Введение 3
1 Теоретический обзор проблемы профессионального выгорания в
контексте эмоционального интеллекта у медицинских работников 8
1. 1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Понятие «эмоционального интеллекта». Теоретические подходы к
пониманию «эмоционального интеллекта» 23
1.3 Особенности эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта
у медицинских работников 34
2 Эмпирическое исследование профессионального выгорания в контексте эмоционального интеллекта у медицинских работников .... 40
2.1 Характеристика выборки, программа, этапы и методы эмпирического
исследования 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 45
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения
На сегодняшний день
профессиональное здоровье и личностное благополучие медицинских
работников является актуальной проблемой многих
отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, М.М. Скугаревская, Е.С Ст арченкова, Т.В. Форманюк, Л.Н. Юрьева, M. Burish, C. Cherniss, H.J. Fre udenberger, R.T. Golembiewsky, M. Leiter, C. Maslach, A. Pines, W. Shauf eli). Профессия медицинских работников связана с интенсивным и эмоционально насыщенным общением с людьми (пациентами, коллега ми, родственниками больных).
Характеристикой профессиональной деятельности медицинских работников выступает большая рабочая нагруженность, которая обусловлена взаимодействием
с постоянным потоком пациентов и работой с большим объемом информации, требующая значительных как физических, так и психических усилий. К тому же медицинский работник несет
профессиональную, социальную и юридическую ответственность за резул ьтаты оказываемой ими помощи. Все это оказывает большое влияние на психическое состояние медицинского работника и способно спровоцировать развитие синдрома профессионального эмоционального выгорания.
В связи с этим возникает необходимость исследования и изучения психического и физического здоровья медицинских работников, так как состояние этих специалистов оказывает непосредственное влияние на безопасность и качество лечения людей.
Синдром выгорания исследуется с 1970-х годов в работах зарубежных психологов (H. Freudenberger, H. Burisch, R. Golembiewsky, C. Maslach, A.
Pines и др.). Отечественные исследователи обратили внимание на синдром выгорания после 1990г. (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.В. Лукьянов, Л.Н. Юрьева, С.А. Подсадный, Д.Н. Орлов, В.Е. Орел, Е.И. Лозинская, Н.В. Козина, С.А. Игумнов, М.М. Скугаревская, О.А. Кузнецова, Н.Н. Лепёхин, С.В. Филина и др.).
На сегодняшний день разработаны теоретические основы понятия профессионального выгорания, проведены сравнительные эмпирические исследования проявлений выгорания у представителей разных профессий, выделено и активно развивается направление профилактики и коррекции выгорания. В эмпирических исследованиях установлено, что медицинские работники находятся в зоне риска развития синдрома профессионального эмоционального выгорания (Лукьянов В.В., 2008; Вид В.Д., Лозинская Е.И. 1998; Евдокимов В.И. и др., 2008; Игумнов С.А. и др., 2008; Юрьева Л.М., 2004; Ларенцова Л.И., 2009).
Исследование влияния организационных и личностных детерминант на развитие синдрома профессионального эмоционального выгорания представлено в работах Орла В.Е. (2008); Подсадного С.А., Орлова Д.Н., (2008); Лозинской Е.И. (2007); Водопьяновой Н.Е. (2008, 2015).
Среди личностных детерминант развития синдрома профессионального эмоционального выгорания выделяются особенности эмоциональной сферы медицинских работников: исследование эмпатии проводится в работах Козиной Н.В. (1990) и Лукьянова В.В (2008); изучение эмоциональной направленности личности представлено в исследованиях Доценко О.Н., Обознов А.А. (2008); эмоциональная стеничность, доброжелательность исследуется Кузнецовой О.А., Лепехиным Н.Н. (2008); эмоциональная устойчивость является предметом исследования Скугаревской М.М. (2003).
Некоторые исследователи отмечают адаптивную, ресурсную и протективную функцию эмоционального интеллекта (Бодров В.А. 2006, Деревянко С.П. 2009; Носенко Е.Л., Коврига Н.В. 2003; Карпов А.В., Петровская А.С. 2008).
Термин «эмоциональный интеллект» возник в 1990-х годах в работах
J.D. Mayer, Р. Salovey, D.R. Caruso, D. Goleman, и с тех пор активно исследуется в трудах R. Bar-On, R.J. Sternberg, Manfred F.R. Kets de Vries, R.E. Boyatzis, Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова, Г. Бреслав, Е.В. Сидоренко, Е.П. Ильина, Г.Г. Гарсковой, Е.А. Сергиенко, И.И. Ветровой, И.Н. Андреевой, М.А. Манойловой и др.
В сегодняшней науке мало исследована взаимосвязь эмоционального интеллекта и синдрома профессионального выгорания у специалистов медицинских профессий. Те исследования, которые существуют, посвящены специалистам немедицинских профессий (Солодкова Т.И. 2011; Карпов А.В., Петровская А.С. 2008; Манянина Т.В. 2010, Манойлова М.М. 2004, 2006, 2008).
В зарубежных исследованиях (Satterfield J., Swenson S., Rabow M. 2009; Gorgens-Ekermans G., Brand T. 2012; Hui-Ching Weng, Chao-Ming Hung, Yi- Tien Liu [et al] 2011) установлено, что некоторые составляющие эмоционального интеллекта оказывают благоприятное воздействие на психическое здоровье медицинских специалистов . В связи с этим осуществляется активное исследование и поиск способностей эмоционального интеллекта, поддающихся развитию, чтобы включить данное обучение в компетенцию медицинских работников (Arora S., Ashrafian H., Davis R. [et al.] 2010).
Для успешности профессиональной деятельности медицинских работников и их психического здоровья необходима профилактика синдрома профессионального выгорания. Исследование профессионального выгорания в контексте эмоционального интеллекта у медицинских работников может помочь найти те способности эмоционального интеллекта, развитие которых способно снизить риск развития профессионального выгорания.
Таким образом, актуальность изучения профессионального выгорания в контексте эмоционального интеллекта у медицинских работников обусловлена практической потребностью в разработке психологической программы для профилактики и коррекции профессионального выгорания у медицинских работников.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональное выгорание в контексте эмоционального интеллекта у медицинских работников.
Цель исследования: выявление взаимосвязей между показателями профессионального выгорания и показателями эмоционального интеллекта у медицинских работников.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор феномена синдрома профессионального выгорания и эмоционального интеллекта у медицинских работников с опорой на анализ литературных источников;
2) Сформировать программу исследования взаимосвязей синдрома профессионального выгорания и эмоционального интеллекта у медицинских работников;
3) Исследовать синдром профессионального выгорания и эмоциональный интеллект у медицинских работников ;
4) Осуществить анализ взаимосвязей между показателями профессионального выгорания и показателями эмоционального интеллекта у медицинских работников.
Гипотеза исследования: чем выше уровень эмоционального
интеллекта у медицинских работников, тем менее у них выражены симптомы профессионального выгорания.
Методы исследования:
Методический инструментарий исследования представлен
следующими методами и методиками:
1) Организационные: сравнительный метод;
2) Эмпирические: психодиагностический метод:
Для диагностики профессионального выгорания использовались стандартизированные психодиагностические методики:
- Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко;
- Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой);
Для диагностики эмоционального интеллекта использовались стандартизированные психодиагностические методики:
- Методика Н. Холла на определение уровня
Эмоционального Интеллекта;
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин);
3) Математико-статистические методы обработки данных :
- Проверка нормальности распределения (Критерий Колмогорова- Смирнова);
- Корреляционный анализ (Я Спирмена);
4) Интерпретационные: структурное описание.
Практическая значимость:
- полученные в ходе исследования данные могут служить материалом для дальнейшей разработки и изучения особенностей синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;
- полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для разработки эмпирической модели психологического сопровождения медицинских работников.
Синдром профессионального эмоционального выгорания — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Он проявляется симптомами эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Основой эмоционального интеллекта является понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта является его направленность на анализ значимой для личности информации. На развитие эмоционального интеллекта оказывают влияние когнитивные и нейродинамические особенности, ценностные ориентации личности. Эмоциональный и социальный интеллект имеют общие черты, отличающие их от других видов интеллекта: взаимосвязь с личностными особенностями, в частности с нравственным развитием личности, с ценностными ориентациями личности, с системой отношений личности с собой и другими людьми.
Интенсивные межличностные контакты предъявляют высокие требования к эмоциональной компетентности медицинских работников. Выполнение профессиональной роли помогающего специалиста в ряде случаев вызывает значительные эмоциональные перегрузки, влечет за собой состояние профессионального выгорания. Однако при определенных факторах выгорания не происходит, а феномен заменяется на противоположный - врабатываемость. «Эмоциональному выгоранию может противостоять эмоциональная устойчивость, которая определяется умением управлять своими эмоциями, включающимся в структуру эмоционального интеллекта».
В связи с важностью сохранения здоровья медицинского работника в условиях повышенной эмоциональной нагрузки представляет интерес исследование взаимосвязи особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у медицинских работников.
Проведенное эмпирическое исследование показало следующие результаты.
Проведенная психодиагностика показала:
- результаты диагностики по методике диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко у медицинских работников, можно сделать вывод, что испытуемые данной выборки характеризуются складывающимися симптомами синдрома эмоционального выгорания первой, второй и третьей фазы выраженности. Можно отметить, что испытуемые находятся в зоне риска развития синдрома эмоционального выгорания. Данная выборка характеризуется неадекватной «экономией» на эмоциях, ограничением эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации. У испытуемых действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояние и потребности. У большей части испытуемых симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности - дома, в общении с приятелями, знакомыми. Они на работе до того устают от контактов, разговоров, что им не хочется общаться даже с близкими. Испытуемые фактически сопротивляются нарастающему стрессу. Они стремятся к психологическому комфорту и поэтому стараются снизить давление внешних обстоятельств. К большей части испытуемых приходит ощущение, что эмоционально они не могут помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость;
- результаты диагностики выраженности проявлений выгорания по методике Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) у медицинских работников большая часть испытуемых находятся на грани исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми, у испытуемых проявляется личностное отдаление, уменьшение количества контактов с окружающими, повышение раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, снижается уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания
- обобщая результаты психодиагностики по двум методикам, можно
сказать, что, в целом, у испытуемых присутствуют симптомы
эмоционального выгорания. Из полученных результатов видно, что состояние большинства испытуемых неблагоприятно. У большинства испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования.
- результаты диагностики показателей эмоционального интеллекта по
методике Методика Н. Холла на определение уровня
эмоционального интеллекта у медицинских работников показали, что способности эмоциональной осведомленности, управления эмоциями, самомотивации, распознавания эмоций других людей и общий уровень эмоционального интеллекта у испытуемых развиты на среднем уровне. Показатель эмпатии у медицинских работников данной выборки развит на высоком уровне.
- диагностика эмоционального интеллекта по методике опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин) у медицинских работников показала, что у большей части испытуемых присутствует средний уровень развития эмоционального интеллекта, средний уровень развития межличностного эмоционального интеллекта и средний уровень развития внутриличностного эмоционального интеллекта.
Корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена показал, что присутствуют статистически значимые отрицательные взаимосвязи между показателем «Уровень эмоционального интеллекта» по методике Н. Холла и показателями профессионального выгорания по методике Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций», «Редукция профессиональных обязанностей», «Эмоциональный дефицит»,
«Эмоциональная отстраненность», «Деперсонализация»,
«Психосоматические и психовегетативные нарушения» и показателями профессионального выгорания по методике Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) «Психоэмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция личных достижений».
Такой результат дает основание предположить, что чем сильнее развит эмоциональный интеллект у медицинского работника, тем меньше у медицинского работника выражены симптомы эмоционального выгорания, и соответственно, тем менее он подвержен синдрому профессионального эмоционального выгорания.
Таким образом, задачи, поставленные в эмпирическом исследовании, полностью реализованы, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
В перспективе данные результаты могут быть использованы для разработки программ психологического сопровождения (психопросвещение, психологическое и профессиональное консультирование и психологическая коррекция) для медицинских работников.
Практический потенциал данного исследования заключается в том, что:
- полученные в ходе исследования данные могут служить материалом для дальнейшей разработки и изучения особенностей синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;
- полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для разработки эмпирической модели психологического сопровождения медицинских работников.
1. Алпатьева Ю.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у медицинских работников// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Новосибирск: СибАК, 2010.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288с.
3. Андреева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов педагогических и юридических специальностей// Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике: материалы I международной научно-практической конференции 31 октября- 1 ноября 2003 года, г.Смоленск. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 5-7.
4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. 288с.
5. Артеменко А.Г. Особенности эмоционального интеллекта медицинских работников среднего звена. Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2012. с.28-32.
6. Балахонов А.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматических патологий // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. № 2. 2009. С. 57¬70.
7. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. №1. С.121-133; №2. С.113-123; №3. С.105-116.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
9. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.
11. Васильев В.Ю. Причины развития «эмоционального выгорания» у анестезилогов-реаниматологов// Общая реаниматология. 2011. Том VII. №2. С. 66-70.
12. Васина Н.В., Басманова Н.И., Комаров А.И. Особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов к банковской деятельности // Человеческий капитал. №11 (71). 2014. С. 57-61.
13. Вид В.Д. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Рос. психиатр. журн. 1998. №1. С. 19-21.
14. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
15. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания - диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. М.: АСТ: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2010. 476с.
17. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.:АСТ: Астрель, 2011. 478с.
18. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и
экзистенциональные// Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ, 1997. С. 143-156.
19. Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 90-113.
20. Доценко А.А. Направленность личности как фактор выгорания и удовлетворённости профессиональной деятельностью// Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун -т, 2008. С. 107-115.
21. Евдокимов В.И. Методические проблемы оценки синдрома
профессионального выгорания у врачей-травматологов// Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2009. № 3. С. 85-91.
22. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. №1. 2010.С. 27-39.
23. Игумнов С.А. Синдром выгорания и его доминирующие проявления у психиатров-наркологов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 214-219.
24. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 633-634.
25. Кайбышев В.Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России// Медицина труда и промышленная экология. 2006. № 12. С. 21-26.
26. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2012. 22 с.
27. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория,
диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 344 с.
28. Козина Н. В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование
синдрома эмоционального сгорания у медицинских работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. СПб.: СПб. науч.-иссл.
психоневролог. ин-т им. В.М. Бехтерева, 1998. 25 с.
29. Костакова И.В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19).
30. Кузнецова О.А. Психологические особенности синдрома выгорания у врачей анестезиологов-ревматологов// Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 220-227.
31. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544с.
32. Лозинская Е.И. Организационные аспекты синдрома выгорания//
Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун -т, 2008. С. 115¬128.
33. Лозинская Е.И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18. СПб: СПб. науч.-иссл. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 2007. 25 с.
34. Лукьянов В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром
«эмоционального выгорания» у врачей -наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: автореф. дис. д -ра мед. наук: 19.00.04; 14.00.45. СПб.: СПб. науч.-иссл. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 2007. 53 с.
35. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные //Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 - 278.
36. Матьяш О.И., Погольша В.М., Казаринова Н.В., Биби С.А., Зарицкая Ж.В. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь. СПб.: Речь, 2011. 560с.
37. Молокоедов А.В. Слободчиков И.М. Удовик С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 156 с.
38. Наследов А.Д. 8Р88: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
39.Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.: Гуманитарный центр, 2014. 355 с.
40.Орел В.Е. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы// Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 54-80.
41. Подсадный С.А. Развитие научных представлений о синдроме выгорания// Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 13-34.
42. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж, Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. / Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. Т. 1. № 4. 2004. С. 3— 24.
43. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мейера, П.Сэловея, Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (М8СЕГТ у.2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176с.
44. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208с.
45. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18; 19.00.14. Минск: Белорус. гос. мед. ун -т, 2003. 19 с.
46. Степанова Е.А., Тимохин В.В. Связь эмоционального интеллекта с удовлетворенностью профессиональной деятельностью// Психология в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого.
М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2017. С. 432-434.
47. Филина С.В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания// Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С. 249¬265.
48. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С.57-64.
49. Юрьева Л.М. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование, профилактика, коррекция. Киев: Сфера, 2004. 272 с.
50. Bar On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)// Psicotethema. Vol. 18. 2006. P. 13-25.
51. Burisch M. Das Burnout-Syndrom -Theorie der inneren Erschöpfung. Berlin; Heidelberg; New York; London; Paris; Tokyo; Hong Kong: Springer, 1989. P.158.
52. Burisch M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent development in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington: Taylor& Francis, 1993. P. 75-93.
53. Freudenberger H.J. Staff burn-out// Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30(1). P. 159-165.
54. Golembiewski R. Phases of Burnout: Developments in Concepts and applications. New York: Praeger Publishers, 1988. P 292.
55. Gross J.J. Antecedent and Response-Focused Emotion Regulation: divergent consequences for experience, expression and physiology // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 74. No 1. 1998. P. 224-237.
56. Gross J.J., John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: implications for affect, relationships, and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 85. No2. 2003. P. 348-362.
57. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: emotional intelligence. // The Annual Review of Psychology, 2008. P.507-536.
58. Maslach C. Jackson S.E. The measurement of experienced Burnout. J. Occup. Beh. 2, 1981. 99-113.
59. Maslach C., Leiter M.P. The Truth About Burnout. San Francisco: Jossey-Bass, 1997.
60. Pines A.M. Burnout: An existential perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, C.Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P. 33-51.
61. Pines A.M. Career burnout: causes and cures. New York, 1988.
62. Санькова М.И. Синдром «Эмоционального выгорания» у социальных
работников: теоретический анализ понятия // Южно-российский журнал социальных наук. №2. 2004. [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZsindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u- sotsialnyh-rabotnikov-teoreticheskiy-analiz-ponyatiya (01.06.2020).
63. Brunt G. Burnout. [Электронный ресурс] - URL: http: //
ww^^^^e^'arning^o^. (01.06.2020)
64. Luban R. What is burnout? // Palo Alto (Cal.), 1996 [Электронный ресурс] -
URL: http://www. friendsocialworker. com/
socialworkburnout.htm.(01.06.2020)
65. TogherI. Dealing with Work Burnout // Children's Voice Article, 2002. May- June. [Электронный ресурс] - URL: http://www. friendsocialworker.com/ socialworkburnout.htm. (01.06.2020)