Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и способы популяризации науки в российских сетевых СМИ

Работа №91301

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ 7
1.1. Популяризация науки: основные теоретические понятия, аспекты, исторические предпосылки 7
1.2. Способы и формы привлечения внимания аудитории к научной
тематике 17
1.3. Специфика научно-популярного текста в сетевом пространстве 28
1.4. Особенности влияния общих тенденций в медиа на формы и способы популяризации науки 38
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В
СЕТЕВЫХ СМИ: «ГАЗЕТА.RU», «ПОЛИТ.РУ», «БУМАГА», «ПОСТНАУКА», «БИОМОЛЕКУЛА», «N+1» 46
2.1. Общая характеристика научной тематики в сетевых СМИ 46
2.2. Формы и способы популяризации науки в сетевых СМИ 53
2.3. Сравнительный анализ форм и способов популяризации науки в
научно-популярных и универсальных сетевых СМИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 81

Актуальность темы исследования.
Популяризация науки в России - болезненный вопрос. Но это не повод сомневаться в ее необходимости. Мы наблюдаем проникновение технологий во все области жизни, это только увеличивает потребность в финансировании отрасли и продвижении новых разработок.
Пик массового интереса к науке наблюдался во второй половине 20 века. Сегодня научные темы обсуждается обывателями реже, чем культурные события, криминальные происшествия или политика. Но все же престиж науки заметно вырос в последние годы.
Практически в любом уважающем себя общественно-политическом и массовом издании есть раздел «наука», регулярно выходят новости о научных открытиях. При этом, освещение научной тематики не сводится только к заметкам. Научная журналистика налаживает контакт между элитарным научным сообществом, властью и массами. Журналист является своеобразным переводчиком со сложного языка науки на общепонятный язык. От уровня развития среднего читателя зависят перспективы государства, поэтому следует привлекать молодые умы в науку и просвещать общество в целом.
Писать о науке увлекательно - непростая задача. Нужно понимать, что это не просто тематическое направление в журналистике. При передаче слов ученого или базового научного текста массовой аудитории возникает вопрос «упаковки». Такую сложную область знаний необходимо объяснять понятно, при этом, не опускаясь до уровня бульварных изданий.
Тема исследования актуальна в плане изучения экспериментов редакций со способами подачи научной информации в Сети. Научная журналистика, мощный инструмент популяризации, с переходом в цифровую среду обрела великое разнообразие форм. Сетевое пространство позволяет дойти до любого по статусу человека, открывает масштабное поле для передачи знаний наглядно и действенно. Изучению форм и способов, которыми оперируют СМИ, чтобы сделать научное знание более доступным, и будет посвящено данное исследование.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретическую базу работы составили труды, посвященные:
• специфике воздействия медиа на аудиторию в информационном обществе («Психология журналистики» [Е.Е. Пронина, 2003], «Клиповое мышление как феномен информационного общества» [С.В. Докука, 2013] и др.).
• истории популяризации науки («Искусство популяризации науки» [Э.А Лазаревич, 1978], «Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики» [Р. Абрамов, 2003] и др.).
• специфике научно-популярных СМИ («С веком наравне.
Популяризация науки в России» [Э.А. Лазаревич, 1984], «Журналистика
научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач» [С.П. Суворова, 2009] и др.).
• стилистическим аспектам научно-популярного текста («Научно­популярный подстиль» [Н.В. Кириченко, 2003], «Прагматические особенности научно-популярного дискурса» [Г.Ю. Гришечкина, 2008], «К проблеме экспрессивности научной речи» [М.Н. Кожина, 1971] и др.).
• особенностям текста в сетевом пространстве («Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве» [А.А. Градюшко, 2014], «Цифровая каллиграфия» современного журналиста: власть digital-контента» [В.Д. Мансурова, 2017], «Инструментарий и навыки журналиста» [С. Паранько, 2016] и др.).
Научных трудов, посвященных изучению современных форм и способов популяризации науки в средствах массовой информации и сети Интернет, практически нет.
Объектом исследования является популяризация науки в сетевых СМИ России.
Предметом - формы и способы подачи и распространения научно­популярного контента в российских сетевых СМИ.
Цель исследования - изучение форм и способов продвижения сетевыми СМИ России науки в массы.
Цель исследования определила его задачи:
1) дать общую характеристику основным теоретическим понятиям, аспектам популяризации науки, определить исторические предпосылки;
2) исследовать формы и способы привлечения внимания к научной тематике;
3) определить специфику научно-популярного текста в сетевом пространстве;
4) изучить особенности влияния общих тенденций в медиа на формы и способы популяризации науки;
5) охарактеризовать тему науки в сетевых СМИ;
6) описать формы и способы популяризации науки в сетевых СМИ;
7) сравнить формы и способы популяризации науки в научно - популярных и универсальных сетевых СМИ.
Для выполнения вышеизложенных задач использованы следующие методы: качественный анализ контента публикаций российских сетевых СМИ, посвященных научной тематике, сравнительно-сопоставительный анализ форм и способов популяризации науки российскими сетевыми СМИ.
Эмпирическую базу исследования составили научно- просветительские материалы сайтов «Полит.ру», «Бумага», «Газета.Яи», «Постнаука», «Биомолекула», «N+1» за 2012-2018 гг. Выбор обусловлен тем, что все издания работают на разную аудиторию и имеют свои особенности, что отражается на выборе средств для популяризации науки. Общий объем эмпирической базы: 92 публикации.
Основная гипотеза исследования: мы предполагаем, что в сетевом пространстве для популяризации науки научно-популярные СМИ предпочитают видео-форматы, в то время как универсальные общественно-­политические сетевые издания - текстово-графические форматы.
Новизна исследования: представлен комплексный анализ форм и способов популяризации науки (на примере универсальных сетевых СМИ: «Golta.ru», «Бумага», «Газета. ru» и научно-популярных порталов: «Постнаука», «Элементы», «N+1»).
Практическая значимость результатов работы заключается в возможном заимствовании новых форматов и создании аналогичных научно- популяризаторских проектов на сайтах региональных изданий, а также улучшение качества подачи материалов научной тематики в сетевом пространстве.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пространство Рунета вмещает в себя множество изданий, которые освещают научную тематику. Интернет открывает массу возможностей для продвижения научных знаний и одновременно выставляет ряд требований к подаче контента. Чтобы оставаться конкурентоспособными, многие ресурсы вводят новые форматы.
Все изученные нами СМИ отличаются обширным тематическим диапазоном и высоким уровнем юзабилити. В соответствии с последними медиа-тенденциями каждое из изданий предлагает своей аудитории информацию, применяя различные форматы. Причем универсальные СМИ не отстают от научно-популярных. На их сайтах появляются видеолекции и онлайн-трансляции, интерактивные формы (тесты, задачи), все материалы сопровождаются иллюстрациями, которые обеспечивают наглядность и привлекают внимание.
Современных пользователей привлекают публикации, которые содержат прогнозы и ответы на конкретные вопросы. Такие прагматические материалы имеются на всех сайтах, как правило, им присуща форма статьи - списка, новости об открытии, способном изменить повседневную жизнь, или FAQ (ответы на часто задаваемые вопросы).
Однако коренные отличия в подаче научных тем между специализированными и универсальными сайтами есть. Читатели общественно-политических СМИ, как правило, не заходят целенаправленно на рубрику «Наука», а попадают на материал через социальные сети или анонсы-рекомендации. Поэтому СМИ прибегают к броским заголовкам и ярким фотографиям. В то время как научно-популярные сайты чаще используют рисованные изображения и лабораторные фотографии.
Универсальные сайты публикуют больше новостей, чем научно - популярные ресурсы (последние расширяют материалы дополнительными графиками, анимацией, видеофрагментами).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза лишь отчасти верна. Каждое из изданий имеет свою редакционную политику и аудиторию. Это обуславливает частоту обращений к тому или иному формату. Несмотря на то, что видеовставки и текстово-графические формы используют все изученные сайты, научно-популярные СМИ более разнообразят свои материалы. Они обращаются к экспериментальным форматам, таким как стрим-трансляция, комикс, эксплейнер. Казалось бы, нетипичные для СМИ способы передачи информации оказались максимально адаптированными к потреблению с малого экрана. Они позволяют в красочной и емкой форме передать максимум смыслов и облегчить восприятие информации.
Но все-таки научно-популярные СМИ нельзя назвать совершенными - они находятся в стадии развития, ищут наиболее интересные и эффективные формы и способы передачи научных знаний. Например, на «Биомолекуле» с ее узким профилем не достает ранжирования публикаций по сложности, как это делает сайт «N+1».
Исходя из указанного, мы можем предположить, что наиболее выгодная стратегия по популяризации науки состоит в использовании гибридных форматов. Так, «Постнаука» активно использует в видеолекциях подписи и обозначения в свободном поле, а также анимацию, содержащую динамичную инфографику. Этот сайт, на наш взгляд, является лучшим среди проанализированных в данной работе. Возможно, в будущем универсальные сайты тоже обратят внимание на нестандартные формы подачи научных тем. А гибридные форматы могут стать темой для дальнейших исследований.


1. Абрамов, Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики / Р. Абрамов // Время, вперед! Культурная политика в СССР: сб. ст. / Издательский дом Высшей школы экономики - М., 2013. - С. 161 - 178.
2. Акопов, А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Р.-на- Дону: Филологический вестник, 2000. - №1. - 42-44 с.
3. Алексеева, А. Манифест интернета / А. Алексеева // Частный
корреспондент [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - 21.09.2009. -
Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http://www.chaskor.ru/article/manifest interneta 10414.
4. Алексеевичева, С.Ю. К определению понятия «научно -
популярный тип текста» [Электронный ресурс] // Эффективные инструменты современной науки - 2012: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 27 апреля - 05 мая 2012 года. - Электрон. дан. - П., 2012. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://gerebilo.ucoz.ru/ld/8/867 28-04­
2012 A4 t.pdf/.
5. Арихейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арихейм. - М.: Прогресс, 1974. - 173 с.
6. Бабицкая, В. Верная доза занудства: как писать в научно - популярные медиа / В. Бабицкая // Theory&practice [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - 27.09.2016. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/14639-vernaya-doza-zanudstva-kak-pisat-v- nauchno-populyarnye-media.
7. Батурин, Ю.М. Об околонаучных течениях в журналистике / Ю.М. Батурин // Медиатренды. - 2015. - № 4. - С. 5.
8. Беленький, А.И. Фотожурналистика в современных СМИ: учебное пособие / А.И. Беленький. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016. - 88 с.
9. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц / пер. Л. Ионина, А. Черных. - М.: Европа, 2011. - 136 с.
10. Ваганов, А.Г. Эволюция форм популяризации науки в России:
XVIII - XXI вв. / А.Г. Ваганов // Наука. Инновации. Образование [Электронный ресурс] / ИИЕТ РАН. - Электрон. дан. - Москва, 2016. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-form-populyarizatsii-nauki-v-rossii- xviii-xxi-vv.
11. Вартанова, Е. Гибридизация и продьюзеры / Е. Вартанова // Журналист [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 01.11.2016. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://jrnlst.ru/content/gibridizaciya-i-prodyuzery.
12. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017 - 2021 годы / PwC [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook-2017-rus.pdf. - Загл. с экрана.
13. Градюшко, А.А. Гибридные жанровые формы в современной интернет-журналистике / А.А. Градюшко // Вестник БГУ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб., 2015. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/113705/1/Hradziushka Hybrid genres Sp b.pdf.
14. Градюшко, А.А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс] / А.А. Градюшко. - Электрон. дан. - Минск, 2014. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://docplayer.ru/34169937-Perspektivnye-strategii-veb-zhurnalistiki- v-globalnom-informacionnom-prostranstve.html.
15. Гришечкина, Г.Ю. Прагматические особенности научно - популярного дискурса // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы IV Междунар. науч. конф., Челябинск, 25-26 апреля 2008 года.- Электрон. дан. - Челябинск, 2008. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/2821788- p58.html...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ