Современные тенденции развития трэвел-журналистики в России
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию трэвел-журналистики 6
1.1. История становления направления трэвел-журналистики в России 6
1.2. Особенности направления трэвел-журналистики 16
1.3. Традиции российских печатных СМИ в освещении трэвел-тематики...22
1.4. Трэвел-журналистика на российском телевидении 27
Глава 2. Трэвел-журналистика в России: современное состояние и перспективы развития 30
2.1. Трэвел-журналистика на информационном рынке СМИ современной
России 30
2.2. Трэвел-блог как один из перспективных видов журналистики в России.46
2.3. Проблемы и перспективы развития направления в России 57
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения 74
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию трэвел-журналистики 6
1.1. История становления направления трэвел-журналистики в России 6
1.2. Особенности направления трэвел-журналистики 16
1.3. Традиции российских печатных СМИ в освещении трэвел-тематики...22
1.4. Трэвел-журналистика на российском телевидении 27
Глава 2. Трэвел-журналистика в России: современное состояние и перспективы развития 30
2.1. Трэвел-журналистика на информационном рынке СМИ современной
России 30
2.2. Трэвел-блог как один из перспективных видов журналистики в России.46
2.3. Проблемы и перспективы развития направления в России 57
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения 74
Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) - особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.
Люди нуждаются в дополнительной информации, касающейся других стран, их культуры и способов проведения там своих каникул, которую они смогут использовать в своих путешествиях. Соответственно, можно сделать простой вывод, что общество нуждается в трэвел-журналистике.
В то же время теория этого направления разработана очень слабо, и требует своего осмысления, начиная с базовых моментов. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретических работ о трэвел-журналистике до сих пор немного. За двадцать лет на Западе вышло несколько серьезных работ, которые были посвящены трэвел- журналистике - монографий, сборников статей и публикаций в журналах научной направленности. Среди них стоит отметить, например, книги профессора университета Ноттингем Трент (Англия) Тима Янгса, сборники статей о трэвел-журналистике под редакцией Ф. Хануша и Э. Фюрзих, а также доктора Гленна Хупера из Каледонского университета Глазго и Т. Янгса.
В России о различных аспектах трэвел-журналистики пишут и защищают дипломы студенты факультетов журналистики в вузах по всей стране, также проблематика этого направления становится и темой
диссертаций. Однако на русском языке опубликовано пока всего несколько серьезных работ, которые, однако, не освещают достаточно широко все особенности и проблемы направления трэвел-журналистики.
В качестве примера можно привести статью Т.Ю. Редькиной, посвященную этическим и культурно-речевым нормам в трэвел-медиатексте [Редькина 2011], и статьи И.В. Показаньевой, рассматривающей некоторые актуальные проблемы трэвел-журналистики на примере телевидения [Показаньева 2013].
Объект исследования - трэвел-журналистика в России.
Предмет исследования - современные тенденции, проблемы и перспективы развития трэвел-журналистики в России.
Цель исследования - выявить и проанализировать современные тенденции развития трэвел-журналистики в России.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Изучить историю становления направления трэвел-журналистики в России.
2. Выявить особенности направления.
3. Выявить традиции российских печатных СМИ в освещении трэвел- тематики.
4. Рассмотреть, как представлено направление трэвел-журналистики на российском телевидении.
5. Рассмотреть то, как представлена трэвел-журналистика на информационном рынке СМИ в России
6. Выявить проблемы и перспективы направления в России
7. Рассмотреть трэвел-блог как перспективный вид журналистики.
Методы исследования - качественный анализ текстов публикаций и сюжетов направления трэвел-журналистики, анкетный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили номера журналов «Вояж», «National Geographic. Россия», выпуски телевизионных передач 4
«Орел и Решка», блог Г.С. Кубатьяна «Жизнь в дороге», блог А.А.Лебедева «Дом-страница Артемия Лебедева», влог Д.К. Комарова «Мир наизнанку» последних пяти лет (2013-2018 гг.).
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования обусловливается возможностью использования его результатов в процессе обучения будущих журналистов для подготовки лекционных и практических занятий, а также они будут полезны практикующим трэвел- журналистам.
Новизна исследования заключается в анализе современного состояния трэвел-журналистики в России, а также обобщении проблем и перспектив развития этого направления.
Люди нуждаются в дополнительной информации, касающейся других стран, их культуры и способов проведения там своих каникул, которую они смогут использовать в своих путешествиях. Соответственно, можно сделать простой вывод, что общество нуждается в трэвел-журналистике.
В то же время теория этого направления разработана очень слабо, и требует своего осмысления, начиная с базовых моментов. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретических работ о трэвел-журналистике до сих пор немного. За двадцать лет на Западе вышло несколько серьезных работ, которые были посвящены трэвел- журналистике - монографий, сборников статей и публикаций в журналах научной направленности. Среди них стоит отметить, например, книги профессора университета Ноттингем Трент (Англия) Тима Янгса, сборники статей о трэвел-журналистике под редакцией Ф. Хануша и Э. Фюрзих, а также доктора Гленна Хупера из Каледонского университета Глазго и Т. Янгса.
В России о различных аспектах трэвел-журналистики пишут и защищают дипломы студенты факультетов журналистики в вузах по всей стране, также проблематика этого направления становится и темой
диссертаций. Однако на русском языке опубликовано пока всего несколько серьезных работ, которые, однако, не освещают достаточно широко все особенности и проблемы направления трэвел-журналистики.
В качестве примера можно привести статью Т.Ю. Редькиной, посвященную этическим и культурно-речевым нормам в трэвел-медиатексте [Редькина 2011], и статьи И.В. Показаньевой, рассматривающей некоторые актуальные проблемы трэвел-журналистики на примере телевидения [Показаньева 2013].
Объект исследования - трэвел-журналистика в России.
Предмет исследования - современные тенденции, проблемы и перспективы развития трэвел-журналистики в России.
Цель исследования - выявить и проанализировать современные тенденции развития трэвел-журналистики в России.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Изучить историю становления направления трэвел-журналистики в России.
2. Выявить особенности направления.
3. Выявить традиции российских печатных СМИ в освещении трэвел- тематики.
4. Рассмотреть, как представлено направление трэвел-журналистики на российском телевидении.
5. Рассмотреть то, как представлена трэвел-журналистика на информационном рынке СМИ в России
6. Выявить проблемы и перспективы направления в России
7. Рассмотреть трэвел-блог как перспективный вид журналистики.
Методы исследования - качественный анализ текстов публикаций и сюжетов направления трэвел-журналистики, анкетный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили номера журналов «Вояж», «National Geographic. Россия», выпуски телевизионных передач 4
«Орел и Решка», блог Г.С. Кубатьяна «Жизнь в дороге», блог А.А.Лебедева «Дом-страница Артемия Лебедева», влог Д.К. Комарова «Мир наизнанку» последних пяти лет (2013-2018 гг.).
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования обусловливается возможностью использования его результатов в процессе обучения будущих журналистов для подготовки лекционных и практических занятий, а также они будут полезны практикующим трэвел- журналистам.
Новизна исследования заключается в анализе современного состояния трэвел-журналистики в России, а также обобщении проблем и перспектив развития этого направления.
Проведенное нами исследование современного состояния трэвел- журналистики в России позволило сделать несколько выводов.
Значимость трэвел-журналистики проявляется в том, что она институализируется в трэвел-медиа, которые отличаются полиинтенциональностью: они выполняют целый ряд функций в сфере путешествия - информирование, популяризация, реклама, развлечение, критика и контроль.
Развитие трэвел-журналистики в России прошло длительный путь: от жанра хождений в древнерусской литературе до современных жанров в электронных медиа. В любое время трэвел-журналистика была тесно связана этнографией, идеологией, межнациональными отношениями и многими другими дисциплинами.
Современное состояние трэвел-журналистики в России было заложено в 1990-х годах, когда на российский рынок СМИ пришли иностранные издания, такие как «National Geographic», «GEO» и др., большинство статей в которых были переводными. В это же время началось активное развитие международного туризма в России, поскольку «железный занавес» пал и возможность путешествовать стала доступной практически для всех.
В конце 1990-х начинают издаваться отечественные «Вояж», «Вояж и отдых», а также ряд специальных журналов, освещающих вопросы отдельных видов туризма и путешествий.
В настоящее время большое влияние на развитие отечественной трэвел- журналистики оказывают жанры интернет-коммуникации. Современные издания для путешественников, а также популярные телевизионные передачи ориентированы, прежде всего, на развлечение аудитории, а не на передачу новых знаний о мире.
Кроме развлекательности материалов, на первый план в трэвел- журналистике выходит диалогичность, которая проявляется в языковом оформлении, и субъективность.
Субъективность является традиционной чертой трэвел-журналистики как особого направления, однако в настоящий момент она объясняется не только спецификой жанров (путевой очерк, путевые заметки и т.д), но и тем, что журналисты вынуждены пренебрегать объективностью в угоду приглашающей стороне, которая, как правило, оплачивает пребывание журналиста в другом государстве.
Большой проблемой для развития трэвел-журналистики в России является отсутствие практикоориентированных школ, в которых можно было бы получить конкретные знания о методах работы в этом направлении. Сегодня в большинстве случаев журналист вынужден опираться только на общие сведения и немногочисленные неспециализированные издания на русском языке.
С учетом вышеуказанного, можно констатировать, что перспективы развития трэвел-журналистики в России определить довольно сложно. Отечественная журналистика переживает период конвергенции жанров, это коснулось и жанра путевого очерка - центрального жанра трэвел- журналистики. На первый план сегодня выходят интернет-версии печатных СМИ, а также индивидуально-авторские публикации в сети о путешествиях, которые пишут не профессиональные журналисты. Это делает традиционную трэвел-журналистику менее востребованной.
Можно предположить, что в дальнейшем печатные и телевизионные трэвел-материалы будут все более перенимать черты современного сетевого текста: направленность на развлечение, подчеркнутая диалогичность, субъективность, использование более простых форм изложения материала.
Значимость трэвел-журналистики проявляется в том, что она институализируется в трэвел-медиа, которые отличаются полиинтенциональностью: они выполняют целый ряд функций в сфере путешествия - информирование, популяризация, реклама, развлечение, критика и контроль.
Развитие трэвел-журналистики в России прошло длительный путь: от жанра хождений в древнерусской литературе до современных жанров в электронных медиа. В любое время трэвел-журналистика была тесно связана этнографией, идеологией, межнациональными отношениями и многими другими дисциплинами.
Современное состояние трэвел-журналистики в России было заложено в 1990-х годах, когда на российский рынок СМИ пришли иностранные издания, такие как «National Geographic», «GEO» и др., большинство статей в которых были переводными. В это же время началось активное развитие международного туризма в России, поскольку «железный занавес» пал и возможность путешествовать стала доступной практически для всех.
В конце 1990-х начинают издаваться отечественные «Вояж», «Вояж и отдых», а также ряд специальных журналов, освещающих вопросы отдельных видов туризма и путешествий.
В настоящее время большое влияние на развитие отечественной трэвел- журналистики оказывают жанры интернет-коммуникации. Современные издания для путешественников, а также популярные телевизионные передачи ориентированы, прежде всего, на развлечение аудитории, а не на передачу новых знаний о мире.
Кроме развлекательности материалов, на первый план в трэвел- журналистике выходит диалогичность, которая проявляется в языковом оформлении, и субъективность.
Субъективность является традиционной чертой трэвел-журналистики как особого направления, однако в настоящий момент она объясняется не только спецификой жанров (путевой очерк, путевые заметки и т.д), но и тем, что журналисты вынуждены пренебрегать объективностью в угоду приглашающей стороне, которая, как правило, оплачивает пребывание журналиста в другом государстве.
Большой проблемой для развития трэвел-журналистики в России является отсутствие практикоориентированных школ, в которых можно было бы получить конкретные знания о методах работы в этом направлении. Сегодня в большинстве случаев журналист вынужден опираться только на общие сведения и немногочисленные неспециализированные издания на русском языке.
С учетом вышеуказанного, можно констатировать, что перспективы развития трэвел-журналистики в России определить довольно сложно. Отечественная журналистика переживает период конвергенции жанров, это коснулось и жанра путевого очерка - центрального жанра трэвел- журналистики. На первый план сегодня выходят интернет-версии печатных СМИ, а также индивидуально-авторские публикации в сети о путешествиях, которые пишут не профессиональные журналисты. Это делает традиционную трэвел-журналистику менее востребованной.
Можно предположить, что в дальнейшем печатные и телевизионные трэвел-материалы будут все более перенимать черты современного сетевого текста: направленность на развлечение, подчеркнутая диалогичность, субъективность, использование более простых форм изложения материала.
Подобные работы
- Современные тенденции развития трэвел-журналистики на платформе YouTobe
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - БЛОГИ О ПУТУШЕСТВИЯХ В СИСТЕМЕ ТРЭВЕЛ-
ЖУРНАЛИСТИКИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Особенности интернет-журналистики в современной России (Основы журналистской деятельности, Нижегородский государственный университет)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Трэвел-журналистика в блогосфере: традиции и новаторство
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Трэвел-журналистика в ситуации новых медиа
Главы к дипломным работам, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности современной трэвел-журналистики (на примере анализа материалов журнала «GEO», телепрограммы «Орел и решка» и трэвел-блога «Жизнь в путешествиях»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Travel-журналистика. Основные черты и проблемы развития жанра в России (Алтайский государственный университет)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - ТРЭВЕЛ-ФИЛЬМ В СИСТЕМЕ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ, СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Российская трэвел-журналистика: динамика развития
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017





