Введение 3
Глава 1. Имидж страны: понятие, особенности, способы формирования 7
1.1. Понятие имиджа в формировании образа страны 7
1.2. Имидж России внутри страны и за рубежом 13
1.3. Роль СМИ в формировании общественного мнения 22
1.4.Образ России в средствах массовой информации в условиях информационной войны 29
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Особенности формирования образа России в зарубежных и
отечественных печатных изданиях 38
2.1. Программа эмпирического исследования 38
2.2. Способы формирования имиджа России в СМИ Германии 40
2.3. Способы формирования имиджа России в СМИ США 42
2.4. Способы формирования имиджа России на Украине 46
2.5. Способы формирования имиджа России в отечественных СМИ 49
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Библиографический список 57
Эмпирическая база исследования 61
Приложения 63
В любом государстве правительство стремится утвердить в сознании своего населения и народов других стран выгодные о себе представления. Так было раньше, это происходит и в настоящее время. В XX веке эта цель чаще всего достигалась методами пропаганды и агитации. Однако сейчас развитие технологий и глобальной сети Интернет, процессы глобализации способствуют расширению информационного пространства и степени доступности получения любой информации. В процесс информационно- ценностного влияния на социум включается все больше негосударственных факторов, которые постепенно становятся для государственной власти конкурирующей силой, активно действующей в политическом пространстве.
В современном мире усилилось и продолжает возрастать значение имиджа государства в обеспечении национальной и международной безопасности. При проведении общегосударственной политики высшее руководство России на практике систематически сталкивается с проблемами «имиджевого» характера, которые превращаются в самостоятельный аспект взаимодействия страны с мировым сообществом.
В своем современном, принципиально новом социально-политическом качестве постсоветская Россия имеет предпосылки к тому, чтобы стать влиятельной и уважаемой страной. Однако ее образ как внутри государства, так и за его пределами деформирован и размыт многими противоречиями российской действительности, вызывающими иногда неосознанно, а нередко - и специально формируемые отрицательные эмоции в российском социуме и за рубежом. Поэтому положительный образ государства в массовом общественном сознании объективно необходим, прежде всего, для формирования, эффективной реализации и защиты национальных интересов.
В последнее время большое значение уделяется формированию положительного имиджа России как внутри страны, так и в рядах мировой общественности.
Положительный имидж страны, воспринимаемый в качестве ценного нематериального актива, средства «мягкого воздействия» на мировую общественность осуществляется в интересах роста международного влияния государства, его веса и авторитета на мировой арене. Имидж страны свидетельствует об его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры.
Основу формирования международного имиджа современного государства могут составлять различные компоненты - политика, экономика, военная мощь и т.п. Создание и развитие национальной идеи, повышение значимости таких глобальных преимуществ как территориальные масштабы, историческая могущественность, самобытность страны ставятся во главу угла.
Средства массовой информации - это достаточно важный инструмент, способствующий повышению имиджа страны.
В связи с этим, тема нашей дипломной работы была обозначена следующим образом: «Особенности формирования имиджа России в отечественных и зарубежных СМИ».
Тема в ракурсе политического кризиса на Украине имеет очень низкую степень научной разработанности. Определенную теоретическую базу имеет имидж в трудах отечественных и зарубежных ученых. В современной российской науке «имидж» в рамках политологии изучают В. Левчик, П. Д. Амелин, А. Носков, Э. Баталов, Г.И. Марченко, Г.Г. Почепцов и др.
Политический аспект формирования имиджа России в СМИ зарубежных стран, изучался такими авторами как: С.И. Беглова, Н.В. Жукова, Я.Н. Засурского, М.Н. Кима, Е.А. Сарасова, Е. Фомичевой, М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой
Вопросам теории и практики СМИ посвящены работы западных авторов: Г. Шиллер, Дж. Стейн, С. Сиберта, У. Шрамма, Д. Мэррилла.
Существенный интерес для данного исследования представляют работы, в которых рассматривается место и роль СМИ в современном обществе, взаимосвязь СМИ и массового политического сознания. Влияние печатных и электронных СМИ на процесс формирования общественного мнения исследуется И. Задориным, Ю. Буровой, А. Сюткиной, С. Мизеровым, Л. Федотовой, В.И. Чигаревым, Ю.В. Чемякиным, Н.И. Трефиловой.
Вместе с тем анализ отмеченных научных разработок показывает, что исследований, посвященных изучению факторов формирования имиджа России именно средствами массовой информации, не так много...
Сегодня не существует единого определения понятия «имиджа». Изучив результаты ранее проведенных исследований и теоретических аспектов изучения проблемы, можно выделить следующее содержание понятия «имидж» - это искусственный образ, который формируется в сознании общества или индивидуума средствами массовой информации и определенными психологическими приемами. Это особый идеальный образ, формирующийся в сознании граждан страны; его невозможно оценить напрямую, для его измерения проводят анализ в виде мониторингов и исследований.
Образ страны - это определенная основа, база, которая определяет репутацию в сознании мировой общественности той или иной страны.
Имидж России в глазах россиян и зарубежных зрителей складывается из различных компонентов. СМИ стали транслятором всей информационной среды общества, важнейшим и одним из главных политических инструментов государства. Именно СМИ формируют сегодня образ любой страны.
Для формирования имиджа, положительного или отрицательного, СМИ используют различные методы и технологии, среди которых основными являются: метод фрагментации, метод мифотворчества, семантическое
манипулирование, стереотипизация, наклеивание ярлыков, метод «создания негативных ассоциаций», технология использования юмора.
На основе анализа опубликованных в электронных СМИ информационных и аналитических материалов отечественных и зарубежных СМИ за 2018 г. мы сделали вывод о том, что СМИ на сегодняшний день являются мощным каналом политической коммуникации, а также важнейшим фактором, влияющим на общественное мнение.
Проанализированы методы формирования имиджа России в СМИ. Поставленная нами гипотеза подтвердилась - иностранные и российские СМИ в силу различных факторов формируют, в основном, противоположный имидж России. Большая часть рассмотренных нами способов формирования имиджа России, используемых иностранными СМИ, в которых концептуализируется образ России, Кремля, российского президента и общества, носят негативный характер и направлены на дискредитацию страны в целом.
Широко применяется метод семантического манипулирования, который способствует формированию у аудитории субъективной оценки. Авторы применяют и другие способы формирования имиджа России, например, использование юмора, стереотипизации, мнение экспертов, дезинформации.
Метод семантического манипулирования применяется авторами СМИ США наиболее часто, тогда как метод юмористической подачи информации более используется в СМИ России и на Украине. Практически все авторы во всех странах используют фрагментацию и стереотипизацию, как методы создания образа России, положительного или отрицательного.
Можно говорить о том, что правильно выстроенный имидж государства в первую очередь дает представление о национальном интересе и наоборот - лишь правильно понятый интерес лежит в основе успешного имиджа.
Зарубежная пресса, в частности американская, немецкая, исходя из национальных интересов своего государства, традиций внешней политики, освещает события, происходящие в России с использованием сложившихся стереотипов. Стереотипный образ России в зарубежных СМИ, в частности в газетах «Die Welt» («Мир»), «Der Spiegel» («Шпигель»), Frankfurtter Allgemaine Ztitung («Франкфуртская всеобщая газета»), The Nation («Нация») и The Waschington Post («Вашингтон Пост»), довольно устойчив.
1. Анисимова, Е.Е., Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. - М.: Академия, - 2003. - 209 с.
2. Анхольт, С. СССР мешает / Анхольт С. // Московские новости -
2005. - № 587. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.segment.ru/analytics/sssr_meshaet/ - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.03.2018).
3. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д.Арутюнова // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 132 с.
4. Бавин, П. Россия об Америке и американцы о России: сравнительный анализ результатов опросов//База данных ФОМ/ Фонд «Общественное мнение», 2015. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bd.fom.ru/report/cat/az/РУС‘7USA/Russia_USA/ra0309 - Загл. с экрана. (дата обращения: 27.03.2018).
5. Беляева, М. А, Самкова, В. А, «Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории»: учебное пособие для вузов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, - 2016. - 184 с.
6. Быстрова, Е.А. Фразеологический словарь русского языка / Е.А. Быстрова. - М.: АСТ, - 2000. - 78 с.
7. Бурстин, Д. Американцы. Демократический опыт /Перевод и ред. В.Т. Олейника. - М.: «Прогресс», - 1993. - 832 с.
8. Васильева, Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (Социально-философские аспекты) / Т.Е. Васильева. - М.: ИНИОН, - 1989. - 146 с.
9. Галумов, Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. - М.: - 2004. - 73 с.
10. Гегель, Г.В. Ф. Философия права / Г.Ф.В. Гегель. - М.: Мысль, - 1990. - 352 с.
11. Гравер, А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования. / Вестник ТГУ, Философия. Социология. Политология. - 2012, № 3 - С 43.
12. Глушков, И.В., «Доверие и недоверие как социальные практики российского общества» / Ростов-на-Дону, - 2016. - 279 с.
13. Гринев, И.В. Имидж страны в СМИ. - М., - 2015. - 155 с.
14. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб.пособие для студ.вузов / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - М.: Академия, - 2007. - 201 с.
15. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А. Грушин. - М.: Политиздат, - 1967. - 64 с...