1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Основные понятия автоматизированного обучения 6
1.2. Основные виды АОС и задачи, которые они решают 8
1.3. Принципы разработки обучающей системы 9
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ 13
2.1. Выбор основных блоков АОС 13
2.2. Принципы разработки тестирующего приложения 13
2.4. Методические подходы проведения сравнительных оценок АОС .... 19
2.5. Применение эффективного алгоритма функционирования АОС на
примере метода оценки знаний 21
3. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ
СИСТЕМЫ 27
3.1. Постановка задачи разработки АОС 27
3.2. Разработка ER-диаграмм 30
3.4. Описание модулей и интерфейсов приложения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программные модули отдельных блоков АОС .. 53
Реферат
Тема магистерской диссертации: «Разработка алгоритма и WEB- приложения функционирования обучающей системы».
Цель работы - разработка алгоритма и WEB-приложения в составе автоматизированной обучающей системы (АОС).
Предмет исследования - разработка алгоритма и WEB-приложения для оценки знаний при функционировании обучающей системы.
Объект исследования - информационные технологии
функционирования обучающей системы.
В результате магистерского исследования решены следующие задачи: выполнено исследование существующих автоматизированных обучающих систем на предмет эффективности использования, а также проведена разработка алгоритма и WEB-приложения в составе автоматизированной обучающей системы целью повышения результативности процесса обучения.
Проектируемое приложение было разработано на интерпретируемом высокоуровневом языке программирования Ruby, с использованием базы данных на основе СУБД Мгегозой SQL Server 2008.
В магистерской диссертации был решен ряд задач, посвященных проведению сравнительного анализа существующих АОС, проектированию алгоритма генерации тестовых заданий и модульных вопросов.
Программное приложение выполняет следующие функции: аутентификация обучающихся посредством использования персонального имени и пароля для входа в систему, хранящиеся на сервере базы данных; отслеживание продуктивности прохождения курсов каждого сотрудника и демонстрация результатов.
Объем работы - 54 страниц, количество рисунков - 31, таблиц - 22, приложений - 1, 23 использованных источников литературы.
Ключевые слова: автоматизированная обучающая система (АОС), процессы автоматизированного обучения, информационные технологии обучения, алгоритмы функционирования АОС.
В настоящее время наблюдается стремительное развитие области информационных технологий, в особенности за последние годы. Вместе с тем растет и количество людей, вовлеченных в этот процесс, потому и представилось возможным повышение методик и структур обучения в области обучения. В автоматизации образования значительное место занимают системы, которые позволяют автоматизировать процесс обучения и повысить интерес к изучаемым предметам, а также к качеству получения знаний.
В различных образовательных организациях создаются и используются достаточное количество тестирующих, контролирующих и оценивающих компьютерных программ, реализуются интеллектуальные системы по различным учебным программам, которые позволяют проводить обучение практически без участия преподавателя, это так называемые автоматизированные обучающие системы (АОС). Под АОС будем понимать организованный на базе ЭВМ комплекс программного и учебно¬-методического обеспечения, предназначенный для поддержки процесса обучения и предоставляющий пользователю- непрограммисту возможность настройки на произвольную предметную область и произвольную методику преподавания.
Одной из задач, возникающих при создании АОС, является контроль знаний обучаемого. Он обеспечивает обратную связь с обучаемым и предназначен в первую очередь для определения уровня его знаний с целью организации адаптивного управления обучением.
Для поддержки эффективного процесса обучения преподавателю необходимо использовать специальные знания трех типов [1]: знания объекта обучения; знания о стратегии и методиках обучения; знания об изучаемой дисциплине.
В АОС требуемые знания представляются с помощью различных технологий и методов обучения. Применяя эти знания, автоматизированные системы способны практически полностью заменить преподавателя в процессе обучения.
Целью магистерской диссертации - разработка алгоритма и WEB- приложения в составе автоматизированной обучающей системы (АОС).
Предмет исследования - разработка алгоритма и WEB-приложения для оценки знаний при функционировании обучающей системы.
Объект исследования - информационные технологии
функционирования обучающей системы.
В результате магистерского исследования необходимо решить следующие задачи: выполнить исследование существующих
автоматизированных обучающих систем на предмет эффективности использования; провести разработку алгоритма функционирования системы и WEB-приложения с целью повышения результативности процесса обучения.
Настоящая работа имеет следующую структуру:
В первой главе проведен сравнительный анализ предметной области, включающие понятия об автоматизированных обучающих системах в целом и принципы разработки и проектирования АОС.
Во второй главе обоснован выбор программного обеспечении, при помощи которого разрабатывался программный продукт, а именно интерпретируемый язык программирования: Ruby, фреймворк на основе языка программирования Ruby: Ruby on Rails, операционная система: Windows 7, СУБД: Microsoft SQL Server 2008.
Третья глава посвящена сравнительному анализу существующих АОС с выявлением их недостатков и преимуществ, а также определения оптимального метода оценки знаний при разработке системы и разработке баз данных пользовательских интерфейсов и блоков АОС.
В заключении сделаны окончательные выводы по магистерской диссертации.
В данной магистерской диссертации были рассмотрены вопросы проведения сравнительного анализа существующих автоматизированных обучающих систем на предмет эффективности использования, а также определены их преимущества и недостатки. Предложен алгоритм автоматической генерации тестовых заданий и контрольных вопросов для формирования неповторяющихся теоретических и тестовых учебных материалов, разработана модель базы данных для хранения тестовых заданий и статистики тестирования, которая позволяет автоматизировать статистическую оценку качества тестов.
Веб-приложение, которое было разработано на основе генерации тестовых заданий и контрольных вопросов, полноценно оценивает уровень знаний обучающихся за счет выставления соответствующей оценки за контрольные и модульные тесты.
1. Большаков А.А. Системы искусственного интеллекта. - Саратовский
государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина, 2020.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. - М.: НИИВО, 1995
3. Автоматизированные системы для обучения студентов - радиофизиков (Введение в системы) / Абдрашитов Ф.Р., Воробейчиков Э.С., Мещерякова Л.И. и др. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1987. - 242 с.
4. Голенков В.В., Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы // Новости искусственного интеллекта. - 2001. - № 4. - С. 3-13.
5. Гусева А.И. Оценка качества распределенных обучающих систем. - 2002. - 32 с.
6. Столаров Л.М. Обучение с помощью машин. - М.: Мир, 1965
7. Роганов Е.А., Роганова Н.А. Программирование на языке Ruby. Учебное пособие (PDF, 425 Кбайт). - М.: МГИУ, 2008. - 56 с.
8. Тэйт Б. Практическое использование Rails: Часть 4. Стратегиитестирования в Ruby on Rails. 01.07.2008.
9. Лицензия Ruby (англ.) (TXT). Проверено 14 августа2006. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Перевод лицензии Ruby в Викитеке. http: //ru.wikipedia.org/wiki/Ruby_on_Rails
10. Foley M. Microsoft delivers test build of Windows 7-based 'Quebec' Embedded OS (англ.). ZDNet. 3 сентября 2009 года.
11. Engineering Windows 7 for a global market. Windows 7 News: No Windows 7 Blu-Ray Support.
12. Brian Madden TV episode 4 - Microsoft MVP Summit wrap-up & RDP 7
preview - Brian Madden TV. [Электронный ресурс] - URL: BrianMadden.com
13. Артыкбаева Е.В., Тюлеев Т.К., Шарипов Б.Ж. Учебно-методическое пособие по обучению населения компьютерной грамотности по программе снижения информационного неравенства в республике Казахстан, АО «Национальный центр информатизации», 2008.
14. Обзор системы школьного компьютерного обучения NetOp School, 2006. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ixbt.com/soft/netop-school.shtml
15. Берлизов В.А. Дистанционное обучение - работа на результат / В.А. Берлизов // Управление персоналом. - 2005. - N 8. - С. 21. - Об учебном Центре REDCENTER и системе дистанционного обучения REDCLASS.
16. Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. - М.: Высшая школа, 1987. - 87 с.
17. Роб П., Коронелл К. Система баз данных: проектирование, реализация и управление. -5-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 854 с.