Введение 3
Глава 1. Фэнтези: становление и развитие жанра 11
1.1. Особенности становления фэнтези в западноевропейской литературе.
11
1.2. Фэнтези в России 25
Глава 2. Славянское фэнтези 35
2.1. История и миф в славянском фэнтези 35
2.2. Славянский мир «Волкодава» М. Семеновой 42
2.3. Языческие миры Ю.А. Никитина и других авторов славянского фэнтези
57
Заключение 65
Список использованной литературы 71
В европейской прозе жанр фэнтези заявляет о себе в середине XX века. Его появление и бурное развитие связано с коренными изменениями, которые происходили в социальной, научной, информационной и других сферах культуры. Фэнтези как бы отзывается на изменения жизни и своим содержанием, отражающим желание вернуться к истокам, к мифическому времени, и своей художественной формой.
В наши дни фэнтези - это не только литературный жанр, но также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Большинство фильмов этого жанра являются экранизациями книг («Властелин колец» П. Джексона, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Э. Адамсона). По мотивам книг сняты «Конан-варвар» Дж. Милиуса, «Волкодав из рода Серых Псов» Н. Лебедева и многое другое.
В 1960-х - 1970-х годах популярность фэнтези послужила также причиной рождения ролевых игр. Ролевые игры в свою очередь породили новую волну художественной литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий, это «Forgotten Realms» и «Warhammer».
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно с развитием литературы, так как художники рисовали обложки и иллюстрации к книгам, а позднее вышли за рамки иллюстративного дискурса.
К тематике фэнтези обращались и музыкальные группы (играющие в жанрах фолк или металл). Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как «Blind Guardian», «Summoning», Battlelore», с текстами, посвященными произведениям Дж.Р.Р. Толкина, Р.Э. Говарда, Г. Лавкрафта.
Хотя фэнтези и является относительно новым явлением в литературе, его корни восходят к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологиям. Кроме того, также стоит отметить тот факт, что миры, созданные фэнтези, чаще всего напоминают Средневековье. Этот факт некоторыми авторами (например, Ковтун [49]) объясняется тем, что европейская эпоха Средних веков в сознании читателей сводится к романтическому представлению о временах мистики и магии, не омрачённых научно¬техническим прогрессом. Элементы мифологического мышления и наличие магии составляют ключевое отличие фэнтези от научной фантастики. Научная фантастика провозглашает господство разума, технического прогресса и идею рационального могущества человека во вселенной. Фэнтези же иррационально в своей основе, вера в магию играет решающую роль в понимании мира произведения.
Несмотря на такую обширную реализацию, сам жанр пока недостаточно отрефлексирован в науке. Слово «фэнтези» в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Фэнтези поначалу безоговорочно включали в общее понятие «фантастики»; куда входит научная фантастика и другие жанры. Но при этом очевидно, что фэнтези имеет достаточно много общего с другими жанрами и видами литературы. Иногда его трудно отличить от альтернативной истории или от романа ужасов. Западные исследователи, а в след за ними и большинство российских, сейчас воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики. Однако его определение вызывает большие трудности. Т Чернышева в книге «Природа фантастики», говоря об определении фантастики вообще (то есть фантастической литературы), отмечает, «что это безнадежное дело, потому что невозможно найти достаточное число тех, кто согласился бы с каким-либо одним определением фантастики» [122, с. 52].
Можно сказать, что фэнтези является частью фантастики (как вида литературы ХХ века), однако элементы фантастического по-разному реализуются в фэнтези и, например, в научной фантастике. С. Лем считает, что «научная фантастика показывает то, что мало правдоподобно, однако осуществимо в принципе» [62, с. 138], «фэнтези же создает абсолютно неосуществимые, нереальные, вымышленные вселенные, опираясь при построении картины мира не на научную, а на психологическую достоверность», - продолжает его идею Е.О. Демидова [39, с. 190].
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Этот мир существует в виде некоего допущения, а его физические законы могут существенно отличаться от законов нашего мира. В то же время, главное отличие «чудес» фэнтези от сказочных состоит в том, что для мира фэнтези они являются нормой и действуют системно, как законы природы.
В своей работе «Природа фантастики» Т Чернышева говорит, что «НФ [научная фантастика] изображает возможное - возможные в будущем перемены, открытия, возможные в галактике миры и цивилизации, - в то время как fantasy изображает нечто заведомо невозможное, во всяком случае, в нашем мире (эта оговорка не случайна, так как в свете постмодернистского восприятия мира все, что создано воображением автора, существует, ибо мир есть текст); отсутствуют всякие объяснения и законы при введении в текст фантастических элементов» [122, с. 28]. В фэнтези герой может использовать ковер-самолет или шапку- невидимку; это волшебные предметы, и нет необходимости пояснять принципы их действия. В произведениях научной фантастики читатель столкнется с пространным объяснением, почему и как работает шапка-невидимка, которая, возможно, называлась бы каким-нибудь научным термином. В фэнтези «могут появиться любые фантастические элементы без всяких объяснений и ограничений, так как фэнтези является своего рода фантастическим хаосом, космосом ничем не ограниченного творческого воображения, миром непредвиденной случайности» [122, с. 32]. Для фэнтези важным является искренняя вера читателя в происходящее.
Ключевое различие фэнтези и научной фантастики состоит также в наличии магии. Авторы, пишущие в жанре фэнтези, намеренно эксплуатируют и трансформируют в своих работах древнейшие архетипы, мифологические образы и древние реалии. Вся литература, написанная в жанре фэнтези, в своей основе неомифологична.
Приходится признать, что несмотря на свою популярность, фэнтези среди других явлений литературного процесса ХХ века долгое время оставалось на периферии внимания исследователей. Между тем, как уже было сказано, бурное развитие фэнтези в литературе ХХ века было откликом на коренные изменения, которые произошли и происходят в культуре. Фэнтези как бы отзывается на изменения жизни - и своим содержанием, отражающим желание вернуться к истокам, к мифическому времени, к гармоническому миру, и своей художественной формой. Жанр фэнтези представляет собой заметное явление современного литературного процесса, и его изучение важно как в литературном, так и в идеологическом планах.
Стоит обратить внимание на тот факт, что до сих пор еще не выработано четкого определения жанра фэнтези в литературоведении. Термин фэнтези не имеет даже устоявшейся традиции написания, приходится встречать такие варианты названия как «фэнтези», «фентези», «фентази», «фэнтази» и, наконец, «1апШу». Последний вариант недвусмысленно указывает на то, что данный жанр зародился в англоговорящей среде. Также нет однозначного решения, к какому грамматическому роду относится данное слово. Относят его как к среднему, так и к женскому, и к мужскому. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (созданный по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и при поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) [33], ссылаясь на большой толковый словарь русского языка, предлагает вариант среднего рода. На страницах «ФантЛаба» («Журнал Лаборатории Фантастики») встречаются и мужской, и средний род: «фэнтези хорош тем /.../ это плохое фэнтези /.../» [112]. Книгоиздатели употребляют слово «фэнтези» в женском роде: на обложке книги, например, Марины и Сергея Дьяченко «Алёна и Аспирин» написано «городская фэнтези», а роман Генри Лайона Олди «Гарпия» позиционируется как «чистая фэнтези». Кандидат филологических наук Е.А. Сафрон в статье «Классификация жанра «славянской» фэнтези: постановка проблемы» говорит, что «на международной научной конференции “Русская фантастика” на перекрестке эпох и культур», проходившем в МГУ в марте 2006 года, все ученые употребляли этот термин в женском роде» [93, с. 2], и предлагает последовать их примеру. Мы же в данной работе будем употреблять слово «фэнтези» в среднем роде, вслед за словарем современного литературного языка [104], который считает единственно нормативным такое определение данного слова.
Для российской литературы фэнтези - относительно новое явление. Термин для его обозначения заимствуется из западного литературоведения и начинает активно использоваться лишь в 90-е годы XX века. Изучение данного явления еще далеко от всестороннего освещения и разработки общепринятой методологии исследования. В современном российском литературоведении понятию «фэнтези» не дано единого и исчерпывающего определения. Во многих научных работах предпринимаются такие попытки, которые пока не привели к однозначному результату.
В последние десятилетия в западном литературоведении сформировалась тенденция определять данное литературно-тематическое единство по формальным признакам, а не по национальному. Для российского же фэнтези, особенно для определенного этапа его развития, национальный фактор оказался определяющим. Собственно, он и привел к появлению такого направления, как славянское фэнтези. Стоит уточнить, что говорить о понятии «славянское фэнтези» стоит в контексте противопоставления западноевропейскому и американскому фэнтези. Славянское фэнтези, в отличие от западноевропейского и американского вариантов, не просто использует мифологию, а реконструирует и даже конструирует ее, так как о славянской мифологии сохранилось мало достоверных сведений.
«Современное славянское фэнтези основывается на различных литературных интерпретациях славянского метасюжета», - пишет К.М. Королев [52, с. 250]. Под славянским метасюжетом он понимает общий культурно-идеологический контекст, в котором доминирует интерес к древней, дохристианской славянской истории, мифологии и фольклору, а также попытки установить преемственность между современной культурой и древнеславянской, стремление обособить культуру славянских народов от других культурных традиций и иногда даже противопоставить последним, подчеркивая приоритет славян в достижениях мировой культуры.
Стоит подчеркнуть, что в читательском сознании понятие «славянское фэнтези» часто воспринимается как ответ на культурную экспансию Запада, предполагается, что ничего подобного в отечественной литературе не было. Однако литературные обработки славянского метасюжета существовали еще в эпоху русского классицизма.
Кроме того, тексты славянских фэнтези являются воплощением мечты о сильном народе, едином государстве, особой миссии русских. При этом авторские мифы славянских фэнтези являются отчасти продуктом политической, квазинаучной идеологии и неомифологии. Построение национального мифа в славянском фэнтези осуществляется двумя путями: построением нового пантеона героев и смысловой перекодировкой мифологемы русской души. Оба направления вписаны в современный социокультурный контекст. «Конструирование нового пантеона Homo Nationalis, - по мнению Т.Н. Бреевой, - становится отражением общей тенденции ревизии коллективной памяти, определяющей “исторический” бум в современных российских СМИ» [21, с. 98].
Актуальность нашей работы детерминирована актуальностью предмета исследования. Жанр фэнтези один из самых популярных жанров массовой культуры, однако должной исследовательской рецепции он пока не получил. Как уже было отмечено, жанр славянского фэнтези до сих пор остаётся мало изучен, нет даже общепринятого определения жанра. Критические работы по этой теме можно свести к небольшому количеству рецензий, а отдельные попытки охарактеризовать жанр носят фрагментарный и экспериментальный характер. Среди работ, повлиявших на наше исследование, стоит отметить работу К.М. Королева «Жанр фэнтези в России: предыстория и метасюжет», в которой автор попытался обобщить все, что написано о фэнтези (отечественные
и зарубежные работы) и о славянском фэнтези в частности.
Новизна же нашей работы в том, что в данной работе мы попытались проследить на материале современных произведений как в жанре славянского фэнтези происходит воссоздание истории и мифологии славян и обобщить полученные данные.
Объектом данного исследования является жанр славянского фэнтези. Предметом же настоящего исследования являются элементы реконструкции истории и мифологии славян, присутствующие в текстах славянского фэнтези и определяющие его жанровую природу.
Целью исследования является выявление и описание элементов реконструкции истории и мифологии славян как основных черт славянского фэнтези.
Цель данной работы предполагает решение следующих задач:
1. проследить основные тенденции развития жанра фэнтези в мировой литературе;
2. сделать обзор основных научных источников по избранной теме;
3. определить отличия славянского фэнтези от западноевропейского;
4. на материале романа М. Семеновой «Волкодав» и других романов этой писательницы показать основные черты славянского фэнтези;
5. через обращение к текстам других видных авторов жанра дополнить или скорректировать полученные результаты.
Методы исследования, использованные в данной работе: сравнительно- сопоставительный и структурно-семиотический. Их применение осуществляется с опорой на работы по литературной фантастике и фэнтези В. Березина, Е. Ковтуна, С. Лема и др.; работы по исследованию мифологии и фольклора Е. Мелетинского, В. Проппа и др.
Материалом для исследования в первую очередь послужили цикл романов М. Семеновой «Волкодав» и цикл романов Ю. Никитина «Трое из леса». В качестве фонового материала мы привлекли другие произведения М. Семеновой и Ю. Никитина, а также произведения Е. Дворецкой, О. Григорьевой, Н. Бахрошина, Ю. С. Буркина, С. В. Лукьяненко, С. Фомичева, Л. Бутякова и др. Стоит уточнить, что выбор материала обусловлен тем, что выбранные произведения наиболее четко представляют черты, характерные для славянского фэнтези. В исследовании не рассматриваются произведения псевдоисторического фэнтези, поскольку в таких произведениях история и мифология славян не воссоздается, в качестве основы сюжета берется уже известный исторический факт, с которым работает автор.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: жанр славянского фэнтези появился как вторичный (заимствован из западноевропейской традиции, чему способствовали переводы классических фэнтези на русский язык и их популярность), однако на сегодняшний день стал самостоятельным, приобретя уникальные жанровые черты, среди которых на первом месте стоит обращение к национальной истории, тесно связанной с национальной мифологией. Среди других жанровых факторов выделяются специфика сюжета и героя.
Результаты исследования могут быть использованы для изучения истории русской литературы начала двадцать первого века, как в средней, так и в высшей школах. Кроме того, наша работа может способствовать дальнейшему изучению проблем, связанных с жанром славянского фэнтези.
Структура работы, то есть логика ее разделения на главы и части, обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, излагающих основное содержание исследования, заключения и списка литературы, насчитывающего 125 источников.
Основные положения работы были вынесены на обсуждение на V региональной конференции «Мой выбор - Наука!», проводившейся в Алтайском государственном университете в 2018 г.
Как литературное явление жанр фэнтези сформировался еще в середине ХХ века. Прародителями фэнтези выступили героические эпосы и классические сказочные истории-квесты: от сказок «Тысячи и одной ночи» до русских сказок- путешествий «Пойди туда, не знаю куда» или «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», которые в свою очередь структурно восходят к деяниям античных героев.
В основе фэнтезийного романа всегда лежит история магического путешествия: герой совершает путешествие за горизонт привычной реальности. В пути у героя появляется шанс пройти неведомую инициацию и обрести новое знание. А если герою удается вернуться в свою реальность и принести знание в свой мир, то этот мир меняется, иногда катастрофически, при этом реальность воссоздается заново. Герой фэнтези стремится к свободе и независимости, он желает зависеть только от своих решений и своих возможностей, и эта черта связывает фэнтези с миром рыцарских романов. В этих жанрах главнейшими качествами человека являются честь и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в рыцарском романе, но не всегда одерживает победу.
Из литературных жанров наиболее близки к фэнтези научная фантастика. Отделить научную фантастику от фэнтези сложно. Научная фантастика уделяет большое внимание прогрессу и все, что в ней описывается, представляется возможным человечеству в будущем. Фэнтези же изначально заявляет, что описывает нереальный мир, и что в нашем реальном мире такое невозможно. В фэнтези появления сверхъестественного и то, что мы привыкли называть реальным миром, существуют как бы на равных. Магия, божественные силы и прочие фантастические атpибуты оказываются всего лишь дополнительным, хотя поpой и важнейшим, фактоpом миров, матеpиальная составляющая которых также является самоценной.
Фэнтези имеет достаточно много общего с другими жанрами фантастической литературы. Его бывает иногда довольно трудно отличить от альтернативной истории, от исторического романа или от романа ужасов. Западные исследователи, а в последние годы и большинство российских, воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики.
Ключевое различие фэнтези и научной фантастики состоит в наличии или отсутствии магии. Вся литература, написанная в жанре фентези, в своей основе неомифологична. Она находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и исходную трагичность. Герой обязан совершить то, что ему предназначено, даже если это и грозит ему гибелью. Проблема борьбы в безысходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы. Современное фэнтези добавляет к такой ситуации идею нравственного выбора. Сказки подарили миру фэнтези завуалированную назидательность. Однако фэнтези сделало шаг вперед, отказавшись от деления героев на хороших и плохих.
Фэнтези вобрало в себя огромный пласт европейских традиций. Литература фэнтези ведет свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). В своей статье «Фэнтези» В. Березин пишет (и мы сним согласны), что «корни этого явления действительно древние, уходящие во вполне конкретные сюжеты - свод преданий о короле Артуре и рыцарях круглого стола. <...> Несмотря на то что греко-римский пантеон более структурирован, именно кельтская эстетика стала доминировать в фэнтези» [17, с. 8]. Сильное влияние на жанр фэнтези также оказали средневековые романы. Артурианская легенда с ее магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.
Отцами-основателями фэнтези считаются две группы авторов, которых можно разделить на американскую и британскую школы. Американскую группу составляют Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит и Говард Филипп Лавкрафт. В британский отряд основоположников фэнтези входят Клайв Льюис, Чарльз Уильямс и Джон Рональд Толкин.
Жанровыми элементами фэнтези могут быть названы следующие признаки: описан мир несуществующий, обладающий свойствами,
невозможными в нашей реальности; присутствуют магия и фольклорные персонажи; использован авантюрный сюжет (как правило - поиск, странствие, война и т. п.); как правило, средневековый антураж; очевидно скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего; противостояние добра и зла - основной сюжетообразующий стержень.
Фэнтези как жанр в свою очередь современной наукой делится на такие поджанры, как: 1) героическое, или фэнтези меча и магии; 2) эпическое, или высокое фэнтези; 3) игровое фэнтези; 4) темное, или Dark fantasy; 5) историческое фэнтези; 6) юмористическое фэнтези и пародии; фэнтези без магии; 7) мифологическое фэнтези; 8) технофэнтези фэнтези; 9) романтическое фэнтези; 10) детское фэнтези. Также выделяю т.н. «странное фэнтези», куда относят фэнтезийные книги, которые трудно отнести к какому-либо из вышеперечисленных жанров.
В настоящее время жанр фэнтези развивается не только в литературе, но и в музыке, живописи, архитектуре, кинематографе, а также в сфере компьютерных ролевых игр.
В своем типологическом многообразии современное русское фэнтези нисколько не уступает зарубежному. Можно сказать, что в противовес западному варианту данного жанра, в современной российской литературе выдвинулся свой альтернативный жанр - славянское фэнтези. В отличие от западного славянское фэнтези берет за основу мифологию, историю и культуру славян. Так как о славянском прошлом известно мало, особенно до христианизации славянских племен, многие авторы делают попытки воссоздать мифологию и историю древних славян. Фокус внимания зачастую сосредоточен на этногенезе славян (или непосредственно русских).
Основоположником данного жанра принято считать М. Семенову с ее циклом о Волкодаве. Можно сказать, что «Волкодав» стал ответом на массовый интерес к русской древности. Другим видным деятелем жанра в России можно считать Юрия Никитина с его романом «Трое из леса».
Самое общее определение славянского фэнтези на сегодня можно сформулировать так: это субжанр фэнтези, мир в котором порождается национальным колоритом, где источниками фабулы являются, чаще всего, мифологические сюжеты и образы древних славян, их пантеон богов, предания, легенды, реалии быта.
Идеологической основой и претекстом этого жанра становится неомифологический дискурс о судьбе русского народа. Это контаминация сциентистского и обыденного знания, совокупность взглядов на вопросы происхождения славян, их генетические связи, историю. Собственно, проблема происхождения, начала истории нации и становится главным сюжетным стержнем славянских фэнтези. То есть тексты славянских фэнтези являются воплощением мечты о сильном народе, едином государстве, особой миссии русских. При этом авторские мифы славянских фэнтези, являясь отчасти продуктом политической, квазинаучной идеологии и неомифологии, сами питают этот контекст и становятся его частью.
В данной работе мы выявили основные особенности славянского фэнтези, указали различия славянского и классического западного фэнтези.
К основным особенностям славянского фэнтези мы относим:
1. опору авторов на национальный этнографический материал;
1. определение ими границ вымышленного мира как совпадающих с местами расселения восточных славян;
2. использование для создания картины мира не скандинавской и кельтской мифологии, а в славянской;
3. специфику персонажей: герой славянского фэнтези - обычный человек, который зачастую борется не с мифологическими существами, а с реальными людьми и одолевает главного врага часто ценой собственной жизни.
В результате анализа романов Семёновой мы приходим к выводу, что Семёнова не только активно использует материал славянской мифологии, но и преобразует его. Славянская культура - верования, традиции и обычаи наших предков - незримый самобытный герой её произведений.
Славянские фэнтези-романы Семеновой ориентированы на изображение мира прошлого. Для этого автор активно использует былинные имена и мотивы, старается подражать звучанию древнерусской речи, использует древнерусские или славянские слова, вплетает в сюжет реальные исторические события.
Окружающий мир героев насыщается подробностями, имеющими отношение к реальной истории. Так, используется описание старинной славянской одежды, оружия, предметов, используемых в быту. Часто используются сказочные имена и мотивы.
Верования и бытовые детали в текстах Семеновой представлены достоверно, но творчески переработаны. Такая подача материала определена самим жанров фэнтези, предполагающим глубокую работу автора в сфере художественного вымысла.
Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью заявить, что романы Семёновой в обзорном виде представляют основные моменты славянской мифологии.
Основной темой большинства текстов славянских фэнтези является тема национального самоопределения. Неомифологический дискурс о судьбе русского народа становится идеологической основой произведений Ю. Никитина, Е. Дворецкой, Л. Бутякова, О. Григорьевой. В произведениях этих авторов (и многих других) создается положительный образ славян. Очевидно, авторы фэнтези рассчитывают на то, что именно образ «славянина-победителя», «славянина-богатыря, покоряющего другие народы, несущего им цивилизацию и знания, будет по достоинству принят массовым читателем, нуждающемся в высокой национальной самооценке.
Можно сказать, что тексты славянских фэнтези являются воплощением мечты о сильном народе, едином государстве, особой миссии русских. При этом авторские мифы славянских фэнтези, являясь отчасти продуктом политической, квазинаучной идеологии и неомифологии, сами питают этот контекст и становятся его частью.
Большое значение для славянского фэнтези имеет и вопрос религиозного верования, славянской религиозной культуры, связи славянской истории с язычеством. Язычество, связь или борьба человека с богами, покровительство богов является зачастую логическим центром повествования, вокруг которого вращается сюжет, а затем и развязка событий свершается благодаря ему же.
Стоит подчеркнуть, что изучение мифологической основы славянской фэнтези затруднено в силу самой исторической ситуации: к приходу христианства на Русь языческие представления ещё не были систематизированы, поэтому представители новой религии их не только не фиксировали, но и стремились стереть из народной памяти.
Богатейший фольклорно-мифологический материал, представленный в анализируемых романах, позволяет нам настаивать на том, что современное славянское фэнтези создаётся не как подражание западной традиции, но как совершенно оригинальное направление современной массовой российской литературы, призванное обратить внимание читателя на отечественную народную традицию.
Таким образом, как нам кажется, можно утверждать, что славянское фэнтези вполне может претендовать на статус особого вида (поджанра) литературы фэнтези.
1. Абашева, М.П. Проблематика национальной идентичности в славянских фэнтези / М.П. Абашева, О.П. Криницына // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 322. - С. 7 - 10.
2. Абашева, М.П. Славянские фэнтези: к проблеме генезиса /
М.П. Абашева, О.П. Криницына // Вестник ЧГПУ - 2010. - № 5. - С. 202 - 207.
3. Алексеев, А.В. К реконструкции праславянской мифологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://psibook.com/literatura/k-rekonstruktsii-praslavyanskoy-mifologii.html.- (Дата обращения 01.06.18).
4. Алексеев, С. Откуда мы знаем о язычестве древних славян? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=14437.- (Дата обращения 01.06.18).
5. Аливердиев, А.А. К вопросу о русском фэнтези, Бабе-Яге, etc / А.А. Аливердиев // Махачкалинские известия. - 2006. - № 8. - С. 22-31.
6. Антонова, Е.В. Эволюция героя фэнтези в романе М. Семеновой «Волкодав» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр://]оигпаЕ.^ри.ги/аЦасЬшеЫ^/а111с1е/1968/Ст%201.рд1. - (Дата обращения 01.06.18).
7. Асов, А.И. Атланты, арии, славяне. История и вера / А.И. Асов. - М.: Алетейа, 1999. - 312 с.
8. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. т.1 / А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1995. - 284 с.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. т.2 / А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1995. - 282 с.
10. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: в 3 т. т.3 / А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1995. - 284 с.
11. Афанасьев, А.Н. Славянская мифология/ А.Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2008. - 1520 с.
12. Афанасьева, Е.А. Мифологические мотивы в трилогии Марии Семеновой «Волкодав» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/593962/literatura/mifologicheskie motivy trilogii marii semyonovoy volkodav.- (Дата обращения 01.06.18).
13. Афанасьева, Е.А. «Новые образы богов как способ становления авторской индивидуальности в славянской фэнтези» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://uchzap.petrsu.ru/files/UchZap93-08-2008.pdf#page=71.- (Дата обращения 01.06.18).
14. Барашкова, А.В. Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези / А.В. Барашкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -
2009. - № 4. - С. 22 - 26.
15. Бахрошин, Н. Проклятие черных волхвов / Н. Бахрошин. - М.: Эксмо, 2009. - 368 с.
16. Бережной, С. Песни Серых Псов. Рецензия на роман М. Семеновой «Волкодав» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://barros.rusf.ru/article024.html.- (Дата обращения 01.06.18).
17. Березин, В. Фэнтези / В. Березин // Октябрь. -2001. -. № 6. - С. 6 - 12.
18. Беренкова, В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования / В.М. Беренкова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 91 - 93.
19. Блейлер, Э.Ф. Путеводитель по сверхъестественной литературе /
Э.Ф. Блейлер. - Изд-во «Shasta Publisher», 1979. - 454 с.
20. Бреева, Т.Н. Специфика национальной стереотипизации чужого/другого в российском славянском фэнтези / Т.Н. Бреева,
Л.Ф. Хабибуллина // Филология и культура. - 2014. - № 1 (35). - С. 24-29.
21. Бреева, Т Н. Стратегия репрезентации национального мифа в славянском фэнтези / Т.Н. Бреева // Филология и культура. - 2012. - №1. - С. 94-100.
22. Буркин, Ю.С. Остров Русь / Ю.С. Буркин, С.В. Лукьяненко. - М.: АСТ, 2004. - 207 с.
23. Бутяков, Л. Владигор / Л. Бутягов. - М.: Азбука, 2010. - 464 с.
24. Валитова, В.А. Воссоздание «чудесной» действительности древних славян в XIII - начале XIX в.: от баснословия к мифологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://docplayer.ru/65026194-Vossozdanie-chudesnoy-deystvitelnosti-drevnih-slavyan-v-xviii-nachale-xix-v-ot-basnosloviya-k-mifologii.html.- (Дата обращения 01.06.18).
25. Вейман, Р История литературы и мифология / Р Вейман. - М.: Прогресс, 1975. - 344 с.
26. Галина, М.С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) / М.С. Галина // Общественные науки и современность. - 1998. - № 6. - С. 161-170.
27. Галкин, А.Б. Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы,
идеи: учеб. пособие / А.Б. Галкин. - Издательство «Флинта», 2012. - 598 с.
28. Гарцевич, Е. Славянское фэнтези / Е. Гарцевич // Мир фантастики. -
2010. - №20. - С. 172 - 179.
29. Гоголева, С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра / С.А. Гоголева // Наука и образование. - 2007. - № 3. -С. 166 - 167.
30. Гоголева, С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези / С.А. Гоголева // Наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 85 - 86.
31. Гончаров, В. Русская фэнтези - выбор пути / В. Гончаров // Если. -
1998. - С. 216 - 227.
32. Гопман, В. Фэнтези / В. Гопман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкин. - М., 2001. - С. 1161-1164.
33. Грамота.Ру - Справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://gramota.ru/.- (Дата обращения 01.06.18).
34. Григорьева, О.А. Колдун / О.А. Григорьева. -Спб.: Крылов, 2006. - 460 с.
35. Григорьева, О.А. Старая Ладога / О.А. Григорьева. - Спб.: Крылов,
2007. - 384 с.
36. Губайловский, В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. Губайловский // Новый мир. - 2002. - № 3. - С. 174-185.
37. Гуревич, Г. Что такое фантастика и как ее понимать? / Г. Гуревич // Мир фантастики. - 2010. - №20. - С. 25 - 30.
38. Дворецкая, Е. Зеркало и чаша / Е. Дворецкая. -СПБ.: Крылов, 2007. -416 с.
39. Демидова, Е.О. Фэнтези как жанрово-тематический канон массовой литературы в России / Е.О. Демидова // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2017. - № 6. - С. 189 - 199.
40. Дугин, А. Знаки великого норда. Гипербореская теория / А. Дугин. - Вече, 2008. - 320 с.
41. Дудко, Д. «Славянская фэнтези: вчера, сегодня, завтра» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusf.ru/star/doklad/2004/dudko2.htm.- (Дата обращения 01.06.18).
42. Дьяконова, Е.С. Конструирование единого пространства художественного аномального мира в произведениях жанра фэнтези / Е.С. Дяконова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 1. - С. 10 - 16.
43. Желязны, Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://castle.kulichki.net/zelazny/stories/view.shtml.- (Дата обращения 01.06.18).
44. Зорин, А.Г. Кормя двуглавого орла. Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века /
А.Г. Зорин. - М.: Нов. лит. обозрение, 2001. - 415 с.
45. Иванова, Э. Создание вторичных миров: Дж.Р.Р.Толкин и жанр фэнтези / Э. Иванова // Искусство в школе. - 2008. - № 4. - С. 41 - 45.
46. Карабанова, Н.В. Проблема межпространственных переходов в литературе жанра фэнтези / Н.В. Карабанова // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 7. - С. 70 - 73.
47. Карелин, А. Фэнтези: Истоки жанра / А. Карелин // Мир фантастики. - 2003. - № 3. - С. 130 - 141.
48. Клют, Дж. Энциклопедия фэнтези / Дж. Клют. - Лондон: Папирус,
1999. - 1099 с.
49. Ковтун, Е. Истинная реальность «fantasy» / Е. Ковтун // Вестник Московского Университета. - 1998. - № 3. - С.106 - 115.
50. Ковтун, Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века / Е.Н. Ковтун. - М.: Высшая школа, 2008. - 484 с.
51. Коган, М.С. Морфология искусства / М.С. Коган. - Л.: Искусство, 1972. - 439 с.
52. Королев, К.М. Жанр фэнтези в России: предыстория и метасюжет / К.М. Королев // Русская литература. - 2013. - № 2. - С. 243 - 258.
53. Королькова, Я.В. Две модели фэнтези в современной литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://cheloveknauka.com/dve-modeli-fentezi-v-sovremennoy-russkoy-literature.- (Дата обращения 01.06.18).
54. Королькова, Я.В. Квест героя фэнтези (на материале цикла романов М. Семеновой о Волкодаве) / Я.В. Королькова // Вестник ТГПУ - 2012. - № 3. - С. 213 - 217.
55. Королькова, Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези / Я. В. Королькова // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 8 (98). - С. 142- 144.
56. Королькова Я. В. Сюжет пути героя фэнтези как основание жанровой формы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/28986987-Kvest-geroya-fentezi-na-materiale-cikla-romanov-m-semenovoy-o-volkodave.html.- (Дата обращения 01.06.18).
57. Криницына, О. Славянская фэнтези в современном литературно процессе: поэтика, трансформация, рецепция [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://uchzap.petrsu.ru/files/UchZap93-08-2008.pdf#page=71.— (Дата обращения 01.06.18).
58. Криничная, Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. — М.: Академический Проект, Гаудемаус, 2004. — 1008 c.
59. Кузнецов, Вс. Фэнтези: анатомия жанра [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://magazines.russ.ru/sp/2000/2/10ku.html.— (Дата обращения 01.06.18).
60. Крылов, К. Волшебство и политика: мир фэнтэзи как новый общественный идеал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/m/magid m n/magia.shtml.— (Дата обращения 01.06.18).
61. Левкиевская, Е. Мифы русского народа [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/.— (Дата обращения 01.06.18).
62. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. т. 1 / С. Лем. — М.: АСТ,
2008. — 592 с.
63. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. т. 2 / С. Лем. —М.: АСТ,
2003. — 672 с.
64. Магид, М. Магическая Утопия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://zhurnal.lib.ru/m/magid m n/magia.shtml.— (Дата обращения 01.06.18).
65. Масленникова, Н.Ф. Авторский миф в структуре славянского фэнтези (на материале романов М. Семеновой о Волкодаве) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/584573/.— (Дата обращения 01.06.18).
66. Мелетинский, Е.М. О происхождении литературно-магических сюжетных архетипов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6321588/.— (Дата обращения 01.06.18).
67. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука,
2000. - 407 с.
68. Мендлесон, Ф. Краткая история фэнтези / Ф. Мендлесон, Э. Джеймс. - Лондон: Папирус, 2009. - 200 с.
69. Мендлесон, Ф. Риторика фэнтези / Ф. Мендлесон. - Лондон: Папирус, 2008. - 343 с.
70. Мончаковская, О.С. Фэнтези как разновидность игровой литературы / О.С. Мончаковская // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 3. - С. 231 - 237.
71. Мошницкий, А. Евразийские тенденции в отечественной литературе жанра фэнтези [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arctogaia.krasu.ru/works/moshnitsky1.shtm.- (Дата обращения 01.06.18).
72. Невский, Б. Русское фэнтези / Б. Невский // Мир фантастики. -
2004. - № 11. - С. 12 - 22.
73. Неелов, Е.М. Ещё раз о жанровой специфике фантастической литературы / Е.М. Неелов // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. - 2008. - №1 (91). - С. 100 - 105.
74. Неженец, Н.И. Поэзия народных традиций / Н.И. Неженец. - М.: Наука, 1988. - 208 с.
75. Неклюдов, С.Ю. Структура и функция мифа [Электронный ресурс].
- Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5552183/.- (Дата обращения 01.06.18).
76. Нефагина, Г.С. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века / Г.С. Нефагина. - Минск: Экономпресс, 1998. -231 с.
77. Нилогов, А.С. Кто сегодня делает философию в России / А.С. Нилогов. - М.: Аграф, 2011. - 528 с.
78. Никитин, Ю. Гиперборей / Ю. Никитин. - М.: Эксмо, 2000. - 367 с.
79. Никитин, Ю. Княжий пир / Ю. Никитин. -М.: Эксмо, 2003. - 416 с.
80. Никитин, Ю. Князь Рус / Ю. Никитн. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.
81. Никитин, Ю. Трое в долине / Ю. Никитин. - М.: Эксмо-Пресс, 2003.
- 480 с.
82. Никитин, Ю. Трое в песках / Ю. Никитин. - М.: Эксмо-Пресс, 2003.
- 512 с.
83. Никитин, Ю. Трое и Боги / Ю. Никитин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.
84. Никитин, Ю. Трое из леса / Ю. Никитин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 513 с.
85. Орбини, М. Царство Славян. Факты великой истории / М. Орбини. - М.: Вече, 2015. - 384 с.
86. Петухова, Е. Современный русский историко-фантастический роман / Е. Петухова, И. Черный. - М.: Мануфактура, 2003. - 136 с.
87. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 624 с.
88. Пратчетт, Т. Мор - ученик Смерти / Т. Пратчетт. - М, 1998. - 198 с.
89. Перелыгин, С. Обязано ли «фэнтези» быть глупой? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.fantasy.ru/str97/strannik97-talk.html. - (Дата обращения 01.06.18).
90. Романова, Г. Властимир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://libking.ru/books/sf-/sf-fantasy/179856-galina-romanova-vlastimir.html.- (Дата обращения 01.06.18).
91. Руднев, В.П. Словарь культуры 20 века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 384 с.
92. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1987. - 640 с.
93. Сафрон, Е. Классификация жанра «славянской» фэнтези: постановка проблемы / Е. Сафрон // Вестник МГОУ - 2013. - № 1. - С. 1 - 6.
94. Сафрон, Е. Славянская фэнтези: фольклорно-мифологические аспекты семантики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-504734.html.- (Дата обращения 01.06.18).
95. Сапковский, А. Нет золота в Серых горах! [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://e-libra.ru/read/141509-net-zolota-v-seryx-gorax.html.- (Дата обращения 01.06.18).
96. Селитрина, Т.Л. Преемственность литературного развития и взаимодействие литератур / Т.Л. Селитрина. - М.: Высшая школа, 2009. - 290 с.
97. Семенова, М. Волкодав / М. Семенова. - Изд-во «Азбука-классика», 2006. - 640 с.
98. Семенова, М. Волкодав. Знамение пути / М. Семенова. - Изд-во «Азбука-классика», 2006. - 352 с.
99. Семенова, М. Волкодав. Истовик-камень / М. Семенова. - Изд-во «Азбука-классика», 2006. - 320 с.
100. Семенова, М. Волкодав. Право на поединок / М. Семенова. - Изд-во «Азбука-классика», 2006. - 576 с.
101. Семенова, М. Волкодав. Самоцветные горы / М. Семенова. - Изд-во «Азбука-классика», 2006. - 320 с.
102. Семёнова, М. Мы - славяне! / М. Семенова. - Изд-во «Азбука- классика», 2007. - 560 с.
103. Семенова, М. Там, где лес не растет / М. Семенова. - Изд-во «Азбука», 2016. - 384 с.
104. Словарь современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.academia.edu/6715913.- (Дата обращения 01.06.18).
105. Степновска, Т Фэнтези - переодетая Золушка / Т. Степновска // Русская словесность в школах Украины. - 2000. - № 2. - С. 162-175.
106. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В.Н. Топоров. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.
107. Уэллек, Р Теория литературы / Р Уэллек, О. Уоррен. - М.: «Прогресс», 1978. - 326 с.
108. Фарино, Е. Введение в литературоведение / Е. Фарино. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
109. Фокин, А.А. Славянское fantasy: жанр или симулякр [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.philol.msu.ru/~slavmir2012/pdfs/slavmir2012abst 16.pdf.— (Дата обращения 01.06.18).
110. Фомичев, С. В поисках фэнтези [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://samlib.ru/f/fomichew s/fantasy.shtml.— (Дата обращения 01.06.18).
111. Фомичев, С. Мещерские волхвы / С. Фомичев. — Спб.: Крылов,
2005. — 384 с.
112. ФантЛаб — Журнал Лаборатории Фантастики [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://fantlab.ru/.— (Дата обращения 01.06.18).
113. Хазанкович, Ю.Г. Архетип волка в фольклоре и литературе / Ю.Г. Хазанкович // Вестник ТГУ — 2009. —№ 4 (72). — С. 177 — 183.
114. Хакуашева, М.А. Мифологические образы и мотивы в фольклоре, литературе и искусстве / М.А. Хакуашева. — Нальчик: Издательский отдел Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (КБИГИ), 2014. — 172 с.
115. Хализев, В.Е. Теория литературы / Е.В. Хализев. — М.: Высшая школа, 2002. — 437 с.
116. Харитонов, Е. Фантастиковедение: кто есть кто [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.magister.msk.ru/library/sf/biblio/fvwiw000.htm.— (Дата обращения 01.06.18).
117. Хоруженко, Т.И. Мотив второго пришествия в современной русской фэнтези / Т.И. Хоруженко // Проблемы исторической поэтики. — 2017. — № 2. — С. 141 — 156.
118. Хоруженко, Т.И. Образы мифологических существ в жанре фэнтези: тенденции изображения / Т.И. Хоруженко // Филологические проекции Большого Урала. — 2009. — С. 94 — 99.
119. Хоруженко, Т.И. Русское фэнтези: на пути к метажанру [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://cheloveknauka.com/russkoe-fentezi-na-puti-k-metazhanru.— (Дата обращения 01.06.18).
120. Шапарова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н.С. Шапарова. — М.: АСТ, 2003. — 624 с.
121. Чепур Е. А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/232/72772.php.- (Дата обращения 01.06.18).
122. Чернышева, Т. Природа фантастики / Т. Чернышева. - Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1984. - 331 с.
123. Чистов, К.В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд) / К.В. Чистов. - СПб., 2003. - 194 с.
124. Ютанов, Н. О пользе фэнтези в мире миров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.soob.ru/.- (Дата обращения 01.06.18).
125. Янин, В.Л. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. / В.Л. Янин. - М.: МГУ, 1987. - 512 с