Введение 3
1. Общие положения о допросе несовершеннолетних 6
1.1 Понятие допроса, его цели 6
1.2 Несовершеннолетний как субъект допроса 11
1.3 Педагог и психолог как участники допроса 18
2. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних, его
проблемы и тенденции будущего изменения 26
2.1 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 26
2.2 Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) 31
2.3 Некоторые организационные и процессуальные проблемы
производства допроса несовершеннолетнего 33
2.4 Тенденции, характеризующие будущее изменение допроса
несовершеннолетних 40
3. Психологические особенности отдельных этапов допроса
несовершеннолетних 45
3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетнего 45
3.2 Стадия установления психологического контакта 55
3.3 Основная стадия допроса 60
3.4 Вопросно-ответная стадия допроса 67
Заключение 71
Библиографический список 73
Актуальность темы. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В частности, это означает, что государство в лице его органов должно охранять и защищать права, свободы и законные интересы всех лиц, не достигших 18-летнего возраста, опираясь при этом на конституционные положения о правовом статусе личности и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые провозглашают приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Как указано в Минимальных стандартах правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинским правилам), принятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., государства-участники должны стремиться, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.
В 2016 году было расследовано 53736 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, было выявлено 48589 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
В 2017 году число преступлений было снижено; так было расследовано 45288 преступлений, совершенных лицами до 18 лет или при их соучастии, было выявлено 42504 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления1.
За январь-август 2018 года в Алтайском крае в Индустриальном районе несовершеннолетними было совершено 34 преступления, что на 26,3% больше аналогичного периода прошлого года. В отношении подростков было зарегистрировано 53 преступления. Вместе с тем наблюдается рост повторной преступности. Всего на учете в отделе полиции по Индустриальному району г. Барнаула состоит 260 несовершеннолетних.
За текущий период 2018 года составлено 572 протокола об административных правонарушениях2.
Как и лица старше 18 лет, несовершеннолетние могут быть подвергнуты допросу, положения о котором закреплены в УПК РФ. На практике же работники следственных органов не всегда соблюдают данные положения, порой нарушают их. Помимо того, что закреплено в законе, следователи должны принимать во внимание то, что с точки зрения психологического подхода несовершеннолетние и лица старше 18 лет отличаются друг от друга. Поэтому во время допроса необходимо помнить о психологических особенностях несовершеннолетних.
Отдельные вопросы психологических особенностей допроса несовершеннолетних являлись в той или иной мере объектом исследования отечественных ученых. Прямо или косвенно к данной проблематике имели отношение и внесли свой вклад в эту разработку: Ю.М. Антонян, Н.И. Гуковская, М.И. Еникеев, В.К. Комаров, В.А. Коновалова, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, Н.Ш. Сафин, А.И. Урусов, Ю.В. Чуфаровский, Н.А. Янковый и др.
Объектом исследования являются закономерности, складывающиеся при производстве допроса несовершеннолетних.
Предметом исследования являются процессуальные и психологические особенности допроса, тактические приемы, которые использует следователь, проводя данное следственное действие, и проблемы, с которыми сталкиваются следователи и дознаватели на данном этапе досудебного производства .
Цель исследования заключается в анализе правоприменительных проблем производства допроса несовершеннолетних, учет психологических особенностей, в разработке предложений, направленных на повышение эффективности деятельности следственных работников при производстве данного следственного действия. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие основные задачи:
• раскрыть категорию лиц, которые входят в понятие «несовершеннолетних»;
• определить их психологические особенности;
• изучить общие условия допроса несовершеннолетних;
• выявить отличительные особенности допроса несовершеннолетнего от допроса лица, старше 18 лет;
• изучить отличительные особенности производства допроса различных категорий несовершеннолетних (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего).
• установить роль психолога и педагога при производстве допроса;
• установить особенности отдельных этапов допроса.
Теоретическая база исследования. Для обоснования сформулированных в данной работе положений использовались труды таких авторов как: Антонян Ю.М., Порубов Н.И., Ратинов А.Р. и многих других.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, ряд федеральных законов Российской Федерации, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций.
Методологической основой данного исследования служит диалектический метод познания объективной действительности, а так же в работе применялись общенаучные (анализ, синтез, системный и структурный подходы) и частнонаучные методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический (догматический) и др.
Эмпирическую основу работы составил опрос случайных лиц и данные, полученные в полиции и прокуратуре г. Барнаула.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В соответствии с целями и задачами диссертации, можно сделать следующие выводы:
• допрос представляет собой следственное действие, в процессе которого следователь получает от допрашиваемого (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого) словесную информацию об обстоятельствах события преступления и других фактах, имеющих значение для установления объективной истины и обеспечения правильного применения закона;
• несовершеннолетним допрашиваемым признается лицо, которому к моменту допроса исполнилось 14 лет; это обусловлено тем, что у лиц такого возраста появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, в отличие от лиц более младшего возраста, но с другой стороны, у них нет тех качеств, которые присущи лицам старше 18 лет;
• УПК РФ регулирует вопросы продолжительности допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших), порядка вызова на допрос;
• УПК РФ закрепил участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетних, но норм о правах и обязанностях данных участников допроса в законе не предусмотрено; некоторые ученые предлагают включить в УПК РФ нормы об участии педагога и психолога; расходятся позиции авторов по поводу обязательности участия данных лиц в допросе;
• стадия подготовки допроса включает в себя несколько элементов, количество которых у тех или иных авторов различно, но в целом их мнение совпадает: необходимо изучить материалы уголовного дела и личность допрашиваемого лица по имеющимся данным, определить место, время, круг участников допроса, составить план и заранее приготовить все технические средства для его проведения;
• психологическим контактом признается профессиональное общение следователя с допрашиваемым путем создания благоприятных условий и применения специальных приемов для воздействия на несовершеннолетнего, чтобы тот дал правдивые показания.
• основную стадию допроса нецелесообразно начинать с конкретных вопросов по делу, нужно начать разговор с отвлеченных тем, которые, с одной стороны, позволят следователю лучше узнать несовершеннолетнего, с другой стороны, помогут допрашиваемому расслабиться. Необходимо использовать психологические приемы, чтобы допрос прошел успешно;
• стадия свободного рассказа имеет своей целью помочь следователю составить более или менее целостное представление о личности допрашиваемого, об избранной им линии поведения на предварительном следствии, степени фактической осведомленности лица о тех или иных обстоятельствах, составляющих предмет допроса;
• на вопросно-ответной стадии следователь использует различные тактические приемы в зависимости от ситуации; он должен быть избирателен в приемах и не злоупотреблять ими; допрашиваемый не должен понять, что в данный момент следователь использует какой-либо прием, в противном случае допрос не принесет требуемых результатов;
• из-за изменения общества, прогрессирования распространения информации, есть проблемы, связанные как с процессуальными особенностями допроса (нарушение времени его производства, отсутствие обязательных участников и т.д.), так и с противодействием следователям (дознавателям) несовершеннолетними, ростом тяжких и особо тяжких подростковых преступлений, совершенствованием их способов осуществления, копированием негативных примеров совершения преступлений у подростках из зарубежных стран.
2.1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М., 1996. - 336 с.
2.2. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Рос. юстиция. 2002. № 9. С. 43-44.
2.3. Баянов А.И. Последовательность и темп постановки вопросов как основания формирования приемов допроса// Вестник Омского университета.- №2. - 2014. - С. 235-239.
2.4. Ведерников Н.Т. Проблемы учета свойств личности
несовершеннолетнего обвиняемого в процессе его допроса на предварительном следствии// Известия Алтайского государственного университета. - 2014. -
с.107-111.
2.5. Герасимов И.Ф. Криминалистика: учеб. Для вузов; Под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк. ,2000. - 672 с.
2.6. Гуськова А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в российском уголовном судопроизводстве: Учебное пособие. - М.: ИГ «Юрист», 2002. С. 19.
2.7. Гуковская Н.И. Участие третьих лиц в допросе обвиняемого // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1974. Вып. 6. С. 110-112.
2.8. Дударев В.А. Тактические особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними при их допросе// Вестник Брянского государственного университета.-2012.-с.1-5.
2.9. Дулов А.В. Судебная психология. - Минск. 1975. - 464 с.
2.10. Евсюкова Е.В. Подготовка к допросу как предпосылка получения правдивых показаний несовершеннолетних и малолетних / Е.В. Евсюкова, Р.Е. Лобусев // Закон и право. 2008. №2. С.103.
2.11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - 631 с.
2.12. Еникеев М.И. Психология коммуникативной деятельности следователя // Юридическая психология. 2009. N 4. С. 3 - 7.
2.13. Исакова Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ...канд. юрид. наук. - Иркутск, 2009.
2.14. Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
2.15. Князьков А.С. Криминалистика: курс лекций. - Томск,2008.-1128с.
2.16. Коновалова В.А., Шепитько В.Ю. Юридическая психология: Учеб. для студ. юрид. спец. высш. учеб. завед. - К.: Концерн «Издательский Дом «Ин Юре», 2004. - 424 с.
2.17. Курбагарова Е.В. Особенности тактики допроса
несовершеннолетних при расследовании преступлений // Вестник ТвГУ 2013 № 27. С.71.
2.18. Курмаева Н.А. Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии / Н.А. Курмаева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - № 1. - С. 33
2.19. Макаренко И.А. Проблемы участия педагога и психолога в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Рос. следователь. 2007. № 13.
2.20. Машинская Н.В. Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. -2015.- С. 123-130.
2.21. Мироненко И.А. Понятия «субъект» и «личность» в современной российской психологии// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3. -2010. - С. 5-14.