Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей

Работа №91098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические подходы к определению склонности к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков,
оказавшихся без попечения родителей 5
1.1 Девиантное поведение в подростковом возрасте как клинико¬психологический феномен 5
1.2 Девиантное поведение у подростков, оставшихся без попечения
родителей 17
1.3 Копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения
родителей 29
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к девиантному поведению в контексте копинг-стратегии у подростков, оставшихся без
попечения родителей 50
2.1 Организация и методика исследования 50 2.2 Результаты эмпирического исследования склонности к девиантному поведению в контексте копинг-стратегии у подростков, оставшихся без
попечения родителей 54
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 74


Актуальность проблемы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся в интернатах или детских домах. Это связано с тем, что подростки, находящиеся в данных условиях, не имеют адаптивных копинг-стратегий и не способны противостоять ситуациям, которые вызывают стресс и это в последствии приводит к дезадаптивному поведению. Девиантное поведение в подростковом возрасте является очень сложным явлением, которое имеет много причин и непредсказуемых последствий, таких как агрессивное поведение, употребление наркотиков и алкоголя, побеги из интернатов и детских домов. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, в котором происходят значительные изменения в поведении. Нередко эти изменения принимают характер девиантного поведения.
Поведение некоторых подростков обращает на себя внимание нарушением норм и значительно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Такое поведение определяется отклонением от установленных нравственных или правовых норм, и называется девиантным. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема сложности дифференциальной диагностики подростковой патологии нарушений поведения, заключающейся в их скрытом и коморбидном проявлении. Кроме того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаток внимания к проблеме девиантного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей может стать фактором риска во взрослом возрасте. Тем не менее, в отечественной психологии недостаточно работ, посвященных изучению данной темы.
Степень изученности проблемы исследования. В отечественной и зарубежной литературе предложена классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской, Ф. Патаки. Изучением копинг-стратегий, которые свойственны подросткам, оставшихся без попечения родителей, занимались Э. Хейм и П. Тойса. Ими были разработаны классификации адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий.
Объект исследования: Девиантное поведение на подростковом возрасте как клинико-психологический феномен.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий подростков, оставшихся без попечения родителей в контексте склонности к девиантному поведению.
Цель исследования: Изучение особенностей копинг-подростков, оставшихся без попечения родителей в контексте склонности к девиантному поведению.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения склонности к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования изучения склонности к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить и описать различия в склонности к девиантному поведению подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы.
4. Определить и проанализировать характеристики копинг-стратегий подростков оставшихся без попечения родителей и подростков контрольной группы во взаимосвязи со склонностью к девиантному поведению.
4. Разработать программу психологической коррекции копинг-стратегий методами когнитивно-поведенческой терапии с подростками, оставшимися без попечения родителей.
Гипотезы:
1. Подростки, оставшиеся без попечения родителей более склонны к девиантному поведению.
2. У подростков, оставшихся без попечения родителей будет более узкий набор адаптивных копинг-стратегий, в сравнении с контрольной группой.
Теоретико-методологические основания исследования составили: Когнитивно-поведенческая модель копинг-стратегий Р. Лазаруса; Классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской; возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина.
В работе использовался комплекс методов исследования:
- Анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- Анкетный опрос
- Психологическое тестирование «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус); «Способы совладающего поведения» Лазаруса.
- Математические методы обработки данных (корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок) с использованием компьютерной программы SPSS 23.0.
Описание выборочной совокупности. Исследование проводилось на базе МБОУ «Завьяловская СОШ № 1» с. Завьялово на базе Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №4. В исследовании приняли участие 75 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы: Основная группа 30 подростков; контрольная группа 45 подростков, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 источника и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся в интернатах или детских домах, является актуальным исследование применения неадаптивных копинг-стратегий и неспособность противостоять стрессовым ситуациям, которые впоследствии приводят к дезадаптивному поведению.
В ходе работы, была достигнута цель - изучение особенностей копинг- подростков, оставшихся без попечения родителей в контексте склонности к девиантному поведению.
В теоретической главе, был проведен анализ проблемы усвоение неадаптивных копинг-стратегий, подростками склонными к девиантному поведению, оставшимися без попечения родителей.
Особенности девиантного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, можно выделить агрессию, суицидальные мысли и попытки суицида, неадекватные реакции, употребление наркотических веществ и алкоголя, кражи, побег из интерната или детского дома, конфликтность, импульсивность, обидчивость, эмоциональная малоустойчивость, изоляция. Использование пассивных стратегий совладания, несбалансированное функционирование когнитивных, поведенческих и эмоциональных компонентов преодоления проблем, неразвитые механизмы оценки, отсутствие навыков решения социальных проблем, основная копинг-стратегии «избегающая».
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема сложности дифференциальной диагностики подростковой патологии нарушений поведения, заключающейся в их скрытом и коморбидном проявлении.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Понятие девиантного поведения как клинико-психологического феномена трактуется как действия, которые не соответствуют социально принятым нормам, культуре поведения, ценностям, которые развиваются в условиях социальной дезорганизации с доминированием таких детерминант, как насилие, безнравственность, изоляция от социальной и культурной среды, часто с нарушениями психического здоровья, отсутствием контроля как внешнего и внутреннего.
2. Из особенностей девиантного поведения у подростков, оставшихся
без попечения родителей, можно выделить агрессию, суицидальные мысли и попытки суицида, неадекватные реакции, употребление наркотических веществ и алкоголя, кражи, побег из интерната или детского дома, конфликтность, импульсивность, обидчивость, эмоциональная
малоустойчивость, изоляция.
3. Подросткам, оставшимся без попечения родителей, в большей степени характерно делинквентное поведение, и зависимое поведение, нарушение правил поведения, совершения дисциплинарных поступков, прогулы школьных занятий, мелкое хулиганства, в сравнении с подростками контрольной группы. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, чаще прибегают к употреблению алкоголя, курению или изменению своего психического состояния, путем применения психоактивных веществ.
4. В большей степени для подростков, оставшимся без попечения родителей, характерно социально-обусловленное, агрессивное и суицидальное поведение. Они более склонны к образованию спонтанных групп, проявлению враждебности, раздражительности и обиды в адрес других, а также для них характерен высокий риск проявления суицидального поведения, который связан со снижением эмоционального напряжения.
5. Девиантное поведение связано с особенностями копинг-стратегий. Взаимосвязи копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков контрольной группы различны.
6. У подростков, оставшихся без попечения родителей, делинквентное поведение взаимосвязано с проявлением избегающих стратегий и конфронтации в поведении. Использовании избегающих стратегий связано и с актуализаций зависимого поведения. Агрессивное поведение имеет взаимосвязь с конфронтацией и дистанцированием от проблем. Риски суицидального поведения появляются при низком самоконтроле и низком уровне принятия ответственности.
7. У подростков контрольной группы делинквентное поведение проявляется при низком уровне принятия ответственности за собственные действия и низком уровне положительной переоценки ситуации. Агрессивное поведения появляется при высоком уровне поиска социальной поддержки. Сиуцидальное поведение проявляется в случае пессимистической оценки ситуации.
Гипотезы подтверждения, задачи решены, цель работы достигнута.



1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 262 с.
2. Андронова О.Е. Проблема компонентов характеристик и основных типов самосознания в психологии // Вестник Томского государственного университета. №305. 2007. С. 149 - 152.
3. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // М.: Ин-т психологии РАН, 2007. С. 3-16.
4. Астоянц М. С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Южный федеральный университет. Ростов Н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. С. 40—42.
5. Айрапетянц М.Г. Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности, 2007. №3. С. 261.
6. Байер Е.А. Научная статья: «Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 4. С. 6-11.
7. Бахвалова Е.В. Коммуникационные особенности воспитанников
детского дома как фактор адаптации к условиям обучения в массовой школе // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарный
исследования. Т.1. 2017. С. 204-309.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2009. 224 с.
9. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей- сирот как средство их социализации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ставроп. гос. ун-т., 2007, 20 с.
10. Блясова, И.Ю. Теоретике- методологические основы профилакти ки девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона: дис. ... д-ра пед. наук. 2016. 523 с.
11. Богомолов А.М. Структурно- динамические свойства системы пс ихологической защиты у детей подросткового возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. № 26. С. 126-129.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2007. С. 193—212.
13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
14. Бохан Т.Г. Возрастные социально-психологические
характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2007. № 16-17. С. 35-45.
15. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс: Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 115 с.
16. Брук Ж.Ю. Структура самосознания подростков, оставшиеся без попечения родителей // Казанский педагогический журнал. № 6-2. 2013. С. 417-420.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 2007. С. 576.
18. Володина Ю.А. Механизмы психологической защиты детей- сирот, находящиеся в трудной жизненной ситуации // Педагогическое образование в России. №5. 2014. с. 123-127.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель,
2008,670 с.
20. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: Алеф-Пресс, 2013. 347 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ