Введение 13
1 Обзор литературы 15
2 Объект и методы исследования 20
2.1 Анализ деятельности организации 20
2.2 Задачи исследования 22
2.3 Поиск инновационных вариантов 29
3 Расчеты и аналитика 31
3.1 Т еоретический анализ 31
3.2 Инженерный расчет 32
3.3 Конструкторская разработка 33
3.4 Технологическое проектирование 36
3.5 Организационное проектирование 39
4 Результаты проведенного исследования 55
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 56
5.1 Оценка трудоемкости 56
5.2 Анализ структуры затрат разработки проекта 60
5.3 Расчет показателя экономического эффекта 69
5.4 Заключение по разделу 71
6 Социальная ответственность 72
6.1 Описание рабочего места 72
6.2 Анализ выявленных вредных факторов 72
6.2.3 Воздействие шума 74
6.3 Анализ выявленных опасных факторов 75
6.4 Охрана окружающей среды 76
6.5 Защита в чрезвычайных ситуациях 77
6.6 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ... 77
6.7 Заключение по разделу 78
Заключение 78
Приложение А 83
Цель работы – создание информационной системы поддержки
образовательного процесса в МБОУ «Арлюкская СОШ» (муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Арлюкская средняя
общеобразовательная школа»).
В процессе исследования проводилось изучение специфики
образовательной деятельности муниципальной организации. Проведен
теоретический анализ, проектирование и разработка информационной системы.
В результате исследования разработана информационная система,
реализующая следующие функции: учет участников образовательного
процесса; учет документации учебного процесса; учет и анализ показателей
образовательной деятельности; поддержка взаимосвязи между сотрудниками
СОШ.
Основные конструкторские, технологические и техникоэксплуатационные характеристики: для создания ИС была выбрана платформа
«1С: Предприятие 8.3»; ИС содержит 9 справочников, 7 документов, 10
отчетов; общие эксплуатационные затраты составили 30447,95 руб.
Степень внедрения: опытная эксплуатация.
Область применения: поддержка образовательного процесса.
Экономическая эффективность/значимость работы: снижение
временных, трудовых и финансовых затрат, связанных с деятельностью
сотрудников школы. Срок окупаемости: 1 год 3 месяца.
В будущем планируется создание web-интерфейса для доступа к системе
с любого компьютера, подключенного к сети интернет.
Введение
Переходный период в информационное общество сопровождается
информатизацией образования, основанной на новых технологиях:
автоматизированные системы, внедряются в процесс обработки и хранения
информации, основной частью которой являются современные
информационные технологии.
Документооборот любого образовательного учреждения - один из
наиболее трудоемких процессов, требующих значительных затрат труда и
времени. В то же время важно учитывать, что полное оформление документов
- один из важнейших показателей успешной работы. Меры контроля
Министерства образования, связанные с аккредитацией и лицензированием
учебного заведения, включают, прежде всего, проверку состояния
документации.
Директор, завучи и секретарь несут основную нагрузку, связанную с
документооборотом школы. Как правило, каждый документ хранится в двух
формах: электронный – в виде компьютерного файла на жестком диске
компьютера и на бумаге в печатном виде, сшитый в определенную папку
документов в соответствии с принятой классификацией. В то же время
количество таких папок значимо, а количество хранимых документов по
крайней мере на порядок больше.
Несмотря на определенную классификацию, поиск нужных документов
создает определенные трудности. Более того, это также относится к поиску
электронных документов. Поиск некоторых разделов в документе является еще
более трудоемкой задачей. Особенно сложным является поиск и анализ
информации в других источниках, имеющих информационные и логические
ссылки с текущим документом.
Эффективный способ решения данных проблем - создание
информационной системы на основе реляционной базы данных школьных
документов, которая поддерживает целостность данных и логические14
отношения, что в определенной степени снижает вероятность ошибок при
анализе информации, содержащейся в документах, и разработке новых
документов на основе доступной информации.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы,
дипломная работа изучает вопросы автоматизации процессов, связанных с
документооборотом МБОУ «Арлюкская СОШ», что обуславливает ее
актуальность.
В настоящее время предмет документооборота учебных заведений
развит в значительной степени. Тем не менее, рабочий процесс школы включен
в единую систему управления информацией всего учебного заведения со своей
спецификой и не обусловлен стандартными задачами. Очевидно, что
разработка таких систем для решения нестандартных задач школы крупными
организациями не считается целесообразной. В результате небольшие
образовательные учреждения с небольшим количеством учащихся остаются без
системы электронного документооборота.
Цель этой работы - разработка информационной системы поддержки
образовательного процесса МБОУ «Арлюкская СОШ». Таким образом,
объектом исследования является муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Арлюкская средняя общеобразовательная
школа».
Предметом исследования является создание информационной системы
поддержки образовательного процесса МБОУ «Арлюкская СОШ».
Для достижения данной цели в рамках дипломной работы необходимо
решить ряд задач:
1) рассмотреть бизнес-процессы МБОУ «Арлюкская СОШ»;
2) спроектировать информационную систему;
В работе сформулированы задачи и требования для разработки данной
информационной системы. Выполнены все задачи, поставленные на данном
этапе разработки. Проект находится в стадии разработки.79
Разрабатываемая база данных для МБОУ «Арлюкская СОШ» даст
преимущества в работе образовательной организации. Она сэкономит время
для секретаря, завуча, педагога. Это позволит получать необходимые данные с
высокой точностью и скоростью, создавать отчеты и документы для совещаний.
В рамках итоговой квалификационной работы был проведен обзор
литературы по управлению документооборотом учебного заведения.
Рассмотрены существующие методы оценки.
Были рассмотрены аналоги. Поскольку они полностью не отвечали
потребностям, необходимость разработки собственной информационной
системы была оправдана. В качестве среды разработки выбрана среда «1С:
Предприятие 8.3».
Был проведен анализ входной и выходной информации системы.
Разработана IDEF0 диаграмма информационной системы.
На основании анализа объекта исследования, спроектирована и
реализована информационная система поддержки образовательного процесса
МБОУ «Арлюкская СОШ», реализующая следующие функции:
‒ учет участников образовательного учреждения;
‒ учет документации образовательного процесса;
‒ учет и анализ показателей образовательной деятельности;
‒ поддержка взаимосвязи между сотрудниками СОШ.
Был исследован рынок на существование аналоговых программ. На
данный момент рынок информационных продуктов не отвечает необходимым
потребностям.
Рабочее место специалиста проанализировано на предмет безопасности
и экологичности вредных и опасных факторов. Сделан вывод о том, что в целом
предусмотренные меры будут способствовать эффективной работе
пользователя с системой, сохранению его здоровье и жизни в безопасности и
защите имущества от повреждения или уничтожения.
В ходе проделанной работы найдены все необходимые данные,
подтверждающие целесообразность и эффективность разработки этого80
программного обеспечения. Расходы на разработку проекта 102804,02 руб.,
коэффициент экономической эффективности 0,95, срок окупаемости – 1 год 3
месяца.
Разработанная информационная система для поддержки
образовательного процесса, избавит сотрудников от выполнения рутинных
операций при создании документов и отчетов.
Благодаря простому интерфейсу созданной информационной системы,
повысится удобство работы и, соответственно, производительность
сотрудников пользующихся этой системой. Здесь задействованы те
сотрудники, для которых предназначена ИС. Они участвуют в бетатестировании ИС, и процесс внедрения можно будет считать завершенным
только когда все основные неполадки будут устранены.
Автоматизированные информационные технологии в экономике:
Учебник/ под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999. -
400 с. ISBN 5-238-00040-5.
2 Гончарова Е.Н. Организационная культура. – М.: Приор-издат,
2007. -208 с.
3 Анодина Н.Н. Документооборот в организации. – М.: Омега-Л,
2009. – 176 с.
4 Бардаев Э.А., Кравченко Э.А. Документоведение: учебник. - 2-е
изд. – М.: Академия, 2010. - 300 с.
5 Гришагин В.М., Фарберов В.Я. Безопасность жизнедеятельности.
Учебное пособие. Изд.2-е. дополненное. - Томск: Изд. ТПУ. 2003. - 159 с.
6 Гришагин В.М., Фарберов В.Я. Сборник задач по безопасности
жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие. - Юрга: Изд. Филиала ТПУ,
2002. - 96 с.
7 Информационные системы в экономике: Учебник / под ред. проф.
В.В. Дика – М.: Финансы и статистика, 1996.
8 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с. – (Серия «Высшее
образование»).
9 Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. –
М.: Финансы и статистика, 1999.
10 Пасько В. Access 97 (русифицированная версия) – К.: Издательская
группа BHV, 1998.
11 Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах,
в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
12 Смирнова Г.Н. Проектирование экономических информационных
систем. / под ред. Тельнова Ю.Ф. – М.: Финансы и статистика, 2001.82
13 Выпускная квалификационная работа: методические указания по
выполнению выпускной квалификационной работы для студентов
специальности 230700 – Прикладная информатика (в экономике) / Составители:
Захарова А.А., Чернышева Т.Ю., Молнина Е.В., Маслов А.В. – Юрга: Изд. ЮТИ
ТПУ, 2014 г. – 56 с.
14 Преддипломная практика: методические указания к выполнению
отчета по преддипломной практике для студентов специальности 080801 –
Прикладная информатика (в экономике) всех форм обучения / Сост. А.А.
Захарова, Т.Ю. Чернышева, Е.В. Молнина. – Юрга: Изд-во Юргинского
технологического института (филиал) Томского политехнического
университета, 2008. – 19 с.
15 СТО ТПУ 2.5.01-2011. Система образовательных стандартов
работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура
и правила оформления. ТПУ, 2011. – 58 с.