Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Понятие и значение конституционно-правового статуса органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации 6
1.2. Источники регулирования конституционно-правового статуса органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации 18
Глава 2. Элементы конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 34
2.1. Система и порядок формирования органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации 34
2.2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации 52
3.2. Конституционно-правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимодействие с другими органами
государственной власти 70
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 95
Последний лист ВКР
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1. Понятие и значение конституционно-правового статуса органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации 6
1.2. Источники регулирования конституционно-правового статуса органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации 18
Глава 2. Элементы конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 34
2.1. Система и порядок формирования органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации 34
2.2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации 52
3.2. Конституционно-правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимодействие с другими органами
государственной власти 70
Заключение 88
Список использованных источников и литературы 95
Последний лист ВКР
В настоящее время в Российской Федерации продолжается конституционализация федерального и регионального законодательства, которая выражается как в принятии всех законов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (далее по тексту - «Конституция РФ»), так и в принятии законов, вытекающих из ее смысла. Ее успех, безусловно, зависит также от эффективной реализации конституционно-правовых норм в уже существующий нормативных - правовых актов, в том числе регулирующих систему исполнительных органов субъектов Российской Федерации (далее по тексту - «субъектов РФ», «субъектов Федерации»).
Органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (далее по тексту - «система исполнительной власти РФ») в пределах ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ее ведения с субъектами РФ. Также конституционно закрепляется и некоторая свобода субъектов РФ. Однако в процессе реализации данных норм зачастую возникают противоречия в связи с тем, что Конституция РФ закрепила лишь основные начала регулирования конституционно - правового статуса органов исполнительно власти субъектов РФ.
Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации предопределяется необходимостью совершенствования правовой основы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в целях развития и гармонизации федеративных отношений и дальнейшей конституционализации законодательства. Ввиду этого целью магистерской диссертации является исследование теоретических и практических вопросов закрепления в нормативных- правовых актах Российской Федерации (федерального и регионального уровня) конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. А именно таких элементов, как система и порядок формирования, полномочия и конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов РФ, конституционно-правовые формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами государственной власти. А также анализ зарубежного опыта построения органов исполнительной власти субъектов в федеративных государствах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие, природу и источники правового регулирования конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ;
- дать общую характеристику системы и процесса формирования различных органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- рассмотреть вопрос о полномочиях, конституционной ответственности субъектов РФ, взаимодействии органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами государственной власти;
- проанализировать зарубежный опыт организации и функционирования исполнительной власти в федеративных государствах;
- сравнить правовое регулирование Российской Федерации и иностранных государств в вопросах построения региональных органов исполнительной власти.
Объектом исследования является урегулированные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов государственно-властные отношения, возникающие в сфере функционирования органов исполнительной власти субъектов РФ, а также западный опыт построения органов исполнительной власти субъектов.
Предметом исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ, практика их реализации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативно-правовые акты зарубежных стран, а также мнения ученых по поводу совершенствования правового положения органов исполнительной власти субъектов РФ и иностранных государств.
Для успешной реализации поставленных целей и задач при исследовании необходимо применить следующие методы исследования: аналитический, исторический, логический, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также изучение и обобщение.
Проблеме определения и характеристики элементов конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ и зарубежных стран посвящены работы таких ученых, как С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Бельских, А.П. Бердашкевича, З.И. Елкибаева, А.Э. Жалинского, А.В. Зиновьева, К.А. Ишекова, Б.С. Крылова, А.Н. Лебедева, В.А. Кряжкова, А.А. Мишина, Т.С. Румянцевой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилов, А.А. Старовойтова, В.Г. Стрекозова, П.Ю. Тюрина, И.А. Умновой (Конюховой), С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, К.В. Черкасова, С.Н. Чернова, А.Н. Черткова, Е.В. Шориной, А.Ю. Якимова и других.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Введение раскрывает актуальность и практическую значимость исследования, определяет степень научной разработанности темы, цель и задачи исследования, раскрывает краткую характеристику объекта и предмета исследования. В первой главе дается общая характеристика конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, а именно рассматриваются понятие, значение и источники, регулирующие конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. Во второй главе дается общий анализ таких элементов конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, как система органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок формирования, полномочия, конституционная ответственности субъектов РФ и взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами власти как федерального, так и регионального уровня. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения в данной сфере.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (далее по тексту - «система исполнительной власти РФ») в пределах ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ее ведения с субъектами РФ. Также конституционно закрепляется и некоторая свобода субъектов РФ. Однако в процессе реализации данных норм зачастую возникают противоречия в связи с тем, что Конституция РФ закрепила лишь основные начала регулирования конституционно - правового статуса органов исполнительно власти субъектов РФ.
Таким образом, актуальность темы магистерской диссертации предопределяется необходимостью совершенствования правовой основы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в целях развития и гармонизации федеративных отношений и дальнейшей конституционализации законодательства. Ввиду этого целью магистерской диссертации является исследование теоретических и практических вопросов закрепления в нормативных- правовых актах Российской Федерации (федерального и регионального уровня) конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. А именно таких элементов, как система и порядок формирования, полномочия и конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов РФ, конституционно-правовые формы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами государственной власти. А также анализ зарубежного опыта построения органов исполнительной власти субъектов в федеративных государствах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие, природу и источники правового регулирования конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ;
- дать общую характеристику системы и процесса формирования различных органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- рассмотреть вопрос о полномочиях, конституционной ответственности субъектов РФ, взаимодействии органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами государственной власти;
- проанализировать зарубежный опыт организации и функционирования исполнительной власти в федеративных государствах;
- сравнить правовое регулирование Российской Федерации и иностранных государств в вопросах построения региональных органов исполнительной власти.
Объектом исследования является урегулированные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов государственно-властные отношения, возникающие в сфере функционирования органов исполнительной власти субъектов РФ, а также западный опыт построения органов исполнительной власти субъектов.
Предметом исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ, практика их реализации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативно-правовые акты зарубежных стран, а также мнения ученых по поводу совершенствования правового положения органов исполнительной власти субъектов РФ и иностранных государств.
Для успешной реализации поставленных целей и задач при исследовании необходимо применить следующие методы исследования: аналитический, исторический, логический, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также изучение и обобщение.
Проблеме определения и характеристики элементов конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ и зарубежных стран посвящены работы таких ученых, как С.А. Авакьяна, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Бельских, А.П. Бердашкевича, З.И. Елкибаева, А.Э. Жалинского, А.В. Зиновьева, К.А. Ишекова, Б.С. Крылова, А.Н. Лебедева, В.А. Кряжкова, А.А. Мишина, Т.С. Румянцевой, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилов, А.А. Старовойтова, В.Г. Стрекозова, П.Ю. Тюрина, И.А. Умновой (Конюховой), С.Д. Хазанова, Н.Ю. Хаманевой, К.В. Черкасова, С.Н. Чернова, А.Н. Черткова, Е.В. Шориной, А.Ю. Якимова и других.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Введение раскрывает актуальность и практическую значимость исследования, определяет степень научной разработанности темы, цель и задачи исследования, раскрывает краткую характеристику объекта и предмета исследования. В первой главе дается общая характеристика конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, а именно рассматриваются понятие, значение и источники, регулирующие конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. Во второй главе дается общий анализ таких элементов конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, как система органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок формирования, полномочия, конституционная ответственности субъектов РФ и взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ с иными органами власти как федерального, так и регионального уровня. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения в данной сфере.
В соответствии с поставленными целями и задачами можно прийти к следующим обобщающим выводам по работе:
Во-первых, важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Во - вторых, орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой вид органа государственной власти, являющийся частью единой системы органов исполнительной власти РФ, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, взаимодействующего с федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъекта РФ и органами местного самоуправления. Именно органы исполнительной власти субъекта РФ напрямую осуществляют управлением в регионах. Это те органы государственной власти, которые непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.
В-третьих, конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих их положение в системе органов государственной власти РФ. Конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, регулирующие место и роль в системе органов исполнительной власти РФ; 2) правовые нормы, регулирующие права и обязанности, порядок формирования и компетенцию; 3) правовые нормы, закрепляющие предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти. Соответственно, конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ — это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти.
В-четвертых, вариант построения федеративных отношений в Российской Федерации не противоречит зарубежным вариантам взаимоотношений федераций и регионов в федеративных государствах. В основном в федеративных государствах сложилось две модели построения таких взаимоотношений. Это существенная самостоятельность регионов (включая предметы ведения, способы построения региональных органов исполнительной власти и т.д.) при закреплении только общих положений на уровне федерации. Либо решение вопросов компетенции, устройства исполнительных органов регионов, предметов ведения только на федеральном уровне.
Российская Федерация выбрала иной вариант. С одной стороны, предметы исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения субъектов РФ прямо закреплены в Конституции РФ, также органы исполнительной власти образуют единую систему, что подразумевает подчиненность органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному уровню. С другой стороны, Конституция РФ закрепляет в статье 73, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Однако при анализе законодательства мы почти не найдем сфер исключительного ведения субъектов РФ. Также в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах...» провозглашена самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в построении системы и структуры своих органов. Однако, в наиболее важных вопросах устройства системы исполнительных органов, законодательство построено таким образом, что лишает субъекты РФ провозглашенной самостоятельности (обязательность высшего должностного лица при его законодательной не обязательности; большое влияние Президента РФ на регион через главу субъекта РФ, которого может отрешить от должности; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые дублируют полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ). Необходим баланс полномочий между разными уровнями единой системы органов исполнительной власти, перераспределение функций на каждом из уровней управления как «по вертикали», так и «по горизонтали».
В-пятых, спорным в научной литературе является вопрос об источниках регулирования конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. По нашему мнению к ним можно отнести как федеральное, так и региональное законодательство, включая подзаконные акты, но только содержащие конституционно-правовые нормы. А именно это: Конституция РФ, федеральное законодательство, в том числе ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах...», подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, подзаконные акты высшего должностного лица субъекта РФ и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, иных органов, регулирующих непосредственно систему, структуру, взаимодействие и ответственность органов исполнительной власти субъекта. Специфичными источниками можно назвать нормативно - правовые договоры и соглашения, способствующие взаимодействию органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти и акты Конституционного Суда РФ, толкующие нормы федерального законодательства при возникновении непонимания их применения.
В-шестых, во многих современных федеративных государствах - США, ФРГ, Швейцарии, Канаде, равно как и в России, - наряду с федеральной конституцией и общефедеральными законами действуют основные законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции (Индия, Малайзия, Королевство Бельгия). В некоторых федеративных государствах, например, в США и ФРГ в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. На наш взгляд, унификация как федерального, так и регионального законодательства очень хороший способ устранения противоречий и не последовательности как в правотворчестве, так и в правоприменении. Опыт зарубежных стран может быть полезен и для Российской Федерации.
В-седьмых, Конституция РФ определила основные начала в образовании исполнительных органов субъектов РФ. Так ч. 1 ст. 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается данными субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Проанализировав федеральное и региональное законодательство, можно прийти к выводу, что система органов исполнительной власти субъекта РФ включает в себя высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое также может быть руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
В-восьмых, в основном высшее должностное лицо субъекта является руководителем высшего органа исполнительной власти, избирается либо населением, либо законодательным органом субъекта РФ при участии Президента РФ. Высший исполнительный орган власти субъекта РФ коллегиальный или единоначальный формируется высшим должностным лицом. Иные органы исполнительной власти - с отраслевой и межотраслевой компетенцией, контрольно-надзорные органы исполнительной власти, территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ и другие - формируются высшим исполнительным органом субъекта РФ.
В- девятых, полномочия в общем виде представляют собой совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, закрепленные в нормативно-правовых актах и необходимые для осуществления своих задач и функций. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта достаточно детально закреплены в ФЗ «Об общих принципах...». В основном регионы в своем законодательстве полностью копируют данные полномочия, также добавляя и иные. Что касается иных органов исполнительной власти субъекта РФ, то их полномочия устанавливаются субъектом самостоятельно. Необходимо обратить внимание на такие институты как договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части своих полномочий, которые известны и другим федеративным государствам. Если провести границу между разграничением и передачей полномочий, то передаются полномочия, уже разграниченные между уровнями власти, уже отнесенные либо к смешанной компетенции РФ и ее субъектов, либо к исключительному федеральному ведению. В зарубежных странах также органы исполнительной власти субъекта наделены большими полномочиями. Однако в некоторых странах степень самостоятельности субъекта гораздо больше чем в Российской Федерации (США, Швейцария).
В-десятых, конституционно-правовую ответственность можно определить, как предусмотренное нормами конституционного права неблагоприятное последствие вследствие нарушения обязанностей, закрепленных нормами конституционного права. Однако Конституция РФ практически не регламентирует вопросы конституционно-правовой ответственности субъектов РФ. Различные меры ответственности хаотично разбросаны в разных статьях ФЗ «Об общих принципах.» и в подавляющем большинстве посвящены ответственности высшего должностного лица. Так к основным мерам ответственности высшего должностного лица перед Федерацией можно отнести: предупреждение, отрешение от должности, временное отстранение от должности. Необходимо отметить, что все они реализуются при непосредственном участи Президента РФ. Так же существует и новый вид ответственности перед избирателями как отзыв, однако сложная процедура его применения фактически лишает население реализации своего права. Можно предложить законодателю предусмотреть специальную главу, в которой были бы перечислены все виды конституционной ответственности (не только перед государством, но и перед избирателями) по отношению к различным исполнительным органом субъекта РФ, основания привлечения к ответственности и порядок ее реализации.
В-одиннадцатых, в настоящее время институт конституционно-правовой ответственности субъектов РФ остается крайне несовершенным. Основными проблемами являются: установление законодателем санкций политической
ответственности; наличие противоречий и недоработок в процедурных нормах конституционно-правовой ответственности субъектов РФ; возможность осуществления своих полномочий высшим должностным лицом субъекта РФ ставится в зависимость от доверия Президента РФ; из норм федерального законодателя не совсем ясно, можно ли относить отзыв избирателями к мерам конституционно- правовой ответственности; в должной мере не урегулирован вопрос ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ помимо высшего должностного лица. Что касается зарубежных стран, то и там самым распространенным видом ответственности органов исполнительной власти является отставка и отрешение от должности органов и должностных лиц, однако чаще всего это происходит по решению населения региона без участия федеральной власти и главы государства.
В-двенадцатых, взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ как с иными органами государственной власти субъекта, так и с Российской Федерацией регулируется достаточно широким кругом нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Однако, если взаимодействие с законодательными органами субъекта РФ в основном подчинено системе сдержек и противовесов, то взаимодействие с федеральным уровнем в основном выражается в существенном влиянии Президента РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед нами при проведении исследования, выполнены в полной мере. Выводы, к которым мы пришли в результате проведенных исследований, могли бы стать полезными для дальнейшего реформирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ, так как непротиворечивое, логичное, юридически-грамотное нормативно - правовое регулирование является залогом качественной и эффективной работы любого органа государственной власти.
Во-первых, важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Во - вторых, орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой вид органа государственной власти, являющийся частью единой системы органов исполнительной власти РФ, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, взаимодействующего с федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъекта РФ и органами местного самоуправления. Именно органы исполнительной власти субъекта РФ напрямую осуществляют управлением в регионах. Это те органы государственной власти, которые непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.
В-третьих, конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих их положение в системе органов государственной власти РФ. Конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, регулирующие место и роль в системе органов исполнительной власти РФ; 2) правовые нормы, регулирующие права и обязанности, порядок формирования и компетенцию; 3) правовые нормы, закрепляющие предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти. Соответственно, конституционно - правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ — это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти.
В-четвертых, вариант построения федеративных отношений в Российской Федерации не противоречит зарубежным вариантам взаимоотношений федераций и регионов в федеративных государствах. В основном в федеративных государствах сложилось две модели построения таких взаимоотношений. Это существенная самостоятельность регионов (включая предметы ведения, способы построения региональных органов исполнительной власти и т.д.) при закреплении только общих положений на уровне федерации. Либо решение вопросов компетенции, устройства исполнительных органов регионов, предметов ведения только на федеральном уровне.
Российская Федерация выбрала иной вариант. С одной стороны, предметы исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения субъектов РФ прямо закреплены в Конституции РФ, также органы исполнительной власти образуют единую систему, что подразумевает подчиненность органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному уровню. С другой стороны, Конституция РФ закрепляет в статье 73, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Однако при анализе законодательства мы почти не найдем сфер исключительного ведения субъектов РФ. Также в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах...» провозглашена самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в построении системы и структуры своих органов. Однако, в наиболее важных вопросах устройства системы исполнительных органов, законодательство построено таким образом, что лишает субъекты РФ провозглашенной самостоятельности (обязательность высшего должностного лица при его законодательной не обязательности; большое влияние Президента РФ на регион через главу субъекта РФ, которого может отрешить от должности; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые дублируют полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ). Необходим баланс полномочий между разными уровнями единой системы органов исполнительной власти, перераспределение функций на каждом из уровней управления как «по вертикали», так и «по горизонтали».
В-пятых, спорным в научной литературе является вопрос об источниках регулирования конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ. По нашему мнению к ним можно отнести как федеральное, так и региональное законодательство, включая подзаконные акты, но только содержащие конституционно-правовые нормы. А именно это: Конституция РФ, федеральное законодательство, в том числе ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах...», подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, Конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, подзаконные акты высшего должностного лица субъекта РФ и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, иных органов, регулирующих непосредственно систему, структуру, взаимодействие и ответственность органов исполнительной власти субъекта. Специфичными источниками можно назвать нормативно - правовые договоры и соглашения, способствующие взаимодействию органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти и акты Конституционного Суда РФ, толкующие нормы федерального законодательства при возникновении непонимания их применения.
В-шестых, во многих современных федеративных государствах - США, ФРГ, Швейцарии, Канаде, равно как и в России, - наряду с федеральной конституцией и общефедеральными законами действуют основные законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции (Индия, Малайзия, Королевство Бельгия). В некоторых федеративных государствах, например, в США и ФРГ в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. На наш взгляд, унификация как федерального, так и регионального законодательства очень хороший способ устранения противоречий и не последовательности как в правотворчестве, так и в правоприменении. Опыт зарубежных стран может быть полезен и для Российской Федерации.
В-седьмых, Конституция РФ определила основные начала в образовании исполнительных органов субъектов РФ. Так ч. 1 ст. 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается данными субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Проанализировав федеральное и региональное законодательство, можно прийти к выводу, что система органов исполнительной власти субъекта РФ включает в себя высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое также может быть руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
В-восьмых, в основном высшее должностное лицо субъекта является руководителем высшего органа исполнительной власти, избирается либо населением, либо законодательным органом субъекта РФ при участии Президента РФ. Высший исполнительный орган власти субъекта РФ коллегиальный или единоначальный формируется высшим должностным лицом. Иные органы исполнительной власти - с отраслевой и межотраслевой компетенцией, контрольно-надзорные органы исполнительной власти, территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ и другие - формируются высшим исполнительным органом субъекта РФ.
В- девятых, полномочия в общем виде представляют собой совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, закрепленные в нормативно-правовых актах и необходимые для осуществления своих задач и функций. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта достаточно детально закреплены в ФЗ «Об общих принципах...». В основном регионы в своем законодательстве полностью копируют данные полномочия, также добавляя и иные. Что касается иных органов исполнительной власти субъекта РФ, то их полномочия устанавливаются субъектом самостоятельно. Необходимо обратить внимание на такие институты как договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части своих полномочий, которые известны и другим федеративным государствам. Если провести границу между разграничением и передачей полномочий, то передаются полномочия, уже разграниченные между уровнями власти, уже отнесенные либо к смешанной компетенции РФ и ее субъектов, либо к исключительному федеральному ведению. В зарубежных странах также органы исполнительной власти субъекта наделены большими полномочиями. Однако в некоторых странах степень самостоятельности субъекта гораздо больше чем в Российской Федерации (США, Швейцария).
В-десятых, конституционно-правовую ответственность можно определить, как предусмотренное нормами конституционного права неблагоприятное последствие вследствие нарушения обязанностей, закрепленных нормами конституционного права. Однако Конституция РФ практически не регламентирует вопросы конституционно-правовой ответственности субъектов РФ. Различные меры ответственности хаотично разбросаны в разных статьях ФЗ «Об общих принципах.» и в подавляющем большинстве посвящены ответственности высшего должностного лица. Так к основным мерам ответственности высшего должностного лица перед Федерацией можно отнести: предупреждение, отрешение от должности, временное отстранение от должности. Необходимо отметить, что все они реализуются при непосредственном участи Президента РФ. Так же существует и новый вид ответственности перед избирателями как отзыв, однако сложная процедура его применения фактически лишает население реализации своего права. Можно предложить законодателю предусмотреть специальную главу, в которой были бы перечислены все виды конституционной ответственности (не только перед государством, но и перед избирателями) по отношению к различным исполнительным органом субъекта РФ, основания привлечения к ответственности и порядок ее реализации.
В-одиннадцатых, в настоящее время институт конституционно-правовой ответственности субъектов РФ остается крайне несовершенным. Основными проблемами являются: установление законодателем санкций политической
ответственности; наличие противоречий и недоработок в процедурных нормах конституционно-правовой ответственности субъектов РФ; возможность осуществления своих полномочий высшим должностным лицом субъекта РФ ставится в зависимость от доверия Президента РФ; из норм федерального законодателя не совсем ясно, можно ли относить отзыв избирателями к мерам конституционно- правовой ответственности; в должной мере не урегулирован вопрос ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ помимо высшего должностного лица. Что касается зарубежных стран, то и там самым распространенным видом ответственности органов исполнительной власти является отставка и отрешение от должности органов и должностных лиц, однако чаще всего это происходит по решению населения региона без участия федеральной власти и главы государства.
В-двенадцатых, взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ как с иными органами государственной власти субъекта, так и с Российской Федерацией регулируется достаточно широким кругом нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Однако, если взаимодействие с законодательными органами субъекта РФ в основном подчинено системе сдержек и противовесов, то взаимодействие с федеральным уровнем в основном выражается в существенном влиянии Президента РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед нами при проведении исследования, выполнены в полной мере. Выводы, к которым мы пришли в результате проведенных исследований, могли бы стать полезными для дальнейшего реформирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ, так как непротиворечивое, логичное, юридически-грамотное нормативно - правовое регулирование является залогом качественной и эффективной работы любого органа государственной власти.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Акты органов исполнительной власти субъектов РФ: понятие и виды
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2018



