Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ России в средствах массовой информации США и Великобритании

Работа №91263

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Трансформация образа России в мировых СМИ 10
1.1. Понятие «образ» и «имидж» государства 10
1.2. Структура образа и имиджа государства 14
1.3. Инструменты формирования образа государства 17
1.4. Концепция «мягкой» силы в формировании образа страны 22
Глава 2. Своеобразие образа России в средствах массовой информации
США и Великобритании 32
2.1. Своеобразие образа России в периодических изданиях «The Washington
Post» и «New York Times» 32
2.2. Своеобразие образа России в периодических изданиях «The Guardian» и
«The Times» 47
Заключение 62
Список использованной литературы 66

Впервые вопрос о создании положительного образа государства, его имиджа, был поднят в конце 1950-х годов американским экономистом и социологом Кеннетом Боулдингом. В разгар «холодной войны» стало понятно, что от того, каким воспринимают то или иное государство другие страны, зависит развитие политических, торгово-экономических и социальных отношений не только во внешней политике, но и во внутренней. Положительный образ страны стали рассматривать как важный стратегический ресурс и конкурентное преимущество, позволяющее сделать голос страны на мировой арене слышимым, выражаемые идеи и концепции достойными внимания общественности.
С развитием международных отношений, приведших к глобализации, многие процессы и явления, такие как образование, здравоохранение, борьба с преступностью и терроризмом, предпринимательская деятельность и т.д., которые относились к внутренней политике стали выходить на международный уровень, значительно расширяя и усложняя их. Вместе с тем произошло стремительное развитие и усиление роли информационных процессов в государственной политике большинства европейских стран и США. Средства массовой информации в условиях развитой демократии стали восприниматься самостоятельным и авторитетным партнером в государственных делах, имея возможность манипулировать сознанием людей, формируя общественное мнение, превратившись в мощное оружие, которым сейчас активно пользуются страны Европы и США.
На фоне последних событий как во внешней, так и во внутренней политике России зарубежные СМИ начали активную антироссийскую пропаганду, частыми стали случаи дискредитации нашей страны. Нельзя назвать данное явление новым, поскольку формирование негативного образа России странами запада начало осуществляться еще с середины XV века.
Сейчас Россия стала независимой и сильной державой, которая активно отстаивает свои интересы на международной политической арене и способна дать отпор внешним и внутренним угрозам западноевропейских и американских властей, вновь увидевших в образе нашей страны «Империю зла».Нынешнее положение дел в России стало неугодным для зарубежных стран, что привело к началу информационного противостояния, где обработка и распространение информации осуществляется в соответствии с запросами потребителей, жаждущих эпатажности, и похожа на односторонний прессинг, где информация сравнима с массовым оружием.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что из многочисленных попыток выработать теоретические подходы к изучению формирования образа государства, большинство исследователей затрудняются дать четкое определение самого понятия политический образ, используя, как они полагают, более подходящие термины имиджа и бренда. В связи с этим в исследовательских кругах происходит путаница, которая не позволяет систематизировать весь накопленный научный опыт и выработать единую концепцию изучения данного вопроса.
Современный образ Российской Федерации в сознании зарубежного общества представлен однобоко и не дает реальной характеристики действительности. Зарубежные средства массовой информации используют устоявшиеся стереотипы, создают новые мифы, формируют повестку дня, исходя из личных интересов высшего руководства страны и иных представителей в той или иной области. На данный момент Россия представляется в прессе агрессором, угрожающим демократическим принципам европейских стран.
В связи с этим и рядом других причин многие исследователи склоняются к необходимости создания единого координирующего центра, который четко и ясно определял бы основополагающие принципы создания и продвижения позитивного образа государства за рубежом, в соответствии с которыми была определена вся дальнейшая деятельность в этом направлении, стратегия, методы и т.д.
Для этого необходимо пересмотреть теоретические и эмпирические исследования, которые требуют упорядоченности, систематизации и выработки единой концепции, которая будет определять текущий образ Российской Федерации за рубежом, его основные критерии, положительные и отрицательные стороны, ожидаемый образ, который должен быть сконструирован в соответствиями с ожиданиями мирового сообщества, а также давать реальную характеристику российской действительности, место России на международной арене, ее уникальные свойства и преимущества, на базе которых может быть сформирована имиджевая модель государства.
Первые шаги к этому уже сделаны в программе Министерства иностранных дел по применению «мягкой силы» во внешней политике, основной задачей которой является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. Но на сегодняшний день практически вся деятельность сводится к проведению крупномасштабных разовых акций, положительный эффект от которых не носит длительного характера, а разрозненная работа всех участников минимизирует положительный результат...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы было переведено на русский язык и проанализировано содержание около 1000 материалов в СМИ США и Великобритании за период с сентября 2015 года по январь 2017 года, в соответствии с поставленными хронологическими рамками исследования, определяющими момент ввода российских войск на территорию Сирийской Арабской Республики и их выводом.
В связи с поставленной целью исследования в анализе содержательных характеристик и характерных черт образа России в СМИ США и Великобритании был решен ряд задач:
Во-первых, при анализе научных публикаций, посвященных изучению формированию образа и имиджа государства, было выявлено, что понятия «образ» и «имидж» различны. В нашем понимании «образ» является конечным продуктом представления о стране в результате формирования тех или иных его качеств путем целенаправленно сконструированных его имиджевых характеристик, носящих определенную оценку через средства массовой информации, в то время как имидж считается лишь инструментом формирования конечного результата - образа. В более упрощенном виде под имиджем мы понимаем целенаправленное действие и наделение определенного объекта необходимыми характеристиками и качествами, а под образом мы имеем в виду стихийно сложившиеся обстоятельства, где имидж выступает как инструмент формирования образа.
В процессе систематизации и анализе эмпирической базы исследования выяснилось, что структура образа, разработанная Галумовым Э.А., является неполноценной для изучения образа государства в современном мире. То есть, для более правильного понимания образа России в мировых СМИ необходим анализ не только содержания и оценочных характеристик публикаций, но и отзывов и обсуждений того или иного материала в социальных сетях для правильного представления о сложившемся образе у читателей.
Не маловажным является и тот факт, что в данном исследовании неоднократно утверждалось о необходимости выработки единой концепции, которая упорядочит и систематизирует весь накопленный материал, определяющий образ России не только в мировых СМИ, но и других направлениях. Таким образом, на основе полученных данных за весь анализируемый период можно провести исследование в тех сферах, которые не освещаются печатными или интернет СМИ, например: телевидение, радио, кинематограф, популярная музыка, реклама и т.д. Новые исследования позволят определить образ России в более общем многогранном виде.
Во-вторых, при рассмотрении целенаправленной деятельности по продвижению и поддержанию положительного образа России высшим руководством, выяснилось, что российская сторона обладает по большей части только механизмами защиты, называемыми «мягкой» силой, развивая и модернизируя деятельность МИД РФ. Остальные рычаги воздействия на продвижение положительного образа России являются малоэффективными и имеют уязвимые места, как произошло с телеканалом «Russia Today» в Великобритании, которая ограничила финансирование канала. На данный момент «RT» остается одним из немногих инструментов формирования положительного образа России за рубежом и набирает популярность, расширяя свою аудиторию.
В-третьих, в результате исследования образа России в количественно­качественном отношении, выяснилось, что он является умеренно положительным в незначительной разнице с долей негативных публикаций в СМИ США и Великобритании. Основными положительными чертами образа России являются: образы власти и президента, в то время как образы народа и страны подвергаются большой критике. Полученные данные дают нам возможность сделать выводы, что Россия на внешнеполитической арене вызывает симпатии со стороны мировых СМИ, в то время как внутренняя политика и состояние дел внутри страны подвергаются резкой критике.
В образе России, который создается СМИ США и Великобритании, в основном придерживающимися позиции официальных властей, находит отражение напряжённость в отношениях с Россией. Данный образ нельзя назвать объективным и по другой причине: при изложении конкретных фактов применяются субъективные оценки журналистов, основанные, как правило, на стереотипах, что обуславливает некоторую двусмысленность большинства публикаций. Кроме того, новости, связанные с Россией, освещаются крайне однобоко, то есть, публикациям, посвященным коррупции, нарушениям прав человека, различным конфликтам, придается большая огласка, нежели положительным новостям, затрагивающим успехи страны в области искусства, спорта, кино.
Также при анализе публикаций не учитывалась специфика самого издания, так, например, британская «The Times»отличается резкой критикой в адрес российского народа, две трети всех публикаций являются негативными. «The Guardian» отличается более умеренным отношением к России и положительных публикаций о России больше. В прессе США нельзя сделать однозначного вывода о преобладании положительных или негативных материалов, характеризующих образ России, так как их практически поровну.
Общей закономерностью для всех анализируемых изданий США и Великобритании является отсылка журналистов к источникам, которые в большинстве случаев являются анонимными, либо делается акцент на их должность или положение в высшем руководстве, что ставит под сомнение достоверность получаемой информации. Не редки случаи использования стереотипов и мифов. В первом случае делается отсылка к образам Ленина и Сталина, сравнениям Путина с царем или императором и соответствующим тем эпохам образа самой страны. В другом случае создается намеренно искаженный образ президента и государства, выступающими агрессорами,
угрожающим демократическим принципам других стран. Большинство подобных публикаций получали статус «fake» на официальном сайте МИД РФ, либо опровергались, в том числе и самим президентом.
Возвращаясь к основной проблеме формирования положительного образа России за рубежом, стоит отметить, что цель данного исследования достигнута и основная гипотеза опровержена. В количественном отношении доля положительных публикаций, характеризующих образ России, преобладает над количеством критических или негативных материалов. В качественном отношении полученных результатов сложно дать однозначную оценку в связи со сложностями перевода большинства текстов на русский язык и достоверности анализируемых публикаций. Хотелось бы, чтобы данная работа послужила, если не основой, то предпосылкой к исследованию образа России в его многогранном представлении за рубежом. С моей точки зрения, это могло бы способствовать развитию и созданию той самой единой концепции, которая позволит упорядочить весь полученный материал и сделать определенные выводы об образе России в мире.


1. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е. Н. Богдан // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. - 2007. - № 4. - С. 122-127.
2. Большаков, С. Н. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы / С. Н. Большаков, С. С. Бодрунова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. - № 6. - С. 87-93.
3. Бондарева, Л. Американские СМИ о российско-американских отношениях: эволюция представлений о современной России / Л. Бондарева // Власть. - 2006. - № 12. - С. 110-114.
4. Вавилов, А. И. Битва за Сирию / А. И. Вавилов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. - 2014. - № 2 (688). - С. 9-30.
5. Виноградова, Н. С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ: исследование 2008-2009 гг. : дис. канд. полит. наук : 19.00.12 / Н. С. Виноградова. - Москва, 2010. - 138 с.
6. Галумов, Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. - М.: Известия, 2003. - 452 с.
7. Григорьева, И. В. Коммуникативные стратегии англоязычных СМИ в создании стереотипных образов России / И. В. Григорьева // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков. - Москва, 2016. - С. 240-253.
8. Громова, Т. Н. Структура медиаобраза России: внешнеполитический аспект / Т. Н. Громова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 4 (21). - С. 62-67.
9. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учеб. пособие / Т. Г. Добросклонская. - 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. - 264 с.
10. Желтухина, М. Р. Создание политического имиджа России в зарубежных СМИ / М. Р. Желтухина, А. В. Омельченко // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 13-17 сент. 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 59-62.
11. Загвоздина, Ю. Е. Политический миф: проблемы социальной философии: дисс. канд. филос. наук: 19.05.12 / Ю.Е. Загвоздина. - Иваново, 2005. - 45 с.
12. Зеленцов, М. В. Акторы формирования образа России в зарубежном медиапространстве / М. В. Зеленцов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4, № 2. - С. 159-169.
13. Зырянова, И. П. Образ России в современных британских СМИ (на материале журнала «TheEconomist») / И. П. Зырянова // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 13-17 сент. 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 64-66.
14. Иванов, С. А. Информационная война: сущность и основные формы проявления / С. А. Иванов // Известия АлтГУ. - 2013. - № 4 (80). - С. 276-279
15. Иванова, С. В. Стереотипизация и демонизация образа России на страницах британских газет / С. В. Иванова, Р. М. Салимова // Вестник Башкирского университета. - 2015. - № 3. - С. 1032-1038...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ