Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников 6
1.1 Феноменология зависимого поведения в психологии 6
1.2 Когнитивно-поведенческая терапия склонности к зависимости
студентов-первокурсников 18
1.3 Разработанность в психологической литературе вопроса
склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования склонности к зависимому
поведению студентов-первокурсников 36
2.3 Практическое применение результатов исследования 43
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 51
Приложение 1 61
Актуальность исследования. Изучение разных форм зависимого поведения личности является актуальной проблемой. С одной стороны, в литературных источниках в последнее время стабильно фиксируется рост лиц юного возраста с разной выраженностью признаков зависимого поведения [3], появления новейших форм зависимостей (в частности компьютерная и интернет-зависимость), которые также деструктивны для психического развития, как и зависимости, ранее изученные и имевшие место быть ранее (в частности, зависимости химические, ряд нехимических, включая любовную). С другой стороны, проблема зависимого поведения как одной из форм девиаций никогда окончательно не может быть разрешена и относится к так называемым «вечным проблемам», поскольку каждому новому поколению молодых людей, да и каждому из них в отдельности в течение собственной жизни вновь и вновь приходится сталкиваться с дилеммой быть здоровым во всех отношениях (в физическом, психологическом, психосоциальном, духовном плане) или постепенно же устремляться в ту или иную форму зависимого поведения [62]. Так, актуальность проблемы зависимого поведения студенческой молодежи остается высокой в связи с широким распространением склонности к различным видам зависимого поведения, а также с непосредственным взаимодействием большинства студентов с зависимыми людьми из своего ближайшего окружения.
Зависимое поведение как психологический феномен изучалась такими авторами, как В.Д. Менделевич, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, Ц.П. Короленко, Г.В. Старшенбаум, А.В. Смирнов и другими.
Вопрос склонности к зависимому поведению студентов - первокурсников разрабатывался в трудах таких авторов, как Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко, Л.В. Левина, Н.А. Бородина, С.А. Минаков, Е. А. Чеверикина, Р.И. Айзман, С.М. Ширко, А.С. Меркулова, О.В Каминская, Т.В. Пантелеева, А.В. Дьяков, Е.П. Пчелкина и других.
В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Склонность к зависимому поведению студентов-первокурсников».
Цель исследования - изучение склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников.
Объект исследования - зависимое поведение как клинико-психологический феномен.
Предмет исследования - склонность к зависимому поведению студентов-первокурсников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть осмысление зависимого поведения как клинико-психологического феномена в разных теориях и концепциях.
2. Изучить разработанность в психологической литературе вопроса склонности к зависимому поведению студентов -первокурсников.
3. Описать когнитивно-поведенческий подход к терапии зависимого поведения студентов-первокурсников.
4. Провести эмпирическое исследование склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников.
5. Осуществить анализ результатов исследования склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников.
Гипотезы исследования:
- склонность к зависимости у студентов-первокурсников напрямую связана с выбором в стрессовых ситуациях деструктивных копинг- стратегий (избегание) и отказом от продуктивных копинг-стратегий (разрешения проблем).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научно-исследовательской литературы по проблеме исследования .
2. Эмпирические: психологическое тестирование (Методический комплекс для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств).
Математическая обработка данных проведена с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00. Такими методами как:
- сравнительный анализ по критерию Стьюдента,
- корреляционный анализ по критерию Пирсона.
Эмпирическая база: исследование было проведено на коллледжа. В нем приняли участие студенты первого курса в количестве 117 человек. Среди них 59 юношей, 58 девушек. Участие в исследовании носило анонимный и добровольный характер.
Теоретическая значимость результатов исследования
определяется проблематизацией зависимого поведения как клинико-психологического феномена. Теоретическое значение имеют: раскрытие сущностных характеристик зависимого поведения; сформированные представления о склонности к зависимому поведению студентов - первокурсников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 100 источников, приложений.
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
Рассмотрено осмысление зависимого поведения как клинико - психологического феномена в разных теориях и концепциях. Представления о феномене зависимого поведения развивалось в рамках разных моделей - моральной (как следствие бездуховности), болезни (где зависимый освобождается от ответственности), симптоматической (акцент на некоторых поведенческих симптомах), психоаналитической (как проявление нарушенной личностной динамики), системно-личностной (как дисфункциональное состояние в итоге сбоя в жизненно важных функциях и в системе значимых отношений личности), комплексной биопсихосоциальной. На современном этапе два генеральных подхода к изучению зависимого поведения - это клинический и эволюционный. Представители обоих подходов однозначны в оценке зависимого поведения как деструктивного. Различия подходов начинают проявляться, когда речь заходит о соотношении «нормы» и «не нормы». В клиническом подходе зависимое поведение является антиподом нормы, здесь аддикты и не аддикты качественно различны. Представители эволюционного подхода склонны к тому, что различные формы зависимого поведения изначально присущи любому человеку, что между нормой и патологией существует не жесткое качественное, а диалектическое количественно-качественное отличие (все люди имеют общие факторы предрасположенности к зависимому поведению). Акцент делается на поиск общих факторов предрасположенности к зависимому поведению, их количественно - качественная оценка. При описании зависимого поведения употребляется термин «аддикция», «аддикт», «аддиктивное поведение». Под зависимым поведением принято понимать в последнее время навязчивую потребность, испытываемую человеком, подвигающую к некоторой деятельности. Оно понимается как вид отклоняющегося, саморазрушающего поведения, имеет связь со стремлением уйти от реальности. Зависимое поведение характеризуется широким спектром выраженности: от граничащего с нормальным до тяжелой зависимости. Существуют химические и нехимические формы зависимого поведения (список последних расширяется все чаще за счет новых видов).
Изучена разработанность в психологической литературе вопроса склонности к зависимому поведению студентов -первокурсников. Студенчество приходится на второй период юношества, для него свойственно прохождение возрастного кризиса, по итогам которого предполагается достижение, обретение собственной идентичности. В литературных источниках есть указание на то, что предиктором развития зависимого поведения у студентов выступает часто проблемная личностная идентичность, связанная с отсутствием чувства самодостаточности. Есть указание на то, что есть риск склонности к зависимому поведению у студенческой молодежи вследствие неадекватно переживаемого кризиса идентичности. В источниках есть указание на следующие психологические особенности студентов со склонностью к зависимому поведению: нарушения мотивационной направленности личности, повышенная потребность в поиске новых ощущений, дезадаптационная ригидность, неустойчивость эмоционального состояния, тревожность, затруднения самоконтроля (недостаточная способность контролировать свои эмоции и импульсивные влечения), деформирмация структуры ценностных ориентаций, низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность. В литературных источниках есть сведения о том, что студенты больше подвержены таким видам зависимого поведения, как трудоголия, любовная зависимость, интернет- и компьютерная аддикция, адреналиномания, наркотическая, табачная, пищевая зависимость. Есть указание на то, что у студентов разного профиля обучения, разной половой принадлежности есть и общие, и различающиеся проявления зависимого поведения.
Описан когнитивно-поведенческий подход к терапии зависимого поведения студентов-первокурсников. В литературных источниках указывается на возможности когнитивно-поведенческого подхода в терапии зависимостей и зависимого поведения, причем как химических, так и нехимических видов зависимостей. Когнитивно-поведенческий подход базируется на том, что в основе психологических проблем, в том числе зависимого поведения, лежат ошибки мышления. В ходе такой терапии происходит обучение решать проблемы и находить выходы из ситуаций, переосмысление, корректировка установок. В рамках такой терапии осуществляются: когнитивное переструктурирование,
проблематизация деструктивных установок, формирование смысловых опор, убеждений, поведенческих установок, приемы сократического диалога, «карта целей», поведенческие упражнения, использование карточек с напоминаниями, планирование альтернативных действий на перспективу, приемы самоуспокоения и отвлечения и прочее. Существенным компонентом терапии является создание новых поведенческих навыков, включая управление эмоциями, контроль импульса, навыки межличностного общения.
Проведено эмпирическое исследование склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников и осуществлен анализ результатов исследования склонности к зависимому поведению студентов- первокурсников. По итогам корреляционного анализа выявлено, что шкала склонности к зависимости положительно связана со шкалами антисоциальных тенденций (r=0,54, p<0,01), возможностей произвольной регуляции (r=0,45, p<0,01), контроля эмоций (r=0,58, p<0,01), рискованного поведения (r=0,30, p<0,01), поиска новизны (r=0,27, p<0,01), совладания - избегания (r=0,44, p<0,01). Шкала склонности к зависимости обратно связана со шкалой совладания - разрешения проблем (r= -0,22, p<0,05). Так, в выборке студентов-первокурсников склонность к зависимости выше при выраженности антисоциальных тенденций; при излишнем контроле своих эмоций; при склонности к стилю поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физического или социального благополучия личности; при сильной тенденции на поиск новых ощущений; при склонности к прибеганию в стрессовых ситуациях к копинг-стратегии избегания, свойственной духовно слабым людям, предполагающей уход от проблемы в иллюзии, алкоголизм, наркоманию; при отсутствии склонности к прибеганию в стрессовых ситуациях к копинг-стратегии разрешения проблем, то есть при отсутствии способности определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями.
Юноши имеют выраженную склонность к антисоциальному поведению в отличии от девушек-студенток.
С учетом результатов исследования предложено разработать программу когнитивно-поведенческой терапии склонности к наркотической зависимости студентов-первокурсников в контексте выраженности у них тенденции к рискованному поведению, поиску новизны, деструктивной стратегии совладания по типу избегания.
Таким образом, эмпирически и методом математической статистики была подтверждена рабочая гипотеза:
- склонность к зависимости у студентов-первокурсников напрямую связана с выбором в стрессовых ситуациях деструктивных копинг- стратегий (избегание) и отказом от продуктивных копинг-стратегий (разрешения проблем).
1. Айзман Р. И. Оценка склонностей к психосоциальным зависимостям среди студентов 1718 лет // Интеграция образования. 2017. Т.21, № 4 (89). С.695708.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Ленинград: Издво ЛГУ, 1984. Вып. 2 212 с.
3. Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). С. 4043.
4. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2016. 400 с.
5. Бек Дж. С. Когнитивноповеденческая терапия. От основ к направлениям. Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2018. 435 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование. Москва: Просвещение,
2018. 765 с.
7. Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск: НГУ, 2005. 45 с.
8. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Профилактика аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа // Вестник Омского университета. Серия: психология. 2016 № 2 С. 411.
9. Будко Е. В., Степашов Н. С., Хабаров А. А. Сравнительный анализ мнения первокурсников медицинского вуза об аддиктивном поведении // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 (41). С. 77 79.
10. Бурдин М. В. Предикторы эффективности
когнитивноповеденческой психотерапии зависимости в условиях анонимного амбулаторного лечения: автореф. дис. канд. мед. наук. М.: МГУ, 2008. 22 с.
11. Бухановский А. О. Болезнь зависимого поведения. РостовнаДону: ФЕникс, 2017. 654 с.
12. Варенникова А. Д. Психологопедагогическая работа как основа профилактики аддиктивного поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 9398
13. Ворошилин С. И. Расстройства привычек и влечений: феноменология проявлений и границы диагностики // Журнал практического психолога. 2008. №2 (мартапрель). С. 3447.
14. Гаранян Н. Г. Практические аспекты когнитивной
психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3.
С. 10 24.
15. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учебнометодическое пособие. Москва, МПСИ; Воронеж, МОДЭК, 2020. 240 с.
16. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под общ. ред. О. В. Иониной. Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019 39 с.
17. Дьяков А. В. Личностные черты студентов, склонных к формам аддиктивного поведения // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 778781.
18. Дьячкова М. Г., Мордовский Э. А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. С.20 27.
19. Егоров А. Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Том 11. №2. С. 64 81.
20. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. 2005. №1. С. 6577.
21. Егоров А. Ю. Психология девиантного поведения. СанктПетербург: Изд. СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. 567 с.
...