Введение 3
Глава 1. Общие положения производства допроса несовершеннолетних 6
1.1. Понятие допроса, как следственного действия 6
1.2. Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних 17
1.3. Допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) 28
1.4. Допрос несовершеннолетних и потерпевших 33
Глава 2. Тактико-психологические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) 41
2.1 Деятельность следователя (дознавателя) по подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 41
2.2. Установления психологического контакта с несовершеннолетним
подозреваемым 46
2.3. Тактические и психологические приемы допроса несовершеннолетних
подозреваемых (обвиняемых) 50
Заключение 64
Библиографический список
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что преступления несовершеннолетних - это серьезная проблема для всего государства в целом. Проблема подростковой преступности является объектом самого пристального внимания со стороны государства на самых разных уровнях.
Преступность несовершеннолетних, отличается своей спецификой и особенными чертами. Выбор задач борьбы с преступностью на всех стадиях уголовного процесса имеет важное значение. Для достижения той цели огромную роль играет целесообразность и правильность выбора тактических приемов проведения следственных действий и допроса в том числе, которые должны быть научно-обоснованными и соответствующими требованиям уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
От грамотного подхода следователя к допросу несовершеннолетнего участника уголовного процесса в целом зависит успех следственного действия, так как показания данные несовершеннолетним на стадии предварительного расследования, оформленные соответствующим протоколом, будут выступать доказательной базой.
Зачастую сотрудниками следственного аппарата допускаются ошибки не только тем, что они плохо понимают сущность проведения допроса несовершеннолетнего лица, но и тем, что в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует четко прописанный механизм производства данного следственного действия. По факту следователь самостоятельно принимает решение в выборе тактики допроса несовершеннолетнего лица.
Результаты допроса несовершеннолетних по уголовным делам, которые совершили несовершеннолетние граждане, в значительной степени зависят от действий следователя, как он умеет учитывать возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего.
Кроме того, допросу несовершеннолетних присущи свои особенности, которые обусловлены возрастом допрашиваемых. В связи с этим при допросе несовершеннолетних важно правильно подобрать соответствующие тактические приемы проведения данного следственного действия.
Объектом исследования являются особенности допроса несовершеннолетних, тактические и психологические стороны производства допроса лиц несовершеннолетнего возраста.
Предмет исследования составляет порядок подготовки и проведения допроса лиц несовершеннолетнего возраста, тактико-психологическая характеристика допроса несовершеннолетних на стадии предварительного расследования.
Цель данного исследования заключается в комплексном общетеоретическом анализе особенностей допроса несовершеннолетних.
Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:
• определить понятие и сущность допроса несовершеннолетних в раскрытии и расследовании преступлений;
• рассмотреть процессуальный порядок допроса несовершеннолетних;
• раскрыть особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых);
• рассмотреть особенности допроса свидетелей и потерпевших по делам о преступлениях несовершеннолетних;
• охарактеризовать деятельность следователя (дознавателя) по подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
• проанализировать понятие и выявить значение установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым для достижения целей допроса;
• рассмотреть тактические приемы допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Решение этих задач так же увеличивает актуальность выбранной темы исследования, в целях раскрытия главных теоретических и практических проблем, повышения эффективности деятельности в данном направлении.
Для обоснования сформулированных в данной работе положений использовались труды таких авторов как: Е.К. Алимпиева; А.В. Блиновой; В.Е. Бритвиной; О.П. Виноградовой; А.В. Гамаюновой; В.А. Дударева; М.М. Куликовой; Е.А. Киселёва; И.А. Макаренко; Г.А. Пантюхиной; В. А. Рожковой; С.А. Сулеймановой; Р.Ф. Шайбаковой; и других.
Основными методами исследования являются: всеобщий диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, системный, сравнительно-правовой , анализ судебной практики и другие методы.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, материалы судебной практики.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области уголовного, уголовно-процессуального права, криминалистики, а также иные литературные источники и материалы периодической печати.
Эмпирическую основу исследования составляют официально опубликованные материалы уголовных дел на сайте Роспровосудия.
Структура работы выполнена в объеме, соответствующем установленным требованиям, обусловлена целями исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Наименование и расположение глав обусловлены логикой исследования и необходимостью последовательного изложения его результатов.
Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что преступность несовершеннолетних - это вид относительно массового и исторически изменчивого негативного социального поведения, запрещенного уголовным законом, обладающего общественной опасностью в степени способной расшатать устои общества и подорвать нормальное функционирование общественного организма, статистически выражающегося в совокупности преступлений и лиц их совершивших на определенной территории в течении определенного периода времени, совершенных лицами, которым на момент совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Несовершеннолетний преступник - это лицо, совершившее в раннем возрасте противоправное деяние.
При расследовании преступлений, которые совершили несовершеннолетние, следователь для правильного и эффективного выбора тактического приема того или иного следственного действия, должен достаточно хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном аналогичен порядку допроса взрослых. Исключение составляет тот факт, что свидетелей и потерпевших, не достигших 16-летнего возраста, не предупреждают об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
В ходе предварительного расследования допрос представляет наиболее эффективное, распространенное и необходимое следственное действие. Чаще всего успех расследования по уголовному делу зависит от грамотного проведения допроса.
Допрос несовершеннолетнего - это следственное действие, направленное на собирание в установленном уголовно-процессуальном порядке доказательственной информации, а также выявление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, у лиц, не достигших возраста 18 лет. Его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их
психологии, владения на должном уровне тактико-криминалистическими приемами допроса.
При участии в следственных действиях несовершеннолетних следователь должен провести тщательную подготовку к таким процессуальным действиям.
В ходе проведения допроса несовершеннолетних следователь стремится получить необходимую для расследования уголовного дела информацию об обстоятельствах по расследуемому преступлению
Знание и грамотное применение тактических приемов проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса при выполнении требований, предъявляемых уголовно-процессуальным законом, позволят следователю получить доказательства, соответствующие требованиям закона.
Проведение допроса несовершеннолетнего предполагает учет его процессуального положения, а также данных, которые характеризуют его личность. Это дает возможность определить целесообразные для проведения допроса тактические приемы, определиться с местом и временем проведения допроса.
Успешное проведение любого коммуникативного следственного действия предполагает необходимость установления психологического контакта между ее участниками. Возникновение такого контакта способствует получению полной и наиболее объективной информации, необходимой для выявления истины по данному делу.
Под психологическим контактом необходимо понимать особую, имеющую эмоциональную окраску, атмосферу допроса, при которой следователь и допрашиваемый готовы к восприятию информации, исходящей друг от друга. Основной целью установления психологического контакта является получение от собеседника необходимой информации, которая будет способствовать дальнейшему продвижению расследования и раскрытию преступления. Также установление психологического контакта способствует установлению причин и условий, способствующих совершения преступления.
3. Адаменко И.Е. Доказательства и источники доказательств в уголовном процессе / И.Е. Адаменко // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2015. - №1.-С.100-105.
4. Алимпиев Е.К. Тактические особенности подготовки к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых / Е.К. Алимпиев // В сборнике: Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2017. - С. 131.
5. Анненков А.Ю. Тактические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших / А.Ю. Анненков, М.В. Артемова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. - 2014. Т. 2. - № 4. - С. 18-22.
6. Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной зашцты от него. - М.: Экзамен, 2008. - С. 25.
7. Баев О.Я. Тактика следственных действий. - М.: Юрлитинформ, 2016.- 456 с.
8. Бедризов А.Г. Тактические особенности свидетелей по делам о преступлениях, совершенных по отношению к представителям власти / А.Г. Бедризов, Д.Г. Киселев // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Конта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 9. - С. 135-140.
9. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. - М.: Проспект, 2013. - С. 98.
10. Блинова, А.В. Особенности тактики допроса несовершеннолетнего / А.В. Блинова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.4 (25). - С. 5-7.
11. Бритвина В.Е. Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / В.Е. Бритвина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. - 2018. - С. 124-128.
12. Борисова К.В. Особенности допроса подозреваемого в условиях конфликтной ситуации / К.В. Борисова, А.В. Матюшкина // ХШ Державинские чтения в Республике Мордовия: в 2 ч. - Саранск: ЮрЭксПрактик, 2017. - Ч. 2. - С. 264-267.
13. Борисов А.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъяснениями и постатейными материалами / А.Б. Борисов. - Книжный мир, 2014. - С. 70.
14. Валов С.В. О содержании понятия «организация расследования преступлений» // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 22-24.
15. Виноградова, О.П. Особенности установления психологического контакта при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в конфликтной ситуации / О.П. Виноградова // Вестник Уральского юрид. института МВД России. - 2017. - № 3. - С. 33-36.
16. Гамаюнова А.В. Тактические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого) в условиях конфликтных ситуаций. Тактика допроса при проверке алиби / А.В. Гамаюнова // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - 2014. - С. 96-98.
17. Гелюс Т.Ф. Изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и тактические возможности использования данной информации на стадии установления психологического контакта / Т.Ф. Гелюс, А.В. Макаренко // В сборнике: Право и правопорядок: вопросы теории и практики. - Хабаровск, 2018. - С. 29.
18. Дударев В.А. Тактические особенности установления
психологического контакта с несовершеннолетними при их допросе / В.А. Дударев // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 2-2. С. 186-190.
19. Драпкин Л.Я. Тактика следственных действий: учеб. пособие / Л.Я. Драпкин, В.Н. Долинин, И.Г. Пяткова. - Екатеринбург, 2014
20. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие. - М., 2015. - С. 52...