Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования образа физического «Я» девушек в контексте психологических защит 7
1.1 Зарубежные и отечественные подходы к изучению образа физического
«Я» личности 7
1.2 Специфика образа физического «Я» в молодом возрасте 16
1.3 Понятие психологических защит в зарубежной и отечественной
психологии 19
Глава 2. Эмпирическое исследование образа физического «Я» девушек в
контексте психологических защит 26
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования образа
физического «Я» девушек в контексте психологических защит 30
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Согласно исследованию «Я»-концепции, одной из главных её составляющих является образ физического «Я».Привлекательность человека в собственных глазах, а также в глазах и суждениях окружающих является важнейшей характеристикой для становления и развития гармоничной личности, особенно в период ранней молодости. Данный период достаточно сложен для личности, так как он является периодом перехода ко взрослой жизни, профессиональной ориентированности, создания семьи. Происходит формирование новых социальных групп (студенческие, рабочий коллектив), и во многом положение отдельного человека в таких группах определяется его внешней привлекательностью.
Можно сказать, что своеобразие жизни человека в достаточной степени определяют размер и форма его тела. При этом представление о своем теле, или другими словами образ физического «Я» является одним из регуляторов поведения. К сожалению, представление о себе и своем внешнем облике не всегда соответствуют реальной действительности.
Активно навязываемые через средства массовой информации идеалы красоты, строго заданные пропорции тела, пропаганда «идеальности» оказываются практически недосягаемыми для многих молодых девушек. Эта ситуация вызывает внутренний конфликт, что в свою очередь приводит к проявлениям соматических заболеваний, повышается риск развития анорексии, дисморфофобии и как крайняя степень негативных проявлений - суицидальных рисков.
Условия жизни, в которые поставлены молодые девушки сейчас, предъявляют достаточно высокие требования к личности - и это не только внешняя привлекательность, но и владение коммуникативными навыками, и умение выстраивать эффективное взаимодействие в профессиональной среде.
С практической точки зрения высокая актуальность исследования обусловлена тем, что в современном стандарте успешной личности физическая красота занимает одно из главных мест. А общество и культура диктуют свои нормы правильного и красивого облика человека, настаивая на том, что вы добьетесь успеха в каждой из областей ваших жизненных интересов, если будете внешне привлекательны. Наше исследование направленно на изучение образа физического «Я» в контексте психологических защит личности, к которым прибегают девушки в попытке достижения современного идеала.
Таким образом, в сознании большинства искусственно завышается значимость внешности, вне зависимости от социальной роли и статуса носителя. Поэтому нельзя отрицать важность адекватного формирования образа физического «Я», чтобы помочь молодому поколению девушек достичь уровня успешной и гармонично развитой личности.
Объект исследования: образ физического «Я» личности.
Предмет исследования: образ физического «Я» девушек в период ранней молодости в контексте психологических защит.
Цель исследования: особенности структуры и содержания реального и идеального образа физического «Я» девушек во взаимосвязи с защитными механизмами личности.
В выпускной квалификационной работе (бакалаврской работе ) был изучен образ физического «Я» девушек в контексте психологических защит. Рассмотрены подходы к изучению образа физического «Я» личности, изучены механизмы и проявления психологических защит, их специфика . Анализ литературы позволил определить образ физического «Я» ка к один из образов «Я», введенный в когнитивный компонент «Я»- концепции, представляющий собой совокупность представлений о своем теле и внешнем облике , также образующий единство аффективных, когнитивных, поведенческих сторон.
Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования позволил выделить разные подходы к содержанию понятия образ физического «Я». В своей работе мы придерживались точки зрения отечественных исследователей, а именно Е.Т. Соколовой.
1. Абульханова -Славска я К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та , 1999. 157 с.
2. Абрамова Г.С. Возратная психология. М.: Академический Проект, 2001. 215 с.
3. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции руководите ля: учебно-методическое пособие . М.: Гос. ун-т управления, 1999. 25 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование : книга 2; пер. с а нгл./ под ре д. К.М. Гуревича , В.И. Лубовского. М.: Педагогика , 1982. 336 с.
5. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Наука , 1984. 320 с.
6. А се е в В.Г. Мотива ция пове де ния и формирова ния личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
7. Ба ссин Ф.В.О "силе Я" и "психологиче ской за щите " .
Са мосозна ние и за щитные ме ха низмы личности : хре стома тия / Ре д. Д.Я. Ра йгородский. Са ма ра : Ба хра х-М, 2000. С. 3-12.
8. Бе рнс Р. Я-конце пция и Я-обра зы. Са мосозна ние и за щитные ме ха низмы личности. Са ма ра : 2003.C. 133-219.
9. Бе рнс Р. Ра звитие Я-конце пции и воспита ние . М.: 1986. 410с.
10. Бе лога й К. Н. Социокультурная моде ль ста новле ния обра за те ла [Эле ктронный ре сурс] // Изве стия Иркутского государстве нного униве рсите та . Се рия Психология. 2018. Том 25. С. 14-25. URL: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.14(да та обра ще ния: 02.03.2020)
11. Божович Л.И., Сла вина Л.С. Психиче ское ра звитие школьника и е го воспита ние . М.: Просве ще ние , 2007. 213с.
12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: Норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
13. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье:
сопряженность в культурологическом измерении. М.: АСТ МОСКВА, 2007.С. 53-62.
14. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: 1997. 212с.
15. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
16. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 256 с.
17. Волкова Т.Г., Вересов Н.Н. Образ физического Я студентов в контексте психологического здоровья [Электронный ресурс] // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19-013-2014919. С. 70-78. НЕЕ: й11р://)оигпа1.ази.ги/1пбех.рйр/7озй( дата обращения: 10.03.2020)
18. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл;
Эксмо, 2006. 1136 с.
19. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. М.: Просвещение, 2009. 272 с.
20. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест,
2001. 976 с.
21. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и
планирование. СПб.: Питер, 2004. 558 с.
22. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология:
учебник для вузов. М.: Просвещение, 1979. 342с.
23. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛА ДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.
24. Да нилова О.Ю. Профе ссиональная Я-конце пция личности
руководите ля (ме тодика изуче ния) [Эле ктронный ре сурс] // Те ория и практика обще стве нного развития. 2013. №3. С.9 7-109 URL:
http://biblioclub.ru/inde x.php?pa ge =book&id=480818 (да та обра ще ния:
10.03.2020)
25. Диагностика профе ссионального самоопре де ле ния: уче б.- ме тод. пособие / сост. Я.С. Сунцова . - Иже вск: Изда те льство «Удмуртский униве рсите т». 2009. - 112 с.
26. Дружинин В.Н. Психология: уче бник для вузов. СПб.: Пите р, 2006. 310 с.
27. Дубровина И.В. Школьна я психологиче ска я служба : вопросы те ории и пра ктики. М.: Пе да гогика , 1991. 232 с.
28. Дубровина И.В. Психология: уче бник для вузов. М.:
A CADE MIA , 1999. 357 с.
29. Дуганова Ю.К. Жизне стойкость люде й с разной
психологиче ской бе зопа сностью [Эле ктронный ре сурс] // На ука о че лове ке : гуманитарные иссле дования. 2010. N1(5). С.130-133. URL:
http://e libra ry.ru/ite m.a sp?id=15171061(да та обра ще ния: 10.03.2020)
30. Дьяче нко М.И., Ка ндыбович Л.А. Психологиче ский словарь- спра вочник. М.: А СТ, 2001. 577 с.
31. Е жова Н.Н. Ра бочая книга практиче ского психолога . Ростов н/Д: Фе никс, 2005. 320 с.
32. Зна ков В.В. Субъе кт, личность и психология че лове че ского бытия / Под ре д. В.В. Зна кова , З.И. Рябикиной. М.: Изд-во "Институт психологии РА Н", 2005. 384 с.
33. Ильина Н.Л., А ле кса ндрова Е .Л. Особе нности восприятия обра за те ла у де воче к 10-12 ле т, за нимающихся спортом [Эле ктронный ре сурс] // Уче ные за писки униве рсите та Ле сга фта. 2014. №9 (115). С. 16 - 25. URL:https://cybe rle ninka .ru/a rticle /n/osobe nnosti-vospriya tiya -obra za -te la - u-de voche k-10-12-le t-za nima yuschihsya -зрог1ош(да та обра ще ния: 02.03.2020)
34. Иса е в Д.Н., Ка га н В.Е . Половое воспита ние де те й. М.:
Ме дицина , 1988. 160 с.
35. Использова ние кре ативных ме тодов в корре кционно-
развивающе й ра боте психологов систе мы образования: уче б.-ме тод. пособие : в 3 ч. / А ка д. после диплом. обра зова ния; а вт.-сост. Н. А. Са кович. Минск, 2004. Ч. 2: Ска зкоте ра пе втиче ские те хнологии. 84 с.
36. Каминская Н.А., Айла мазян А.М. Иссле дования образа физиче ского «Я» в ра зличных психологиче ских школа х // На циона льный психологиче ский журна л. 2015. №3 (19) . С. 87-123.
37. Кара ва е ва Д.О. Особе нности Я-конце пции личности мла дших подростков в за висимости от конфигура ции се мьи (с одним и с двумя де тьми) // В.С. Ме рлин и совре ме нна я психология: на ука , обра зова ние , пра ктика : ма те риа лы Все российской на уч.-пра кт. конфе ре нции; Ф.В. Де риш (отв. ре д). - Пе рмь: Пе рмский гос. гума нита рно-пе д. ун-т, 2015. - С. 56-58
38. Кон И.С. Психология ра нне й юности: книга для учите ля. М.: Просве ще ние , 1989. 254 с.
39. Коте нко Ю.В Особе нности са мооце нки юноше й и де вуше к профильного и тра диционного на пра вле ний обуче ния // Психологиче ска я са море гуляция ка к фа ктор профе ссиона льной успе шности пе да гога : ма т-лы обла стной на учно-ме тодиче ской конфе ре нции. А стра ха нь, 2005. С. 61-63.