Особенности формирования образа ведущего авторской информационно-аналитической программы (на материале информационно-аналитических программ Ирады Зейналовой)
Введение 3
Глава 1. Формирование образа ведущего информационно-аналитических программ на российском ТВ 7
1.1. История развития образа ведущего информационно-аналитической
программы на российском ТВ 7
1.2. Факторы формирования современного образа ведущего информационно -
аналитических программ на российском ТВ 13
1.3. Роль ведущего в процессе создания информационно-аналитической
программы 20
Глава 2. Анализ образа ведущего информационно-аналитических программ на примере профессиональной деятельности Ирады Зейналовой 33
2.1. Профессиональный путь Ирады Зейналовой
33
2.2. Образ ведущего Ирады Зейналовой информационно-аналитической
программы «Воскресное время» 37
2.3. Особенности образа ведущей в авторской информационноаналитической программе «Итоги недели с Ирадой
Зейналовой» 48
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 69
Актуальность. Несмотря на стремительно развивающуюся платформу глобальной сети Интернет, телевидение по-прежнему остаётся главным источником информации о событиях в жизни социума, а также продолжает оказывать решающие влияние на формирование общественного мнения. В этом контексте ведущую роль традиционно играют информационно- аналитические программы.
Последние десятилетия, в связи со стремительным развитием телеканалов и увеличением их количества в сетке вещания, а также появлением интернет-телевидения, постепенно закрепляется тенденция влияния образа ведущего на уровень интереса зрителя и степень его доверия к той или иной информационно-аналитической программе. Так, например, рейтинг канала или программы начинает уступать образу ведущего, который притягивает к себе внимание аудитории, выбор которой зачастую обуславливается личной симпатией и доверием к конкретному ведущему, с которым зритель разделяет мировоззренческую и гражданскую позицию.
Так, ведущий постепенно становится ключевой фигурой в создании информационно-аналитической программы, где образ во многом отражает его личностные особенности.
В этом контексте особенно важным становится непрерывное развитие образа ведущего, эволюция его личности в условиях современной общественной жизни и совершенствования профессиональных навыков, так как от этой динамики в итоге зависит степень доверия и заинтересованности зрительской аудитории. Следовательно, изучение этих процессов является всё более и более актуальным.
В качестве примера, подтверждающего факт формирования и укрепления вышеозначенной тенденции, является профессиональная деятельность ведущего Ирады Зейналовой. Таким образом, внимательное изучение образа ведущего, его значения и влияния на общество на примере 3
профессиональной деятельности Ирады Зейналовой, профессиональный путь которой является наглядным примером успешного формирования образа ведущего информационно-аналитической программы на основе личностных особенностей. Именно поэтому исследование образа ведущего Ирады Зейналовой представляется нам наиболее актуальным на сегодняшний день.
Новизна исследования. Профессиональная деятельность Ирады Зейналовой наглядно демонстрирует тенденцию влияния личностных особенностей человека на формирования образа ведущего информационноаналитической программы. До последнего времени образ ведущего формировался преимущественно в соответствии с требованиями программы и канала, на котором она выходит, а также общепринятыми профессиональными требованиями. В настоящее время, в связи с развитием коммуникационных систем, всё это постепенно отходит на второй план, уступая место индивидуальным особенностям человека, его личному мировоззрению, убеждениям и гражданской позиции. И, хотя, подобный опыт в истории становления жанра информационно-аналитической программы в России имел место быть, на данном этапе развития он приобретает большую уверенность, которая подкрепляется интересом зрительской аудитории. Профессиональный путь Ирады Зейналовой является ярким примером установления лидерских позиций личности ведущего в процессе формирования его образа на экране.
Степень изученности. История развития образа ведущего информационно-аналитической программы на российском ТВ рассмотрена в работах Я.Н. Засурского «Телерадиоэфир. История и современность», Е.И. Имановой-Стефанчук «История эволюции информационно-аналитического телевидения», Е.В. Гостровой «Информационно-аналитические
телевизионные программы: история, типология, современное состояние», а также в курсе лекций Р.А. Борецкого «Беседы об истории телевидения». Особенности телевизионной журналистики представлены в трудах Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика», В.Л. Цвига «Телевизионная 4
журналистика», Э.Г. Багирова «Основы телевизионной журналистики». Принципы, значение и функции имиджа, ведущего рассмотрены в работах А. Братышева «Имеджелогия», П. Гуревича «Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия» и др. Роль ведущего информационно-аналитической программы, его функции и задачи исследованы в трудах Е.В. Гостровой «Роль ведущего информационно- аналитической программы», Н. Позднякова «Информационные передачи. Эфир. Ведущие. Зрители», Р.А. Борецкого «Журналист ТВ: за кадром и в кадре», Б.Д. Гаймановой «Мастерство эфирного выступления» и др. Взаимосвязь эволюции образа ведущего с процессом формирования рейтинга информационно-аналитических программ, а также профессиональная деятельность Ирады Зейналовой на данный момент изучена недостаточно, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.
Гипотеза: процесс формирования образа ведущего информационноаналитической программы на примере профессиональной деятельности Ирады Зейналовой на современном телевидении находится в тесной взаимосвязи с характерными особенностями личности журналиста и его индивидуальности в целом.
Цель ВКР: изучить этапы процесса формирования образа, ведущего Ирады Зейналовой в контексте взаимосвязи с характерными особенностями её личности.
История становления и развития образа ведущего информационно- аналитической программы в России сформировала ряд особенностей, характерных именно для отечественного телевидения. К ним можно отнести, в первую очередь, персонифицированную подачу информации, а также широкий спектр профессиональных обязанностей и функций. Именно эти факторы заложили основу авторских информационно-аналитических программ, которые, на сегодняшний момент, набирают популярность у зрительской аудитории. В этом контексте образ ведущего выходит на первый план.
Согласно исследованию, на формирование интереса опрашиваемой аудитории решающее влияние оказали четыре категории характеристик:
• Профессиональные качества;
• Имиджевые элементы;
• Индивидуальный стиль поведения;
• Взаимодействие со зрителем.
Именно их можно идентифицировать как базовые категории формирования образа ведущего.
От образа ведущего, его профессионализма напрямую зависят рейтинги, как передач, так и телеканалов. Кроме того, уровень доверия к тому или иному ведущему, обеспечивало формирование общественного мнения относительно важнейших событий страны, что требует от ведущего высокого уровня профессионализма на всех этапах создания программы и личной ответственности.
Ведущему в информационно-аналитической программе отводится главная роль. Он должен уметь создавать контакт со зрителем, вызывать ощущение, что он умеет схватывать настроение и ожидание аудитории. Личностным имиджем телеведущего определяется эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией.
59
Профессиональный путь Ирады Зейналовой от репортёра до ведущей информационно-аналитической программы, её успехи, достижения и постоянное совершенствование и развитие дают все основания для исследования и рассмотрения особенностей формирования образа ведущего авторской программы как примера для изучения.
Восприятие образа ведущего информационно-аналитической программы «Воскресное время» существенно изменилось с появлением Ирады Зейналовой, образ которой изменил ряд стандартов о сдержанной передаче информации и беспристрастном отношении к ней. Эмоциональная вовлеченность, оперативность, высокий уровень профессионализма на всех этапах работы, индивидуальный стиль и контакт со зрителем Ирады Зейналовой позволили сформировать цельный, узнаваемый образ, завоевавший доверие аудитории. Образ ведущего сыграл важную роль для передачи и канала в целом, так как стремится оказывать влияние на мнение зрителя. Об этом свидетельствуют рейтинги передачи, которые, с приходом Ирады Зейналовой увеличились и стали занимать уверенные лидерские позиции в борьбе с предыдущим лидером - телеканалом «Россия 1». С уходом Ирады Зейналовой эти позиции начали падать. Уступая попеременно телеканалу НТВ, где у ведущего появилась своя авторская информационно - аналитическая программа.
Авторская информационно-аналитическая программа «Итоги недели с Ирадой Зейналовой» представляет собой передачу, где главная центральная роль отводится ведущему, образ которого влияет на все этапы создания эфиров, а также обусловливает собой интерес зрителя. Очевидным показателем этого процесса являются стабильно высокие рейтинги молодой программы на канале, не обладающем столь высоким показателями, как, например, «Первый канал» или «Телеканал Россия 1».
1. Адамянц Т. М. Звезды зажигают телезрители / Т. М. Адамянц // Журналист. 2004. №1. С. 58-60.
2. Аникеева Т. Я. Личные особенности телекоммуниканта. / Т. Я. Аникеева. М.: РИП: Холдинг. 2000. 312 с.
3. Антипов К. В. Паблик рилейшнз. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://referat7.ru/neo/source/edu-content-61415.html (дата обращения:
20.11.2018) .
4. Антонов К. Телевизионные новости: конструирование политических событий. Кемерово, 2006. 244 с.
5. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие / Э. Г. Багиров Р. А., Борецкий, А. Я., Юровский М.: Изд-во Московского университета. 1987. 240 с.
6. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. Учебное пособие / Э. Г. Багиров М.: Изд-во Московского университета. 1978. 258 с.
7. Больц Н. Азбука медиа / Н. Больц М.: Европа, 2011. 136 с.
8. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале мае 2010 г. М.: Икар, 2011. С. 72.
9. Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. / Р. А. Борецкий, Г.В. Кузнецов М.: Изд-во МГУ, 1990. с. 320.
10. Бородина А. Ирада Зейналова станет ведущей «Воскресного «Времени»» // Газета «Коммерсантъ», №164 (4949) от 04.09.2012. [Эл. Ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2014943 (дата обращения: 20.11.2018)
11. Бородина А. Летняя телевизионная гостиная с М. Максимовской и Е. Ревенко [Электронный ресурс] / А. Бородина. Режим доступа: www/gazeta.ru
12. Братышев А. Имиджеология. / А. Братышев. М.: Искусство 1999. 285 с.
13. Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора и трансформации современных медиасистем/ От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. М., изд-во Моск. Ун-та, 2000. 260 с.
14. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Беседа в эфире. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат./ СПб.: Специальная литература, 2003. 288с.
15. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной
журналистики: Учебное пособие / Т.В.Васильева и др.; под ред.
С.Ю.Агапитовой, Е.П.Почкай. СПб.: Специальная литература, 2004. 288 с...