Введение 3
Глава 1. Своеобразие взаимодействия СМИ и блогосферы 8
1.1. Понятие блога и блогосферы 8
1.2. Функции блогов в профессиональной журналистской коммуникации . 16
1.3. Особенности коммуникационного взаимодействия аудитории с
блогерами и традиционными СМИ 23
1.4. «Журналист vs блогер»: способы и проблемы взаимодействия блогов и
СМИ 29
Глава 2. СМИ и блоги: способы и проблемы взаимодействия на примере блогов «вДудь» и «Парфенон» 36
2.1. История появления и характеристика блога «вДудь» 36
2.2. Принципы работы и проблемы взаимодействия блога «вДудь» с
традиционными и сетевыми СМИ 40
2.3. История появления и характеристика блога «Парфенон» 46
2.4. Принципы работы и проблемы взаимодействия блога «Парфенон» с
традиционными и сетевыми СМИ 47
Заключение 52
Библиографический список 55
Активные темпы развития информационных технологий послужили причиной радикальных изменений в системе массовых коммуникаций. Эпоха Web 2.0 значительно расширила технологические, информационные и мультимедийные возможности Интернета, которые послужили причиной трансформации системы производства и распространения информации [Кожемякин, Попов, 2012, с. 142].
В 2018 году количество Интернет-пользователей достигло 4,021 миллиарда человек. Это на 7% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года [Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды, 2017]. Дешевые смартфоны и тарифы на мобильный Интернет привели к тому, что больше половины населения земного шара теперь онлайн. Только в России за последний год количество Интернет-пользователей увеличилось на 5 миллионов человек. Вся необходимая информация содержится в телефоне и для ее получения требуется выполнить всего несколько кликов.
Параллельно с ростом Интернет-пользователей растет и популярность блогосферы. Авторы наиболее полных исследований, посвященных блогосфере, приходят к общему выводу: развитие блогов свидетельствует о происходящей коммуникационной революции и переходе от контролируемой односторонней модели коммуникации к децентрализированной и интерактивной. Фактически можно говорить о том, что развитие блогосферы создает условия для реализации двусторонней симметричной модели коммуникации [Филатова, 2010, с. 281].
Каждый пользователь глобальной сети является как потребителем информации, так и ее источником, и оратором. Благодаря этому коммуникация в блоге может осуществляться в нескольких направлениях: между блогером и блогером, между блогером и читателем, между читателем и читателем. То, к чему долгие годы стремились традиционные СМИ, теперь доступно в Интернете.
Безусловно, в сети много чрезвычайно высокопрофессиональных информационных агентств - «Интерфакс», РБК, on-line версий изданий из верхних групп СМИ, но все же основную массу публикаций в сети составляют кустарно сделанные и наполняемые людьми, имеющими весьма приблизительное мнение о том, что такое журналистика, сайты, чаты, конференции и многое другое [Перевалов, 2012, с. 22-23].
К 2018 году блоги стали привычным явлением. В связи с этим рост и развитие блогосферы оказывает значительное влияние на коммуникативную деятельность, в том числе на журналистику. Многие Интернет-пользователи не различают деятельность блогов от средств массовой информации. Поэтому некоторые исследователи предлагают рассматривать блог «как очередную ступень в эволюции журналистики» [Филатова, 2010, с. 281].
Актуальность данной работы заключается в том, что количество людей, предпочитающих читать бумажную прессу, с каждым годом сокращается. В то же время в последние годы численность блогов в глобальной сети заметно выросло. Количество информации, получаемой из блогосферы, составляет конкуренцию традиционной журналистике.
Независимо от того, как трактуют эту ситуацию журналисты - как условия жесткой конкуренции и необходимости выживания (в связи с которой применяется правило «если не можешь одолеть противника, его нужно возглавить») или как появление нового ресурса для развития самой журналистики, стратегия реагирования на вызовы со стороны интернет- технологий остается неизменной. Журналисты приспосабливаются к экспансии цифровой интерактивной среды, используя её как для сбора информации в своей деятельности, так и для выполнения ряда других профессиональных задач. Свидетельством тому является стремительное увеличение доли журналистских вебдневников в общем количестве блогов [Кожемякин, Попов, 2012, с. 142].
Степень разработанности проблемы исследования. Следует отметить, что блоги стали популярны относительно недавно, в связи, с чем
многие ученые заинтересовались этим явлением. Существенный вклад в изучение явления блогов и их влияние на коммуникационные процессы внесли такие работы ученых как: Попов, Кожемякин, Герасевич и другие. Процесс взаимодействия блогосферы и СМИ был изучен в работах: «Блоги. Новая сфера влияния» [Попов, 2008], «Блоги как средство журналистской коммуникации» [Кожемякин, Попов, 2012] и других. Также отдельно вопрос конвергенции был исследован в работах: «К чему ведет конвергенция СМИ?» [Вартанова, 2001], «Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика» [Балмаева, 2010], «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» [Качкаева, 2010] и др...
Блогосфера существует более 20 лет. Однако самое большое распространение она получила именно сейчас. Возможно, это связано с кризисом, который вынудил СМИ искать менее затратные способы работы. А возможно, с политической ситуацией в стране, из-за чего журналистика перестала быть объективной.
Многие журналисты, не могут работать на телевидение и переходят в блогосферу, в том числе Юрий Дудь, который до YouTube вел программы на НТВ+ и МатчТВ, но возвращаться на телевидение не хочет, и Леонид Парфенов, уволенный с телеканала НТВ+ за свои оппозиционные взгляды. Эти и другие журналисты нашли работу в Интернете, где пока не такие жесткие рамки, как в традиционных СМИ.
«При этом важно понимать, что блог - это не жанр журналистики, а блоггинг - не ее разновидность. Блог - это средство (инструмент, платформа) журналистской коммуникации» [Кожемякин, Попов, 2012, с. 154].
В ходе исследования достигнута цель: определить и проанализировать специфику и проблемы взаимодействия блогов Леонида Парфенова и Юрия Дудя на YouTube с традиционными и сетевыми СМИ.
При решении задачи «Определить понятие «блог» и «блогосфера»» в работе даны определения этих явлений в медиапространстве. Блог - это форма организации данных, представленная в виде совокупности вебдокументов, содержащих различный контент: тексты, изображения,
гиперссылки, файлы мультимедиа, а так же с наличием системы публикации записей - программного обеспечения, делающего работу с блогом легкой, быстрой и не требующей от пользователя специальных навыков и знаний. Блогосфера - это глобальная база всех блогов Сети, предназначенных для общения, поиска и обмена информацией, формирования и высказывания своих мнений, динамично развивающаяся социальная сеть, узлами которой выступают блоги, а соединительными нитями - взаимоотношения между блогерами (авторами блогов) и их web-аудиторией.
При решении задачи «Проанализировать функции блогов, а так же формы и проблемы их взаимодействия» определены следующие функции, формы и проблемы взаимодействия. Функции: информационная, эмотивная, фатическая, референтивная, метакоммуникативная, организационная. Формы: использование информации, опубликованной блогерами, в
редакционных материалах; «редакционный блоггинг»; Интернет-версии изданий с различными сервисами для блоггеров. Проблемы: отсутствие формата, игнорирование проверки достоверности информации, отсутствие ссылок на источники, односторонняя точка зрения.
При решении задачи «Изучить особенности коммуникативного взаимодействия аудитории с блогерами и традиционными СМИ» определены четыре коммуникационные модели в блоге: «one-to-many» (один ко многим), «one-to-one» (один к одному), «one-to-few» (от одного до нескольких), «few- to-many» (от нескольких до многих). Традиционные средства массовой информации так же могут поддерживать тесную связь с аудиторией. Коммуникационные отношения поддерживают онлайновые версии традиционных СМИ.
При решении задачи «Охарактеризовать блоги Юрия Дудя и Леонида Парфенова» я пришла к выводу, что оба блога наполняются журналистским контентом, однако не могут быть приравнены к средствам массовой информации. Во-первых, наличие мата. Данный критерий больше относится к блогу Юрия Дудя - практически каждый выпуск содержит мат в разном количестве. Во-вторых, распитие алкогольных напитков в кадре - это относится как к блогу Юрия Дудя, в котором бывают выпуски, сопровождающиеся алкогольным напитком, и к блогу Леонида Парфенова, который каждый выпуск сопровождает бутылкой вина.
При решении задачи «Проанализировать принципы работы и проблемы взаимодействия блогов Юрия Дудя и Леонида Парфенова с традиционными и сетевыми СМИ» сделан следующий вывод: оба блога интересны средствам массовой информации. За счет популярности и содержательности блогов, журналисты часто используют их в качестве источников. Например, после выхода фильма «Сергей Бодров - главный русский супергерой» многие онлайн-СМИ написали об этом и оставили аудитории ссылку для просмотра. А после того, как Леонид Парфенов выпустил свое первое видео на YouTube, многие онлайн-СМИ написали о его возвращении в журналистику на просторах Интернет. Журналист во втором выпуске шоу «Парфенон» заявил, что он «никуда и не уходил».
Блогосфера - один из путей выражения собственного мнения, которая задает свои темпы развития, свои правила и способы коммуникации. «В этих новых условиях роль профессионального журналиста не утрачивается, а скорее наоборот — становится еще более важной. Можно говорить о появлении сложной медиаэкосистемы многоканальных дискуссий, мыслей и сотрудничества—когда, например, уже написанная статья возвращается в блогосферу, редактируется там и вновь дорабатывается автором с учетом комментариев блогеров. Таким образом, взаимодействие профессиональной журналистики и журналистики гражданской даст им возможность не конкурировать, а плодотворно дополнять друг друга» [Филатова, 2010, с. 286].
1. Бабина, К. И. Блоговое пространство в информационном поле региона / К. И. Бабина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 2. - С. 106-112.
2. Баранова, М. В. Блогосфера в системе массовой коммуникации России и США: тематическое поле и социальные функции / М. В. Баранова, И. В. Фотиева // Медиаисследования. - 2015. - № 2. - С. 118-123.
3. Бастрон, А. А. Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и
перспективы их решения в журналистском / А. А. Бастрон, Е. В. Желудева // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и
архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. - 2016. - № 4 (6). - С. 133-142.
4. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев // Энциклопедический словарь. - 2011, 2280 с.
5. Борисова, А. В. Блогосфера и СМИ в рунете: проблема определения статуса / А. В. Борисова, Т. А. Семилет // Медиаисследования. - 2017. - № 4-2. - С. 109-116
6. Вартанова, Е.Л. Современная медиаструктура / Я.Н Засурский // Средства массовой информации постсоветской России. - 2008. - 303 с.
7. Видная, О. Е. Функционирование журналистской информации в новых медиа / О. Е. Видная // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2015. - № 2 (10). - С. 66-74.
8. Волохонский, В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов / В.Л. Волохонский, Ю.Е. Зайцева, М.М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей - СПб., 2006. - С. 118-131.
9. Герасевич, В. Блог и RSS: Интернет технологии нового поколения. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2008. - 247 с.
10. Голоусова, Е. С. О чем спорим? Блоггеры vs журналисты: особенности взаимодействия журналистики и блогосферы в России и за рубежом / Е. С. Голоусова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 107, № 4. - С. 24-31.
11. Гришин, О. Е. Инструментальная функция средств массовой информации и блогосферы в политическом информационном пространстве / О. Е. Гришин, А. А. Воронова // PolitBook. - 2012. - № 1. - С. 100-111.
12. Гуслякова, А. В. Моделирование способов подачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века / А. В. Гуслякова // Медиаскоп. - 2012. - № 2. - С. 4-13.
13. Давлетшина, С. Р. Перспективы развития традиционных СМИ в условиях конкуренции с социальными медиа / С. Р. Давлетшина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2017. - № 2 (25). - С. 80-86.
14. Ефимов, Е. Г. Социальные интернет-сети / Е. Г. Ефимов;
Волгоградский государственный технический университет // Методология и практика исследования Волгоград: ООО
Волгоградское научное издательство, 2015. - 169 с.
15. Засурский, И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций / И. Засурский // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: Издательство МГУ. - 2007. - 242 с...