Государственная тайна как особый вид защищаемой информации (Основы теории национальной безопасности, Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ……5
1.1. Понятие государственной тайны..5
1.2. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне…………10
ГЛАВА 2. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ.16
2.1. Условия и порядок отнесения сведений к государственной тайне……16
2.2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне…………………………………………23
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованных источников…30
Необходимость в гармонизации правового регулирования в свете региональных интеграционных процессов требуют изучения разумности дальнейшего сохранения действующей сложившейся системы, что отвечает в полной мере главным концепциям Модельного закона о государственной тайне, который принят Парламентской ассамблеей ОДКБ, и пользуется поддержкой ряда специалистов.
Несовершенство исследуемого института обуславливает актуальность настоящей работы.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды отечественных ученых — А.В. Рабкина, Стрельникова В.В. и других.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере установления, обеспечения и охраны государственной тайны в Российской Федерации.
Цель заключается в изучении общественных отношений, связанных с правовым регулированием государственной тайны.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и характерные особенности государственной тайны как правовой категории;
- проанализировать правовую основу государственной тайны;
- рассмотреть порядок отнесения сведений к государственной тайне и процедуру их засекречивания;
- рассмотреть ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно-научных методов — технико-юридический, статистический, сравнительно-правовой и
иные методы.
Нормативную правовую базу исследования составляют Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации. Помимо этого, были проанализированы решения Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, а также заключения и списка использованных источников.
Сложная структура исследуемого института государственной тайны включает три основные составляющие: - сведения, относимые законодателем к государственной тайне; - механизм защиты сведений, составляющих государственную тайну; - санкции, применяемые за нарушение режима государственной тайны.
Также хотелось бы отметить, что правовое закрепление круга лиц, которые могут быть допущены к сведениям, отнесенным к государственной тайне, прежде всего, говорит о том, что на иных субъектов требования законодательства не распространяются. Вместе с этим, с точки зрения территориальных пределов юрисдикция Закона не имеет ограничений, и специальный режим конфиденциальности носит трансграничный характер, которые непосредственно сопровождается обязанностью допущенного субъекта его соблюдать.
Важно отметить, что институт государственной тайны в Российской Федерации представляет собой комплексное явление. Он обладает сложную структуру, которая включается в себя три основных компонента: непосредственно сведения, являющиеся предметом государственной тайны; нормативные механизмы охраны и защиты государственных секретов; карательные меры, которые надлежит применять к нарушителям режима государственной тайны.
Одной из проблем современного российского законодательства о государственной тайне является использование в нем терминов, характерных для предшествующих периодов развития права. Так, регламентируя допуск юридических лиц на основе специального разрешения, законодатель оперирует оборотом "предприятия, организации и учреждения".
Российское гражданское право все юридические лица характеризует через понятие "организация". Предприятие употребляется Гражданским кодексом Российской Федерации лишь в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также имущественного комплекса. Учреждением, как известно, признается одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Учитывая требования юридической техники и состояние современного российского права, следует из текста Закона исключить слова "предприятия" и "учреждения" и ограничиться указанием на организацию как субъект правоотношений.
Таким образом, необходимо акцентировать внимание на том, что в настоящее время на территории России действует три основных принципа отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений, если быть точнее, то речь идет о следующих принципах: законности, обоснованности, своевременности.
Тем не менее, анализ содержания данных принципов, содержание которых раскрыто в специальном федеральном нормативном правовом акте, а именно: в законе о государственной тайне, выявил некоторые проблемные аспекты принципов законности и обоснованности, наличие которых ведет к необоснованному принятию должностным лицом решения об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне или об их засекречивании.
В конечном итоге следует отметить, что действующее правовое регулирование принципов отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений несовершенно и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что за разглашение государственной тайны предусмотрено три уровня привлечения к ответственности: дисциплинарная, материальная, административная либо уголовная ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 11.06.2021) "О государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
9. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // СЗ РФ. 1998 № 35 Ст. 4407.
10. Постановление Правительства РФ от 23.07.2005 N 443 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 01.08.2005, N 31, ст. 3224.
11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 03.02.2022) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 15.02.2010, N 7, ст. 762.
12. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 25.03.2021) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4775.
13. Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 (ред. от 03.08.2018) "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" // "Собрание законодательства РФ", 11.10.2004, N 41, ст. 4024.
Научные статьи в журнале:
14. Рабкин В.А. Конституция Российской Федерации и вопросы совершенствования нормативно-правовых основ в области защиты государственной тайны // Таможенное дело. 2017 № 4. С. 56-75.
15. Стрельников В.В. Защита государственной тайны // ЭЖ-Юрист. 2019. № 35. С. 25-35.