Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИГУРА ПОЭТА В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. НАБОКОВА

Работа №91134

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОЭТ БЕЗ СТИХОВ 6
1.1. Фокусник Шок (рассказ «Картофельный Эльф») 11
1.2. Романтовский (рассказ «Королёк») 15
1.3. Мартын Эдельвейс (роман «Подвиг») 20
1.4. Цинциннат (роман "Приглашение на казнь") 24
1.5. Адам Фальтер (неоконченный роман "Solus Rex") 28
ГЛАВА 2. ПОЭТ-СТИХОТВОРЕЦ 32
2.1. Федор Годунов-Чердынцев (роман «Дар») 32
2.2. Кончеев (роман "Дар") 39
2.3. Василий Шишков (стихотворения, рассказ «Василий Шишков») 42
Заключение 46
Библиографический список 49

При рассмотрении немалого творческого наследия одного из самых известных писателей XX в. В.В. Набокова становится ясно, что не меньшим объёмом обладают работы как русских, так и зарубежных исследователей, сосредоточивших своё внимание на таланте писателя, художественном мире и стилистике его произведений. Несмотря на многочисленные исследования существуют области пока слабо освещённые или же не затронутые вовсе, тем не менее важные и требующие тщательного изучения. Одна из таких областей - фигура поэта, сквозной образ творчества писателя.
Тема поэтического творчества занимает в художественном мире В. Набокова важное место. Поэт, имеющий свои истоки в романтизме и неоромантизме, нередко становится героем произведений писателя. В связи с этим выстраивается традиция изображения поэта, его самоопределения и его целей в русской литературе. Так, например, вспоминаются строки пушкинского «Пророка» с представлением о божественном даре, священном предназначении поэта, его связью с миром иным. Несомненно, влияние
A. С. Пушкина на В.В. Набокова было значительным. Исследователи нередко ставят имена В.В. Набокова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя в один ряд. Романтические истоки героев-творцов В.В. Набокова рассматривает в своей монографии Н.А. Карпов [20], но в набоковских героях-поэтах присутствует нечто отличительное, что заслуживает особого внимания.
Исследователи давно обращались к героям-творцам и особому месту темы художественного дара в произведениях писателя. Так, например, B. Вейдле писал, что «<т>ема творчества Сирина - само творчество; это первое, что нужно о нем сказать» [6, с. 242], а далее давал характеристику проявлений интересующих нас персонажей в произведении: «...разнообразные, но однородные символы творца, художника, поэта» [6, с. 242]. Установление типологии героев в творчестве В. Набокова также можно встретить в работе А. Долинина [16]. Фигура творца обращает на себя внимание исследователя Ж. Бло, который о Набокове пишет: «Дар и его амбициозность, его реальность, столь явная в нем, — архетип данного писателя (а не некоего придуманного), непосредственный, звучащий в каждой фразе...» [4, с. 124].
Но само понятие «поэт» применительно к творчеству В. Набокова требует разъяснений. Его герои не всегда наделены даром литературным, для писателя поэт - это скорее нечто из области вдохновения. Вовсе не обязательно герой должен заниматься стихотворным или словесным творчеством, чтобы называться поэтом. Н.А. Карпов упоминает об особенности романтической литературы с изображением «гения, который ничего не может создать» [20]. В нашем исследовании речь пойдет о поэте как о человеке, видящем и чувствующим мир совершенно иначе, нежели все остальные. Такое отделение от людей обычных значимо, оно актуализирует факты биографии. Поэты, вынужденные покинуть страну, невольно ощущали себя не такими как все. Данный тип героя потенциально может рассматриваться неким обобщением эмигрантов того времени и, соответственно, помочь не только в исследованиях, посвящённых творчеству В. Набокова, но и литературе эмиграции в целом.
Научная новизна: несмотря на обилие научных работ о Набокове ранее фигура поэта, которая станет предметом нашего исследования, не подвергалась системному анализу, не выделялось особых тем, сюжетов и мотивов, сопровождающих героя данного типа в ряде произведений писателя.
Актуальность. Типологизация героев В. Набокова интересует многих исследователей творчества писателя. Известные классификации делят персонажей на главных и второстепенных, выстраивая всё новые ряды оппозиций по функции и близости к автору. К уже существующим наше исследование прибавит фигуру поэта, противопоставленную остальным героям произведения.
Методологическую основу настоящего исследования составляют мотивный анализ, структурно-семиотический метод и интертекстуальный анализ.
Теоретическую базу работы составили научные труды набоковедов (А.А. Долинина, Н.А. Карпова, Б.В. Аверина, З. Шаховской, В. Старка и других), Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»), Ю.К. Щеглова, представителей тартуско-московской структурно-семиотической школы (М.Ю. Лотмана, В.Н. Топорова).
Цель: выявление инвариантных тем, сюжетов, мотивов, сопровождающих фигуру поэта в творчестве В. Набокова.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- проанализировать творческое наследие В. Сирина для выявления фигуры поэта;
- изучить существующие типологии героев и соотнести их с фигурой поэта;
- выявить характерные особенности этой фигуры в творчестве В. Набокова;
- определить сопровождающие инвариантные темы, сюжеты, мотивы.
Материал исследования: анализ фигуры поэта проводился на материале рассказов «Картофельный Эльф», «Королёк», «Василий Шишков», романов «Подвиг», «Дар», «Приглашение на казнь», «Solus Rex».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Владимир Набоков - писатель не чуждый саморефлексии, его тексты наполнены вспышками проявления творческой сущности, которая обнаруживает следы своего воплощения в героях-фокусниках, жизнетворцах и, наконец, поэтах-стихотворцах, демонстрирующих поэзию в чистом виде. При этом сама поэзия окружена флером таинственности, непостижимости и изменчивости. Она способна перетекать и принимать любую форму, в которую ее помещает писатель.
Представления автора о поэзии реализуются в герое, обладающем особым видением и пересоздающим реальность в соответствии с ним, или же в герое, чья поэтическая интенция способна выражаться в поэзии вербальной, с которой читатель может ознакомиться воочию. Несмотря на это различие всех героев-поэтов сопровождают темы тайны и некоего обмана, персонажи проявляют свои способности к жизнетворчеству, каждый из них обладает набором черт, противопоставляющих его остальным героям произведения. Балансирование на грани сна, реальности и фантазии подтверждает их уникальность и инаковость.
Нами была выделена фигура поэта без стихов, в которой может доминировать романтическая традиция, как в Романтовском, феномен жизнетворчества, характерный для Мартына Эдельвейса. Поэтическая натура может также найти свое выражение в тонких фокусах, проделываемых Шоком. Каждый из названных героев наделен особой игрой воображения и как бы облачен в полупрозрачную мантию, благодаря чему взаимодействие с читателем тоже превращается в своеобразный фокус. В результате фигура поэта ставится под сомнение как остальными персонажами произведения, так и, возможно, читателем. Пограничными состояниями обусловлены креативные и гносеологические возможности Цинцинната Ц. и Адама Фальтера, приближенных, с одной стороны, к смерти, а с другой - к самореализации в поэтической сфере.
Но и поэт, наделённый способностями творца словесного, проявляющий себя в создании вербального текста, не лишается качеств, которые приносит с собой «холодок поэзии». Такие герои, как Федор Годунов-Чердынцев, Кончеев, Василий Шишков, уже представляют собственно-поэтическую суть - следовательно, игра с читателем, казалось бы, могла прекратиться? Но все это также превращается в изысканную манипуляцию и мистификацию. Обнажая поэтическую сущность героя, Набоков на самом деле еще больше отдаляет созерцателя от нее, подобно тому, как делает это Адам Фальтер с истиной в разговоре с Синеусовым.
Основные темы, сюжеты и мотивы, сопровождающие образ героя- поэта в целом ряде произведений Набокова - тайна, фокус или обман, неуловимость и призрачность, подчеркнутая инаковость (по отношению к большинству остальных персонажей), в особенности иное видение мира, жизнетворчество, путешествие, смерть и, наконец, причастность к иной реальности, намекающая на бессмертие духа.
Предлагаемая классификация героев демонстрирует становление фигуры поэта и самого писателя В. Набокова. На зрелом этапе своего творчества автор приобретает все большую уверенность в способности мыслить себя поэтом и постепенно делает свою прозу неотделимой от поэзии. Вопреки бытующим до сих пор стереотипам В.В. Набоков, для которого слово «поэт» служило самым высоким из возможных званий, был законным наследником традиций великой русской литературы.
Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения творчества В. Набокова, поскольку рассматривает основы творческого дара автора, потенциально намечая этапы развития и осмысления художнического «я». В более широком контексте работа может помочь в исследованиях, избравших в качестве материала для изучения литературу русского зарубежья.



1. Аверин Б.В., Антонов С.А. Комментарий // Набоков В. Посещение музея. СПб., 2004. С. 260.
2. Басилашвили К. Роман Набокова «Соглядатай» // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 806-814.
3. Бицилли П. Рец.: Приглашение на казнь. Париж: Дом книги, 1938 // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000. С. 141-144.
4. Бло Ж. «Набоков». - СПб., 2000. - С. 124.
5. Букс Н. Глава 7. Эшафот в хрустальном дворце. "Приглашение на казнь" // Букс Н.Я. Владимир Набоков. Русские романы. М.: "Издательство АСТ", 2019. С. 125-137.
6. Вейдле В. В.Сирин «Отчаяние» / Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 242.
7. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. № 10. С. 96-106. № 11. С. 88-96. № 12. С. 105-113. 1989. № 1. С. 78-90.
8. Гегель Г.В.Ф. Классическое собрание сочинений в 14 т. Т.5. - М., 1937.
9. Грин Х. Мистер Набоков / Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С.202¬214.
10. Давыдов С. “Гносеологическая гнусность” Владимира Набокова:
Метафизика и поэтика в романе “Приглашение на казнь” // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 476-490.
11. Десятов В. Искусство (после) шока. Формирование художественного мира В. Набокова // Филология и человек. 2015. № 4. С. 7-18.
12. Десятов В. Крылья счастья: рассказ В. Набокова «Рождество» как полемический манифест // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 4. С. 73-76.
13. Десятое В. Паразит в парадизе: "Клоп" В. Маяковского под лупой В. Набокова // NOJ / НОЖ: Nabokov Online Journal, Vol. I / 2007.
14. Десятое В. Русский постмодернизм: полвека с Набоковым // Империя N. Набоков и наследники. Сборник статей. М., издательство «Новое литературное обозрение», 2006.
15. Десятов В. Тропою львов: роман В.В. Набокова "Подвиг" и
жизнетворчество // Русская литература. - 2019. - № 3.
16. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. Работы о Набокове. - СПб., 2004.
17. Долинин А. Примечания // Набоков В. (В. Сирин). Собр. соч. рус. периода в 5 томах. Т. 5. СПб., 2000. С. 658-667.
18. Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 704-707.
19. Долинин А., Утгоф В. Примечания // Набоков В. (В. Сиринъ). Собр. соч. русского периода: В 5 т. Т. 3. СПб., 2000. С. 714-742.
20. Карпов Н. А. Романтические контексты Набокова. - СПб., 2017.
21. Коннолли Дж. В. «Terra incognita» и «Приглашение на казнь» Набокова: борьба за свободу воображения. Пер. Т. Стрелковой / Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 354-355.
22. Лотман М. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф.К. Годунова- Чердынцева / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 350-353.
23. Люксембург А. Комментарии // Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 551-605.
24. Маликова М. Примечания // Набоков В. (В. Сирин). Собр. соч. рус. периода в 5 томах. Т. 5. СПб., 2000. С. 742-743, 744.
25. Маликова М.Э. Забытый поэт // Набоков В.В. Стихотворения. СПб., 2002. (Серия «Новая библиотека поэта»). С. 32-35.
26. Мартынов Г.Г. В.В. Набоков. Библиографический указатель. СПб., 2001.
27. Медарич М. Владимир Набоков и роман ХХ столетия // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 454-473.
28. Набоков В. Предисловие к автобиографии «Speak, Memory: An Autobiography Revisited» // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 96-102.
29. Набоков В. Предисловие к английскому переводу рассказов «Ultima Thule» и «Solus Rex» // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 103-104.
30. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Подвиг» («Glory») // В.В. Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997. С. 70-74.
31. Набоков В.В. Собрание сочинений в 4 т . 1. - М., 1990.
32. Набоков В.В. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. - М., 1990.
33. Набоков В.В. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М., 1990.
34. Набоков В.В. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. - М., 1990.
35. Набоков В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. Т. 5. СПб., 2000.
36. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова / Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 491-513
37. Смирнов И.П. Art a lion // В.В. Набоков: Pro et Contra. Т. 2. СПб., 2001. С. 730-740.
38. Сошкин Е. К источникам рассказа Набокова «Картофельный Эльф» // Новое литературное обозрение. 2015. № 5 (135). (2015). - С. 217-229.
39. Старк В. Пушкин в творчестве В.В. Набокова / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 772-782.
40. Струве Г. Из книги «Русская литература в изгнании». Набоков-Сирин / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 272-283.
41. Телетова Н. Владимир Набоков и его предшественники / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С.783-794.
42. Толстой Ив. Ходасевич в Кончееве / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 795-805.
43. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
44. Хейбер Э. «Подвиг» Набокова и волшебная сказка // В.В. Набоков: Pro et Contra. Т. 2. СПб., 2001. С. 716-729.
45. Ходасевич В. О Сирине / В.В. Набоков: pro et contra. - СПб., 1999. - С. 244-250.
46. Ходасевич В. Стихотворения. Л., 1989.
47. Шаховская З.А. «В поисках Набокова: Отражения». - Париж, 1979. - С. 61-83;
48. Шраер М.Д. Набоков: темы и вариации. СПб., 2000.
49. Щеглов Ю.К. Комментарии к роману «Двенадцать стульев» // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1995.
50. Щеглов Ю.К. Комментарии к роману «Золотой теленок» // Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М., 1995. С. 331-621.
51. Щеглов Ю.К. О романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1995. С. 7-104.
52. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 427-467.
53. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
54. Nabokov V. Pnin // Набоков В. Избранное / Nabokov V. Selected Prose and Verse. М., 1990. P. 373-503.
55. Nabokov V. Transparent Things. New York, 1972.
56. Гоголь Н.В. Статья «О лиризме наших поэтов» [Электронный ресурс]. URL:http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-248-.htm.
57. Кадрасев Д.И. О философском аспекте романа Владимира Набокова «Приглашение на казнь» С. 420-423; [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-filosofskom-aspekte-romana-vladimira-nabokova-priglashenie-na-kazn/viewer.
58. Колотнева Л.И. Герой, автор, текст в романистике В. Набокова:
диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Воронеж,
2006.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1106] [Электронный ресурс]. URL: http: //www. dslib.net/russkaj a-literatura/geroj-avtor-tekst-v-romanistike-v-nabokova.html.
59. Набоков В. «Solus Rex». [Электронный ресурс]. URL: https://readli.net/nezavershennyiy-roman-solus-rex-2/.
60. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. —
М.: Прогресс. 1964 — 1973. [Электронный ресурс]. URL:
https: //lexicography. online/etymology/vasmer/%D 1 %80/%D 1 %80%D0%B0%D0%B5%D0%BA .
61. Худенко Е. А. Проблема жизнетворчества в русской литературе
(романтизм, символизм). [Электронный ресурс] URL:
http://bspu.ab.ru/Journal/vestbspu/2001/gumanit/PDF/ref_lit.pdf.
62. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского
языка. - 1910. [Электронный ресурс]. URL:
https: //dic. academic. ru/dic. nsf/dic_fwords/3 3358/%D0%A 1%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%9E%D0%9F%D0%90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ