ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АПК В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 8
1.1 Понятие и сущность агропромышленного комплекса страны 8
1.2 Структура и состав АПК 16
1.3 Политика импортозамещения в сельском хозяйстве:
специфика, задачи, функции 24
2 АНАЛИЗ РАЗВИИЯ АПК В УСЛОВИЯХ ПРОВОДИМОЙ
ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 36
2.1 АПК России: современный этап развития 36
2.2 Характерные особенности регионального АПК 50
2.3 Оценка состояния и проблем агропромышленного комплекса
в условиях политики импортозамещения 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ 73
3.1 Совершенствование организационно-экономического
механизма реализации политики импортозамещения в отрасли 73
3.2 Приоритетные направления развития АПК в условиях
реализации политики импортозамещения 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Агропромышленный комплекс (АПК) - это один из значительных объектов экономики каждой страны. Его назначение состоит в удовлетворении нужд людей в продуктах пропитания и оказании сильнейшего влияния на увеличение эффективности национального производства.
Отечественный агропромышленный комплекс остается стратегически значимым ядром хозяйства нашей страны, независимо от сложностей функционирования. Здесь сосредоточен выпуск существенной продукции и этим обусловлено обеспечение продовольственной безопасности жителей России.
В структуре комплекса основное значение традиционно принадлежит трем сферам деятельности: отрасли промышленности производящие средства производства, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Сельское хозяйство является в нашей стране ключевым структурным элементом агропромышленного комплекса.
В условиях экономической нестабильности, обусловленной введением обоюдных санкций со стороны России и стран Евросоюза, важная роль отводится комплексу мер, направленных на реализацию политики импортозамеще- ния на агропродовольственном рынке.
Основным инструментом стимулирования опережающего развития агропромышленного комплекса является приоритетная государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение в рамках Г ос- ударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Актуальность исследования обусловлена целесообразностью укрепления территориальной продовольственной безопасности посредством проведения грамотной политики импортозамещения в отрасли, что приведет к повышению общей продовольственной безопасности нашей страны.
Замещение импорта - это не достаточно освоенный процесс и поэтому потребует истолкований и популяризации. В настоящее время импортозамеще- ние как процесс не имеет однозначного толкования. Не так давно исследование трудностей импортозамещения касалось только оценки практического опыта других стран.
Из этой сферы особый интерес вызывают работы российских ученых- экономистов: Алтухова А.И., Боева В.Р., Борхунова Н.А., Буздалова И.Н., Гордеева А.В., Гончарова В.Д., Киселева С.В, Милосердова В.В., Назаренко В.И., Тарасова В.И., Ушачева И.Г., а еще работы экономистов из-за рубежа: Дола- наЭ.Дж., Линдсея Д.Е., Линдерта П.Х., Пугеля Т.А..
В трудах этих и остальных исследователей обширно проанализированы механизмы достижения продовольственной безопасности, выявлены настоящие причины и последствия возрастания импорта, в том числе и после вступления в ВТО, разработаны и представлены определенные пути по более эффективному функционированию отечественного сельскохозяйственного производства для усовершенствования продовольственного обеспечения населения страны.
В целом, в зарубежной и отечественной науке не завершилось формирование единой теории импортозамещения, не смотря на то что предпосылки для этого были и есть. Одновременно с этим нет фундаментальных исследований результативного применения политики импортозамещения относительно АПК.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по развитию АПК Алтайского края в условиях политики импортозамещения.
В соответствии с заявленной целью поставлены и разрешены вот эти задачи:
1. Разъяснены теоретические аспекты функционирования АПК в условиях импортозамещения.
2. Проведена оценка уровня развития АПК Алтайского края в разрезе проводимой импортозаместительной политики.
3. Разработаны мероприятия по совершенствованию организационноэкономического механизмареализации политики импортозамещения в отрасли и предложены приоритетные направления развития АПК в условиях реализации политики импортозамещения.
Объектом исследования выступает система функционирования АПК в Алтайском крае. Предмет исследования - организационно-экономический механизм функционирования и развития АПК в условиях проводимой политики импортозамещения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыта сущность политики импортозамещения в сфере АПК.
2. Проведен анализ развития АПК в Алтайском крае и дана оценка влияния политики импортозамещения на отрасль.
3. Разработаны практические рекомендации по развитию АПК Алтайского края в условиях проводимой политики импортозамещения.
Теоретико-методологическим ядром исследования стали произведения и ученых-экономистов из России и из-за рубежа, посвященные вопросам развития АПК. Информативную структуру работы наполнили документы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, источники научно-практических конференций, периодических и особых изданий по этой проблеме.
В исследовании применялись следующие методы: абстрактно - логический, экономико-статистический, монографический, а также методы системного анализа, экономического сравнения, экспертных оценок, экономикоматематического моделирования.
Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики любой страны. Значение агропромышленного комплекса состоит не только в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, но и в том, что он оказывает существенное влияние на повышение эффективности национального производства.
АПК России включает в себя сферы, которые тесно взаимодействуют между собой, и специализируются на переработке и хранении продукции. Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.Во вторую сферу АПК входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.
Все эти отрасли тесно связаны экономически и технологически. Сбалансированное развитие всех сфер АПК - решающее и очень необходимое условие решения таких глобальных проблем как обеспечение населения продовольствием и сырьем.
На современном этапе российский агропромышленный комплекс, заручившись серьезной государственной поддержкой, только встает на ноги. Показатели структуры экспорта/импорта продовольственных товаров последних лет, обосновывают присвоенный на государственном уровне АПК статус приоритетного направления в реализации политики импортозамещения.
Импортозамещение выступает как политика государства, результатом которой должно явиться повышение конкурентоспособности российской продукции при помощи стимулирования технологической модернизации самого производства, внедрения инноваций, роста качества продукции, результативности производства, а также освоения производства новейших видов продукции. Санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что с 2014 года политикаимпортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.
Алтайский край вносит существенный вклад в основу продовольственной безопасности страны. Поставки в регионы доходят до 70-80% по отдельным видам продукции. В Алтайском крае для помощи в реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в АПК осуществляется государственная программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020гг.
Анализ политики импортозамещения в АПК Алтайского края выявил ряд проблем:
1. Отсутствие прочных связей между производством, переработкой, сбытом и наукой.
2. Неэффективное инвестиционное планирование на этапе разработки стратегии импортозамещения.
3. Проблемы организационно-экономического механизмареализации политики импортозамещения в отрасли.
4. Слабая инновационная активность на фоне некрепкого взаимодействия между бизнесом, образованием и наукой.
Для их решения были разработаны следующие рекомендации.
1. Как показал анализ, о всех отраслях АПК Алтайского края есть производственные резервы роста в объемах, в интенсификации и качестве производства. К ним относятся: осуществление достигнутых научной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур; поощрение выработки кооперации и интеграции производства; развитие отраслевых и региональных контактов, формирование технологической, технической программы в крае, законодательная поддержкаа государством сельскохозяйственных производителей и организаций научного толка, проведение социальной политики на селе. Чтобы использовать резервы импортозамещения следует поменять принципы работы АПК. За основу следует взять векторы приоритетов на стабильную помощь государства в производстве и реализации продуктов здорового содержания, разъяснения со стороны науки потенциала края для максимальновозможного, нужного и целесообразного производства товаров сельского хозяйства в крае, организации долгосрочной стратегии комплексного программно-целевого управления АПК и импортозамещения, а также образования стратегии помощи со стороны государства в реализации проекта стабильной продовольственной безопасности.
2. Проанализировав систему организации продовольственной безопасности в Алтайском крае, отметим, необходимость модификации группы показателей оценки продовольственной безопасности, алгоритма формирования концепции и реализации методологии интегрированного формирования системы стратегического планирования импортозамещения в регионе.
3. При организации продовольственной безопасности региона нужно создать систему рекомендательного государственного заказа на выпуск региональной продукции, где в основу положены основы здорового питания людей. Уровень оценки государственной помощи нужно оценивать в размере приближения к норме обеспечения нормативной индикативной государственной помощи вместе с максимально эффективным и целесообразным применением потенциала природных ресурсов для создания почвы расширенному воспроизводству производственно-ресурсного потенциала АПК и разрешения социальноэкономических проектов.
4. Восстановление отрасли идет недостаточно быстрыми темпами, а это, в свою очередь, сдерживает и процесс импортозамещения. Среди причин можно назвать ряд факторов. Один, наиболее весомый, это зависимость предприятий (около 50% на данный момент) от наукоемких импортных материалов, сырья, комплектующих и высокотехнологичного производственного оборудования. Следовательно, импортозамещение имеет все шансы на успех в инвестиционно-инновационном варианте своего воплощения, который способен обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности отечественной продукции и на внешнем рынке.
5. В процессе исследования предложен методический подход к выявле
нию возможностей инновационного развития предприятий АПК региона, включающий комплексную оценку показателя инновационного потенциала, элементами которого являются интеллектуально-профессиональный, научнотехнологический, финансово-экономический и информационно
коммуникационный потенциалы.
6. Аргументирована структурно-функциональная модель процесса поэтапной разработки стратегии инновационного развития предприятий АПК в регионе, она состоит из комплекса долгосрочных мер экономического толка, нацеленных на обновление воспроизводства отрасли, применение экономических и управленческих механизмов для продвижения к целевым действительным показателям, повышения объемов производства товаров, повышения конкурентоспособности товаров путем грамотного использования инновационных возможностей края с вектором на социально-экологические приоритеты управления и продовольственную безопасность.
7. Предложены подходы к развитию организационной структуры инновационного предпринимательства, созданию центра инновационноинвестиционного развития предприятий АПК, которые должны способствовать созданию условий, необходимых для развития инновационной инфраструктуры АПК, их устойчивому развитию и качественному росту.
1. О гражданской обороне: федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ ( с учетом поправок, внесенных федеральным законом от 29 июня 2015 г. №171-ФЗ) // Российская газета. - №6715 (144). - С. 3.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс] / URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный.
3. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности
Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719, свободный.
4. Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям
сельскохозяйственной техники: постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432. [Электронный ресурс] / URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71951220, свободный.
5. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке
региональных платов по импортозамещению: приказ Министерства
экономического развития Российской Федерации от 10.03.2016 № 116.
[Электронный ресурс] / URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71248604, свободный.
6. Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджетa
субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства: постановление Правительства Алтайского края от 09.02.2017 № 34.
[Электронный ресурс] / URL: http://base.garant.ru/7484227, свободный.
7. Положение о деятельности Комитета по развитию
предпринимательствa, потребительскому рынку и вопросам трудa администрации городa Барнаула. [Электронный ресурс] / URL:
http://barnaul.org/committee_information/komitet-po-razvitiyu-predprinimatelstva- potrebitelskomu-rynku-i-voprosam-truda/polozhenie-o-komitete-bus.html, свободный.
8. Ададимова Л.Ю. Импортозамещение продовольствия: условия, ресурсы и перспективы регионов Поволжья // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №12. С. 14-25.
9. Баранов Э.Ф., Волкова Н.Н. Импортозамещение в динамике внешней торговли товарами в Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 7. С. 7-11.
10. Белокрылова О. С. Система государственных закупок в стимулировании программ импортозамещения // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2016. № 1. С. 29-33.
11. Березинская О. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. №1. С. 103-115.
12. Береснев П. Политикаимпортозамещения: история, принципы, примеры. [Электронный ресурс] / URL: http://www.bel-jurist.com/page/import-
substitutio, свободный.
13. Бодрунов С.Д., Рогова Е.М. О базовых принципах формирования импортозамещающей промышленной политики в России // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 7-12.
14. Бугай Ю. А. Анализ стратегий воздействия государствa на развитие экономики // Вестник Алтайского государственного аграрного университета.
2016. № 8 (142). С. 174-177.
15. Васильева Л.В. Анализ методических подходов к построению интегральных экономических показателей // Экономические исследования и разработки. 2017. №12. С. 6-7.
16. Волкова Н.А. Экономика сельского хозяйствa и перерабатывающих предприятий. - М. : КолосС, 2013. - 426с.
17. Гайдай А.А. Основные ограничения, препятствующие эффективному формированию продовольственной безопасности в регионе // Научное обозрение. Москва. 2015. № 11. С. 169-173.
18. Голубев А.В. Основы инновационного развития российского АПК: монография. - М. : Изд-во РГАУ МСХА, 2015. - 374 с.
19. Государственная программа развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс] / URL: http://www.mcx-nnov.ru/programma_razv_apk, свободный.
20. Гучетль Р.Г., Тётушкин В.А. Анализ мероприятий по импортозамещению как элементa экономической безопасности (на примере Тамбовской области). [Электронный ресурс] / URL: http://apej.ru/article/12-02, свободный...