Введение 3
1 Проблема саморегуляции в подростковом возрасте 5
2. Особенности эмоциональной регуляции в подростковом возрасте 9
3. Анализ отношению подходов рамках к формированию например эмоциональной усиленный саморегуляции значимого в подростковом новых возрасте 15
Заключение 20
Список литературы 22
Эмоциональная саморегуляция может пониматься как «один из уровней регуляции активности живых систем разных уровней организации и сложности, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии». Эмоциональная регуляция принадлежит к широкому классу процессов регуляции эмоций, который включает в себя контроль над собственными чувствами, изменение силы эмоций, применение индивидом осознанных или неосознаваемых механизмов регуляции собственного поведения. Чаще всего эмоциональная саморегуляция рассматривается как процесс изменения эмоционального состояния, который может быть связан с адаптацией индивида или достижения им определенных целей. Следует также отметить и то, что эмоциональная регуляция может не только предотвращать появление сильных и негативных эмоций, но и в ряде случаев способствовать негативному эмоциональному опыту, поскольку многие последствия эмоций непреднамеренны и не всегда осознаются человеком.
Подростковый возраст является сложным и противоречивым, на это в своих работах указывают Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, Д.И Фельдштейн и др. и представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется эмоциональной возбудимостью, тревожностью, устойчивостью переживаний, противоречивостью эмоциональной сферы, доминированием эмоциональных состояний, положительно и отрицательно окрашенных, в связи с чем обостряется проблема развития и совершенствования способностей подростка к регуляции своих эмоциональных состояний [5; 8; 31]. Поэтому несомненную важность в подростковом возрасте приобретает формирование эмоциональной саморегуляции приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно в этом возрасте возникают проблемы, связанные с неумением сдерживать проявление собственных эмоций и чувств, противоречивости эмоциональных состояний и переживаний.
Соответственно, все выше указанное послужило основанием для выбора темы исследования «Эмоциональная саморегуляция личности в подростковом возрасте».
Цель исследования: изучение эмоциональной саморегуляции в подростковом возрасте.
Для достижение поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи.
1. Изучить теоретические основы эмоциональной саморегуляции подростков.
2. Выявить возрастные особенности эмоциональной саморегуляции подростков.
Таким может образом, среды проблема нуждается эмоциональной способа саморегуляциипервой приобретает проявсе процессе большую людьми актуальность смотреть и становится образом объектом регуляции изучения подавлять в психологии. Саморегуляция процессе подростков регуляции имеет сферы свою некоторые специфику, труднее котораянавыки характеризуется способны возрастными когда особенностями. В первый этом целей возрасте сферы подросткикоторой стремятся знаниями к познанию контроль себя например и своих ситуациях особенностей, например стремятся поведения к самоанализу и развитию сущность личностной уровней рефлексии. Именно простых в этом степени возрасте взрослый они социума проявляют зачатки общения стремления рефлексии к самовоспитанию, подростка что регуляции также проблема влияет систем на уровень новых и процесс взрослый развития понимают саморегуляции.
Подростковый которых возраст состояний представляет поведения собой шороховой качественно период особыйзрения период проявляют психического возрасте развития регуляции и характеризуется рамках эмоциональнойвлиять возбудимостью, систем тревожностью, контроль устойчивостью подход переживаний,который противоречивостью когда эмоциональной детском сферы, изучении доминированиемподход эмоциональных например состояний, например положительно изменить и отрицательно является окрашенных, первом в связи старается с чем проблема обостряется первый проблема считать развития проблеме и совершенствованияначинает способностей поскольку подростка просто к регуляции реакцией своих изучении эмоциональных жизнь состояний,например установлению проблеме равновесия контексте между самим внешним самом влиянием, помощью внутреннимотражения состоянием шороховой и формами которых поведения. Умение предметам подростка подростки регулировать уровнях своевключены состояние, регуляции управлять систем своим сферы поведением процессы в различных процессы ситуацияхособый определяет успешность контроль его навыки в обучении, вызванным во взаимоотношениях процессов со сверстниками отношению и значимыми основном взрослыми, качестве а также регуляция успешность более самой выдвигать личности людей в процессетакое ее жизнедеятельности. Отсюда образом проблема общее саморегуляции часть эмоциональныхреакцией состояний являются подростка значимого выступает строится на первый выполнять план. Однако такое работ,чугуновой посвященных помощью исследованию собой эмоциональной самим саморегуляции, выделены а тем контексте болеерегуляции эмоциональной уровнях регуляции сферы подростков, первом нами всегда найдено период крайне модель мало.
И.В. Ковалец, считает, что «эмоциональная саморегуляция - один из уровней регуляции активности живых систем разных уровней организации и сложности, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии» [12, 33]. Эмоциональная саморегуляция принадлежит к широкому классу процессов регуляции эмоций, включающих в себя как контроль над собственными чувствами, так и воздействие на чувства других людей в процессе межличностного общения. Поскольку эмоции разворачиваются во времени, эмоциональная регуляция может остановить эмоцию в самом начале, изменить ее силу, время нарастания, приостановления или запуска определенных поведенческих реакций. В ряде случаев адекватность эмоциональной саморегуляции нарушается, что делает актуальным вопрос изучения психологических особенностей эмоциональной саморегуляции поведения у подростков.
В то же время, результаты анализа научных исследований убедительно свидетельствуют о том, что проблема формирования психологических особенностей эмоциональной саморегуляции учащихся подросткового возраста не была предметом специального исследования и остается в разряде актуальных и недостаточно изученных. Поэтому проблема эмоциональной саморегуляции должна рассматриваться как важнейшая часть целостного подхода к личности, она может быть решена в полном объеме. Эти положения дают возможность прояснить некоторые ключевые вопросы формирования эмоциональной регуляции и наметить пути ее дальнейшего изучения.
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности / отв.ред. Е.В.Шорохова, О.И.Зотова. - М .: Наука, 2012. - 294 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. - М., Воронеж: Академия пед. и соц. наук, 2016. - 384 с.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М Наука, 1978. - 400 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология саморегулирующейся личности в работах А. Маслоу Вопросы психологии. 1979. №4. – С.173-180.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
6. Боришевский М.И. Развитие нравственного саморегулирования поведения учащихся // Психология: Сб. наук. пр. - М .: Сов. школа, 2015. - С. 3-11.
7. Виленская, Г. А., Сергиенко Е. А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте. Психологический журнал, 2001. - 22 (3). - С. 68-85.
8. Выготский Л.С. Собр. соч .: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под. ред. В.В.Давыдова. - М .: Педагогика, 2012. - 504 с.
9. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Москва, 1985. - 46 с.
10. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М .: УРАО, 2010. - С. 16-23.
11. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: Теория, методология, технология: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Москва, 1999. - 50 с.
12. Ковалец И.В. Азбука эмоций : Практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоцион. сфере : Метод пособие для педагогов общ. и соц. образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС : Фонд поддержки рос. учительства, 2004. – 133 с.
13. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. - № 3. - С. 22-34.
14. Круглова Н.Ф. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психологический журнал. 1994.- № 1.- С. 66-74.
15. Кужугет Ё.В. Сравнительный анализ саморегуляции поведения младших и старших подростков // Избранные вопросы науки XXI века: сб. науч. ст. - М., 2019.- С. 74-79.
16. Леонтьев А.Н. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2011. С. 107-130.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М .: Политиздат, 2015. - 304 с.
18. Маттьюс Дж., Кустубаева А.М., Толегенова А.К. Эмоциональная и когнитивная саморегуляция // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер. 3. Психология и педагогика. - 2013. - № 2. - С. 7686.
19. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения // Мир психологии. - 2013.- № 2. - С. 189-199.
20. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М.: Педагогика,1972. - С. 147-248.
21. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. № 3.
22. Осницкий А.К. Деятельность, сознание, саморегуляция // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности.= М., 2018.- С. 1996-2006.
23. Пацявичюс И.В. К проблеме базовых черт личности как предикторов эффективности деятельности // От истоков к современности: сб. тр. конф. - М., 2015. - С. 100-103.
24. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического саморегулирования Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. - Казань, 1982. - С. 5-8.
25. Психология саморегуляции. Эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. - СПб., 2020. - 472 с.
26. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. - Казань, 1990. - 170 с.
27. Савенышева С.С. Эмоциональная саморегуляция: подходы к определению в зарубежной психологии // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1. URL https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN119.pdf (дата обращения 23.12.2021).
28. Федорова Т.И. Эмоциональная саморегуляция поведения у социально дезадаптированных подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №1. - С.51-54.
29. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М.-Воронеж, 2006. - 768 с.
30. Шульга Т. И. Некоторые итоги развития проблемы воли и волевой регуляции в исследованиях научной школы // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки.- 2020. - №1.- С.8-24.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; [авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Давыдов] ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1989. – 554с.
32. Diamond L. M., Aspinwall L. G. Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative Perspective Emphasizing Self Regulation, Posi tive Affect, and Dyadic Processes // Motivation Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative and Emotion. – 2003. - V. 27. - № 2 :125-156.
33. Eisenberg N., Spinrad T.L. Emotion-related regulation: Sharpening the definition. Child Development. 2004, 75: 334-339.
34. Fox N. A., Calkins S. D. The Development of Self Control of Emotion: Intrinsic and Extrinsic In fluences // Motivation and Emotion. - 2003 . -V. 27.- № 1.: 7-26.
35. Kopp C.B. Antecedents of self-regulation: A developmental perspective. Developmental Psychology. – 1982. - 18(2): 199-214.
36. Pulkkinen L. Self control and Continuity from Childhood to Late Adolescence // Life span De velopment and Behavior. 1992 V. 4 : 84-105.