Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕТЕРОТОПИЯ ЛАГЕРНОГО СЕВЕРА В «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА

Работа №91144

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОСТРАНСТВА КАК ГЕТЕРОТОПИИ 6
ГЛАВА 2. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ И СЕВЕР В ЦИКЛЕ «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ»
В.Т. ШАЛАМОВА КАК ГЕТЕРОТОПИЯ 21
ГЛАВА 3. «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В.Т. ШАЛАМОВА В КОНТЕКСТЕ «ЛАГЕРНОЙ
ПРОЗЫ» 1960-Х ГГ 31
3.1. ЛАГЕРНАЯ ГЕТЕРОТОПИЯ В «ОДНОМ ДНЕ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА И «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА 31
3.2. ЛАГЕРЬ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЕГУМАНИЗАЦИИ У В.Т. ШАЛАМОВА И
Е.С. ГИНЗБУРГ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 65

Художественное творчество В.Т. Шаламова сравнительно мало исследовано в литературоведении. Кроме того, практически отсутствует взгляд на прозу Шаламова с позиций нелитературоведческих гуманитарных научных парадигм (философской, культурологической, социологической, исторической и т.д.), несмотря на то, что сами произведения, в силу своих особенностей, много этому способствуют. В своей научной работе я планирую использовать междисциплинарный подход, рассмотрев сборник «Колымские рассказы» и образ советского лагерного Заполярья в фокусе различных дисциплинарных парадигм. В качестве исходного пункта исследования предполагается опереться на философскую концепцию М. Фуко о «гетеротопиях».
Работа актуальна в двух аспектах. Во-первых, сформулированная М. Фуко в 1966-1967 году концепция «гетеротопий» (буквально «других мест», топосов, наделяемых особыми социальными и культурными смыслами и функциями), в последние годы все шире используется в мировой и отечественной исследовательской практике гуманитарного характера (изучение социальных пространств, постколониальные исследования и др.), о чем свидетельствуют, в частности, все более регулярные научные конференции по проблемам гетеротопий. Во-вторых, характерная для культурной антропологии и политической философии Фуко концепция гетеротопии будет применена для решения литературоведческих задач, что делает это исследование одним из фактов набирающей популярность тенденции междисциплинарных исследований.
Цели и задачи исследования.
Цель работы - изучить концептуальную структуру и художественную природу гетеротопии лагеря в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) выявить инварианты мотивов данного цикла рассказов В.Т. Шаламова;
2) на основании их выстроить общую концепцию изображения советского лагеря в частности, и Колымы/Арктики/севера вообще в художественном мире Шаламова;
3) сравнить концепцию Шаламова с другими прецедентами художественного описания лагеря и севера в художественной и мемуарной литературе периода «оттепели»;
4) определить является ли (если да, то в какой мере) советская лагерная Арктика гетеротопией по отношению к остальному советскому миру, и какое место в ее описании занимают «Колымские рассказы Шаламова».
Методология
В качестве аналитической рамки исследования применялись сравнительно-типологический и семиологический (семиотический) методы. Актуальная для нашей работы методология была разработана и использована в работах М. Фуко, Ж. Делёза, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Р. Барта, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского.
Апробация
Отдельные результаты этого исследования были опубликованы в статье в журнале «Филология и человек» (Издательство Алтайского государственного университета, №3, 2019). Кроме того, часть материала была представлена в докладе на VII региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» Алтайского государственного университета (Барнаул, 18 мая 2020 г.).
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой главе говорится о теоретической и практической разработке Мишелем Фуко понятия «гетеротопия», рассматриваются основные работы гетеротопологического характера за авторством французского философа. Кроме того, приводятся работы современных учёных. Рассматривается специфическое применение учения о гетеротопиях для исследований произведений русскоязычной художественной литературы. В частности, выяснятся, что использование новой исследовательской оптики, предложенной Фуко, позволяет по-новому посмотреть на уже неоднократно прежде исследованные произведения или на их фрагменты.
Во второй главе осуществляется переход непосредственно к исследованию гетеротопии советского севера и лагеря эпохи сталинских репрессий в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова. Для этого мы попытались определить понятие «нормы», поскольку исследование «иного пространства» невозможно без выявления четких границ условно нормального локуса. Именно условно нормальное пространство становится точкой отсчёта для гетеротопий. Также в первой главе представлены основные инварианты «Колымских рассказов», то есть те основные, базовые элементы «.. .рассказов», которые формируют лагерный дискурс Шаламова.
Третью главу составляют результаты сравнительно-типологического анализа сборника «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова и «лагерных» произведений других авторов, написанных в 1960-е гг. Первый параграф третей главы представляет собой результат сопоставления сборника рассказов Шаламова и рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Второй параграф третей главы - это сравнение текстов «... рассказов» и автобиографической «хроники времён культа личности» Евгении Гинзбург «Крутой маршрут».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследовании мы выявили основные инварианты мотивов цикла рассказов В.Т. Шаламова. На их основании выстроили общую концепцию изображения советского лагеря в частности, и Колымы/Арктики/севера вообще в художественном мире писателя.
Во второй главе «Исправительный лагерь и север в цикле «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова как гетеротопия» мы, следуя поставленным задачам, выявили основные инварианты и мотивы сборника рассказов. В этом ряду могут быть названы голод, холод (мороз, снег, лёд), избиение, унижение, ложь (блатных, врачей, руководителей приисков, надзирателей), дефицит сна, враждебность северной природы к человеку (в особенности - к заключённому), смерть как повседневный опыт. Эти функциональные элементы являются ключевыми для гетеротопии лагеря, выстроенной Шаламовым, и выступают опорными точками нарратива любого в отдельности взятого рассказа. Они оспаривают парадигмы условно обычных или нормальных советских жизненных пространств. Каждый из элементов играет свою роль в наказании узника, поскольку в художественном мире Шаламова всё подчинено пенитенциарной функции.
Общая концепция изображения советского лагеря в частности, и Колымы/Арктики/севера в художественном мире Шаламова строится на переворачивании нормального мира. Репрессивная функция советской пенитенциарной системы 1930-х гг. искажает топос привычных человеческих отношений. Они на севере, в пространстве ГУЛАГа становятся неузнаваемыми. Оказывается, что человеку в лагере нужна не свобода, а тюрьма, в которой он оказывается в тепле, ест и освобождён от каторжного труда. Только уже тюремному заключённому требуется свобода. Но и на «воле», в пространстве советской деревни или города человек, согласно Шаламову, не свободен от страха ареста. Таким образом, мы предположили, что советский лагерь является гетеротопией - «другим пространством», - не столько по отношению к внелагерному топосу, миру «большой земли», сколько по отношению к обычным практикам наказания, - главным образом, к тюрьме. Парадоксален вывод: в художественном мире Шаламова, пожалуй, именно тюрьма располагается ближе всего к понятию нормы.
В третьей главе мы сравнили концепцию репрезентации лагерного пространства Шаламовым с другими прецедентами художественного описания севера и Арктики в советской литературе периода сталинизма и «оттепели».
Первый параграф третей главы представляет собой результат сопоставления сборника рассказов Шаламова и рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Репрезентацию лагеря Шаламовым и Солженицыным по части параметров можно назвать схожей. По крайней мере, опорные инварианты прозы Шаламова частично совпадают с рядом инвариантов, выявленных в рассказе «Один день...». Примером таких совпадений может послужить одинаковая ненависть главных героев к холоду, голоду и жестокости надзирателей.
Но гораздо ярче именно различия в лагерной гетеротопии двух писателей. Рассказ Солженицына немногим меньше объему по объёму сборника Шаламова (33 рассказа), и при этом на страницах «Одного дня.» мы не встречаем ни одной смерти, - она упоминается лишь как возможный исход или что-то бывшее в лагере давно, до начала повествования. Мир «Колымских рассказов» приучает к тому, что смерть - это норма. Порой нарраторы Шаламова даже не останавливают внимание на смерти, которая происходит в их присутствии.
Столь же диаметрально противоположным оказывается отношение героев «.рассказов» и «Одного дня.» к блатным, работе, бригаде, контакту с надзирателями. Уникальным нам представляется практически агитационное, идеологически близкое представлению о работе Ивана Денисовича и Центрального комитета партии. Даже лагерную работу герои Солженицына считают честной, и в их семиотической модели она практически сохраняется прежние коннотации - остаётся повседневным трудом, а не растянутой во времени экзекуцией или казнью, как у Шаламова.
Солженицын для изображения мира необъяснимого пользуется конвенциональными семиотическими структурами мира, привычного для массового читателя. В то время как Шаламову, по выражению одного из исследователей, ближе «язык мёртвых».
Во втором параграфе третей главы мы провели сравнение «Колымских рассказов» и автобиографического романа Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». Если опираться на уже упомянутые в заключении инварианты лагерной гетеротопии, можно сказать, что Шаламов и Гинзбург довольно близки в оценке ГУЛАГа и восприятии его быта именно как испорченного, не довлеющего локусу нормы. Шаламов и Гинзбург в этом отношении гораздо ближе друг другу и равноудалены от Солженицына.
При этом мы выявили и фундаментальные различия прозы о Колыме Е. Гинзбург и В. Шаламова. Эти различия мы условно объединяем в один ансамбль инвариантов, который можно было бы назвать «мотив надежды». Именно этот компонент выступает одним из ключевых в формировании гетеротопии лагеря у Е. Гинзбург. Для неё надежда сопровождает чудом выживающего работника колымских приисков и лесоповалов, в то время как для героев Шаламова это место занимает безразличие медленно умирающего.
Таким образом, можно заключить, что «инаковость» гетеротопии в литературе представляется не однородной, даже когда речь идет об одной конкретной гетеротопии. И мир Колымы Шаламова в большей мере противопоставляет лагерь советской действительности «по внешнюю сторону колючей проволоки», нежели произведения А. Солженицына или Е. Гинзбург.
Решив поставленные задачи, мы выполнили цель работы: изучили концептуальную структуру и художественную природу гетеротопии лагеря в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова. В результате мы пришли к следующему общему выводу: в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламов репрезентует особую гетеротопию лагерного севера. Концептуальная структура и художественная природа «другого пространства» Севера отличается и от иных типично советских топосов, описанных Шаламовым, и от Севера, художественно и документально изображенного в произведениях современников писателя.
Настоящая работа, конечно, не исчерпывает проблему изучения гетеротопии лагерного Севера в текстах В.Т. Шаламова и других авторов - представителей «лагерной прозы». Перспективой исследования может стать расширение материала: привлечение более широкого круга произведений «лагерной прозы» в качестве ближайшего контекста творчества В.Т. Шаламова. Кроме того, представляется интересной возможность рассмотреть различные советские лагерные гетеротопии - например, Колыму и Соловецкий лагерь - с учетом того, как они изображаются в художественной прозе разных авторов.



1. Абелюк Е.С. Реминисценции и их значение в художественном тексте (на материале произведений О. Мандельштама и В. Шаламова) // Лингвистика для всех. М., 2004. № 1. С. 9-6.
2. Абрамович И.Л. Воспоминания и взгляды: в 2 кн. - Т. 1. М.: 2004.
3. Алин Д.Е. Мало слов, а горя реченька... Невыдуманные рассказы. - Томск, 1997.
4. Андрух И.Г. Сбитый дирижабль // Мы из ГУЛАГа: Одесскаяобласть: [Мартиролог] / сост.: С. Г. Матвеева, Г. В. Копелева. - Одесса, 2001.
- С. 324-325.
5. Анисимов К. Климат как «закоснелый сепаратист». Символические и политические метаморфозы сибирского мороза // Новое литературное обозрение. 2009. № 5.
6. Аношина А.В. Художественный мир Варлама Шаламова: дис. канд. филол. наук. Северодвинск: 2006.
7. Апанович Ф. О семантических функциях интертекстуальных связей в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова // IV Международные шаламовские чтения, Москва, 18-19 июня 1997 года. М., 1997. С. 40-52.
8. Апанович Ф. Филиппика против силы (Об одной философской проблеме в прозе В. Шаламова) // Шаламовский сборник. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 157-171.
9. Ардамацкая Д.А. Варлам Шаламов и поэтика после ГУЛАГа // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 2. С. 137-143.
10. Ардамацкая Д.А. Философия «после ГУЛАГа»: осмысление
исторической катастрофы // 81нФа СнЙнгае. 2013. № 16. С. 256-264.
11. Баклыков А.В. Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти»: автореф. ... дис. канд. филол. наук. Тамбов, 2000.
12. Беззубова О.В. Гетеротопии городского пространства: к истории концепта // Эстетика архитектуры и дизайна: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 октября 2010 г.). М., 2010. С. 27-31.
13. Берутти М. Экзистенциалистские позиции в лагерной прозе Варлама Шаламова // IV Международные шаламовские чтения, Москва, 18-19 июня 1997 года. М., 1997. С. 53-66.
14. Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6.
С. 169-174.
15. Бруер М. Изображение пространства и времени в лагерной литературе: «Один день Ивана Денисовича» и «Колымские рассказы» // Шаламовский сборник. М., 2011. Вып 4. С. 143-151.
16. Васильева О.В. Эволюция лагерной темы и ее влияние на русскую литературу 50-80-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета.
1996. Сер. 2. Вып. 4 (№ 23). С. 54-63.
17. Васильева О.В., Савельева А.В. Тема лагеря в прозе Михаила Кураева. СПб., 2006.
18. Войводич Я. Хронотоп vs. гетеротопия (на примере повести «Метель» Владимира Сорокина) // Гетеротопии: миры, границы, повествование. Вильнюс: 2015. C. 337-347.
19. Волкова Е.В. Парадоксы катарсиса В.Шаламова // Вопросы философии.
1996. № 11. С. 43-56.
20. Волкова Е.В. Удар целебного копья: Два лика В. Шаламова // Литературная газета. 1996. № 17. С. 5.
21. Волкова Е.В. Цельность и вариативность книг-циклов // Шаламовский сборник. Вологда: 1997. № 2. С. 130 - 156.
22. Волкова Е.В. Эстетический феномен Варлама Шаламова // IV Международные шаламовские чтения, Москва, 18 19 июня 1997 года. - М.,
1997. С. 7-22.
23. Гаврилов В.А. Своеобразие творческого метода в прозе А. Солженицына и В. Шаламова // Актуальные проблемы современного литературоведения: Сб. материалов научной межвузовской конференции М.,
1997. С. 24-26.
24. Гаврилова А. Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории. Сборник трудов международной научной конференции. Сост. и ред. С. М. Соловьев. М., 2013, С. 204-208.
25. Ганущак Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная
система: Диссертация на соискание ученой степени кандидата
филологических наук. 10.01.01. Тюмень, 2003.
26. Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда // Советский производственный менеджмент. М., 2011.
а. Гасюнас Ю. Отрывок из книги "Круги ледового ада"/ пер. Ю.
Гасюнаса// Литовцы у Ледовитого океана. Якутск, 1995. - С. 136-159.
27. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
28. Генов Н. И. Исповедь// Правда через годы: Статьи, воспоминания, документы. Вып. 2. Донецк, 1998.
29. Гершман М. Д. Приключения американца в России. Нью-Йорк, 1995.
30. Гетеротопии: миры, границы, повествование // Приложение к журналу «Литература». Вильнюс, 2015. С. 306-316.
31. Гизатулин Р. Х. Нас было много на челне: Док. повествование. М.,
1993.
32. Голубков М.М. Опыт монографического анализа. О романе «В круге первом» Александра Солженицына // Десять лучших русских романов XX века. М., 2004. С. 156-182.
33. Громов Е.С. Варлам Шаламов: в мире беспощадного бытия // Мифы эпохи и художественное сознание. Искусство 30-х. М., 2000. С. 122-152.
34. Громов Е.С. Диалектика цельности // IV Международные шаламовские чтения, Москва, 18-19 июня 1997 года. М., 1997. С. 23-39.
35. Есипов В.В. «Карфаген должен быть разрушен!» // Шаламов В.Т. Очерки преступного мира. Вологда, 2000. С. 3-10.
36. Есипов В.В. В. Шаламов и «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына Шаламовский сборник. Вып.5. Common place. Вологда/Новосибирск, 2017. С. 282-333
37. Есипов В.В. Норма литературы и норма бытия: Заметки о писательской судьбе Варлама Шаламова // Свободная мысль. М., 1994. № 4. С. 41-50.
38. Жаравина Л.В. От Пушкина до Шаламова: Русская литература в духовном измерении. Волгоград, 2003.
39. Зайцева А. Р. Метафизика смерти в прозе Варлама Шаламова // Вестник Башкирского университета. 2005. Т. 10. № 2. С. 67-71.
40. Зверев А. Кестлер и тьма прикосновенье к истокам // Иностранная литература. - 1989. № 10. С. 208 - 217.
41. Золотоносов М. Последствия Шаламова // Шаламовский сборник. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 176-182.
42. Каменская А. Особенности функционирования цитаты в «литературе факта» («Шерри-бренди» В. Шаламова и «Клеймо» Г. Херлинга- Грудзинского) // Производство смысла: Сб. статей и материалов памяти Игоря Владимировича Фоменко / ред.: С. Ю. Артёмова, Н. А. Веселова, А. Г. Степанов. Тверь, 2018. С.120-129
43. Кириллова И.В. Интертекстуальность в романе А. Солженицына «В круге первом» // Актуальные проблемы современной духовной культуры: Сборник научных трудов по итогам Международной научнопрактической конференции. Волгоград, 2003. С. 166- 168.
44. Клоц Я. Варлам Шаламов между тамиздатом и Союзом советских
писателей (1966—1978). К 50-летию выхода «колымских рассказов» на западе [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.colta.ru/articles/literature/13546-varlam-shalamov-mezhdu- tamizdatom-i-soyuzom-sovetskih-pisateley-1966-1978
45. Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний. М., 2003.
46. Кротова, Д. В. Тема памяти в лирике В. Шаламова [Электронный ресурс] Режим доступа:https://shalamov.ru/research/304/
47. Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. М., 2013.
48. Лейдерман Н. Л. «В метельный леденящий век» (В. Шаламов. «Колымские рассказы») // Лейдерман Н. Л. Постреализм: теоретический очерк. Екатеринбург, 2005. С. 139 - 174.
49. Лекух Д. «Ад - это мы сами...» // Литературная газета. 1991. 11 янв.
50. Лесняк Б. Мой Шаламов // Октябрь. 1999. № 4. С. 111-129.
51. Лотман Ю.М. Семиотика пространства / Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Таллинн, 1992.
52. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В Школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М, 1988.
53. Лошакова Т.В. Творчество Т. Боровского в аспекте художественных принципов «новой прозы» В. Шаламова // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 2000. Вып. 4. С. 53-59.
54. Максимов В. Е. Кочевание до смерти // Максимов В. Е. Избранное. М.,
1994. С. 523-735.
55. Малова Ю. В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX - XX вв.: автореф. ... дис. канд. филол. наук. Саранск, 2003.
56. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1999.
57. Матусовский М. Идёт рабочий класс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //sovmusic.ru/text.php?fname=rabclass
58. Матюшенко А. Э. Поэтика телесности в прозе В.Т. Шаламова. Выпускная квалификационная работа. Научный руководитель П.Ф.Успенский. ВШЭ. М., 2018.
59. Мекш Э.Б. Мифологический архетип в искусстве и в жизни (Всеволод Иванов и Варлам Шаламов) // Русская литература. 2002. № 2. С. 226-234.
60. Мельникова И.М. Опыт границы как формообразующий принцип лирики Бобровского // Граница и опыт границы в художественном языке: материалы междисциплинарного художественного семинара. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. С. 32-49.
61. Минако Т. Метафоричность прозы В. Шаламова // Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке. М., 2004. С. 144-145.
62. Минако Т. Сохранить человеческое // Шаламовский сборник. Вологда, 1997.Вып. 2. С. 181-184.
63. Минералов А. Ю. «Каторжно-лагерная» сюжетно-образная традиция в русской прозе XX в. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 106-112.
64. Михайлик Е. В контексте литературы и истории // Шаламовский сборник. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 105-129.
65. Михайлик Е. Не отражается и не отбрасывает тени: «закрытое» общество и лагерная литература // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 356-375.
66. Михайлик Е.Ю. Незаконная комета. Варлам Шаламов: опыт
медленного чтения. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
67. Михеев М. О «новой» прозе Варлама Шаламова // Вопросы литературы. М., 2011. Вып. 4. С. 183-214.
68. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
69. Молчанова Н.А. Потенциал жанра: (К вопросу о жанрово-стилевых особенностях рассказов В. Шаламова) // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. Л., 1990.- Вып. 4. С. 107-110.
70. Некрасова И. В. Судьба и творчество Варлама Шаламова: монография. Самара, 2003.
71. Новикова П.А. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века (И. Шмелев, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын, Ф. Ксенакис): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Самара, 2005.
72. Олицкая Е. Л. Мои воспоминания: в 2 кн. / Обл. Н. И. Николенко. Кн.
2. Франкфурт-на-Майне, 1971.
73. Петроченков В.В. Шаламов и мировая культура // Шаламовский сборник. Вологда, 2002. Вып. 3. С. 92-100.
74. Подорога В.А. ГУЛАГ в уме: наброски и размышления // Досье на цензуру. Страна и ее заключенные. 1999. № 7-8.
75. Подорога В.А. Дерево мертвых: Варлам Шаламов и опыт ГУЛАГа (опыт отрицательной антропологии) // Политическая концептология. 2016. №
3. С. 124-159.
76. Полищук Е.С. Человек и Бог в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 2. С. 106-120.
77. Римон Е. Обозрение и наказание: вспомнить Фуко // Новый Мир, №9,
2009. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2009/9/obozrenie-i-nakazanie- vspomnit- fuko .html
78. Сафронов А. В. Жанровое своеобразие русской художественной документалистики (очерк, мемуары, «лагерная» проза): учебно-методическое пособие; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2012. С. 49-86.
79. Сафронов А. В. После «Архипелага» (поэтика лагерной прозы конца XX века) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2013. № 3 (40). С. 139-154.
80. Синявский А.Д. Абрам Терц. Отечество. Блатная песня... (эссе) // Нева№ 4, апрель 1991. С. 161-174.
81. Сиротинская И.П. О Варламе Шаламове // Шаламов В.Т. Избранное. - СПб., 2003. С. 5-10.
82. Сиротинская И.П. Об авторе // Шаламов В.Т. Левый берег. М., 1989. С. 103-112.
83. Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским
представлениям (Литературно-исторический опыт исследования
древнерусского народного миросозерцания). СПб., 2000.
84. Сокулер З.А. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени // История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997.
85. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Полное издание в одном томе. М., 2019.
86. Солженицын А.И. С Варламом Шаламовым. — «Новый Мир», 1999, №
87. Сохряков Ю.И. Человек и природа в русской литературе // Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы: М., 1990.
88. Сухих И. Жить после Колымы // Звезда. 2001. - № 6. -С. 208 -220.
89. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 2010.
90. Сухих И. Эта тема пришла. // Звезда. 1989. № 3. С. 193-200.
91. Таркан Н. Е. Особенности поэтики «Колымских рассказов» В. Шаламова // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы X междунар. науч.-практ. конф. 22 мая 2008 г. Уссурийск, 2008. С. 322-326.
92. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. 1991. №3. С. 182-195.
93. Токарева Л.А. Функция пейзажа в стихах и прозе Варлама Шаламова. Оренбург, 1991.
94. Файнют М.А. Послесловие к "Крутому маршруту" Е. Гинзбург// Уроки гнева и любви: Сб. воспоминаний о годах репрессий (20-е - 80-е гг.)/ сост. и ред. Т. В. Тигонен. Л., 1991. Вып. 2. С. 67-74.
95. Федоров П.Н. Встречи в Половинке// Широкстрой: Широклаг: Сб. воспоминаний воинов-калмыков, участников строительства Широковской ГЭС / сост. и вступ. ст. Р. В. Неяченко ; отв. ред. Ю. О. Оглаев ; ред. С. А. Гладкова ; предисл. М. П. Иванова. Элиста, 1994. С. 126-128
96. Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 3. М., 2006.
97. Фуко М. Другие пространства/Интеллектуалы и власть. М., 2006.
98. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
99. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 2007.
100. Харламов Н. Гетеротопии: Странные места в городских пространствах постгражданского общества // Синий диван. 2010. № 15.
101. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Литературное
произведение: Основные понятия и термины. М., 1999.
102. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. - Т. 2. М., 1997.
103. Чуковская Л.К. Счастливая духовная встреча. О Солженицыне // Новый мир. 2008. № 9. С 70-138
104. Шаламов В. Т. Воскрешение лиственницы // Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 6 т. + т. 7, доп. Т. 2: Очерки преступного мира; Воскрешение лиственницы; Перчатка, или КР-2; Анна Ивановна: Пьеса / сост. под-гот. текста, прим. И. Сиротинской. М., 2013. С. 105-280.
105. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954-1979. М., 2005. С. 78-82.
106. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 7 т. М., 2013.
107. Шаламов, В. Т. Левый берег: Рассказы/ В. Т. Шаламов. М., 1989.
108. Шкловский Е.А. Правда Варлама Шаламова // Дружба народов. 1991. № 9.С. 254-253.
109. Шрейдер Ю. Философская проза Варлама Шаламова // Рус. Мысль. - Париж, 1991. №3883. 14 июня. С. 11.
110. Шуралев А. «От трудился день и ночь, чтобы жить.». «Неизвестный цветок» А.П. Платонова и «Стланик» В.Т. Шаламова // Литература: Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 19. С. 15-17.
111. Шурмак Г. «Наш спор не духовный» // Рус. Мысль. Париж., 1999. № 4283. С. 13.
112. Conquest R. Kolyma. The Arctic Death Camps. Oxford, New York, Toronto, Melbourne.: Oxford University Press, 1979.
Источники
1. Гинзбург Е.С. Крутой Маршрут: хроника времен культа личности. М., 2015.
2. Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома. М., 1983.
3. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. С-Пб., 2018.
4. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. С-Пб., 2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ