ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Природа и причины изменений содержания формальной Конституции 7
1.1. Преобразование как форма изменения формальной Конституции.. 7
1.2. Текстуальное изменение формальной Конституции 17
Глава 2. Конституционная практика и формы её взаимодействия с формальной Конституцией 31
2.1. Понятие и содержание конституционной практики 31
2.2. Формы взаимодействия конституционной практики и формальной
Конституции 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Период действия Конституции РФ обусловливает актуальность вопроса о степени соответствия ей сложившихся общественно-политических реалий, о соотношении формальных конституционных положений и фактической конституционной практики.
Специфика соотношения формальной Конституции РФ и конституционной практики обусловлена как особой юридической природой конституции, как основного закона, так и особенностями того, как ее положения реализуются на практике, взаимодействуют с остальным правовым массивом.
Правовое поле Российской Федерации наполнено свидетельствами как реальности и действенности конституции, и, напротив, разрыв между формальной конституцией и конституционной практикой сигнализирует о фиктивности учредительного акта и снижении эффективности регулирования основополагающих общественных отношений. В связи с этим доктринальную и социальную злободневность обретает проблема взаимоотношений действующей Конституции и конституционной практики.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы соотношения Конституции Российской Федерации и конституционной практики почти не получили освещения в российской юридической литературе. До настоящего времени отсутствует комплексный анализ конституционной практики как явления, существующего в правовом поле современной России. Отсутствует единый устоявшейся подход к определению конституционной практики, к определению понятия, перечня и сущности ее источников, равно как и практически отсутствуют исследования форм взаимоотношения формальной конституции и конституционной практики.
Следует отметить, что такое явление как конституционная практика, в большей степени, имеет узко-отраслевой характер - конституционно-правовой. Попытки затронуть указанную тему исследования как напрямую, через определение понятия и раскрытия содержания исследуемого вопроса, так и косвенно, через изучение отдельных элементов юридической конструкции - «конституционной практики», а также исследуя явления, явившееся предпосылками для дальнейшего выделения научной темы в самостоятельную, предприняты Е.С. Аничкиным, в частности, в его монографии: «Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.».
Кроме того, нельзя не отметить существование научных исследований, в которых предпринята попытка исследовать такое явление как «конституционная практика» в том ее понимании, которое не является схожим с тем, которое используется Е.С. Аничкиным, а именно, без обременения этой юридической конструкции такими элементами как «форма взаимодействия с формальной конституцией», без попыток экстраполировать результаты исследований на существующие нормы Конституции РФ. Примером такого исследования является монография А.Н. Медушевского «Конституционный мониторинг: Концепция, методика и итоги экспертного опроса в России в марте 2013 года».
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, связанных с взаимодействием Конституции Российской Федерации и нормативно-правового массива, в различных формах, различными способами влияющими на ее фактическое содержание.
Предметом исследования стало содержание конкретных нормативно- правовых актов, а также актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, которые развивают, дополняют или же конфликтуют с положениями Конституции Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в обосновании факта объективного существования конституционной практики как явления
правовой действительности, влияющего на фактическое содержание положений основного закона, путем выработки теоретических положений, составляющих основу для описания указанного правового явления, в том числе: понятие и сущность конституционной практики, содержание
конституционной практики, формы ее взаимодействия с формальной конституцией.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение текстуального изменения и преобразования конституции;
2. Определение понятия конституционной практики, определение ее содержания;
3. Исследование непосредственно форм взаимодействия конституционной практики с формальной конституцией.
Методологическая основа исследования. Совокупность методов исследования, примененных в диссертации, обуславливается изучением рассматриваемых явлений в их динамике, что обуславливает применение общего диалектического метода. Также были использованы общенаучные методы: методы логического анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод аналогии, моделирования, абстрагирования; частнонаучные методы, такие как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формально-юридический и социологический методы.
Применение формально-юридического метода позволило изучить конституционную практику как явление правовой действительности. Синтез и метод правового сравнения во многом позволили понять, обнаружить непосредственные примеры действия конституционной практики, выраженные в формах ее взаимодействия с формальной конституцией. Сравнительно-правовой метод способствовал выявлению примеров конституционной практики во временном разрезе.
Применение указанных методов позволило осуществить комплексное изучение предмета исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области конституционного права: Е.С. Аничкина, И.А. Алжеева, А.В. Безрукова, Н.А. Бобровой, Б.В. Евдокимова, Т.А. Тухватуллина, В.Т. Кабышева, И.А. Кравеца, О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой, Д.Н. Лукоянова, А.В. Мазурова, Г.В. Мальцева, А.Н. Медушевского, Р.Г. Нурмагамбетова, А.Е. Постникова, Б.А. Страшуна, Т.Я. Хабриевой, С.М. Шахрая и др.
Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты Государственной Думы и Совета Федерации РФ. В диссертационном исследовании также использовались нормативные правовые акты утратившие силу, поскольку они имеют значение для полного и всестороннего рассмотрения изучения предмета исследования, позволяют рассмотреть вопросы развития подвергающейся исследованию законодательной базы в ретроспективе.
Выпускная квалификационная работа изложена на 75 листах, состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучение теоретических источников, действующего законодательства и решений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы.
Во-вторых, Конституция РФ может быть изменена четырьмя способами. Это: пересмотр положений 1, 2 и 9 глав Конституционным Собранием. Изменение положений этих глав влечет принятие новой Конституции РФ. Это самый радикальный способ, именно изменение «фактической» конституции. Следующий способ, это внесение поправок в главы 3 - 8 в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ. Под поправкой в рамках данного способа понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав. Также еще возможны внесения в особом порядке изменений в ст. 65 Конституции в форме федерального конституционного закона (ФКЗ) при изменении правового статуса субъектов или субъектного состава РФ и изменение ст. 65 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции.
В-третьих, конституционная практика должна рассматривается в качестве субстанции, находящейся за пределами собственно конституции, являясь, по своей сути, правовой действительностью, которая может в большей или меньшей степени совпадать с формальной конституцией или расходиться с ней.
Возможным представляется выделение таких вариантов взаимодействия конституционной практики с формальной конституцией как гармония, коррекция и конфликт.
Оптимальным вариантом взаимодействия формальной конституции и конституционной практики является гармония, допустимым вариантом - коррекция, а нежелательным, хотя и закономерным сценарием соотношения - конфликт. В Российской Федерации в разной степени представлены все три варианта взаимодействия Конституции и конституционной практики. При этом судьба различных норм Конституции РФ в плане взаимодействия с конституционной практикой складывается вариативно: одни подвергаются нормальной реализации, вторые нарушаются, третьи испытывают преобразовательный эффект, к четвертым принимаются поправки, а пятые в разное время своего действия претерпевают несколько вариантов влияния конституционной практики. Поэтому уровень стабильности различных норм формальной Конституции и степень воздействия на них конституционной практики неодинаковы.
Важно понимать, что противоречие между конституционно - правовыми реалиями и писаной Конституцией, с одной стороны, подрывает реальность Основного закона и его авторитет, с другой стороны, свидетельствует о несовершенстве содержания и консерватизме Конституции. Закономерными следствиями такого состояния становятся нигилистические настроения в обществе и расширение неконституционной практики, которая находит выражение в увеличении количества фактов неконституционности нормативных правовых актов, росте числа правоприменительных актов, входящих в противоречие с Конституцией РФ, неисполнении требований Конституции РФ органами публичной власти, должностными лицами и гражданами.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, - 2014 г., - Ст. 4398.
2. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ / Собрание законодательства РФ, - 2014 г., - Ст. 6952.
3. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ / Собрание законодательства РФ, - 2014 г., - Ст. 548.
4. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ / Собрание законодательства РФ, - 2009 г., - Ст. 2.
5. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ / Собрание законодательства РФ, - 2009 г., - Ст. 1.
6. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
«О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный
конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ / Собрание законодательства РФ, - 2015 г., - Ст. 7229.
7. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) / Российская газета, - 2001 г., - Ст. 4916.
8. О правительстве Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 -ФКЗ // Собрание законодательства РФ, - 1997 г., - Ст. 5712.
9. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ / Собрание
законодательства РФ, - 1994 г., - Ст. 1447.
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 2005 г., - Ст. 16.
11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307- ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 2014 г., - Ст. 5615.
12. О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 2006 г., - Ст. 7.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 2003 г., - Ст. 3822.
14. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 04 июля 2003 г. № 95-ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 2003 г., - Ст. 2709.
15. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 1999 г., - Ст. 5005.
16. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04 марта 1998 г. № 33-ФЗ / Собрание законодательства РФ, - 1998 г, - Ст. 1146.
17. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства РФ, - 1995, - Ст. 4472.
18. О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09 января 1996 г. № 20 / Собрание законодательства РФ, - 1996 г., - Ст. 152.
19. О проекте закона Российской Федерации «О поправках к статьям 101, 102, 103 Конституции Российской Федерации»: Постановление ГД и ФС РФ от 14 октября 1998 г. N 3081 - II ГД / Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Последнее обновление 15.05.2018.
20. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге»: Закон Санкт- Петербурга от 13 июля 2015 г. № 477-93 / Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, -.2015 г., - № 24.
21. О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 28 октября 2009 г.): Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. № 508-100 / Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, - 2009 г., - № 31.
Научная литература:
22. Авакьян С.А. Сергеев А.А. Федерализм и местное
самоуправление как институты российского народовластия. / М.:
Юриспруденция, - 2005 г., - 256 с.
23. Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации: сущность и причины // Вестник Томского государственного университета, - № 323, - 2009 г., - С. 202- 206.
24. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце XX - начале XXI в. / М.: Юрлитинформ, - 2010 г., - С. 234.
25. Аничкин Е.С. Коррекция как вариант соотношения формальной конституции и конституционной практики (на примере Российской Федерации) // Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность: материалы международной научно-практической конференции - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, - 2017 г., - С. 10 - 14.
26. Аничкин Е.С. Формальная Конституция и конституционная практика в России: варианты взаимодействия // Вестник Нижегородской академии МВД России, - № 4 (40), - 2017 г., - С. 10 - 15.
27. Евдокимов Б.В., Тухватуллин Т.А. Некоторые проблемы внесения поправок в конституцию (теория и практика) // Государственная власть и местное самоуправление. - №4. - 2014 г., - С. 15-19.
28. Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. Монография / М.: Юрид. фирма «Частное право», - 2004 г., - 364 с.
29. Медушевский А.Н. Конституция России: пределы гибкости и возможные интерпретации в будущем // Сравнительное конституционное обозрение, - №2, - 2008 г., - С. 11 - 21.
30. Медушевский А.Н. Конституционный мониторинг: Концепция, методика и итоги экспертного опроса в России в марте 2013 года / М.: Институт права и публичной политики, - 2014 г., - 183 с.
31. Нурмагамбетов Р.Г. К вопросу об определении понятия «Пределы конституционного регулирования общественных отношений» // Вестник Челябинского государственного университета, - 2012 г., -№1 (255). С. 13 - 17.
32. О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД) (снят с рассмотрения): Досье на проект федерального закона / Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Последнее обновление 15.05.2018.
33. Постников А.Е. Конституционные принципы и конституционная практика // Журнал российского права, - 2008 г., - №12. - С. 38 - 43.
34. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. / М.: Наука РАН, - 2016. - 320 с.
35. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. / М.: Статут, - 2017 г., - 624 с.
Материалы судебной практики:
36. По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 10-П / Собрание законодательства РФ, - 2017 г., - Ст. 2284.
37. По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО
«Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации»: Постановление
Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П / Собрание законодательства РФ, - 2017 г., - Ст. 866.
38. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. №4-П / Собрание законодательства РФ, - 2003 г., - Ст. 1416.
39. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. №7-П / Собрание законодательства РФ, - 2002 г., - №14, - Ст. 1374.
40. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. №14 -П // Собрание законодательства РФ, - 2000 г., - Ст. 4861.
41. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О / Собрание законодательства РФ, - 2000 г., - Ст. 3117.
42. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П / Собрание законодательства РФ, - 2000 г., - Ст. 2728.
43. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П / Собрание законодательства РФ, -1997 г., - Ст. 3581.
44. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П / Российская газета, - 1995 г., - Ст. 4868.
45. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П / Российская газета, - 1995 г., - Ст. 4408.