Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа профилактики супружеских конфликтов (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)

Работа №91375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ООО «Царскосельский частный пансионат».
Выборка: 8 супружеских пар (до и после самоизоляции в период пандемии COVID-19). Респонденты являются сотрудниками пансионата. Возраст респондентов от 20 до 47 лет.
Есть приложения (методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Типология и причины супружеских конфликтов……….. 6
1.2. Супружеские пары в условиях пандемии COVID-19 ...... 16
1.3. Методы профилактики супружеских конфликтов ........... 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ…31
2.1. Программа исследования… 31
2.2.Анализ результатов исследования....33
2.3. Программа профилактики супружеских конфликтов....... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………. 63


Цель выпускной квалификационной работы: изучение особенностей супружеских конфликтов и разработка программы профилактики супружеских конфликтов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть современные отечественные и зарубежные представления о специфике супружеских конфликтов.
2. Рассмотреть особенности супружеских конфликтов в условиях самоизоляции в период пандемии COVID-19.
3. Проанализировать формы и направления профилактики супружеских конфликтов.
4. Провести исследование особенностей супружеских конфликтов в период самоизоляции в условиях пандемии COVID-19.
5. Разработать программу профилактики супружеских конфликтов в условиях самоизоляции в период пандемии COVID-19.
Объект исследования: супружеские пары.
Предмет исследования: особенности возникновения супружеских конфликтов в условиях пандемии COVID-19.
Методы исследования:
1. Письменный опрос (Анкетирование);
2. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
4. Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская);
5. Опросник «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян);
6. Методика «Определение особенностей распределения ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
При обработке результатов исследования использовались методы математико-статистического анализа, в числе которых непараметрический коэффициент корреляции Спирмена, непараметрический T-критерий Уилкоксона.
База исследования: ООО «Царскосельский частный пансионат».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 45 источников, трех приложений, содержит 17 рисунков и 6 таблиц, всего в работе 69 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая все вышесказанное, стоит отметить, что в данной работе было рассмотрено понятие конфликта, семьи и брака и установлено, что конфликт – это нормальное и неизбежное явление для любого социального взаимодействия людей, которое основано на противоположности мнений и интересов. Рассмотрены основные классификации и типологии конфликтов, например, типология Дойча М. по критерию реальности или истинности/ ложности или классификация конфликтов, различающихся по динамике, которую предложил Говд Р., а также классификация конфликтов Сысенко В.А., выделенная на почве неудовлетворенных потребностей.
Изучены основные причины супружеских конфликтов, которые также предлагали разные авторы, например, Ивлева В.В.
Также была освещена тема пандемии COVID-19 и жизнь людей в этих условиях. Отмечается, что это период трудной не только экономической, но и эмоциональной ситуации, который связан с режимом повышенной готовности в стране из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.
В работе также освещены методы профилактики супружеских конфликтов, например, просвещение, семейное консультирование или посредничество и рассмотрены основные подходы, в которые входят техники эффективной коммуникации или техники активного слушания, которые помогают не только в супружеских конфликтах, но и в обычной жизни при взаимодействии с другими людьми. Также рассмотрены «пять стилей поведения в конфликте» по Томасу К., которые помогают определить поведение человека в разных конфликтных ситуациях и, возможно, предугадать его дальнейшие действия.
В результате анкетирования выявлено, что супруги до периода самоизоляции отмечали, что не слишком часто сталкиваются с конфликтными ситуациями в паре. Описывали свои отношения как теплые, однако отмечали, что у них бывают некоторые разногласия. Наиболее частой причиной конфликта становилась нехватка времени, а также вопросы о воспитании детей. Главной составляющей своих отношений они называли доверие и уважение, а свободное время чаще всего проводили вместе с партнером. Также стоит отметить, что супруги до периода самоизоляции довольно часто делились своими переживаниями с партнером, однако разделение домашних обязанностей у них было довольно размытым, либо бытовыми делами занимался кто-то один. Во время ссоры супруги старались идти на компромисс или соглашались со своим партнером, а после конфликта чаще всего чувствовали пустоту и грусть.
Супруги после периода самоизоляции гораздо чаще стали сталкиваться с конфликтами, самыми частными причинами ссор стали: финансовые трудности, отсутствие взаимопонимания, свои отношения описывают как напряженные. Главным в отношениях они считают поддержку и взаимопонимание, а также финансовое благополучие, свободное время стали проводить чаще всего наедине с собой, а также стали меньше делиться своими переживаниями с партнером. Однако распределение домашних обязанностей стало более четким и делится примерно поровну между супругами. Во время ссоры партнеры чаще всего выбирают стратегию уклонения и избегают разговора, часть из них упрямо отстаивает свою позицию. Супруги отмечают, что после конфликта чувствуют сброс напряжения и эмоциональную разрядку, а также то, что их отношения частично изменили после периода самоизоляции.
По результатам психодиагностических методик у супругов после периода самоизоляции выявлена скорее неудовлетворенность браком, а также повышенный уровень конфликтности, что говорит о подозрительности, вспыльчивости, обидчивости и агрессивности. Снизилась легкость и психотерапевтичность общения, а также сходство во взглядах и уровень взаимопонимания. Выявлен повышенный уровень депрессии и агрессии, а также неконструктивных установок на брак, повысилась тревожность. Стоит отметить, что изменилось распределение ролей в семье, мужчины стали принимать больше участия в воспитании детей, а женщины стали больше отвечать за материальное обеспечение семьи.
По результатам корреляционного анализа выявлено, что уровень удовлетворенности браком взаимосвязан с согласием в вопросах воспитания детей, использованием дефензивных механизмов, взаимопониманием со своей стороны и со стороны партнера, сходством во взглядах, легкостью в общении, с преобладанием влияния жены на сексуальную сферу взаимоотношений, а также имеет обратную взаимосвязь с показателями депрессии, агрессии, соматизации тревоги, фиксации на психотравме. Высокий уровень конфликтности напрямую взаимосвязан с негативной агрессивностью, неконструктивными установками на брак, депрессией, агрессией, соматизацией тревоги, фиксацией на психотравме.
В ходе проведения исследования установлено, что работа по предупреждению супружеских конфликтов является актуальной задачей после периода самоизоляции. Благодаря исследованию было выявлено, что среднестатистические семьи имеют некоторые проблемы, связанные с супружеской жизнью, которые обострились в условиях COVID-19. Поэтому, можно сказать, что с конфликтами в той или иной степени сталкивается каждая семья, но не все супруги знают, куда обращаться и что с этим делать.
Опрошенным супругам предложена программа профилактики, особое место в которой занимает просвещение людей о различных методах профилактики конфликтных ситуаций, а также формирование коммуникативных навыков и снятие уровня стресса.
Внедрение программы окажет позитивное влияние на атмосферу в семьях, а также будет способствовать конструктивному разрешению конфликтов в семьях.



1. Абдрахимов В.З. Зависимость экологии от пандемии / В.З. Абдрахимов, С.М. Анпилов // Основы ЭУП. – 2020. – №6 (25). – С. 32-37.
2. Анварова Е.Ю. Супружеский конфликт как проблема исследования / Е.Ю. Анварова // Символ науки. – 2020. – №7. – С. 81-82.
3. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие. 3-е изд. / Т.В. Андреева – СПб.: Питер, 2017. – 336 с.
4. Аношкина Д.К. Причины разводов в современных российских семьях / Д.К. Аношкина, Н.С. Гончар // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 166-169.
5. Баринов А.В. Применение примирительного процесса (медиации) при разрешении семейных споров / А.В. Баринов, Е.С. Кирьянова // Юридический мир. – 2016. – №1. – С. 50-54.
6. Бирина Д.А. Специфика супружеских конфликтов с разным стажем семейной жизни / Д.А. Бирина // Символ науки. – 2019. – №10. – С. 106-107.
7. Бурмистрова Е.А. Современная семья. Психология отношений / Е.А. Бурмистрова, М.Ю. Бурмистров. – Москва: Даръ, 2020. – 544 с.
8. Валиуллина Г.Г. Особенности супружеских конфликтов в межнациональных семьях / Г.Г. Валиуллина, Л.В. Тимашева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №2-1. – С. 19-36.
9. Вареца Е.С. Природа и разрешение конфликтов в молодой семье / Е.С. Вареца, Н.В. Скиба // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №1 (173). – С. 90-96.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с
11. Дружинин В.Н. Психология семьи / Под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: М.: КСП, 2017. – 158 с.
12. Дударева Е.И. Психологическая профилактика конфликтов в организациях / Е.И. Дударева, Л.И. Демидова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – №2. – С. 39-43.
13. Жиляева С.К. Анализ статистики браков и разводов в Российской Федерации на современном этапе / С.К. Жиляева, Ж.Ю. Юзефович, А.А. Максимова // Вестник экономической безопасности. – 2019. – №4. – С. 74-76.
14. Зайцев А.В. Диалог: конфликт или кооперация? (Обзор точек зрения и инновационная парадигма управления диалогом) / А.В. Зайцев // Конфликтология / nota bene . – 2016. – № 4. – С. 257
15. Иванова О.Н. Медиативное соглашение о разделе общего имущества супругов, бывших супругов / О.Н. Иванова // Право и практика. –2018. – №2. – С. 175-180.
16. Ивлева В.В. Психология семьи. / В.В. Ивлева – М.: Букмастер, 2017. – 352 с.
17. Камнева Н.А. Исследование конфликтности молодых супругов в современной семье / Н.А. Камнева // Вестник ТГУ. – 2016. – №5 (145). – С. 260-267.
18. Каяшева О.И. Основные проблемы психологического консультирования клиентов в условиях пандемии / О.И. Каяшева // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов. – 2020. – №1. – С. 117-119.
19. Конфликтология: Учебник для вузов / ред. В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др – ЮНИТИ-ДАНА. – 2016. – 512 с.
20. Король Л.Г. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом / Л.Г. Король, И.В. Малимонов, Д.В. Рахинский. – Ульяновск: Зебра. – 2015. – 248 с.
21. Крюкова Т.Л. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях / Т.Л. Крюкова, О.А. Екимчик, Т.П. Опекина. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. – 340 с.
22. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России / И.А. Кулькова // Human Progress. – 2020. – №1. – С. 1-10.
23. Куралёва О.О. Стресс и депрессия в современном мире / О.О. Куралёва, В.А. Лушников // Проблемы педагогики. – 2020. – №3 (48). – С. 55-56.
24. Леонов Н.И. Психология конфликта: методы изучения конфликтов и конфликтного поведения: учебник для вузов / Н.И. Леонов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 264 с.
25. Лисенков Д.А. Анализ конструктивных и деструктивных семейных конфликтов: теоретико-образовательный аспект / Д.А. Лисенков // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 4-2. – С. 95-101.
26. Мельниченко Р. Г. Медиативные технологии разрешения семейных конфликтов / Р.Г. Мельниченко // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. – 2018. – №1. – С. 135-141.
27. Метлякова Л.А. Конфликтология: учеб. -метод. пособие: направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 39.03.03 – «Организация работы с молодёжью» / Л.А. Метлякова; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 208 с
28. Миллер О.В. Особенности конфликтов в молодых семьях / О.В. Миллер // Инновационная наука. – №8. – С. 161-162
29. Опекина Т.П. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания / Т.П. Опекина, Н.С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – №3. – С. 121-128.
30. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд.: учебное пособие / ред. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и доп. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер, 2017 – 672 с.
31. Психологические тесты [Электронный ресурс] – Каталог психологических тестов. – Режим доступа: https://psytests.org/test.html. – Загл. с экрана.
32. Пташко Т.Г. Разрешение семейных конфликтов в деятельности конфликтолога / Т.Г. Пташко // Балканско научно обозрение. – 2019. – №1 (3). – С. 78-81.
33. Розин В.М. Пандемия как «тест на беременность» и предвестник социальных изменений? / В.М. Розин // Право и политика. – 2020. – № 6. – С. 15-24.
34. Рыбас Е.С. Причины межличностных конфликтов в супружеском взаимодействии / Е.С. Рыбас, А.Е. Тарасова // Молодой ученый. – 2018. – №1.1. – С. 27-30.
35. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство: Учебное пособие / В. Сатир, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, - 2-е изд. - М.: ИОИ, 2016. - 190 с.
36. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата / ред. О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 379 с.
37. Станишевская Ж. Стресс, индивид, личность. От дистресса к эустрессу / Ж. Станишевская // Studia Humanitatis. – 2020. – №1. – С.1-19.
38. Станкин М.И. Психология общения / М.И. Станкин. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 296 c.
39. Талаквадзе Г. Социальные, экономические и мировоззренческие последствия пандемии COVID-19 / Г. Талаквадзе // Sciences of Europe. – 2020. – №60-3. – С. 44-50.
40. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. / Э.А. Уткин – М.: Экмос, 2016. – 272 с.
41. Шарков Ф.И. Общая конфликтология. Учебник / Ф.И. Шарков – М.: Дашков и К, 2015. – 240 с.
42. Шейнов В. Управление конфликтами / В. Шейнов – СПб.: Питер, - 576 с.
43. Эскерханова Л.Т. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов / Л.Т. Эскерханова, М.С. Хатуева // Скиф. – 2019. – №11 (39). – С. 389-393.
44. Якимова Т.В. Нормативные и травмирующие аспекты развода родителей для ребенка / Т.В. Якимова // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов. – 2020. – №1. –С. 273-278.
45. Яшенева А.С. Проблемы адаптации личности к социуму с учетом возрастных особенностей / А.С. Яшенева // Наука и образование сегодня. – 2017. – №8 (19). С. 69-71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ