Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние кризиса середины жизни на изменение эмоционально- оценочного и смыслового аспектов самосознания

Работа №91465

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятия, концепции кризиса середины жизни 6
1.1 Взгляды Л.С.Выготского на природу кризиса 6
1.2 Переодизация развития взрослого человека 8
1.3 Взгляды на содержание кризиса у взрослого человека 10
1.3.1 Кризис идентичности 15
1.3.2 Мотивационный кризис 17
1.3.3 Кризис духовного развития 20
1.3.4 Кризис профессионального самоопределения. Переоценка
профессиональной карьеры в середине жизни 26
1.4 Возможные варианты исхода кризиса 30
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-оценочного и смыслового аспектов самосознания взрослых людей под влиянием кризиса середины жизни 32
2.1 Описание методов и процедуры исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов 36
Заключение 56
Список использованной литературы: 58
Приложение 64


В периодизации развития Л. С. Выготский чередует стабильный и критический возраст человека. Стабильный период определяется гармоничными отношениями между окружающей человека средой и отношением человека к ней. А критический период - это перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение человека к окружающей среде, изменение потребностей и мотивов, которые движут его поведением.
Кризисы взрослости в меньшей степени завися от фактически прожитого времени и в большей степени определяются жизненными обстоятельствами личности. Кризисы возникают внезапно при изменении в системе отношений между человеком и окружающей его средой или могут же могут постепенно подготавливаться.
Разделение на стабильные и критические возраста дает возможность анализа социальной ситуации развития, в которую входит объективная и «внутренняя» позиции субъекта. Объективная позиция - заданна системой обязанностей, прав, определенных ожиданий общества от человека. «Внутренняя позиция» отображает характер представлений о себе, а так же отношений с другими.
Кризис приводит к необходимости построения новых отношений между человеком и его социальной действительностью. Социальная ситуация развития приводит к формированию возрастных новообразований - изменений возникающих на данной ступени развития человека, которые ведут к новому типу строения личности и ее деятельности.
Кризис середины жизни характеризуется переоценкой ценностей, целей, образа жизни, отношений с окружающими. В результате должен сложиться новый образ Я.
Таким образом, в период жизни 35-45 лет могут наблюдаться изменения во внешнем и во внутреннем аспекте жизни человека, которые можно считать проявлением кризиса середины жизни. Под влиянием кризиса происходят изменения в структуре сознания личности.
Актуальность данной работы связанна с вопросами развития личности: повышением психологической устойчивости, уравновешенности, социальной адаптации, сопротивляемости. Исследование данной темы может позволить разработать психопрофилактические мероприятия, способствующие осознанию скрытых слабых сторон личности.
Цель работы: Исследовать и обнаружить изменения смыслового и эмоционально-оценочного аспекта самосознания в период кризиса середины жизни.
Задачи:
- провести оценку самоотношения в группах мужчин и женщин
- оценить осмысленность жизни в группах мужчин и женщин
- выявить уровень самостоятельности в достижении своих целей в группах мужчин и женщин
Объект исследования: Кризис середины жизни.
Предмет: Изменение эмоционально-оценочного и смыслового
аспектов самосознания в период кризиса середины жизни.
Выборка: Женщины и мужчины (40 чел.) в возрасте от 35 до 45 лет.
Методы исследования:
- Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев), позволяющая получить данные об эмоционально-оценочном аспекте самосознания - самоотношении.
-Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), позволяющий изучить осмысленность жизни и внутренний локус контроля.
-Опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), измеряющий индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Методы статистической обработки данных:
Статистическая обработка результатов проводилась при помощи Microsoft Excel с использованием корреляционного анализа Спирмена.
Гипотезы:
1. В период кризиса середины жизни изменяется отношение к себе в сторону большего принятия себя и своей самоценности, возрастает рефлексивность и осознание себя.
2. В период кризиса середины жизни происходит изменение смысложизненных ориентаций в сторону большей осмысленности жизни, увеличения контроля над ней и удовлетворенности самореализацией.
В текущей работе исследуется внутренняя сторона изменений социальной ситуации развития - «внутренняя позиция» личности, которая выражает его отношение к своему положению в обществе, меру ее принятия и освоения, характер образа Я и отношения с другими членами общества, то есть изменения в самосознании.
В большей степени интересным является изменение эмоционального компонента Я-концепции - самоуважения, самопринятия, самоценности; изменение характера образа собственного Я, выступающего как установка по отношению к самому себе, то есть самосознания.
Немаловажным представляется изменение в ценностно-смысловой сфере личности, в которой, по мнению многих авторов, как раз в данный период жизни возникают серьезные изменения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практическая значимость работы связанна с вопросами развития личности, а именно повышением психологической устойчивости, уравновешенности, социальной адаптации, сопротивляемости. Исследование изменений в жизни взрослого человека могут позволить разработать психопрофилактические мероприятия, способствующие осознанию скрытых слабых сторон личности. Вследствие неудовлетворенности самореализацией может возникать психологический дискомфорт. В попытки справиться с дискомфортом человек может прибегать к участию в различного рода духовных практиках, зачастую в религиозных общинах или сектах различной направленности. В особенности это относится к женщинам, которым, с учетом некоторых обстоятельств, закрыты многие способы самореализации. Пренебрежение этими процессами может вызывать негативные последствия как в структуре личности, так и в обществе в целом.
В связи с этим изучение проявлений и результатов пережитого кризиса может иметь большое значение для подбора форм психологической помощи взрослым людям. А так же для подбора оптимальной стратегии преодоления трудностей и индивидуального стиля жизни человека, позволяющего управлять уровнем напряженности, сохранять свободу поведения, жить здоровой и благополучной жизнью, достигнуть зрелости личности.
Гипотеза №1 подтверждается среди женщин. В период протекания кризиса середины жизни у женщин можно наблюдать изменение самоотношения в сторону большего принятия себя; возрастает рефлексивность и осознание себя. У мужчин переживающих кризис середины жизни в ходе исследования была выявлена тенденция к неосознанности образа Я, большая закрытость, включение защитных механизмов, что свидетельствует об актуальности кризисного состояния.
Гипотеза №2 как у женщин, так и у мужчин подтверждается лишь частично. Общая осмысленность, направленность жизни повышается, растет целеустремленность личности мужчин и женщин. Однако женщины испытывают неудовлетворенность самореализаций и оценивают пройденный жизненный этап ниже, чем мужчины. Более того, у мужчин наблюдается неудовлетворенность своей жизнью в настоящем времени, прослеживается тенденция большей нацеленности на будущее. И у мужчин и у женщин обнаружено снижение интервальности, что так же может говорить о работе защитных механизмов



1. Ананьев. Б. Г. Проблемы психологии личности / Ананьев Б. Г. М., 1977. -324с.
2. Андреева Г. М.,Социальная психология /Андреева Г. М. М.,1989. -384 с.
3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М/Опросник уровня субъективного контроля. /Психодиагностическая серия, вып.6. - М.: «СМЫСЛ», 1993.-16с.
4. Белозуб Г.И. Кризис сорока: Советы психолога современной женщине. - Москва: ФАИР - ПРЕСС, 2003.- 173с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Берн Э. М., 1988. 400 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности :избр. психол. тр. / Фельдштейн Д. И.М., 1998.-287с.
7. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю Психология жизненных ситуаций / Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263с.
8. Бурменская Г. В. Психология личности: современные тенденции и зарождающиеся направления // Вопросы психологии, 1991. № 1. 10¬20с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М. В. и др. М.: Просвещение, 1984.-450с.
10. Возрастная психология: Личность от молодости до старости/ Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.//-Москва: Педагогическое общество России, 2001.- 269с.
11. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.-Москва: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001.-464с.
12. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Абрамова Г.С.// Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 672 с.
13. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.-368с.
14. Выготский Л. С., Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 433-с.
15. Выготский Л.С. Психология.//- Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
16. Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов// Global Science Center LP (Прага) .2016.-№9.-12-24с.
17. Гвоздецкая В.К. Психологические характеристики возрастных кризисов мужчин и женщин в период взростлости// Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).2016.-№12. - 59-68с.
18. Гвоздецкая В.К. Психологические характеристики возрастных кризисов мужчин и женщин в период взростлости// Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).2016.-№12. - 59-68с.
19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1988.-564с.
20. Долгова В.И. Буторин Г.Г. Стадиальность и кризисные периоды
зрелости в работах зарубежных психологов// Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет(Челябинск). 2016. -№ 5.-113-117с.
21. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Ось-89, 2003.-114 с.
22. Кемеров В.Е. Кризис, который всегда с тобой// Институт философии Российской академии наук (Москва).2018.-№6.-89-98с.
23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1996.-509с.
24. Кон И. С. Социология личности / Кон И.С. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
25. Кон И. С. Психология юношеского возраста / Кон И.С. М.: Просвещение, 1979.-90 с.
26. Костик И.А., Гилева Н.С. Тренинг как способ преодоления кризиса середины жизни// Омская гуманитарная академия.2016.-№2-5.-78-81с.
27. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.-992с.
28. Краткий психологический словарь / Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др. // Петровский А.В., Ярошенко М.Г. М.: Политиздат, 1985. 431. с.
29. Кузнецова О.С. Особенности переживания кризиса середины жизни лицами среднего возраста// ООО "Издательство Молодой ученый".2017.-№157.-275-277с.
30. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / В. Н. Колюцкий. М.: ’’Сфера”, 2003.-419с.
31. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных
психологов / Куликов Л.С. СПб.: Лидер, 2000. 464 с.
32. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.
/Психодиагностическая серия, вып.2. - М.: «СМЫСЛ», 1992.-18с.
33. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994. 217 с.
34. Макарова В.А. Проблема кризиса среднего возраста в психологии//Олимп.2018.-№39.-137-141с.
35. Малкина-Пых И. Г.Возрастные кризисы взрослости. М: Эксмо,2005- 416 с.
36. Марова В.А. Кризисы среднего возраста, обьективность существования
феномена в разных психологических
теориях// Олимп (Иваново) .2018.-№19.-278-280с.
37. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Маслоу А. М., 1982. 123 с.
38. Музыченко А.В. Абакунчик М.И. Особенности переживания кризиса середины жизни мужчинами и женщинами с разным семейным статусом// Учреждение образования "Республиканский институт профессионального образования" (Минск).2019.-№9-1.-178-187с.
39. Немов Р. С. Общие основы психологии в 3 томах/ Немов Р. С. М.: Просвещение, 1995. 573 с.
40. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов/ Слободчиков В.И., Исаев Е.И. -Москва:Школьная пресса, 2000.-395с.
41. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.
/Психодиагностическая серия, вып.7. - Москва: «СМЫСЛ», 1993.-32с.
42. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии №1, 1994.-61-64с.
43. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин. // Вопросы психологии №2, 1996.-31-42с.
44. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - Москва: ТЦ Сфера, 2002.-105с.
45. Практикум по гендерной психологии/под ред. И.С. Клециной. - СПб: Питер, 2003.-479с.
46. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого
достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001.-480с.
47. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия//К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.-559с.
48. Психология среднего возраста, старения, смерти./А.А. Реана. - СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-384с.
49. Психология ответственности / К. Муздыбаев// В. Е. Семенов. -
Ленинград «Наука», 1983. - 240с.
50. Психология. Словарь//под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1990.-494с.
51. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие/ Козлов В.В. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-304с.
52. Ральникова И.А. Иполитова Е.А. Деформация субьективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса// Алтайский государственный университет (Барнаул) .2007.-№54.-18-22с.
53. Раткевич Р.А. Проблема личности женщин в период кризиса середины
жизни в научных исследованиях//ООО
"Актуальность.РФ" (Москва).2018.-150-153с.
54. Сандерс Ч. Женщина и стресс. - Минск: ООО Попурри, 1997.-496с.
55. Скрипачева Е.Н. Бохан Т.Г. Психические состояния женщин,
переживающих кризис середины жизни// Научно-исследовательский институт школьных технологий (Москва).2015.-№56.-191-198с.
56. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. 37-49 с.
57. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопр. психол. 1986. № 6. 14—22 с.
58. Толстых А.В. Возрасты жизни. - Москва: Молодая гвардия, 1988.-223с.
59. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии М., 1978.
60. Фридан Б. Загадка женственности. - Москва: Издательская группа «Прогресс», «Литера», 1993.-494с.
61. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, 1996. 403 с.
62. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2001.-608с.
63.Что такое психология: в 2-х т., т.2/Годфруа Ж.// Г. Г. Аракелов.- Москва: Мир,1999.-370с.
64. Шаповаленко И. В. Возрастная психология М.: Гардарики, 2005. -349с.
65. Шепель Д.А. Психологические особенности кризиса середины жизни: половые различия//Оренбургский государственный университет.2016.- №56-138-140с.
66. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.-436с.
67.Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.М.: Тривола, 1994.¬168 с.
68.Эриксон Э. Детство и общество. М.: ACT; Фонд «Университетская книга», 1996.-592с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ