только малая часть покупателей приходит в магазин за конкретным товаром, однако никто не застрахован от спонтанных покупок, в том числе покупок сопутствующих товаров, товаров заменителей. В этих условиях на помощь ритейлу приходит мерчандайзинг, который на основе грамотного проектирования торгового зала, выкладки нужного товара в том месте, где покупатель его не обойдет, заставляет покупателя вести себя в торговом зале так, как требует обстановка - приобретать те товары, на которые ориентирован мерчандайзинг.
Наравне с перечисленными принципами, особое внимание следует уделить выполнению еще одного - эффективной выкладки товаров в торговом зале. Товары должны занимать определенное место в торговом зале в ряду конкурирующих или сопутствующих товаров. Соблюдение определенного порядка выставления продукции внутри ассортиментной группы облегчает задачу покупателю при выборе продукта, а продавцу облегчает учет товаров.
В результате проведенных исследований наиболее удобными и выгодными местами выкладки товаров в магазинах с прилавком считается место вблизи касс. В случае размещения товара в этих местах, магазин может увеличивать товарооборот в среднем 30 - 40%.
Кроме того, не каждый товар может обеспечить рост товарооборота в случае грамотного его расположения в торговом зале, в этой связи в перечисленных ранее местах должны располагаться в основном товары массового спроса. Их положительный эффект связан с тем, что именно они обеспечивают высокую оборачиваемость и вместе с тем, занимают минимум полезной площади. К данным товарам относятся мармелад, леденцы, жевательные резинки и т.д.
Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы объясняется тем, что использование принципом мерчандайзинга обеспечивает розничным торговым предприятиям рост товарооборота, повышение рентабельности продаж, лояльности посетителей, а также устойчивое развитие.
Оценка разработанности темы исследования. Изучением принципов мерчендайзинга и способов обеспечения роста продаж посвящены труды многих ученых, основными среди них являются: Алексеев Н.С., Бланк И.А., Гиркин В.А., Канаян К., Канаян Р., Говард Д., Шет Дж., Дтоунз Г.П., Котлер Ф., Парамонова Т.Н., Якубова Э.В.
Объект бакалаврской работы - система продажи товаров.
Предмет бакалаврской работы - принципы реализации мерчандайзинга, как инструмента обеспечения продаж.
Цель бакалаврской работы исследование концепции мерчандайзинга и разработка мер по ее реализации в целях обеспечения продажи товаров розничного торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучить сущность и значение мерчандайзинга в розничной торговли;
проанализировать технологию реализации мерчандайзинга на предприятии розничной торговли;
определить условия обеспечения эффективности мерчандайзинга в торговом предприятии;
охарактеризовать розничное торговое предприятие АО «Тандер»;
исследовать торгово-технологические процессы розничного торгового предприятия АО «Тандер»;
разработать концепцию мерчандайзинга как инструмента обеспечения продаж АО «Тандер».
Методы исследования: исследовательские, аналитические и экономико-математические.
База выполнения исследования. АО «Тандер, розничная сеть «Магнит»».
Практическая значимость работы исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности АО «Тандер».
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка источников.
Заключение
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
Современный рынок и потребности общества актуализируют действия предприятий, направленные на поиск подходов по повышению конкурентоспособности и рентабельности на основе развития внутреннего потенциала. В этой связи особенную роль актуализируется Мерчандайзинг - это комплекс мер, направленных на повышение оборота торговой точки, который позволяет увеличить продажи товара без участия продавца. С помощью мерчандайзинга владелец торговой точки может решить многие задачи.
Мерчандайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей. Статистика свидетельствует, что покупатели на 15% больше денег оставляют в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции поставлен безупречно. Обособленные места размещения товаров в торговом зале называются точками продаж. Точки продаж необходимо расположить по ходу движения покупателей и в наиболее «заметных» и привлекательных местах торгового зала.
В процессе проведенного исследования был проведен анализ деятельности розничной сети АО «Тандер». Компания обладает успехом на рынке, положительной репутацией. Удерживает свою долю на рынке. Однако усиление роли конкуренции приводит к поиску новых направлений, позволяющих повышать рентабельность деятельности и обеспечивать конкурнетоспособность.
Деятельность сетевых магазинов кардинально отличается с точки зрения организационных процедур. В этой связи необходимы инструменты, которые обеспечивали бы торговому предприятию успех на длительную перспективу. В качестве подобного инструмента является мерчандайзинг
Концепция мерчандайзинга завоевала успех на предприятиях розничной торговли. Однако в деятельности АО «Тандер» мерчандайзинг используется не системно и только теми представителями, которые заинтересованы в успехе. Тот факт, что АО «Тандер» реализует большое количество товаров собственной марки, подразумевает, что торговые работники на местах обязаны следить за грамотной выкладкой товаров, однако в реальности во избежание краж в магазинах осуществляют постоянное перемещение и переустановку товаров по всему периметру торгового зала, создавая тем самым неудобства для покупателей. По этой причине АО «Тандер» нуждается в разработке и реализации системной концепции мерчандайзинга, которая обеспечит рост продаж и укрепит позицию сети на рынке.
В качестве основных рекомендаций, по использованию мерчандайзинга в коммерческой деятельности было предложено:
оптимизировать площадь торговых залов, для обеспечения свободного прохода посетителей;
использование горизонтальной экспозиции;
размещение товаров на витринах и полках по уровню цен;
использование менее габаритного оборудования;
формирование ассортимента в зависимости от запросов потребителей;
организацию рекламной информации, вывесок;
закрепление за отделами своего места в торговом зале.
Таким образом, предложенные к реализации принципы мерчандайзинга, обеспечат рост продаж, динамику товарооборота, повысят лояльность потребителей к сети, поскольку перечисленные меры, определяют основные недостатка магазинов сети. Соответственно, предложенный комплекс мер можно рассматривать в качестве эффективного инструмента оптимизации торговых процессов и обеспечения эффективности предприятия в целом.
Список используемых источников
1. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М:, «Финансы и статистика», 2001 – 416 с.
2. Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М:, Прогресс, 2009 – 392 с.
3. Бланк, И.А. Торговый менеджмент. – К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2009. – 408 с.
4. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием. – К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. – 501 с.
5. Брагин, Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М:, ИНФРА - М, 2007. – 576 с.
6. Весин, В.Р. Основы менеджмента. Учебник. – М:, Триада.Лтд, 2008. – 384 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление. Учебник – М:, Гардарики, 2002. – 296 с.
8. Германова, Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник – М: БЭГУ, 2000 – 307 с.
9. Гиркин, В.А. О сущности торговли и природе кооперации. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000 . – 232 с.
10. Говард Д., Шет Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга/ Сост.: Б.М.Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква. – СПб.: Питер, 2004.
11. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. – М: Международные отношения, 2001.
12. Канаян Кира и Рубен. Мерчендайзинг. – М.; РИП-холдинг, 2004.
15. Картер, Г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий. Пер. с англ. – М: Прогресс, 2001.
16. Качкалов, И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон // Практический маркетинг. – 2006. – № 78. – С. 2-7.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М: Прогресс, 2001.
18. Краснов, Р.О. Изучение модели потребительского поведения с целью формирования комплекса продвижения товара // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2005. – № 3. – С. 43-49.
19. Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц. – Спб: Наука, 2001.
20. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий // Маркетинг. 2003. – № 5. – С. 72.
21. Леви, М., Вейтц, Б.А. Основы розничной торговли. – СПб.: Изд-во Питер, 2002. – 448 с.
22. Лоусон, Р. Поведение потребителей. Маркетинг / под ред. М. Бейкера. – 2005 , СПб.
23. Маркетинг / Под редакцией академика А.Н. Романова. – М: Банки и биржи, 2000.
24. Маркетинг/ под ред. М. Бейкера. – СПб:, Питер, 2005.
25. Матвеева, А. Руки в перчатках // Эксперт. – 2006. – № 41. – С. 38-41.
26. Мерчендайзинг: управление розничными продажами. – М.: Издательство Проспект, 2004.
27. Мерчендайзинг: Управление розничными продажами. – М.: Издательство Жигулевского, 2009.
28. Мескон, М.Х., Альбер,т М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М: «Дело», 2009. – 704 с.
29. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под. ред. проф. В.М. Власовой. – М:, Финансы и статистика, 2004.
30. Панкратов, Ф.Г., Сергеина, Т.К., Шахурин, В.Г. Рекламная деятельность. – М: Информ - внедр. центр «Маркетинг»,2005. – 244 с.
31. Парамонова, Т.Н. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга // Журнал «Практический маркетинг». – 2009. – № 4.
32. Парамонова, Т.Н. Маркетинг в розничном предприятии. – М.: МГУК, 2007.
33. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. – 2009. – № 10. – С. 52.
34. Рамазнов, И.А. Мерчендайзинг в розничном торговом бизнесе. – М.: Изд-во Деловая литература, 2009. – 336 с.
35. Рацкий, К.А. Экономика предприятия. – М: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 696 с.
36. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М: ИП «Экоперспектива», 2007. – 498 с.
37. Смольников, И. Мерчендайзинг // Сибирская Торговая газета. 2005. – №16.
38. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб, 2007.
39. Филип Котлер. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Изд-во Питер, 2008. – 800 с.
40. Шапов, С.Ю. Товароведение обувных товаров. – М: СОФИТ,2009. – 201 с.
41. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В. Басконова. – М: ИНФРА - М, 2008. – 416 с.
42. Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева, 2009 – 237 с.
43. Якубова, Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2004. – 90 с.
44. Яшин, С.А. Как товар выложишь, так и продашь // Лег Пром Бизнес. – 2003. – № 3 (17).