ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Понятие и правовая основа муниципальной службы 8
1.2 Понятие и сущность текучести кадров на муниципальной службе 20
1.3 Современные подходы к оценке текучести кадров 26
2 АНАЛИХ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ В АДМИНИСТРАЦИИ
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА
2.1 Организационно-правовая характеристика администрации
Октябрьского района города Барнаула 31
2.2 Характеристика кадрового состава администрации Октябрьского
района города Барнаула 36
2.3 Система управления персоналом в администрации Октябрьского
района города Барнаула 46
3 НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
3.1 Проблемы текучести кадров на муниципальной службе 58
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой работы 64
на муниципальной службе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Современное общество и государство нельзя представить себе без наличия института власти как таковой, и власти, осуществляемой специализированными органами управления, в частности. Рассматривая в Российской Федерации власть, можно сказать, что на любом ее уровне, без сомнения эффективное управление позволяет наиболее полно реализовать функции государства и власти, но в связи с тем, что в настоящее время власть, расположенная на муниципальном уровне, ближе всего к народу, к ней уделяется больше всего внимание. Так как на муниципальную власть возложены обязанности по обеспечению непосредственной жизнедеятельности местного сообщества.
Важнейшее место сейчас занимает реформа местного самоуправления, но модернизация функционирования местного самоуправления к сожалению, невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадровой политики.
Муниципальные служащие в настоящее время представляют собой особую социально-профессиональную группу и составляют основной корпус кадрового состава органов местного самоуправления. Одной из цели профессиональной деятельности муниципальных служащих, является обеспечение и организация благоприятных условий существования муниципального образования. Осуществляемая деятельность муниципальных служащих в первую очередь зависит от компетентности муниципальных служащих, их профессионализма, образованности, общей культуры и гражданской ответственности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует такая проблема, как текучесть кадров, которая актуальна для всех сфер деятельности, но по отношению к муниципальной службе данная проблема особо важна, так как текучесть кадров служит фактором естественного развития организации, механизмом адаптации ее персонала к социально-экономическим, организационно-экономическим и социальнопсихологическим условиям экономики страны, региона.
При высокой нестабильности социально-экономических факторов, неправильном построении работы в организации и ущербности управления человеческими ресурсами, чаще всего возникает неуправляемая текучесть кадров, которая выражается как большом оттоке персонала, так и в его полном отсутствие.
При регулируемой текучести кадров возникает возможность контролировать благополучные для организации кадровые перемещение, способствующие карьерному росту ценных сотрудников и вытеснение неконкурентоспособных сотрудников с низкой производительностью труда, тем самым способствуя организации становится устойчивой и стабильной в своем развитии.
Актуальность обозначенной проблемы определили цель данной работы, её структуру и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Цель данной работы является выявление причин текучести кадров на муниципальной службе и поиск возможных путей совершенствования кадровой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы;
• дать основные понятия муниципальной службы и муниципальной должности;
• ознакомиться с современными подходами к оценке текучести кадров;
• изучить факторы, влияющие на текучесть кадров;
• провести анализ состава и структуры муниципальных служащих администрации Октябрьского района города Барнаула;
• раскрыть особенности кадровой работы в администрации Октябрьского района города Барнаула;
• проанализировать текучесть кадров в администрации Октябрьского района города Барнаула;
• предложить практические мероприятия, направленные на уменьшение текучести кадров.
Объектом исследования является администрация Октябрьского района города Барнаула.
Предметом исследования является текучесть кадров на муниципальной службе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как системный анализ, статистический, документальный анализ, метод сравнения. При написании работы были использованы информационные и статистические материалы, законодательные акты, научные публикации по рассматриваемой тематике.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в попытке выявить особенности текучести кадров на муниципальной службе и пересмотре актуальности программы по совершенствованию кадровой политики в г.Барнауле.
Методологической основой работы послужили труды Коробейникова О.П., Никифорова Л.Н., Ноздрина В.В., Свистунова В.В., Тюленевой М.А., Хавин Д.В. и др.
Структура работы представлена тремя главами. В первой главе раскрыты теоретические аспекты текучести кадров. Вторая глава посвящена анализу состава и структуры персонала, текучести кадров на примере администрации Октябрьского района города Барнаула. В третьей главе рассмотрены основные мероприятия по преодолению текучести персонала на муниципальной службе.
Муниципальная служба является одним из элементов социальной деятельности, являющейся необходимым условием и звеном функционирования государства и общества.
Кадровая политика рассматривает различные факторы регулирования кадровыми ресурсами. Данные факторы позволяют эффективно использовать людские ресурсы, формировать желаемое производственное поведение у сотрудников при наиболее полном и качественном достижении организационных и личных целей. Объектом регулирования персоналом на муниципальной службе являются способности, профессиональные возможности человека, которые по праву рассматриваются как стратегические активы муниципального управления. Отличительной чертой муниципальной службы является то, что данная сфера создает ряд требований к муниципальному служащему, в частности законопослушность,
беспристрастность, нейтральность, дисциплинированность, исполнительность, так как деятельность муниципального служащего протекает в рамках нормативно-правовых актов, это во многом и предопределяет характеристику управления персоналом на муниципальной службе.
Текучесть кадров на муниципальной службе, довольно-таки распространенный фактор, в первую очередь на это влияет, то что при поступлении на муниципальную службу молодой сотрудник в первую очередь хочет наработать стаж работы, но как правило при ознакомлении с работой он осознает, что высокие квалификационные требования, большой объем работы, ограничения, ненормированный рабочий день, значительный уровень ответственности, отсутствие перспективы карьерного роста, не соответствует размеру заработной платы. Следует отметить на уровень денежного содержания муниципальных служащих, он значительно меньше, по сравнению с государственными служащими. Так же следует обратить внимание, что отсутствие системы мотивации, снижение престижности профессии муниципального служащего, по средствам давления средств массовой информации в отношении «служащих», отрицательно влияет на закрепление молодых кадров в местных администрациях.
По статистическим данным последних 5-ти лет можно сделать вывод, что происходит снижение количество занятых граждан на муниципальной службе.
Для уменьшения текучести кадров на муниципальной службе, следует рассмотреть устранение факторов и причин, приводящих к росту текучести или поддерживающих ее сохранение на высоком уровне.
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы были достигнуты все поставленные цели и задачи.
Основываясь на современных теоретических разработках, в данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены такие базовые понятия как местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный служащий, кадровая политика, текучесть кадров. Была разобрана специфика использования данных терминов применительно к органам местного самоуправления, дана характеристика процедуре оценки кадрового состава органов местного самоуправления.
На примере кадрового состава администрации Октябрьского района города Барнаула, была рассмотрена непосредственная текучесть кадров на муниципальной службе.
Для рассмотрения кадровой политики в администрации района, был произведен комплексный анализ кадрового состава администрации района, включающий в себя такие показатели, как: возраст, образование служащих, распределение муниципальных служащих по занимаемым должностям, стаж работы муниципальных служащих, движение кадров (принятию на муниципальную службу и увольнению с нее). Данный анализ показал, что в администрации района, довольно-таки квалифицированный, перспективный, молодой кадровый состав, который при правильной организации работы сможет эффективно трудиться для достижения общих целей администрации. Также следует отметить, что посредством анализа, выявлено, что средний возраст муниципальных служащих в администрации района составляет 38 лет, однако стаж работы муниципальных служащих администрации района недостаточно велик, 59,6% муниципальных служащих имеют опыт работы менее 5 лет, что свидетельствует о постоянном обновлении коллектива, то есть текучести кадров.
На основании проведенного нами анализа была выявлен процент текучести кадров с муниципальной службы, причины и факторы, влияющие на текучесть кадров, а также рассмотрены проблемы, возникающие при текучести кадров выше нормы. Следует отметить, что полученные результаты в целом отражают складывающуюся ситуацию во многих органах местного самоуправления. В выпускной квалификационной работе рассмотрены основные процедуры работы с кадрами администрации - это прием на работу, увольнение, аттестация, повышение квалификации, оплата и стимулирование муниципальных служащих.
Также проведенный анализ позволил выявить ряд проблем влияющих на текучесть кадров на муниципальной службе, для их решения было предложено пересмотреть мероприятия по совершенствованию системы кадровой политики на муниципальной службе.
Реализация предложенных мероприятий позволит организовать работу, ведущую к уменьшению текучести кадров на муниципальной службе, а также сформировать целостную и эффективную кадровую политику.
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993 [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
2. О муниципальной службе Российской Федерации: Федеральный закон
РФ от 02.03.2007 №25-ФЗ [Электронный реусрс] /
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 66530
3. Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ [Электронный реусрс] /
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48601/
5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 42413/
6. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 №3-ЗС: Принят
Алтайским краевым Законодательным Собранием 20.05.1995 [Электронный ресурс] / https://www.altairegion22.ru/official docs/one-
4.html
7. О муниципальной службе в Алтайском крае: Закон Алтайского края от
07.12.2007 №134-ЗС [Электронный реусрс] /
https://www.altairegion22.ru/gov/gov job/normativnye-akty/zakon-o- munitsipalnoy-sluzhbe.php?sphrase id=674999
8. Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы города Барнаула: решение Барнаульской городской Думы от 28.08.2008 №739.
9. О принятии Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края: решение Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 №71.
10. Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города: решение Барнаульской городской Думы
от 27.04.2018 №117.
11. Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы города Барнаула: решение
Барнаульской городской Думы от 31.10.2018 №198.
12.Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих города Барнаула: решение Барнаульской городской Думы от 28.03.2008 №738.
13. Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2020 годы»: постановление администрации города Барнаула от 05.08.2014 №1671
14.Об утверждении Положений об управлениях, комитетах и отделах администрации Октябрьского района города Барнаула: постановление администрации Октябрьского района города Барнаула от 25.07.2018 №530.
15.О Регламенте администрации Октябрьского района города Барнаула: постановление администрации Октябрьского района города Барнаула от 22.12.2016 №907
16. О распределении должностных обязанностей между главой администрации района и его заместителями по руководству администрацией Октябрьского района города Барнаула: постановление администрации Октябрьского района города Барнаула от 29.06.2018 №480
17.Об утверждении кадрового резерва на 2016-2018 годы: постановление администрации Октябрьского района города Барнаула от 22.12.2015 №775.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ
[Электронный реусрс] /
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/
19. Ананьева И.И. Проблемы текучести кадров в аппарате государственного (муниципального) управления в Алтайском крае. // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / гл. ред. В.В. Мищенко. — Вып. 9. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. - 292 с. ISSN 2312-1394]
20. Ананьева И.И. Совершенствование кадровой работы на государственной (муниципальной) службе Алтайского края// Современные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей/ отв.редактор Г.Ю.Гуляев - Пенза, 2018. - 218с...