Конституционно-правовые основы статуса российской нации: перспективы развития и проблемы реализации
|
Введение 3
Глава 1. Нация, как конституционно-правовая категория 6
1.1. Проблемы определения конституционно-правовой категории
«нация» 6
1.2. Соотношение юридических категорий «нация», «народ», «этнос»,
«этническая группа» 12
Глава 2. Закрепление категории «нация» и смежных с ней
категорий в конституциях 19
2.1. Закрепление категории «нация» и смежных с ней категорий в
Конституции Российской Федерации 19
2.2. Закрепление категории «нация» и смежных с ней категорий в
конституциях зарубежных стран 30
Глава 3. Проблемы реализации конституционных прав национальными меньшинствами России 37
3.1. Определение конституционной категории «национальное меньшинство» 37
3.2. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в РФ....45
3.3. Проблемы реализации конституционных прав национальными
меньшинствами России 56
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 66
Приложение
Глава 1. Нация, как конституционно-правовая категория 6
1.1. Проблемы определения конституционно-правовой категории
«нация» 6
1.2. Соотношение юридических категорий «нация», «народ», «этнос»,
«этническая группа» 12
Глава 2. Закрепление категории «нация» и смежных с ней
категорий в конституциях 19
2.1. Закрепление категории «нация» и смежных с ней категорий в
Конституции Российской Федерации 19
2.2. Закрепление категории «нация» и смежных с ней категорий в
конституциях зарубежных стран 30
Глава 3. Проблемы реализации конституционных прав национальными меньшинствами России 37
3.1. Определение конституционной категории «национальное меньшинство» 37
3.2. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в РФ....45
3.3. Проблемы реализации конституционных прав национальными
меньшинствами России 56
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 66
Приложение
На протяжении многих столетий, а также и сейчас острой проблемой остается национальный вопрос. В мире проживает огромное количество национальностей, и за историю в несколько тысячелетий не было и года, чтобы между представителями разных этносов, племен, государств не происходило каких-либо столкновений, битв, войн. Но на сегодняшний день, только, живя, в мире между представителями различных национальностей можно сохранить суверенитет, целостность и неприкосновенность территории.
Суверенитет, целостность и неприкосновенность территории провозглашены, в основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации начинается с преамбулы, где закреплено, что народ Российской Федерации принимает Конституцию РФ, при этом являясь многонациональным. Это означает, что на самом высшем юридическом уровне признается и регламентируется, что Российская Федерация объединяет в себе людей различных национальностей воедино, образуя, единый народ. А возможно и единую нацию. Российская Федерация, является федеративным государством, где в каждом субъекте имеются представители различных национальностей, которых насчитывается около двух сотен разновидностей. Причем это и коренные жители территорий Российской Федерации, и также иммигранты из зарубежных государств.
И внутри государства имеются различные недопонимания и разногласия среди представителей разных национальностей. Проблема национального вопроса остра в современном мире. Если в советское время удавалось поддерживать мир и «дружбу [народов]», то сейчас возникают множество конфликтных ситуаций. Таким образом, разобраться в данном вопросе будет актуально, так как одна из важнейших задач для развития российского государства в целом является решение проблемы межнациональных отношений. А от решения данной проблемы может зависеть обеспечение национальной безопасности и сохранение целостности Российской Федерации, её суверенитета, а также защита всех народов, проживающих на территории Российской Федерации и каждого человека в отдельности.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, формирующихся при реализации основ конституционно-правового статуса российской нации. Предмет исследования - совокупность правовых норм, а также доктринальных источников и правоприменительной практики, определяющие основы конституционно-правового статуса российской нации, а также осуществления суверенных прав данной категории, закрепленных в конституционном законодательстве и в доктрине конституционного права.
Цель работы - исследовать нормы текущего законодательства Российской Федерации, законодательства других стран, правоприменительную практику, конституционно-правовую доктрину, составляющие основы правового статуса российской нации.
Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть проблемы определения конституционно-правовой категории «нация»;
• проанализировать соотношение юридических категорий: «нация», «народ», «этнос»;
• исследовать конституционное закрепление изучаемых категорий в Конституции Российской Федерации;
• исследовать конституционное закрепление изучаемых категорий в конституциях зарубежных стран;
• рассмотреть определение категории «национальное меньшинство»;
• проанализировать регулирование и защиту прав национальных меньшинств;
• исследовать проблемы реализации конституционных прав национальных меньшинств.
Основными источниками, использованными в данной работе, стали нормативно-правовые акты, содержащие нормы в исследуемом вопросе; материалы судебной практики; работы и труды ученых, среди которых следует особо отметить работы: Васильевой Н.Л., Андриченко Л.В., Казьминой Е.А., Черячукина Е.А., Иванова С.О., Немечкина В.Н., Соколова А., Фомиченко М.П., Тэпс Д., Пыхтина С.П., Позднякова Э.А., Новиковой Н.И., Кузнецова С.А., Козлова В.И., Карапетян Л.М., Кагинян С.Г., Иванова С.О., Захаровой Т.А., Елишева С.О., Дугина А.Г., Грачёва Н.И. и многих других, а также собственный практический опыт.
Методологией исследования явились современные методы познания, такие как общенаучный (синтез, анализ, абстрагирование, аналогия и др.), частно-научный (статистика, догматическое толкование и др.), специальный (сравнительно-правовой, функционально-правовой).
Данная работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Суверенитет, целостность и неприкосновенность территории провозглашены, в основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации начинается с преамбулы, где закреплено, что народ Российской Федерации принимает Конституцию РФ, при этом являясь многонациональным. Это означает, что на самом высшем юридическом уровне признается и регламентируется, что Российская Федерация объединяет в себе людей различных национальностей воедино, образуя, единый народ. А возможно и единую нацию. Российская Федерация, является федеративным государством, где в каждом субъекте имеются представители различных национальностей, которых насчитывается около двух сотен разновидностей. Причем это и коренные жители территорий Российской Федерации, и также иммигранты из зарубежных государств.
И внутри государства имеются различные недопонимания и разногласия среди представителей разных национальностей. Проблема национального вопроса остра в современном мире. Если в советское время удавалось поддерживать мир и «дружбу [народов]», то сейчас возникают множество конфликтных ситуаций. Таким образом, разобраться в данном вопросе будет актуально, так как одна из важнейших задач для развития российского государства в целом является решение проблемы межнациональных отношений. А от решения данной проблемы может зависеть обеспечение национальной безопасности и сохранение целостности Российской Федерации, её суверенитета, а также защита всех народов, проживающих на территории Российской Федерации и каждого человека в отдельности.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, формирующихся при реализации основ конституционно-правового статуса российской нации. Предмет исследования - совокупность правовых норм, а также доктринальных источников и правоприменительной практики, определяющие основы конституционно-правового статуса российской нации, а также осуществления суверенных прав данной категории, закрепленных в конституционном законодательстве и в доктрине конституционного права.
Цель работы - исследовать нормы текущего законодательства Российской Федерации, законодательства других стран, правоприменительную практику, конституционно-правовую доктрину, составляющие основы правового статуса российской нации.
Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть проблемы определения конституционно-правовой категории «нация»;
• проанализировать соотношение юридических категорий: «нация», «народ», «этнос»;
• исследовать конституционное закрепление изучаемых категорий в Конституции Российской Федерации;
• исследовать конституционное закрепление изучаемых категорий в конституциях зарубежных стран;
• рассмотреть определение категории «национальное меньшинство»;
• проанализировать регулирование и защиту прав национальных меньшинств;
• исследовать проблемы реализации конституционных прав национальных меньшинств.
Основными источниками, использованными в данной работе, стали нормативно-правовые акты, содержащие нормы в исследуемом вопросе; материалы судебной практики; работы и труды ученых, среди которых следует особо отметить работы: Васильевой Н.Л., Андриченко Л.В., Казьминой Е.А., Черячукина Е.А., Иванова С.О., Немечкина В.Н., Соколова А., Фомиченко М.П., Тэпс Д., Пыхтина С.П., Позднякова Э.А., Новиковой Н.И., Кузнецова С.А., Козлова В.И., Карапетян Л.М., Кагинян С.Г., Иванова С.О., Захаровой Т.А., Елишева С.О., Дугина А.Г., Грачёва Н.И. и многих других, а также собственный практический опыт.
Методологией исследования явились современные методы познания, такие как общенаучный (синтез, анализ, абстрагирование, аналогия и др.), частно-научный (статистика, догматическое толкование и др.), специальный (сравнительно-правовой, функционально-правовой).
Данная работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Одна из важнейших задач для развития Российского государства в целом является решение проблемы межнациональных отношений. И от решения данной проблемы может зависеть обеспечение национальной безопасности и сохранение целостности Российской Федерации, её суверенитета, а также защита всех национальностей, проживающих на территории Российской Федерации и каждого человека в отдельности.
В Российской Федерации существуют множество групп и общностей, которые объединены по национальным признакам. И учитывая реальное состояние этих общностей в Российской Федерации, государственная стратегия в отношении них должна сопутствовать с усовершенствованием законодательства в этой сфере, принятием законов, разработкой и осуществлением программ развития на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе, где будут поставлены конкретные цели для улучшения положения. Данные программы должны осуществляться постепенно, в логической последовательности и в тесной связи друг с другом, в зависимости от уже достигнутых результатов и учитывая реалии современности и политической ситуации.
Крупнейшей задачей перед нашим государством стоит задача сохранения самобытности этносов, народов и нации с их исключительной культурой, языками и традициями. Тут важна способность и умение укрепления народов в единую нацию. Разделение народов, этносов, наций, их культур и обычаев, противопоставление их друг другу, является некомпетентным действием. А межнациональным столкновениям на ксенофобских, расистских, нацистских, фашистских началах не место не только в современной России, но и во всём мире. И сейчас важно сберечь единство человечества в его многообразии, одолеть стереотипы негативного и предвзятого отношения к представителям иных национальностей, к людям, поддерживающим иную культуру и традиции. Особенно в рамках единого государства. Противоборствовать с поли-этничностью государства означает подвергать свои народы на вражду и столкновения, а значит на опасность потери государственной целостности и суверенитета. А нужно, наоборот, прислушиваться и учитывать интересы, объединять народы. И чтобы не было таких крайностей, как: самобытность народа, отвергающая единство; или же, наоборот, единство, отвергающее самобытность.
Современная российская государственность строится на базе конституционных положений, где каждый гражданин имеет неотделимые естественные права в соответствии с нормами и принцами международного права. А единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. То есть государственность формируется общей волей живущих в ней народов, которые объединены историей в единое государство.
Потребность россиян в гражданской уникальности так же необходима, как и уникальность самой России в современном мире. Поэтому так важна солидарность между представителями разных национальностей. Ведь всеобщей опорой является единство граждан российской нации. Создание и развитие уникальности России должно опираться на историю, на прошлое, но непременно с устремленностью на благополучное и безопасное настоящее и будущее.
Поддержание уникальности и многообразия в совокупности с политическими интересами государства и есть сущность формирования и развития российской нации.
В ходе исследования, мы рассмотрели несколько подходов к определению понятия «нация», которые очень разнятся и противоречивы между собой: это западная традиция, где нация является совокупностью граждан государства; и восточная традиция, где нация рассматривается как этническое общество. Категория «нация» является очень сложным понятием по своему содержанию и очень многообразным по своим конкретным проявлениям, что включить его в общее, формальное определение, при этом, не исказив его этимологии и не отбросив в сторону его сущностные черты и характеристики, представляется сложным.
Помимо определения понятия «нация», также мы разобрались в таких смежных категориях, как «народ», «этнос», «этническая группа». Данные категории очень близко соприкасаются друг с другом, что иногда грани между ними стираются. Поэтому нужно рассматривать данные понятия в определенном контексте. То есть, в одном случае может закладываться один смысл, а в другом случае иной.
Проанализировав несколько конституций различных государств мира, мы также пришли к выводу, что категория «нация» многогранна, и даже на уровне Основного Закона государства может употребляться в различных значениях. И также, что часто идёт смешение со смежными юридическими категориями, часом подменяя друг друга.
Поэтому предлагаем, для того чтобы впредь не появлялось никакой путаницы в данных понятиях и утихли (в какой-то мере) споры между исследователями, ввести в понятийный аппарат российского законодательства, четкое определение данных понятий.
Но пока не имеются четких определений данным категориям, дадим свои определения:
Нация - формально-политическая, социально-экономическая и культурно-духовная общность людей, которая формируется при переходе от феодальной к капиталистической формации, от традиционного общества к обществу Модерна (Нового и Новейшего времени).
Народ - это объединение нескольких народностей и этнических общностей, обладающих собственной культурой, общностью языка, традиций, этническим сознанием, не привязанных к определенной территории.
Этническая группа - группа людей, объединенных строго по этническим характеристикам: языку, традициям, общности происхождения и культуры, и по каким-либо причинам отделенная от своего основного этноса.
Данные определения можно будет закрепить в предложенном нами федеральном законе «О правовом статусе российской нации». Также, в данном законе можно закрепить: принципы построения и регулирования российской нации; нормы по управлению межнациональными, межэтническими отношениями в нашем государстве; нормы по согласованию национальных интересов народов РФ и государственных интересов; условия для упрочения гражданской идентичности - российской нации; решения вопросов, связанных с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев; условия для оказания поддержки сограждан, проживающих за рубежом; а также перспективы развития российской нации.
По итогу принятия данного закона, можно будет поручить контроль за его исполнением специализированному органу. В настоящее время, на федеральном уровне имеется только один государственный орган, регулирующий вопросы межнациональной политики. Это Федеральное агентство по делам национальностей (далее - ФАДН). Руководит деятельностью данного органа Правительство РФ. Но полномочия в установленной сфере являются весьма ограниченными. Поэтому, целесообразным будет наше предложение воссоздать Министерство по делам национальностей в РФ. Возможно, путём преобразования агентства в министерство. Данное предложение является весьма рациональным. У Министерства будет намного шире функционал, нежели у агентства. Более сложные вопросы министерство будет решать самостоятельно, а, не советуясь, с Правительством. Вопросы национальной политики являются очень значительными в построении российской государственности, поэтому данным вопросам следует уделять как можно большее внимание.
Конституция РФ закрепила в своих нормах такую категорию граждан, как «национальное меньшинство», тем самым гарантируя право на защиту. Но в законодательстве, а также в современной науки конституционного права до сих пор нет четкого определения данной категории. Но должен быть объект для защиты. Поэтому, логика развития российской правовой дискуссии по данной тематике располагает к потребности в четкой регламентации и определения понятия «национальное меньшинство» на уровне федерального законодательства. Это определение должно быть всеобъемлющим, должно полностью охватывать понятие данной категории и включать все её типологические и видовые характеристики.
Также, в данном исследовании, мы рассмотрели права, принадлежащие национальным меньшинствам. Закрепление и признание законодательно данных прав, является совершенно неизбежным действием современного государства, которое провозглашает себя демократическим, федеративным, многонациональным и социальным.
И хоть в нашем государстве имеется широкой простор для реализации прав национальных меньшинств, некоторые проблемы всё же имеются. Существует необходимость в принятии безотлагательных мер для поддержки соблюдения прав меньшинств, в особенности для защиты от преступлений на почве враждебности к данным общностям. Эти меры должны включать способы незамедлительной юридической защиты, и должны иметь возможность исполнения данных способов. Эффективный режим защиты прав национальных меньшинств подразумевает наличие такой среды, где будут действовать равные возможности для данных групп, и они будут ощущать себя полноценными членами общества при сохранении самобытности. Поэтому, мы предлагаем принять федеральный закон, который будет регламентировать правовой статус национальных меньшинств, давать четкое определение данному понятию, закреплять специальные права, присущие для данной категории, возможности для их реализации и эффективные меры защиты, а также разграничил бы пределы ведения Российской Федерации и её субъектов. А также внедрить должность Уполномоченного по правам национальных меньшинств в Российской Федерации.
В Российской Федерации существуют множество групп и общностей, которые объединены по национальным признакам. И учитывая реальное состояние этих общностей в Российской Федерации, государственная стратегия в отношении них должна сопутствовать с усовершенствованием законодательства в этой сфере, принятием законов, разработкой и осуществлением программ развития на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе, где будут поставлены конкретные цели для улучшения положения. Данные программы должны осуществляться постепенно, в логической последовательности и в тесной связи друг с другом, в зависимости от уже достигнутых результатов и учитывая реалии современности и политической ситуации.
Крупнейшей задачей перед нашим государством стоит задача сохранения самобытности этносов, народов и нации с их исключительной культурой, языками и традициями. Тут важна способность и умение укрепления народов в единую нацию. Разделение народов, этносов, наций, их культур и обычаев, противопоставление их друг другу, является некомпетентным действием. А межнациональным столкновениям на ксенофобских, расистских, нацистских, фашистских началах не место не только в современной России, но и во всём мире. И сейчас важно сберечь единство человечества в его многообразии, одолеть стереотипы негативного и предвзятого отношения к представителям иных национальностей, к людям, поддерживающим иную культуру и традиции. Особенно в рамках единого государства. Противоборствовать с поли-этничностью государства означает подвергать свои народы на вражду и столкновения, а значит на опасность потери государственной целостности и суверенитета. А нужно, наоборот, прислушиваться и учитывать интересы, объединять народы. И чтобы не было таких крайностей, как: самобытность народа, отвергающая единство; или же, наоборот, единство, отвергающее самобытность.
Современная российская государственность строится на базе конституционных положений, где каждый гражданин имеет неотделимые естественные права в соответствии с нормами и принцами международного права. А единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. То есть государственность формируется общей волей живущих в ней народов, которые объединены историей в единое государство.
Потребность россиян в гражданской уникальности так же необходима, как и уникальность самой России в современном мире. Поэтому так важна солидарность между представителями разных национальностей. Ведь всеобщей опорой является единство граждан российской нации. Создание и развитие уникальности России должно опираться на историю, на прошлое, но непременно с устремленностью на благополучное и безопасное настоящее и будущее.
Поддержание уникальности и многообразия в совокупности с политическими интересами государства и есть сущность формирования и развития российской нации.
В ходе исследования, мы рассмотрели несколько подходов к определению понятия «нация», которые очень разнятся и противоречивы между собой: это западная традиция, где нация является совокупностью граждан государства; и восточная традиция, где нация рассматривается как этническое общество. Категория «нация» является очень сложным понятием по своему содержанию и очень многообразным по своим конкретным проявлениям, что включить его в общее, формальное определение, при этом, не исказив его этимологии и не отбросив в сторону его сущностные черты и характеристики, представляется сложным.
Помимо определения понятия «нация», также мы разобрались в таких смежных категориях, как «народ», «этнос», «этническая группа». Данные категории очень близко соприкасаются друг с другом, что иногда грани между ними стираются. Поэтому нужно рассматривать данные понятия в определенном контексте. То есть, в одном случае может закладываться один смысл, а в другом случае иной.
Проанализировав несколько конституций различных государств мира, мы также пришли к выводу, что категория «нация» многогранна, и даже на уровне Основного Закона государства может употребляться в различных значениях. И также, что часто идёт смешение со смежными юридическими категориями, часом подменяя друг друга.
Поэтому предлагаем, для того чтобы впредь не появлялось никакой путаницы в данных понятиях и утихли (в какой-то мере) споры между исследователями, ввести в понятийный аппарат российского законодательства, четкое определение данных понятий.
Но пока не имеются четких определений данным категориям, дадим свои определения:
Нация - формально-политическая, социально-экономическая и культурно-духовная общность людей, которая формируется при переходе от феодальной к капиталистической формации, от традиционного общества к обществу Модерна (Нового и Новейшего времени).
Народ - это объединение нескольких народностей и этнических общностей, обладающих собственной культурой, общностью языка, традиций, этническим сознанием, не привязанных к определенной территории.
Этническая группа - группа людей, объединенных строго по этническим характеристикам: языку, традициям, общности происхождения и культуры, и по каким-либо причинам отделенная от своего основного этноса.
Данные определения можно будет закрепить в предложенном нами федеральном законе «О правовом статусе российской нации». Также, в данном законе можно закрепить: принципы построения и регулирования российской нации; нормы по управлению межнациональными, межэтническими отношениями в нашем государстве; нормы по согласованию национальных интересов народов РФ и государственных интересов; условия для упрочения гражданской идентичности - российской нации; решения вопросов, связанных с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев; условия для оказания поддержки сограждан, проживающих за рубежом; а также перспективы развития российской нации.
По итогу принятия данного закона, можно будет поручить контроль за его исполнением специализированному органу. В настоящее время, на федеральном уровне имеется только один государственный орган, регулирующий вопросы межнациональной политики. Это Федеральное агентство по делам национальностей (далее - ФАДН). Руководит деятельностью данного органа Правительство РФ. Но полномочия в установленной сфере являются весьма ограниченными. Поэтому, целесообразным будет наше предложение воссоздать Министерство по делам национальностей в РФ. Возможно, путём преобразования агентства в министерство. Данное предложение является весьма рациональным. У Министерства будет намного шире функционал, нежели у агентства. Более сложные вопросы министерство будет решать самостоятельно, а, не советуясь, с Правительством. Вопросы национальной политики являются очень значительными в построении российской государственности, поэтому данным вопросам следует уделять как можно большее внимание.
Конституция РФ закрепила в своих нормах такую категорию граждан, как «национальное меньшинство», тем самым гарантируя право на защиту. Но в законодательстве, а также в современной науки конституционного права до сих пор нет четкого определения данной категории. Но должен быть объект для защиты. Поэтому, логика развития российской правовой дискуссии по данной тематике располагает к потребности в четкой регламентации и определения понятия «национальное меньшинство» на уровне федерального законодательства. Это определение должно быть всеобъемлющим, должно полностью охватывать понятие данной категории и включать все её типологические и видовые характеристики.
Также, в данном исследовании, мы рассмотрели права, принадлежащие национальным меньшинствам. Закрепление и признание законодательно данных прав, является совершенно неизбежным действием современного государства, которое провозглашает себя демократическим, федеративным, многонациональным и социальным.
И хоть в нашем государстве имеется широкой простор для реализации прав национальных меньшинств, некоторые проблемы всё же имеются. Существует необходимость в принятии безотлагательных мер для поддержки соблюдения прав меньшинств, в особенности для защиты от преступлений на почве враждебности к данным общностям. Эти меры должны включать способы незамедлительной юридической защиты, и должны иметь возможность исполнения данных способов. Эффективный режим защиты прав национальных меньшинств подразумевает наличие такой среды, где будут действовать равные возможности для данных групп, и они будут ощущать себя полноценными членами общества при сохранении самобытности. Поэтому, мы предлагаем принять федеральный закон, который будет регламентировать правовой статус национальных меньшинств, давать четкое определение данному понятию, закреплять специальные права, присущие для данной категории, возможности для их реализации и эффективные меры защиты, а также разграничил бы пределы ведения Российской Федерации и её субъектов. А также внедрить должность Уполномоченного по правам национальных меньшинств в Российской Федерации.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ СЛОВА ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЕЕ СОСТОЯНИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019



