Влияние кризиса середины жизни на изменение эмоционально- оценочного и смыслового аспектов самосознания
|
Введение 3
Глава 1. Понятия, концепции кризиса середины жизни 6
1.1 Взгляды Л.С.Выготского на природу кризиса 6
1.2 Переодизация развития взрослого человека 8
1.3 Взгляды на содержание кризиса у взрослого человека 10
1.3.1 Кризис идентичности 15
1.3.2 Мотивационный кризис 17
1.3.3 Кризис духовного развития 20
1.3.4 Кризис профессионального самоопределения. Переоценка
профессиональной карьеры в середине жизни 26
1.4 Возможные варианты исхода кризиса 30
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-оценочного и смыслового аспектов самосознания взрослых людей под влиянием кризиса середины жизни 32
2.1 Описание методов и процедуры исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов 36
Заключение 56
Список использованной литературы: 58
Приложение 64
Глава 1. Понятия, концепции кризиса середины жизни 6
1.1 Взгляды Л.С.Выготского на природу кризиса 6
1.2 Переодизация развития взрослого человека 8
1.3 Взгляды на содержание кризиса у взрослого человека 10
1.3.1 Кризис идентичности 15
1.3.2 Мотивационный кризис 17
1.3.3 Кризис духовного развития 20
1.3.4 Кризис профессионального самоопределения. Переоценка
профессиональной карьеры в середине жизни 26
1.4 Возможные варианты исхода кризиса 30
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-оценочного и смыслового аспектов самосознания взрослых людей под влиянием кризиса середины жизни 32
2.1 Описание методов и процедуры исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов 36
Заключение 56
Список использованной литературы: 58
Приложение 64
В периодизации развития Л. С. Выготский чередует стабильный и критический возраст человека. Стабильный период определяется гармоничными отношениями между окружающей человека средой и отношением человека к ней. А критический период - это перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение человека к окружающей среде, изменение потребностей и мотивов, которые движут его поведением.
Кризисы взрослости в меньшей степени завися от фактически прожитого времени и в большей степени определяются жизненными обстоятельствами личности. Кризисы возникают внезапно при изменении в системе отношений между человеком и окружающей его средой или могут же могут постепенно подготавливаться.
Разделение на стабильные и критические возраста дает возможность анализа социальной ситуации развития, в которую входит объективная и «внутренняя» позиции субъекта. Объективная позиция - заданна системой обязанностей, прав, определенных ожиданий общества от человека. «Внутренняя позиция» отображает характер представлений о себе, а так же отношений с другими.
Кризис приводит к необходимости построения новых отношений между человеком и его социальной действительностью. Социальная ситуация развития приводит к формированию возрастных новообразований - изменений возникающих на данной ступени развития человека, которые ведут к новому типу строения личности и ее деятельности.
Кризис середины жизни характеризуется переоценкой ценностей, целей, образа жизни, отношений с окружающими. В результате должен сложиться новый образ Я.
Таким образом, в период жизни 35-45 лет могут наблюдаться изменения во внешнем и во внутреннем аспекте жизни человека, которые можно считать проявлением кризиса середины жизни. Под влиянием кризиса происходят изменения в структуре сознания личности.
Актуальность данной работы связанна с вопросами развития личности: повышением психологической устойчивости, уравновешенности, социальной адаптации, сопротивляемости. Исследование данной темы может позволить разработать психопрофилактические мероприятия, способствующие осознанию скрытых слабых сторон личности.
Цель работы: Исследовать и обнаружить изменения смыслового и эмоционально-оценочного аспекта самосознания в период кризиса середины жизни.
Задачи:
- провести оценку самоотношения в группах мужчин и женщин
- оценить осмысленность жизни в группах мужчин и женщин
- выявить уровень самостоятельности в достижении своих целей в группах мужчин и женщин
Объект исследования: Кризис середины жизни.
Предмет: Изменение эмоционально-оценочного и смыслового
аспектов самосознания в период кризиса середины жизни.
Выборка: Женщины и мужчины (40 чел.) в возрасте от 35 до 45 лет.
Методы исследования:
- Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев), позволяющая получить данные об эмоционально-оценочном аспекте самосознания - самоотношении.
-Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), позволяющий изучить осмысленность жизни и внутренний локус контроля.
-Опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), измеряющий индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Методы статистической обработки данных:
Статистическая обработка результатов проводилась при помощи Microsoft Excel с использованием корреляционного анализа Спирмена.
Гипотезы:
1. В период кризиса середины жизни изменяется отношение к себе в сторону большего принятия себя и своей самоценности, возрастает рефлексивность и осознание себя.
2. В период кризиса середины жизни происходит изменение смысложизненных ориентаций в сторону большей осмысленности жизни, увеличения контроля над ней и удовлетворенности самореализацией.
В текущей работе исследуется внутренняя сторона изменений социальной ситуации развития - «внутренняя позиция» личности, которая выражает его отношение к своему положению в обществе, меру ее принятия и освоения, характер образа Я и отношения с другими членами общества, то есть изменения в самосознании.
В большей степени интересным является изменение эмоционального компонента Я-концепции - самоуважения, самопринятия, самоценности; изменение характера образа собственного Я, выступающего как установка по отношению к самому себе, то есть самосознания.
Немаловажным представляется изменение в ценностно-смысловой сфере личности, в которой, по мнению многих авторов, как раз в данный период жизни возникают серьезные изменения.
Кризисы взрослости в меньшей степени завися от фактически прожитого времени и в большей степени определяются жизненными обстоятельствами личности. Кризисы возникают внезапно при изменении в системе отношений между человеком и окружающей его средой или могут же могут постепенно подготавливаться.
Разделение на стабильные и критические возраста дает возможность анализа социальной ситуации развития, в которую входит объективная и «внутренняя» позиции субъекта. Объективная позиция - заданна системой обязанностей, прав, определенных ожиданий общества от человека. «Внутренняя позиция» отображает характер представлений о себе, а так же отношений с другими.
Кризис приводит к необходимости построения новых отношений между человеком и его социальной действительностью. Социальная ситуация развития приводит к формированию возрастных новообразований - изменений возникающих на данной ступени развития человека, которые ведут к новому типу строения личности и ее деятельности.
Кризис середины жизни характеризуется переоценкой ценностей, целей, образа жизни, отношений с окружающими. В результате должен сложиться новый образ Я.
Таким образом, в период жизни 35-45 лет могут наблюдаться изменения во внешнем и во внутреннем аспекте жизни человека, которые можно считать проявлением кризиса середины жизни. Под влиянием кризиса происходят изменения в структуре сознания личности.
Актуальность данной работы связанна с вопросами развития личности: повышением психологической устойчивости, уравновешенности, социальной адаптации, сопротивляемости. Исследование данной темы может позволить разработать психопрофилактические мероприятия, способствующие осознанию скрытых слабых сторон личности.
Цель работы: Исследовать и обнаружить изменения смыслового и эмоционально-оценочного аспекта самосознания в период кризиса середины жизни.
Задачи:
- провести оценку самоотношения в группах мужчин и женщин
- оценить осмысленность жизни в группах мужчин и женщин
- выявить уровень самостоятельности в достижении своих целей в группах мужчин и женщин
Объект исследования: Кризис середины жизни.
Предмет: Изменение эмоционально-оценочного и смыслового
аспектов самосознания в период кризиса середины жизни.
Выборка: Женщины и мужчины (40 чел.) в возрасте от 35 до 45 лет.
Методы исследования:
- Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев), позволяющая получить данные об эмоционально-оценочном аспекте самосознания - самоотношении.
-Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), позволяющий изучить осмысленность жизни и внутренний локус контроля.
-Опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), измеряющий индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Методы статистической обработки данных:
Статистическая обработка результатов проводилась при помощи Microsoft Excel с использованием корреляционного анализа Спирмена.
Гипотезы:
1. В период кризиса середины жизни изменяется отношение к себе в сторону большего принятия себя и своей самоценности, возрастает рефлексивность и осознание себя.
2. В период кризиса середины жизни происходит изменение смысложизненных ориентаций в сторону большей осмысленности жизни, увеличения контроля над ней и удовлетворенности самореализацией.
В текущей работе исследуется внутренняя сторона изменений социальной ситуации развития - «внутренняя позиция» личности, которая выражает его отношение к своему положению в обществе, меру ее принятия и освоения, характер образа Я и отношения с другими членами общества, то есть изменения в самосознании.
В большей степени интересным является изменение эмоционального компонента Я-концепции - самоуважения, самопринятия, самоценности; изменение характера образа собственного Я, выступающего как установка по отношению к самому себе, то есть самосознания.
Немаловажным представляется изменение в ценностно-смысловой сфере личности, в которой, по мнению многих авторов, как раз в данный период жизни возникают серьезные изменения.
Практическая значимость работы связанна с вопросами развития личности, а именно повышением психологической устойчивости, уравновешенности, социальной адаптации, сопротивляемости. Исследование изменений в жизни взрослого человека могут позволить разработать психопрофилактические мероприятия, способствующие осознанию скрытых слабых сторон личности. Вследствие неудовлетворенности самореализацией может возникать психологический дискомфорт. В попытки справиться с дискомфортом человек может прибегать к участию в различного рода духовных практиках, зачастую в религиозных общинах или сектах различной направленности. В особенности это относится к женщинам, которым, с учетом некоторых обстоятельств, закрыты многие способы самореализации. Пренебрежение этими процессами может вызывать негативные последствия как в структуре личности, так и в обществе в целом.
В связи с этим изучение проявлений и результатов пережитого кризиса может иметь большое значение для подбора форм психологической помощи взрослым людям. А так же для подбора оптимальной стратегии преодоления трудностей и индивидуального стиля жизни человека, позволяющего управлять уровнем напряженности, сохранять свободу поведения, жить здоровой и благополучной жизнью, достигнуть зрелости личности.
Гипотеза №1 подтверждается среди женщин. В период протекания кризиса середины жизни у женщин можно наблюдать изменение самоотношения в сторону большего принятия себя; возрастает рефлексивность и осознание себя. У мужчин переживающих кризис середины жизни в ходе исследования была выявлена тенденция к неосознанности образа Я, большая закрытость, включение защитных механизмов, что свидетельствует об актуальности кризисного состояния.
Гипотеза №2 как у женщин, так и у мужчин подтверждается лишь частично. Общая осмысленность, направленность жизни повышается, растет целеустремленность личности мужчин и женщин. Однако женщины испытывают неудовлетворенность самореализаций и оценивают пройденный жизненный этап ниже, чем мужчины. Более того, у мужчин наблюдается неудовлетворенность своей жизнью в настоящем времени, прослеживается тенденция большей нацеленности на будущее. И у мужчин и у женщин обнаружено снижение интервальности, что так же может говорить о работе защитных механизмов
В связи с этим изучение проявлений и результатов пережитого кризиса может иметь большое значение для подбора форм психологической помощи взрослым людям. А так же для подбора оптимальной стратегии преодоления трудностей и индивидуального стиля жизни человека, позволяющего управлять уровнем напряженности, сохранять свободу поведения, жить здоровой и благополучной жизнью, достигнуть зрелости личности.
Гипотеза №1 подтверждается среди женщин. В период протекания кризиса середины жизни у женщин можно наблюдать изменение самоотношения в сторону большего принятия себя; возрастает рефлексивность и осознание себя. У мужчин переживающих кризис середины жизни в ходе исследования была выявлена тенденция к неосознанности образа Я, большая закрытость, включение защитных механизмов, что свидетельствует об актуальности кризисного состояния.
Гипотеза №2 как у женщин, так и у мужчин подтверждается лишь частично. Общая осмысленность, направленность жизни повышается, растет целеустремленность личности мужчин и женщин. Однако женщины испытывают неудовлетворенность самореализаций и оценивают пройденный жизненный этап ниже, чем мужчины. Более того, у мужчин наблюдается неудовлетворенность своей жизнью в настоящем времени, прослеживается тенденция большей нацеленности на будущее. И у мужчин и у женщин обнаружено снижение интервальности, что так же может говорить о работе защитных механизмов
Подобные работы
- Самоотношение женщин с разным уровнем удовлетворенности браком
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности переживания чувства одиночества у подростков с диагнозом
«сахарный диабет»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - УЗБЕКСКАЯ ОБЩИНА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И МЕХАНИЗМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Аксиологический подход к формированию системы непрерывного художественно-эстетического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



