Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствованию стратегического управления компании на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды (Высшая Школа Экономики)

Работа №91103

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

стратегический менеджмент

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ПАО «Татнефть» (республика Татарстан, г. Альметьевск). Это крупнейшее вертикально-интегрированное предприятие нефтеперерабатывающей отрасли экономики России.
Проведен анализ экономических показателей за 2017-2019 годы.
Сделан подробный анализ внешней и внутренней среды компании.
Предложены пути совершенствования стратегии компании.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ 6
1.1. Понятие, особенности и методы анализа внешней среды компании 6
1.2. Понятие, особенности и методы анализа внутренней среды компании 16
1.3. SWOT-анализ компании, как инструмент стратегического планирования 34
Выводы по 1 главе. 41
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ПАО «ТАТНЕФТЬ» 44
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Татнефть» 44
2.2. PEST-анализ компании ПАО «Татнефть» 50
2.3. Анализ компании ПАО «Татнефть» с использованием модели пяти сил М. Портера 57
2.4. Построение и анализ карты стратегических групп конкурентов ПАО «Татнефть» 61
2.5. Анализ ключевых факторов успеха ПАО «Татнефть» 62
2.6. Анализ компании ПАО «Татнефть» на основе теории стейкхолдеров 64
2.7. Анализ рынка сбыта ПАО «Татнефть» 67
Выводы по 2 главе. 69
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПАО «ТАТНЕФТЬ» 72
3.1. Уровни стратегии компании ПАО «Татнефть» 72
3.2. Бизнес-модель компании ПАО «Татнефть» 74
3.3. Ресурсный и VRIO анализ по Гранту компании ПАО «Татнефть» 76
3.4. Цепочка создания ценности компании ПАО «Татнефть» 80
3.5. Ключевые компетенции компании ПАО «Татнефть» 82
3.6. SNW-анализ компании ПАО «Татнефть» 83
3.7. Портфельный анализ (матрица BCG) компании ПАО «Татнефть» 85
Выводы по 3 главе. 87
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ ПАО «ТАТНЕФТЬ» 91
4.1. SWOT-анализ компании ПАО «Татнефть» 91
4.2. Совершенствование стратегии компании ПАО «Татнефть» 98
Выводы по 4 главе. 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 110


Цель настоящего исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления компании, сформированные на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды на примере ПАО «Татнефть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследование теоретических основ применения инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды компании;
2) анализ организационно-экономической характеристики ПАО «Татнефть» ;
3) исследование внешней среды компании ПАО «Татнефть»;
4) исследование внутренней среды компании ПАО «Татнефть»;
5) проведение SWOT-анализа компании ПАО «Татнефть»;
6) выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии компании ПАО «Татнефть».
Объектом исследования является стратегическое управление, внешняя и внутренняя среда компании ПАО «Татнефть».
Предметом исследования является стратегия ПАО «Татнефть».
Методологическая основа исследования. В процессе проведения исследования был использован диалектический метод познания, основанный на использовании методов анализа, синтеза, дедукции, индукции, а также проведении PEST-анализа, анализа внешней среды компании с помощью модели пяти сил М. Портера, карты стратегических групп конкурентов, ключевых факторов успеха, теории стейкхолдеров, рынка сбыта, анализа внутренней среды компании с помощью определения уровней стратегии компании, бизнес-модели организации, проведения ресурсного и VRIO анализа по Гранту, портфельного анализа, SNW-анализа, определения цепочки создания ценности, ключевых компетенций компании, а также SWOT-анализа компании.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, таких как О.Е. Афанасьевой, С.П. Бараненко, С.Н. Веселкова, В.А. Агафонова, Баринова В.А., Харченко В.П., Дафта Р.Л., Басовского Л.Е., Котлера Ф., Хорина А.Н. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 4 главы и 19 параграфов соответственно, заключения, списка литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ внутренней среды компании был проведен с помощью определения стратегии развития компании. Данные анализа показали, что стратегия развития компании до 2030 года направлена на сбалансирование всех направлений деятельности компании. При этом в рамках стратегии были определены 4 основные зоны развития компании: технологическое лидерство, устойчивый рост, бизнес-планирование и корпоративное управление.
Проведенный анализ бизнес-модели компании показал, что компания полностью контролирует все этапы деятельности: начиная от добычи нефти и заканчивая процессом создания стоимости предприятия.
Анализ ресурсной базы компании свидетельствует о том, что компания полностью обеспечена всеми необходимыми ресурсами для осуществления и развития производственной деятельности.
В рамках исследования внутренних факторов развития компании был проведен анализ ключевых компетенций. Его результаты позволили выделить ключевые компетенции в деятельности компании: внедрение и реализация инновационных и IT-проектов, совершенствование системы управления кадрами и постоянный мониторинг рынка и ключевых позиций конкурентов. Считается, что ведение деятельности компании в условиях ключевых компетенций позволяет компании иметь репутацию стабильного партнера и ответственного работодателя.
С целью выявления наиболее сильных конкурентных позиций компании был проведен SNW-анализ. По результатам анализа было определено, что компания владеет сильными сторонами в области технологического, технического, инновационного и кадрового развития.
Эффективность реализации продукции компании была исследована с помощью построения матрицы БКГ. Анализ данных построения показал, что бензин и дизельное топливо являются перспективными видами продукции компании. В то время как углеводороды находятся в секторе «дойные коровы» и имеют слабую товарную стоимость в структуре доходов от реализации продукции компании.
На основании проведенных исследований внутренней и внешней среды компании была сформирована матрица сильных и слабых сторон компании с применением методики SWOT-анализа. Результаты анализа показали, что сильные стороны компании превалируют над слабыми. При этом компания имеет достаточно хороший объем перспективных направлений улучшения собственной позиции на рынке. Выявленные в рамках анализа угрозы носят скорее условный характер, так как их вероятность наступления достаточно низкая.
Анализ сильных и слабых сторон компании показывает явное преимущество сильных ключевых позиций компании. При этом мы считаем, что, например, за счет высокой степени доверия со стороны покупателей и хорошей деловой репутации ПАО «Татнефть» сможет оказать влияние на изменение уровня долговой нагрузки переведя ее из долговых обязательств в раздел инвестиций и вложений. Также, внедрение инновационных технологий поможет справиться с проблемой диверсификации продуктовой линейки бизнеса. Развитию сети собственных розничных точек продаж продукции будет способствовать тот факт, что компания имеет достаточно активный покупательский спрос на продукцию и занимает лидирующие позиции по уровню запасов нефти. Также важно отметить тот факт, что снижению уровня зависимости компании от политических отношений между странами будет способствовать высокий уровень деловой репутации компании, как в России, так и в других странах. Выстраивание прямых взаимоотношений с контрагентами позволит минимизировать влияние внешней политической обстановки на экономические отношения между компаниями.
По результатам проведенного исследования были предложены направления совершенствования стратегии развития компании. По нашему мнению компании важно обратить внимание на развитие банковской группы «Зенит», расширение доли присутствия на рынке теплоэнергетики и расширения сети розничных точек продаж продукции с улучшением качества обслуживания клиентов компании. Предложенные методы позволят не только закрепить лидерские позиции ПАО «Татнефть» на отраслевом рынке, но и существенно диверсифицировать систему доходов компании и снизить зависимость компании от внешних политических и экономических условий развития государства.
Таким образом, в рамках проведенного исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.



1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
2. Акмаева, Р.И. Практикум по курсу «стратегический менеджмент» / Р.И. Акмаева. - М.: Русайнс, 2016. - 189 c.
3. Афанасьева О.Е. Формирование карты стратегических групп как элемента отраслевого анализа. [Электронный доступ] – М. 2019.
4. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
5. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Уч. / В.А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 c.
6. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
7. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
8. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2016. - 240 c.
9. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
10. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c.
11. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
12. Дамодаран, А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики / А. Дамодаран. - М.: Вильямс И.Д., 2017. - 496 c.
13. Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент (для бакалавров). Учебное пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников и др. - М.: КноРус, 2017. - 96 c.
14. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
15. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
16. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006. - с. 123.
17. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 132 c.
18. Крымов, С.М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. - М.: Academia, 2017. - 48 c.
19. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: Юнити, 2015. - 623 c.
20. Купцов, М.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2017. - 640 c.
21. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: Риор, 2018. - 430 c.
22. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 c.
23. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c.
24. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 361 c.
25. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2007. - с.26.
26. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2017. - 720 c.
27. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 c.
28. Сироткин, С.А. Стратегический менеджмент.: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
29. Тулинова Я.Ю. Теоретические основы анализа объемов производства и реализации продукции / Я.Ю. Тулинова // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 ноября 2017 г, г. Челябинск). — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. — С. 234–237.
30. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. С. 127.
31. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
32. Чесбро Генри Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент / Пер. с англ. В.Н. Егоровой. – М.: Поколение, 2008. с. 21.
33. Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Среда функционирования бизнеса как источник развития его внутреннего потенциала // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 11 (458).
34. Чудновский, А.Д. Стратегический менеджмент в индустрии туризма (для бакалавров) / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. - М.: КноРус, 2016. - 256 c.
35. Чуркина В., Сухова О.В. Применение метода swot анализа в исследовании системы управления организации / материалы научно-практической конференции «Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития современного общества в XXI веке». М., 2016. – с. 187.
36. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.
37. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.
38. Ягунова Н.А., Воронов Н.А., Фролов Д.В., Гребенкин И.В. Управление стратегическим развитием машиностроительных предприятий. Екатеринбург; Нижний Новгород: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2013. - с. 66.

Периодические издания
39. Абдуллаев А.А. Мониторинг внешней среды как аспект стратегического управления // Стратегии бизнеса. 2015. № 4 (12).
40. Волошина Е.И. Эффективность осуществления организационных изменений агропромышленных предприятий Симферопольского района Республики Крым / Е.И. Волошина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 05 (100), Ч.1. — С. 91–96.
41. Зильберштейн О. Б., Невструев К. В., Семенюк Д. Д., Шкляр Т. Л., Юрковский А. В. Анализ стейкхолдеровна примере российских предприятий// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» — 2016. — № 8–3.
42. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 375 c.
43. Зубкова, А.Г. Стратегический менеджмент: учебник / А.Г. Зубкова. - М.: Academia, 2018. - 576 c.
44. Минина Е.А. Методика принятия решений по оценке эффективности стратегического управления затратами при наличии угроз и рисков / Е.А. Минина // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 6 (83). — С. 1217–1225.
45. Патрахина Т.Н. Стратегический менеджмент образовательного учреждения: особенности, структура, практика // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. Книга 3. Краснодар, 2012. С. 118.
46. Подгорнов В.В. SWOT-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой. Сущность и роль горизонтальной интеграции в рыночные экономики // Вестник ТИСБИ. 2015. № 4. С. 1.
47. Сухова О.В. Савиновских А.В. Методическая разработка этапов исследовательского проекта, обеспечивающего качество управленческих решений в организации // Высшая школа. 2016. № 12. С. 8.
48. Сибирская Е.В., Овешникова Л.В. Содержание и функции процесса стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2013. № 3.
49. Ходякова О.В. Анализ факторов, влияющих на реализацию продукции (товаров) / О.В. Ходякова, Т.Ю. Забоева // Вестник научных конференций. — 2016. — № 10-2(14). — С. 118–121.
50. Шинкаренко В.Г. Стратегический анализ внешней среды функционирования предприятия//Экономика транспортного комплекса. 2015. № 26. С. 7.
51. Alanzi, Salem. (2018). Pestle analysis introduction. URL: https://www.researchgate.net/publication/327871826_pestle_analysis_introduction (дата обращения: 23.02.2020).
52. Baker, Michael J. The Marketing Book (Fifth Edition) / Michael J. Baker [Electronic Resource]. — Oxford: Butterworth – Heinemann, 2003. — 836 p.
53. Freeman R. E., McVea J. A Stakeholder Approach to Strategic Management // Blackwell handbook of Strategic Management. Oxford: Blackwell, 2001.
54. Mongay J. Strategic marketing. A literature review on defibitions, concepts and boundaries / J. Mongay [Electronic Resource]. — Autonomous University of Barcelona, SBS Swiss Bussiness School, 2012. — 40 p. — Access mode: mpra.ub.unimuenchen.de/41840/1/MPRA_paper_41840.pdf (date of the application: 17.02.2020).
55. Sammut-Bonnici, Tanya & Galea, David. (2015). PEST analysis. URL: https://www.researchgate.net/publication/257303449_PEST_analysis (дата обращения: 23.02.2020)

Источники из Интернета
56. Автозаправки в РФ. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: http://kniganefti.ru/stations.asp (дата обращения 18.05.2020).
57. Бухгалтерская отчетность и финансовых анализ ПАО «Татнефть» за период 2011-2018 гг. [Электронный доступ] – М. 2020.
58. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2019 года (по итогам обследования рабочей силы). [Электронный ресурс]: // Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/ Stg/d05/12.htm (дата обращения: 23.02.2020).
59. Как развиваются инновации в России. [Электронный ресурс]: // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/09/813027-razvivayutsya-innovatsii (дата обращения: 23.02.2020).
60. Компетенции персонала и ключевые компетенции организации как основа современной системы конкурент-менеджмента бизнеса. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://port-u.ru/osnoviobshaya/2145-kompetentsii-personala-i-klyuchevye-kompetentsii-organizatsii (дата обращения 18.05.2020).
61. Методы и инструменты стратегического планирования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-strategicheskogo- planirovaniya (дата обращения: 28.03.2020).
62. Модель VRIO для организационных ресурсов [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://4brain.ru/blog/модель-vrio/ (дата обращения 18.05.2020).
63. Мониторинг рынка труда в нефтегазовой отрасли. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://www.spkngk.ru/fileadmin/f/about/Monitoring_rynka_truda_v_ngk_2019.pdf (Дата обращения 18.05.2020).
64. Официальные данные ПАО «Татнефть» [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/4137678 (Дата обращения 18.05.2020).
65. Понятие и сущность SNW-анализа предприятия [Электронный доступ] – М. 2020. - Режим доступа: https://finzz.ru/snw-analiz-tablica-kak-delat.html (Дата обращения 18.05.2020).
66. Прибыль «Газпрома» за год сократилась на 253 млрд руб. [Электронный доступ] – М. 2020. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/29/04/2020/5ea9353d9a79470f8eb72216 (Дата обращения 18.05.2020).
67. Сколько стоит бензин на АЗС Лукойле сегодня. [Электронный доступ] – М. 2020. - Режим доступа: https://lukoilazs.ru/category/stoimost-benzina-na-segodnya/ (Дата обращения 18.05.2020).
68. Таблица уровня инфляции. [Электронный ресурс]: – М. 2020.- Режим доступа: https://уровень-инфляции.рф/таблицы-инфляции (Дата обращения 18.05.2020).
69. Татнефть увеличила прибыль и выручку. Аналитики советуют покупать акции. Электронный доступ] – М. 2020. - Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5cf6821b9a7947da82c652bf (Дата обращения 18.05.2020).
70. Татнефть. Торговая площадка. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://trade.tatneft.ru/login (дата обращения 18.05.2020).
71. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии. С. 107 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-strategicheskogo- planirovaniya-na-predpriyatii (дата обращения: 28.03.2020).
72. Формирование ключевых компетенций и интеллектуального капитала компании. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://infopedia.su/12x3705.htm (Дата обращения 18.05.2020).
73. Цены на нефтепродукты. [Электронный доступ] – М. 2020.- Режим доступа: https://tnh16.ru/products/petroleum (Дата обращения 18.05.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ