Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарушения метакогнитивной регуляции эмоций при тревожной симптоматике

Работа №91133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования особенностей метакогнитивной регуляции у лиц с тревожной симптоматикой 8
1.1 Теоретико-методологический анализ этиологических и описательных
характеристик тревожной симптоматики 8
1.2 Метакогнитивная модель тревожных расстройств 15
1.3 Формирование современных представлений о роли эмоций в
метакогнитивной сфере 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Эмпирическое исследование роли метакогнитивной регуляции эмоций в развитии тревожной симптоматики 28
2.1 Программа исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования метакогнитивных установок и стратегий регуляции эмоций у лиц с высоким уровнем
тревожности 34
2.3 Разработка протокола психотерапевтического вмешательства при
высоком уровне тревоги 68
Выводы по второй главе 86
Заключение 89
Список использованной литературы 93
Приложения 104


Современное психологическое знание все больше приобретает прикладной характер. Теоретические конструкты стремительно находят отражение в психотерапевтических методах. На сегодняшний день существует множество направлений психотерапии, и одним из подтвердивших свою эффективность на практике и имеющим качественно разработанную методологическую основу является когнитивно-
поведенческая терапия (далее - КПТ). Развитие ее концептуального аппарата и качественные практические результаты привели к историческому разграничению развития методологии направления на 3 волны. Находясь «на гребне 3-й волны КБТ» психологическое сообщество фокусируется на качественно иных вещах, нежели ранее [18]. Теперь, вместо классической переструктуризации и оспаривания автоматических мыслей психологи сосредоточились на осознанности, метакогнитивных процессах и взаимосвязях между разными сторонами психической жизни человека. Закономерно, психологи вновь обратились к механизмам функционирования психики в норме и патологии. Как никогда стал актуален пересмотр протоколов психологического вмешательства при расстройствах, среди которых тревожные занимают особую нишу [96].
Тревожность - проблема современного общества. По данным статистических исследований около 30-40% населения хотя бы раз в жизни имели в анамнезе тревожный эпизод [9]. Однако, проблема кроется не только в распространенности симптоматики и расстройства в целом, но и в ущербе психологическому благополучию человека, а также в стойкости симптоматических проявлений. Также, нельзя не упомянуть ещё одну глобальную проблему российского населения, непосредственно связанную с упомянутыми - непросвещенность в отношении гигиены психологического здоровья. Так, люди, имеющие тревожную симптоматику или какие-либо другие дезадаптирующие симптомы, не обращаются к специалистам, пытаясь справиться самостоятельно или же вовсе игнорировать собственное неблагополучие. И в связи с данной проблематикой мы предприняли в нашем исследовании попытку составить некоторые психологические рекомендации по профилактике тревожной симптоматики и совладанию с ней.
Приоритетом в исследовании является установление механизмов функционирования психики у лиц с тревожной симптоматикой с позиции метакогнитивного направления. В этом направлении, главным образом, содержатся идеи о том, что метакогниции вызывают особый паттерн реагирования на негативную ситуацию, что ведет к формированию психических нарушений. Данный паттерн перманентен и является результатом ошибочных метакогнитивных убеждений (знания), контролирующих и интерпретирующих мышление и эмотивные состояния, заключающийся в ригидной самофокусировке внимания, персеверативном стиле мышления в виде тревожных руминаций, фиксированной стратегии внимания и мониторинга опасности (угрозы), а также супрессии мыслей [96].
Таким образом, развитие тревоги как патологического состояния - это результат ошибочных метакогнитивных убеждений о своих мыслях и эмоциях, подкрепляющихся непосредственным реагированием.
В данном семантическом поле следует отметить направления, родственные метакогнитивному и зародившиеся в одном методологическом пространстве - метакогнитивную терапию Э. Уэллса (1994), терапию эмоциональных схем Р.Лихи (2002 г.) и теорию
эмоционального избегания Борковеца (1990 г.). В настоящее время
активно изучаются пересечения этих концепций и приводятся интересные результаты. Так, согласно мнению исследователей, считается, что метакогниции, особенно негативные убеждения, влияют на регуляцию эмоций посредством снижения контроля, что приводит к сохранению негативного мышления с эффектом увеличения или расширения негативных эмоций. Также была установлена некоторая закономерность в том, что предиктором нарушения метакогнитивной регуляции эмоций являются метакогниции, что подразумевает причинно-следственную связь «наличие дезадаптивных метакогниций - тревожная симптоматика» [99; 67; 86].
В свою очередь, в рамках текущего исследования мы попытаемся выяснить, каков возможный патологический механизм функционирования метакогнитивной сферы у людей с тревожной симптоматикой, и какую роль в этом играют нарушения регуляции эмоций.
Цель исследования: выявление роли метакогнитивных феноменов в возникновении и поддержании тревожной симптоматики.
Объект исследования - механизмы метакогнитивной сферы у лиц с тревожной симптоматикой.
Предмет - функциональные особенности конструктов метакогнитивной сферы, участвующие в регуляции эмоций и их вклад в тревожную симптоматику.
Задачи работы:
1. Проанализировать спектр тревожных расстройств, сравнить основные критерии в руководствах МКБ-10, МКБ-11 и ДСМ-5;
2. Рассмотреть основные теоретико-методологические положения в рамках метакогнитивного течения и их специфику в контексте данной работы;
3. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования особенностей нарушения метакогнитивной регуляции эмоций при тревожной симптоматике;
4. Выполнить математико-статистический анализ результатов и их интерпретацию;
5. Сформулировать выводы согласно результатам исследования;
6. Разработать протокол психотерапевтического вмешательства при высоком уровне тревоги.
Гипотезы исследования:
1. Выраженность тревожной симптоматики связана с наличием у субъекта негативных представлений относительно собственного эмоционального опыта.
2. Для группы с тревожной симптоматикой в сравнении с группой условной нормы в большей степени свойственны дезадаптирующие метакогниции (негативные убеждения, связанные с беспокойством, внимательность к собственным мыслительным процессам) и негативные представления о собственном эмоциональном опыте (недостаточная согласованность эмоций с эмоциями других, чувство вины за собственные эмоции, недостаточная осмысленность эмоций, низкая эмоциональная экспрессивность, страх потери контроля при переживании сильных эмоций, обвинение других, склонность к руминациям).
3. Как метакогниции, так и представления о собственном эмоциональном опыте способствуют развитию тревоги.
Теоретико-методологические основания: базовые положения
когнитивного подхода А. Бека (1960-е гг.); теоретический конструкт
метакогнитивной терапии Э. Уэллса (1994); теория эмоциональных схем Р. Лихи (2002 г.); теория эмоционального избегания Борковеца (1990 г.).
Методы исследования: а) теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; б) эмпирические - тестирование с помощью следующих методик: шкала самооценки тревоги Цунга (1971); «Краткая версия опросника метакогнитивных убеждений» Э. Уэллса, С. Картрайт- Хаттон (2004), в адаптации Н.А. Сироты и др. (2018); опросник эмоциональных схем Р. Лихи (2002) в адаптации Н.А. Сироты и др. (2016); шкала децентрирования (из опросника Experiences Questionnaire, Фреско, Мур и др. (2007) в адаптации А.С. Кузьминой, М.А. Шалаевой; в) математико-статистические - корреляционный анализ Спирмена, эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент), однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Математико-статистическая обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 24.
Эмпирическая база и выборка. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты (п = 74) ФГБОУ ВО «Алтайский
государственный университет» в возрасте 18-22 лет (M = 19,35; SD = 0,85; девушки - 82,4%). Участие в исследовании носило добровольный
характер.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей патологического функционирования метакогнитивной сферы при клинической тревоге, а также роли метакогнитивных явлений (метакогниций, эмоциональных схем и децентрирования) в структуре тревожного расстройства.
Практическая значимость работы заключается в разработке протокола психотерапевтического вмешательства при высокой тревоге; в адаптации шкалы децентрирования (из опросника Experiences Questionnaire, Фреско, Мур и др., 2007) на русский язык (совместно с А.С. Кузьминой).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (100 наименований, из которых 79 на иностранном языке) и 20 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наличие обширной научно-исследовательской базы и психологических практик в отношении тревожных расстройств неуклонно приводит к значительным расхождениям интерпретаций этиологии и процессов тревожной симптоматики, а также к бесконечным попыткам разработать универсальную концепцию психотерапии. Феноменология тревожной симптоматики всесторонне изучается зарубежными исследователями, однако в отечественных работах эта проблема все ещё остается актуальной. Релевантность исследовательской деятельности в отношении тревоги достаточно высока, ведь клиническая тревога оказывает дезадаптирующее влияние на все сферы жизнедеятельности, а распространенность данных нарушений невероятно высока. Современные методы психотерапии приводят высокий коэффициент эффективности, на основании чего мы решили проанализировать ряд концептуальных подходов, и в результате остановились на более детальном изучении метакогнитивного направления.
Метакогнитивные явления входят в структуру человеческой психики и непосредственно влияют на функционирование психической деятельности, сбой в метакогнитивной переработки информации влечет за собой формирование КСВ, результате чего формируется психическое расстройство. К сожалению, метакогнитивные процессы при психических расстройствах недостаточно изучены в нашей стране, однако первые шаги к этому уже сделаны [8; 10 и др.]. Авторская трактовка базового тезиса метакогнитивной концепции гласит, что метакогниции управляют вниманием, определяют стили мышления и направляют копинг-реакции таким образом, что это постоянно приводит к возникновению дисфункционального знания, и впоследствии, к возникновению расстройства. В рамках этих представлений мы поставили перед собой цель анализа системы метакогнитивных процессов и вместе с тем выявление роли метакогнитивных феноменов в возникновении и поддержании тревожной симптоматики. В контексте достижения данной цели предполагалось достижения ряда задач.
Во-первых, нами были проанализированы особенности этимологического и симптомологического уровня в научно-исследовательском русле для тревожных расстройств, а также сопоставлены клинические критерии ряда диагностических руководств (МКБ-10, МКБ-11 и ДСМ-5), в результате чего был произведен анализ классификаций тревожных расстройств. Мы пришли к заключению, что классификация тревожных расстройств со временем претерпевает существенные изменения в пользу большей диагностической чувствительности в результате исследований эпидемиологической и нейрофизиологической составляющих расстройств. Однако, несмотря на качественную исследовательскую базу «внешних» и биологических проявлений (нейрофизиологические, биохимические генетические, симптоматические факторы и др.) современной науке недостает единой качественной, проработанной психологической методологии, выходящей в эффективную практическую деятельность.
Во-вторых, были изучены теоретические положения авторов метакогнитивного течения, в частности, была рассмотрена классическая модель А.Уэллса. Данный подход опирается на теорию искажения исполнительских функций, которые управляют, планируют и координируют работу когнитивной сферы человека. В этом ключе была проанализирована модель тревожных расстройств, в которой запуск патологических процессов начинается с появления негативных убеждений о беспокойстве, в результате чего запускаются другие негативные метакогнитивные процессы, что приводит к формированию тревожного расстройства. Также были сопоставлены современные исследования, в результате чего было выявлено сразу несколько направлений: разработка моделей тревожных расстройств, попытка объяснения посредством выявления общего патологического механизма (часто умозрительная); попытка объяснения причин и механизмов посредством поиска опосредованных связей и феноменов, с помощью которых можно объяснить то или иное явление в общем механизма расстройства.
В-третьих, в рамках данной работы мы провели исследование, в котором изучили особенности функционирования метакогнитивной сферы на уровне взаимодействия метакогнитивных явлений (метакогнитивных убеждений, децентрирования, эмоциональных схем) и их вклада в тревожную симптоматику. В результате мы пришли к следующим выводам: модель метакогнитивных процессов при тревожных
расстройствах действительно включает в себя ряд дисфункциональных метакогнитивных представлений и явлений, связанных между собой и прямым образом влияющих на резистентность и выраженность тревожной симптоматики. Так, в структуру метакогнитивной модели клинической тревоги входят следующие компоненты: «Негативная оценка своих эмоций», «Навязчивые негативные убеждения при несформированной способности к децентрированию», «Дезадаптивные стратегии реагирования на ментальные события», «Инвалидация эмоций другими».
Тревожная симптоматика также обусловливается следующей феноменологией: выраженностью базовых дисфункциональных
представлений о когнитивных процессах, а также сформированными дезадаптивными представлениями об эмоциональном опыте, так, превалирует убежденность в уникальности собственных эмоций, уверенность в инвалидации эмоций другими, устойчивое чувство вины за собственные эмоции, недостаточное осмысление эмоций, низкий уровень внешней экспрессии, выраженный страх потери контроля при переживании сильных эмоций, доминирование установок рационализации эмоциональных реакций, руминативные установки.
В-четвертых, нами была разработана стратегия
психотерапевтического вмешательства для группы лиц с тревожной симптоматикой, описаны основные принципы работы психолога с клиентом, а также предложен ряд психотерапевтических техник, рекомендуемых для работы в метакогнитивном направлении исходя из специфики случая.
Таким образом, можно утверждать, что поставленная нами цель работы достигнута, а ее задачи решены. Гипотезы получили подтверждение в исследовании.


1. Апробация краткой версии опросника метакогнитивных убеждений на русскоязычной выборке / Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 2. С. 307-325.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. Москва : Педагогика, 1982. Т. 1. 488 с.
3. Выготский Л. Мышление и речь. Москва : ACT, 2008. 668 с.
4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 100 с.
5. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 352 с.
6. Котро Ж., Моллар Е. Когнитивная терапия фобий // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3. С. 19.
7. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева СПб : Адис, 1994. 303 с.
8. Московченко Д.В. Совладающее поведение женщин с онкологическими заболеваниями репродуктивной системы: дис. . ..к.псих.н.: 19.00.04 [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. Москва, 2016. 218 с.
9. Нуллер Ю.Л. Тревога и ее терапия // Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. Т. 4. № 2. С. 4-6.
10. Психодиагностика эмоциональных схем: результаты апробации русскоязычной краткой версии шкалы эмоциональных схем Р. Лихи / Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская, В.М. Кочетков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2016. № 1. С. 76-83.
11. Савин Е.Ю. О некоторых направлениях изучения метакогниций в психологии // Психология когнитивных процессов: Материалы 2 -й Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Егорова А.Г., Селиванова В.В. Смоленск : Универсум, 2008. С.150-153.
12. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивные механизмы регуляции эмоционально-когнитивного реагирования в контексте личностных аномалий (на примере анализа ситуации «знакомство с целью романтических отношений») // Изв. Алт. гос. ун-та. 2012. №2(2). С. 123-126.
13. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивные
стратегии при социальном тревожном расстройстве // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. 2012. №1(8). С. 254-257.
14. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2.1 (70). С. 69-72.
15. Сирота Н.А., Московченко Д.В. Метакогнитивные убеждения и беспокойство о прогрессировании у женщин с онкологическими заболеваниями репродуктивной системы // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 147-157.
16. Труевцев Д.В. Метакогнитивная регуляция при психических расстройствах тревожно-депрессивного спектра. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2014. N 2 (25) [Электронный ресурс]. - URL: http:.mprj.ru (дата обращения: 04.12.2021).
17. Холистический диагностический подход в психиатрии / А.П. Коцюбинский, Н.С. Шейнина, Б.Г. Бутома, А.Н. Еричев, Ю.В. Мельникова, Р.Г. Саврасов // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. Т. 23. № 4. С.45-50.
18. Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральная терапия «на гребне третьей волны»: революционный поворот или новые акценты? // Современная терапия психических расстройств. 2016. №2. С. 16-21.
19. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб : Питер, 2002. 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ