1. Исследование предметной области 5
1.1. Структура оценки качества образования 5
1.2. Проблема мониторинга Всероссийский проверочных работ 9
1.3 Парсинг 10
2. Анализ хранения результатов Всероссийских проверочных работ и выбор
технологий 13
2.1 Анализ структуры хранения результатов Всероссийских проверочных работ на сайте Федеральной информационной системы оценки качества образования
13
2.2 Выбор языка программирования 19
2.3 Выбор метода парсинга 20
3. Разработка информационной системы по сбору данных Всероссийских
проверочных работ 23
3.2 Увеличение производительности 27
3.3 Разработка графического интерфейса 28
3.4 Тестирование информационной системы 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения 34
Начиная с 2015 года в школах России ежегодно проводится процедура оценки качества образования - Всероссийские проверочные работы (ВПР). Все результаты о провидении ВПР среди школьников 4 - 11 классов хранятся на сайте Федеральной информационной системы оценки качества образования (ФИС ОКО) [1]. У каждого региона России имеется организация ответственные за мониторинг процесса проведения ВПР. В Алтайском крае такой организацией выступает краевое автономное учреждение образования "Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования" (КАУО «АИЦТиОКО»). Руководство данной организации предоставило мне доступ к сайту ФИС ОКО, предав мне логин и пароль с целью создания автономной и эффективной информационной системы по сбору данных результатов проведения ВПР.
Для того чтобы сформировать итоговый отчет необходимо было загрузить 20201 отчет, которые скачивать отдельно и связывались с другими отчетами. Данная процедура до этого занимала 2 месяца. Руководством КАУО «АИЦТиОКО» было принято решение разработать информационную систему по сбору данных ВПР, которая должна автоматизировать процесс и сократить время сбора результатов проведения ВПР. На основе полученных отчетов необходимо создать единую базу данных первичных результатов Всероссийских проверочных работ школьников Алтайского края, которая будет накапливать данные из года в год.
Актуальность работы заключается в эффективном сборе данных результатов ВПР школьников Алтайского края с сайта ФИС ОКО. Эти данные необходимы для анализа состояния региональных и муниципальных систем образования.
Цель работы - Создание единой базы данных первичных результатов Всероссийских проверочных работ школьников Алтайского края.
В результате исследования поставлены следующие задачи:
- Провести анализ структуры хранения результатов ВПР на сайте ФИС ОКО;
- Разработать модуля импорта-экспорта данных;
- Создать алгоритм автоматического анализа структуры данных и выявления ошибок;
- Разработать алгоритм многопоточности при импорте-экспорте данных;
- Создать графический интерфейс;
- Провести тестирование информационной системы.
Объект исследования - данные Всероссийских проверочных работ школ Алтайского края.
Предмет исследования - алгоритмы парсинга и обработки первичных данных Всероссийских проверочных работ.
Практическая значимость разработки заключается в объективной, качественном анализе проверочных работ и увеличении скорости сбора данных. На основе данных отчетов можно проводить оценку качества образования в школах Алтайского края и принимать управленческие решения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографических источников.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ структуры хранения результатов ВПР на сайте ФИС ОКО;
2. Разработан модуль импорта-экспорта данных;
3. Создан алгоритм автоматического анализа структуры данных и выявления ошибок;
4. Разработан алгоритм многопоточности при импорте-экспорте данных;
5. Создан графический интерфейс;
6. Проведено тестирование информационной системы.
В совокупности с данной технологией и других Министерство образования и науки Алтайского края заняло второе место в Российской Федерации в категории: «Мониторинг эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации»
В дальнейшем планируется разработка базы данных на основе объектно-реляционной системы управления базами данных (СУБД) PostgreSQL, благодаря которой будет создан сайт, посвященный аналитике результатов ВПР, а также благодаря базе данных, можно будет составлять любые отчеты, связанные с проведением ВПР.
1. Сайт Федеральной информационной системы оценки качества образования [электронный ресурс] URL: https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ Дата обращения: 29.06.2021
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации
(Минобрнауки России) [электронный ресурс] URL:
https://xn--80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn-- p1ai/upload/iblock/4a5/4a51f06453982b3592a84196a635985c.pdf Дата обращения: 29.06.2021
3. Документация по Qt Designer [электронный ресурс] URL: https://doc.qt.io/qt-5/qtdesigner-manual.html Дата обращения: 29.06.2021
4. Документация по интегрированной среде разработки PyCharm
[электронный ресурс] URL: https: //www.j etbrains .com/help/pycharm/inline-
documentation.html Дата обращения: 29.06.2021
5. Документация по Python [электронный ресурс] URL: https://www.python.org/doc/ Дата обращения: 29.06.2021
6. Документация по библиотеке Requests [электронный ресурс] URL: https://docs.python-requests.org/en/master/ Дата обращения: 29.06.2021
7. Документация по библиотеке Beautiful Soup [электронный ресурс] URL: https://www.crummy.com/software/BeautifulSoup/bs4/doc/ Дата обращения: 29.06.2021
8. Kunle Olukotun. iChip Multiprocessor Architecture: Techniques to Improve Throughput and Latency / Kunle Olukotun, Lance Hammond, James Laudon - 2007. 5с.
9. ISO/IEC 2382:2015 Information technology - Vocabulary.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации».
11. ГОСТ Р 53622-2009. Информационные технологии.
Информационно-вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов
12. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. - М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 160 с.
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019№ 590/219 [электронный ресурс] URL:
https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE% D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0 %B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B 8%D 1 %8F.pdf Дата обращения: 29.06.2021
14. Национальные оценки качества образования [электронный ресурс] URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201682 Дата обращения: 29.06.2021
15. Документация по библиотеке openpyxl [электронный ресурс] URL: https://openpyxl.readthedocs.io/en/stable/ Дата обращения: 29.06.2021
16. Документация по библиотеке Json [электронный ресурс] URL: https://docs.python.org/3/library/j son.html Дата обращения: 29.06.2021
17. Документация по библиотеке csv [электронный ресурс] URL: https://docs.python.org/3/library/csv.html Дата обращения: 29.06.2021
18. Документация по библиотеке threading [электронный ресурс] URL: https://docs.python.org/3/library/threading.html Дата обращения: 29.06.2021
19. TIMSS 2019 INTERNATIONAL RESULTS IN MATHEMATICS AND
SCIENCE [электронный ресурс] URL: https://timss2019.org/reports/wp-
content/themes/timssandpirls/download-center/TIMSS-2019-Intemational-Results-in- Mathematics-and-Science.pdf Дата обращения: 29.06.2021
20. Документация по использованию IEA IDB Analyzer [электронный
ресурс] URL: https://timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-
database/downloads/T 15 UserGuide.pdf Дата обращения: 29.06.2021