Правительство РФ: понятие, признаки, порядок формирования, взаимодействия с президентом и федеральным собранием РФ (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Введение 3
1 Правительство РФ 6
1.1 Понятие и признаки Правительства РФ 6
1.2 Порядок формирования и структура Правительства РФ 10
2 Взаимодействие правительства РФ с Президентом и Федеральным Собранием РФ 20
2.1 Взаимодействие с Президентом РФ 20
2.2 Взаимодействие с Федеральным Собранием РФ 23
Заключение 30
Список используемых источников 32
Цель данной работы изучить Правительство РФ как орган государственной власти и проанализировать его взаимодействие с такими субъектами государственной власти как Президент РФ, а также палаты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки Правительства РФ.
- Изучить структуру и порядок формирования Правительства РФ
- Проанализировать как взаимодействует между собой Правительство РФ с Президентом РФ, а также с Федеральным Собранием РФ.
Объект исследования данной работы — это общественные отношения складывающиеся между Правительством РФ как органом государственной власти и высшими субъектами власти в исполнительной и законодательной деятельности государства.
Предметом исследования данной работы является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Правительства РФ как исполнительного и законодательного механизма органа государственной власти.
Методологическую основу исследования данной курсовой работы составляет теоретическая часть анализ, синтез и от простого к сложному, а также эмпирические методы наблюдения и сравнения.
Информационная база исследования взята из Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, с официального сайта Правительства Российской Федерации, учебных пособий, научных статей и журналов таких авторов как Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Власова И.Э. Слинько Е.А. Писарев А.Н. Малый А.Ф. Гафуров А.А. Фомичева О.А. Киреева Е.Ю. Нудненко Л.А. Тхабисимова Л.А. Дзидзоев Р.М. Сулейманова С.Р.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность изучаемого вопроса.
В первом разделе раскрыто что такое и чем является Правительство РФ в системе механизма государственной власти и управления.
Во втором разделе рассмотрено взаимодействие Правительства РФ с Президентом и Федеральным Собранием РФ.
В заключении подведены итоги работы.
На основании изученного и выше изложенного материала можно сказать что Правительство РФ — это коллегиальный орган общей компетенции несущий в своем принципе единство публичной власти и затрагивающий все сферы государственной деятельности.
Так Правительство РФ не только исполнительный орган власти, но и законодательный, реализующийся не только в рамках стадии законодательной инициативы, но и в процессе рассмотрения законопроекта Федеральным Собранием через участие полномочных представителей Правительства в палатах парламента, комитетах и комиссиях для защиты своей позиции по данной инициативе.
Так же Правительство РФ выступает посредником между уполномоченными в сфере законодательной инициативы субъектами Федерации и Федеральным Собранием РФ для более эффективной и слаженной работы государственного механизма в целом.
Новые поправки в Конституцию РФ усилили компетенции Правительства РФ и расширили зону ответственности не только перед Президентом РФ, но и перед всем государством в целом.
Таким образом глава Правительства (Председатель) и Государственная Дума берут на себя ответственность при назначении членов Правительства по новому законодательству в обход Президента РФ как это было в старой редакции Основного Закона РФ, исключением остается силовой блок Правительства за который несет ответственность сам Глава Государства, но через обязательную консультацию с Советом Федерации.
В силу таких изменений можно сказать что новый формат образования российского Правительства позволяет говорить о представительских началах в статусе этого органа, поскольку его состав в целом утверждается парламентским представительством. Если представительство имеет политические степени, то Правительство РФ позволительно именовать представительством второй степени, в отличие от прямого представительства, осуществляемого Государственной Думой .
Но все же право назначения и право на отставку Главы Правительства и любого из членов Правительства остается за Президентом РФ при этом не влекущая за собой отставку Правительства в целом как это было в прошлой редакции Основного Закона РФ, что несет за собой понимание и осознание членами Правительства ответственности за свои действия и принятые решения лично перед Главой Государства.
Так же необходимо отметить конституционную поправку о запрете на владение члена Правительства и иным высшим должностным лицам, а также их семьям иного гражданства кроме РФ, иметь счета и недвижимость в зарубежных государствах, это было сделано в первую очередь для безопасности страны для национализирования высших должностных лиц и для понимания и осознания высшими должностными лицами что они должны жить и работать в государстве, для государства, развивать и продвигать государство на лидирующие места во всех сферах его деятельности внутренней и внешней политики.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. Дата опубликования 04.07.2020г. Номер опубликования 0001202007040001 http://publication.pravo.gov.ru
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. Дата опубликования 06.11.2020г. Номер опубликования 0001202011060001 http://publication.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 08.12.2020 N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. Дата опубликования 08.12.2020г. Номер опубликования 0001202012080064 http://publication.pravo.gov.ru
4. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О парламентском контроле" // Официальный интернет-портал правовой информации. Дата опубликования 08.05.2013г. Номер опубликования 0001201305080007 http://publication.pravo.gov.ru
5. Постановление Правительства РФ от 02.06.2004 N 264 (ред. от 29.08.2020) "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности" // Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/gov/persons (Дата обращения 25.11.2021)
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" ст. 10 (Утратил силу)
7. Официальный сайт «Правительства Российской Федерации» http://government.ru/gov/persons/151/ (Дата обращения 30.11.2021)
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебное пособие. изд. «НОРМА» Москва 2007;
9. Власова И.Э., Слинько Е.А. Конституционная система разделения властей Российской Федерации. // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). 2020г. стр. 45-51 https://www.elibrary.ru
10. Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации. / Учебное пособие //ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия. Москва 2018г
11. Малый А.Ф. Гафуров А.А. статья: Порядок формирования и отставки правительства РФ: новации конституционной реформы //журнал: Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2021г. стр. 132-139 https://www.elibrary.ru
12. Фомичева О.А. статья № 7: Участие исполнительной власти в законотворческом процессе. // Конституционное и муниципальное право. 2021
13. Киреева Е.Ю. Нудненко Л.А. Тхабисимова Л.А. статья № 10: Тенденции правовой регламентации взаимодействия Президента Российской Федерации с Правительством Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное право. 2020
14. Дзидзоев Р.М. статья № 5: Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений. // Журнал российского права. 2021
15. Сулейманова С.Р. статья: Федеральный законодательный процесс: Проблемы правового регулирования и практики. // журнал: Право и Государство: теория и практика 2021 стр. 84-87 https://www.elibrary.ru.