ВВЕДЕНИЕ 3
1. Современное правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних 5
2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 14
2.1. Система и структура комиссий по делам несовершеннолетних 14
2.2. Правомочия Комиссий по делам несовершеннолетних 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
В России защите интересов несовершеннолетних уделяется особое внимание. Кроме детских омбудсменов, в регионах работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН). Эти структуры являются постояннодействующими. Правовой их статус закреплен в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ № 120). Непосредственная деятельность комиссий регламентируется региональным законодательством.
По сути, КДН – это исполнительный орган, т.е. управленческая структура, наделенная государственно-властными полномочиями. Именно на такие институты Конституция возлагает обязанность по реализации мер обеспечения законности, защиты свобод и прав граждан, охране собственности, борьбе с преступностью. Учитывая серьезность и единство координирующей функции в работе КДН и ЗП, рассредоточение задач между структурами разной правовой природы представляется нецелесообразным. По мнению ряда экспертов, комиссии по своей природе не являются ни общественными, ни государственными органами. Авторы считают, что их нельзя отнести к какой-либо ветви власти. КДН – это специальные образования, обладающие властными полномочиями. Однако их компетенция не выходит за пределы системы профилактики. Соответственно, комиссию можно рассматривать в качестве органа, но не относящегося к госвласти. Он необходим для обеспечения функционирования системы профилактики, организации процессов, ориентированных на реализацию задач, поставленных перед ней.
В настоящее время существует множество нерешенных проблем в сфере профилактики правонарушений подростков и их безнадзорности. В большинстве случаев они обусловлены пробелами в действующем законодательстве. По мнению многих экспертов, на официальном уровне необходимо закрепить компетенцию КДН на каждом уровне, определить конкретные их обязанности и права. Следует провести анализ деятельности структур, выявить дефекты в их работе, приводящие зачастую к некомпетентному разрешению дел о правонарушениях. На федеральном уровне не закреплен порядок рассмотрения дел КДН. Федеральное законодательство должно обеспечивать не только защиту, но также и охрану интересов и прав подростков при разбирательстве материалов о правонарушениях и применении мер воздействия.
Цель настоящей работы состоит в комплексном анализе Комиссии по делам несовершеннолетних как органа административно-деликтной юрисдикции.
Настоящая работа посвящена задачам:
- современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России;
- анализу основных направлений такой деятельности и особенностей функционирования комиссий в современных условия.
В ходе исследования были выявлены проблемы современного правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их правового положения, а также полярные точки зрения ученых, практикующих юристов, общественных деятелей о целесообразности существовании комиссий в рамках системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современной России.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав –структурное подразделение призванное осуществлять информационно-аналитическое, организационно-методическое, техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Приоритетными направлениями деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:
- обеспечение межведомственного взаимодействия по решению проблем семьи, использование всех форм и методов работы для повышения статуса и роли семьи как основного института социализации ребёнка, гаранта защиты его прав и законных интересов;
- повышение качества реабилитационной работы в отношении детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- координация деятельности органов системы профилактики по предупреждению алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних;
- активнее освещать в средствах массовой информации результаты работы субъектов системы профилактики в сфере защиты нравственности детей, уделять внимание пропаганде здорового образа жизни, физической, интеллектуальной и психической безопасности несовершеннолетних.
В рамках административно-юрисдикционной деятельности КДН осуществления выделяют производства по:
- Делам об административных нарушениях.
- Жалобам.
Юрисдикционные полномочия КДН носят комплексный характер. Этим комиссии отличаются от прочих субъектов административно-юрисдикционной деятельности.
КДН работают с несовершеннолетними – весьма специфичной категорией граждан. При этом комиссии обладают полномочиями по привлечению подростков к административной ответственности. Все эти действия предполагают повышенную ответственность. В этой связи к кадровому составу КДН предъявляются жесткие требования. Они касаются не только знания правовых вопросов, но и особенностей возрастной психологии поведения, отклоняющегося от нормы.
На практике КДН и ЗП нельзя назвать координирующими органами в полной мере. Комиссии сегодня реализуют только контрольные функции. Как показывает анализ работы КДН по России, далеко не всегда уполномоченные структуры отслеживают и владеют сведениями о суицидах среди подростков, иногда не проверяется информация о жестоком обращении с несовершеннолетними в семье. Многие КДН считают приоритетным направлением в своей деятельности реализацию административно-карательных функций. Ключевыми же задачами комиссий являются обеспечение координации работы учреждений и органов системы профилактики, защита и охрана интересов и прав подростков. Некоторые служащие оценивают свою деятельность только по числу рассмотренных материалов и вынесенных решений по привлечению детей или их родителей к административной ответственности. Работа комиссий должна приносить результат. Для этого, безусловно, необходима корректировка законодательства не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // (http://docs.cntd.ru/document/573657602)
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Федеральным законом РФ от 30 марта 1998 года № 54-Ф //(http://docs.cntd.ru/document/573657602)
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //(http://docs.cntd.ru/document/573657602)
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Текст] // Рос. газета. – 2001. – № 256.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Текст] // Рос. газета. – 1996. – № 1.
7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Текст] // Рос. газета. – 1999. – 30 июня. (http://docs.cntd.ru/document/573657602).
8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Текст] // Рос. газета. – 2008. – 30 апр. 5. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 19. – Ст. 2093.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 45. – Ст. 5829.
11. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. [Текст] (утратило силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1967. – № 23. – Ст. 536.
12. Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних от 19 июня 1920 г., разработанная народными комиссариатами просвещения, здравоохранения и юстиции [Текст] (утратила силу) // Собрание Узаконений и Распоряжений рабочего и Крестьянского Правительства. – 1920. – № 68. – Ст. 308.
13. Декрет Совета народных комиссаров от 9 (22) января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» [Текст] (утратил силу) //Декреты Советской власти 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М., 1957. – Т. 1. – С. 337, 338.
14. Постановление СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» [Текст] (утратило силу) // СУ РСФСР. – 1920. – № 13. – Ст. 83.
15. Постановление СНК СССР и ЦК ВПК(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [Текст](утратило силу) // Собрание законов и распоряжений рабочего и Крестьянского Правительства СССР. – 1935. – № 32. – Ст. 252. 13. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?rn=hk9900278, свободный.
16. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 106 «О создании Национальной комиссии по правам ребенка» [Текст] // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1996. – № 8. – Ст. 20.
17. Виноградов, А. С. Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних / А. С. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 129-130.
18. 2. Мишота В.А. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komissii-po-delam-nesovershennoletnih-i-zaschite-ih-prav-kak-subekty-sistemy-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-1 (дата обращения:10.11.2018).
19. 3. Юсупов В.А. Понятие и особенности услуг, предоставляемых органами государственного управления // Вестник Евразийской академии административных наук. 2013г.№ 3 (24). С. 9.
20. 4. Деменчук Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации. Дис.канд. юрид. наук. М., 2014. С. 44
21. 5. Мишота В.А. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. URL: http://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/eup/Vestnik-1_144_2015.pdf (дата обращения: 11.11.2018)/
1. Анисимова Н.В., Комовкина Л.С. Проблемные моменты в развитии законодательства о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Правовые проблемы укрепления российской государственности». – Томск, 28-30 января 2016 г.
2. Банщикова С. Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России [Текст] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – № 3(19). – С. 107–109.
3. Банщикова С. Л. Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 [Электронный ресурс] / С.Л. Банщикова. – Омск, 2017. – 219 с.
4. Беженцев А.А. Административно-правой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Современная наука. – 2010. – № 2. – С. 11–15.
5. Зырянов С.М. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от прошлого к настоящему [Текст] // Материалы международной научно-практической конференции «правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований». – Санкт-Петербург, 11 декабря 2015 г. – С. 145–149.
6. Мизулина Елена «Комиссии по делам несовершеннолетних могут быть ликвидированы» [Электронный ресурс] // http://kvnews.ru/newsfeed/elenamizulinakomissiipodel amnesovershennoletnihmogutby tlikvidirovany, свободный. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 3. (27) 2018. С. 89.
7. Кирюшина Н.Ю., Морозова Л.Б., Кочнева Е.М. Правозащитный потенциал комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 3 (36). – С. 196–201.
8. Лебедева Т.С. О роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в реализации ювенальных технологий [Текст] // Вестник КГУ. – 2016. – № 6. – С. 212–215.
9. Маловичко И.С., Чугунова И.В. Развитие межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав со школьными Службами примирения (медиации) по реализации восстановительного правосудия в отношении детей в Волгоградской области [Текст] // Вестник восстановительной юстиции. 2016. – № 13. – С. 23–31.
10. Мозгарева-Марченко Л.А., Русанова С.Ю. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований в обеспечении ювенального правопорядка [Текст] // Сборник Материалов Всероссийской научно-практической конференции «Права и свободы человека в контексте развития современного государства». – Краснодар, 09 декабря 2016 г. – С. 218–222.
11. Чуприс М. К., Василевич С.Г. О трехуровневой системе комиссий по делам несовершеннолетних в республике Беларусь [Текст] // Сборник материалов междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Эффективность правового регулирования на современном этапе: теоретические, исторические и отраслевые аспекты». – Минск, 03-04 ноября 2017 г. – С. 91–92.
12. Банщикова С.Л. КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 3 (27). - 2018. С. 85 - 91.