Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: выпускники Сургутского государственного университета.
Выборка : 155 выпускников разных направлений и специальностей.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 3
Глава 1. Планирование карьеры выпускников вуза 6
1.1. Понятие карьеры и варианты планирования карьеры 6
1.2. Выпускники вуза как субъекты планирования карьеры 14
1.3. Психологическое сопровождение планирования карьеры выпускников вузов 19
Глава 2. Эмпирическое исследование планирования карьеры выпускников вуза 24
2.1. Обоснование эмпирического исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 26
2.3. Развивающий курс «Планирование карьеры выпускников вуза» 33
Заключение 37
Список литературы: 39
Приложения 43
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 48
Умение пользоваться методами планирования карьеры уменьшает вероятность ошибок, влекущих отрицательные последствия в деятельности работника. Выпускник вуза в своем дальнейшем профессиональном будущем должен достигнуть баланса между собственными личностными потребностями и требованиями рынка труда.
Теоретическая и практическая значимость проблемы планирования карьеры раскрывается в работах зарубежных и российских ученых. Исследованиями карьеры и карьерного роста активно занимались в своё время Т. Парсонс, А. Тоффлер и известный американский социолог Ф. Хадсон. Вопросы гендерного подхода при исследовании карьеры и её планирования освещали в своих работах Эй. С. Пикок, Г.Т. Милкович (мужская карьера) и К. Гиллиган (женская карьера). В Советском Союзе, а позже и в Российской Федерации, явление планирования карьеры изучали И.Ю. Кушнарева, Е.А. Климов, Т.Б. Рябова, Т.Е. Проскурьякова т.д. Свои типологизации карьеры в разное время предлагали: Ю.В. Укке, П. Синисало, Ю. Хяюрюнен , М. Уайт, М. Смит, А.Я. Кибанов. Практическое значение вопроса планирования карьеры заключается в зависимости успешности и скорости продвижения по карьерной лестнице от наличия простроенного плана этой самой карьеры. Существует так же связь между планированием карьеры, психологическим здоровьем личности и эффективностью работы. Психологические особенности выпускника ВУЗа и молодого специалиста весьма отличительны от особенностей взрослой сформировавшейся в профессиональном плане личности. Карьерные ориентации возникают, как более конкретизированная стратегия самореализации человека. Одним из важных аспектов профессионального развития является сознательное планирование карьеры.
Опираясь на вышеизложенное, целью нашей работы являются особенности планирования карьеры выпускниками вуза.
Данная цель конкретизируется в следующих теоретических и практических задачах:
1) описать понятие карьеры и варианты планирования карьеры;
2) рассмотреть социально-психологические особенности выпускников вуза как субъекты планирования карьеры;
3) описать психологическое сопровождение планирования карьеры выпускников вуза;
4) изучить особенности трудоустройства и дальнейшего профессионального развития выпускников СурГУ.
Объектом исследования данной работы является психологические аспекты карьеры.
Предмет исследования: особенности планирования карьеры выпускников вуза.
Гипотеза: мы предполагаем, что выпускники-психологи обладают более высоким уровнем готовности к поиску места работы и к началу профессиональной деятельности.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает введение, две главы: теоретического и эмпирического исследования, заключение, список литературы.
Мы выявили теоретические и практические аспекты нашей темы «планирование карьеры выпускников ВУЗов». Из теоретического материала мы познакомились с различными понятиями карьеры, выявили основные ее свойства. Из практического материала мы убедились в необходимости подготовки молодых специалистов и выпускников ВУЗов к организации дальнейшей профессиональной деятельности.
Тема нашей курсовой работы актуальна, так как существуют проблемы подготовки молодого поколения к планированию карьеры профессиональной карьеры в современных условиях, когда большинство молодых людей склонны совершать ошибки при построении своего профессионального будущего. В данной курсовой работе были выделены и проанализированы аспекты этого сложного процесса. Для успешного развития своей карьеры человек должен чётко планировать своё будущее. Постановка целей, «познание» своих способностей и склонностей и выявление задач является процессом планирования карьеры. Чаще всего, человеку сложно самому полностью продумать эту программу, он нуждается в помощи специалиста.
Построение карьеры – это длительный процесс. Он проходит ряд последовательных этапов, где человек удовлетворяет свои потребности. Важно знать характеристику этих этапов, чтобы человек мог адекватно распределять свои силы на весь период карьеры, прогнозировать возможные подъемы и спады и научиться не бояться неудач [5]. Это нам еще предстоит внимательно изучить и проанализировать в следующих работах по данной теме.
Обобщая все вышесказанное, анализ литературных источников и проведение исследования подтверждают, что актуальность нашего исследования сохранится в ближайшем будущем, поскольку отечественная система образования не в полной мере использует весь комплекс эффективных мер для решения проблем подготовки подрастающего поколения к планированию своего профессионального будущего. Следовательно, будет целесообразно выявить наиболее эффективные методы, содержания, технологии, и т.д., направленные на формирование готовности студентов успешно строить свою дальнейшую профессиональную карьеру. При этом учесть его ценности, цели, желания, стремления и личностные особенности.
Россия нуждается в образованных молодых специалистах, которые в ситуации выбора способны принимать ответственные решения, проявляющие инициативу и стремящихся к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. — Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996. — 384 с.
2. Боденко Борис Николаевич Выпускник вуза как результат об-разования // Знание. Понимание. Умение. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypusknik-vuza-kak-rezultat-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2020).
3. Гончарова А. А. Социально-психологические барьеры, препят-ствующие построению карьеры женщин (на примере службы занятости по Московской области): автореф. дис.канд. психол. наук. / А.А. Гончарова — М., 2004. — 150 с.
4. Горчакова Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе // Молодой ученый. – 2010. – №1-2. – 263-266 с. – URL : https://moluch.ru/archive/13/1029/
5. Громова, Е. М. Профессиональная карьера : Путь к успеху. Научно-методическое пособие / Е. М. Громова, Д. И. Беркутова, Т. А. Горшкова. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2012 .— 124 с.
6. Гузич Майя Эдуардовна. Психологическое сопровождение ка-рьерного развития: учебное пособие / М. Э. Гузич, Е. С. Богдан; Департа-мент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры, БУ ВО "Сургутский государственный университет", Центр карьеры, Кафедра психологии развития.
7. Гузич, Майя Эдуардовна. Психология карьеры : учебное посо-бие / М. Э. Гузич.
8. Гузич Майя Эдуардовна. Развитие ценностных профессиональ-ных ориентаций на этапе взрослого онтогенеза = Value Professional Orientations Development at the Stage of Adult Ontogenesis / Гузич М. Э.
9. Даниленко Александра Николаевна, Ихсанова Светлана Генна-дьевна, Комаков Валерий Викторович Прогностическое планирование ка-рьеры студента вуза // СИСП. — 2012. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognosticheskoe-planirovanie-kariery-studenta-vuza (дата обращения: 12.05.2019).
10. Домбровская, Е.А. Справочник методиста. Часть 1. Основные термины, их определения, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании. / Е.А. Домбровская. –: Мн.: МГОУМК, 2012. – 48 с.
11. Дурнева Венера Борисовна Психологические факторы готовно-сти молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельно-сти // ИТС. — 2010. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-gotovnosti-molodyh-spetsialistov-k-osuschestvleniyu-professionalnoy-deyatelnosti (дата обраще-ния: 12.04.2019).
12. Заводчиков Д. П. Психология карьеры: учеб. пособие для проф.-пед. работников / Д. П. Заводчиков, М. В. Кормильцева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2012. - 155 с.
13. Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой : учеб. пособие для вузов / Г.Г Зайцев, Г.В. Черкасская. — М.: Академия, 2007. —256 с.
14. Залученкова Е.А., Зарецкий В.К., Ненашева Л.А., Холмогорова А.Б. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профес-сионального самоопределения / Е.А. Залученова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова. — М.: НИИВО, 1995. —168 с.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Ака-демический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
16. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.И. Кравченко. —М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.
17. Крылов А.А. Психология : учебник для вузов /А.А. Крылов. —М.: Проспект, 2005. — 288 с.
18. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структура-ми: преобразующие лидерство / И.Д. Ладанов. — М.: Перспектива ,1997. — 288 с.;
19. Иванцевич, Д. М. Человеческие ресурсы управления / Д.М. Инванцевич, А.А. Лобанов. — М.: Дело, 1993. —2004 с.
20. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы /М. Люшер. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 176 с.
21. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание»,1996. —276 с.
22. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. —М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание»,1995. — 123-127 с.
23. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб: Питер, 2007. — 277 с.
24. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и чело-веческого достоинства / Н.С Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. — М., 2007. — 456 с.
25. Психология среднего возраста, старения, смерти / под ред. А. А. Реана. — СПб.: прайм-Еврознак; М : ОЛМА-Пресс, 2003. . — 384 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубин-штейн. — СПб: Питер, 2007. — 720 с.
27. Семыкин Владимир Анатольевич, Серебровский Владимир Ис-аевич, Лебедчук Петр Васильевич, Чернышова Ольга Викторовна Психо-логические особенности профессионального становления студентов буду-щих специалистов АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяй-ственной академии. — 2013. — №2. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-professionalnogo-stanovleniya-studentov-buduschih-spetsialistov-apk (дата обращения: 12.04.2019).
28. Синисало П: Особенности трудовой карьеры и жизненные ори-ентации молодежи] / П.Синисало. — М.: Наука, 1987. — 174 с.
29. Синягин Ю. В. Человек и карьера / Ю.В. Синягин. — Бюл. де-ловой информ,1995. № 12. — 34-39 с.
30. Хяюрюнен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследо-вания жизненного пути и профессиональной карьеры / Ю.П. Хяюрюнен. — М.: Наука, 1987. —274 с.
31. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология разви-тия и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
32. Шерет Т.Д. Виды и характеристики отношений к профессио-нальной карьере у служащих страховой компании: дис. … канд. психол. наук / Т.Д. Шерет. – Ростов н/Д., 2006. – 246 с.