Введение 2
1. Краткая история догмата о Пресвятой Троице 3
2. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете 6
3. Разногласия по поводу догмата Троицы в христианстве 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Истина Божественного Триединства — вершина Откровения Бога человеку. Если познать Бога как творца или Единого возможно путем не только Сверхъестественного, но и естественного откровения, то до тайны Святой Троицы никакая философия подняться не смогла. Исповедание догмата о Пресвятой Троице отличает христианство от других монотеистических религий, например, иудаизма и ислама.
Догмат о Святой Троице занимает исключительно важное место в системе христианского вероучения, так как на нем основываются другие важнейшие магнаты, в частности, о сотворении мира и человека, о спасении и освящении человека, учение о Таинствах Церкви, да в целом все христианское веро- и нравоучение. По словам В. Лосского, тайна Пресвятой Троицы, открытая Церкви, «есть не только основа, но и высшая цель богословия, ибо, по мысли Евагрия Понтийского, которую разовьет впоследствии святой Максим Исповедник, познать тайну Святой Тройцы в ее полноте — это значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, то есть войти и в Божественную жизнь: в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Цель исследования — изучить особенности истории догмата о Пресвятой Троице. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Кратко проанализировать историю догмата о Пресвятой Троице;
2. Рассмотреть указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете;
3. Проанализировать разногласия по поводу догмата Троицы в христианстве.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения. Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
1. Давыденков Олег, иерей. Катихизис. М., ПСТГУ, 2001.
2. Догматика. Под ред. Малова Т.В. Учебник для библейских курсов и семинарских занятий. М., 2003.
3. Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2004.
4. Мюллер Д.Т. Христианская догматика. Учебник. М., 1998.
5. Помазанский Михаил. Православное догматическое богословие. М., 2005.
6. Петровский Е. Идеи троичности в духовных традициях Китая и Индии // встреча. 1999. № 10.