Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка младенческого возраста в контексте нарушения сна

Работа №90985

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения эмоционального взаимодействия матери и ребенка младенческого возраста в контексте нарушения сна 9
1.1 Развитие материнского отношения 9
1.2 Психологические особенности ребенка младенческого возраста 21
1.3 Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка младенческого
возраста 31
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального взаимодействия матери и ребенка младенческого возраста в контексте нарушения сна . 42
2.1 Программа и методика эмпирического исследования 42
2.2 Результаты эмпирического исследования 46
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 69
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложения 86


Актуальность исследования. В последние годы наблюдается повышение интереса к проблеме материнства и детства. Появляются многочисленные исследования не только в разных отраслях психологии - возрастной, педагогической, личностной и клинической, но также в медицине, социологии и юриспруденции. Интерес к данной проблеме, вероятно, обоснован следующими причинами - появление большого количества юных матерей (девушки до 18 лет); увеличение числа детей с патологиями развития; проблема насилия в семье; девиантное поведение матерей; изменение социально-экономических условий в стране и мире; популяризации психологии и, соответственно, появление особых требований со стороны общества и государства.
Изучение проблемы эмоционального взаимодействия матери и ребенка чрезвычайно актуально в современном обществе. Социальные реформы, проведенные в последние годы, привели к повышению рождаемости, однако рожденные дети чаще оказываются в психологически неблагоприятных условиях. Многочисленные исследования психологической готовности к материнству и материнской компетентности также подчеркивают проблему нарушения эмоционального взаимодействия между ребенком и матерью.
Особенности эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком в младенческом возрасте отражаются на всей последующей жизни ребенка. Ощущение безопасности, позитивное отношение к миру, особенности психического развития - все это закладывается в младенческом возрасте, поэтому так важно формирование психологической готовности и компетентности у матерей.
С развитием технологий исследователи все больше внимания уделяют изучению особенностей сна, в том числе проблеме нарушенного сна у детей. Многочисленные исследования в данной сфере больше сосредоточены на раннем, дошкольном и подростковом возрасте. А проблемы сна младенцев чаще изучаются в контексте нарушенного питания.
Степень изученности проблемы. Специалисты в области педиатрии, детской и клинической психологии, психиатрии, уделяя внимание проблеме нарушений сна у ребенка, приходят к следующим выводам. Так, согласно некоторым исследователям, на проблемы со сном у детей младенческого возраста могут оказывать влияние нарушения в работе центральной нервной системы (ЦНС) (А.Т. Быков, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко, С.А. Игумнов, Е.А. Науменко, М.В. Синицын и т.д.), нарушение питания и проблемы пищеварения (Е.С. Сахарова, Е.К. Бердникова, Е.С. Кешишян). В контексте нарушения сна также затрагивается проблема детской поведенческой инсомнии (Е.А. Корабельникова, И.А. Кельмансон).
Особое внимание уделяется проблеме эмоционального взаимодействия матери и ребенка. Так было выявлено, что детско-родительские отношения в материнской семье оказывают значимое влияние на особенности взаимодействия матери с собственным ребенком (И.Н. Малькова, Л.Г. Жедунова, С.Ю. Мещерякова). Особую роль во взаимоотношениях с ребенком играет и наличие послеродовой депрессии у матери (Т. Гарнизов, Д. Хаджиделева, А.В. Филоненко, И.А. Аргунова, Н.А. Корнетов и т.д.). Тревожность матери также значима в эмоциональном взаимодействии с ребенком (Л.А. Базалева, О.А. Соколова). По мнению В.С. Меренковой, Е.А. Николаевой, большую роль во взаимодействии с ребенком играет эмоциональный интеллект матери. Некоторые исследователи, например, Л.А. Николаева, Ф.А. Кован, К.П. Кован, С.С. Савенышева, делают акцент на особенностях отношений между супругами и их влиянием на взаимодействие с ребенком.
Несмотря на то, что существует множество исследований, затрагивающих проблему взаимодействия матери и ребенка, а также проблему нарушения сна у детей, недостаточно изученной остается роль эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок в контексте нарушенного сна младенца.
Цель исследования - содержание эмоционального взаимодействия матери и младенца с разными типами поведенческих нарушений сна ребенка.
Объект исследования - эмоциональное взаимодействие в диаде «мать-ребенок».
Предмет исследования - особенности эмоционального взаимодействия матери и младенца в контексте нарушения сна.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального взаимодействия матери и ребенка младенческого возраста.
2) Разработать и апробировать программу эмпирического исследования особенностей эмоционального взаимодействия в диаде мать-ребенок в контексте нарушенного сна ребенка.
3) Выявить особенности эмоционального детско-родительского взаимодействия с учетом индивидуального онтогенеза материнства.
4) Сравнить характеристики эмоционального взаимодействия матерей с детьми младенческого возраста, имеющих и не имеющих нарушения сна.
5) Разработать программу психологической профилактики
родительского стресса у матерей.
Гипотезы исследования:
1) Содержание индивидуального онтогенеза материнства женщины может проявляться в особенностях эмоционального детско-родительского взаимодействия.
2) Чрезмерная выраженность эмоционального отношения матери к ребенку, может проявляться в нарушении сна у младенца.
3) Личностные характеристики матери могут проявляться в поведенческих нарушениях сна у ребенка.
Теоретико-методологические основания: концепция
Г.Г. Филипповой о психологии материнства; содержание эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия Е.И. Захаровой; представления о проблемах нарушения сна у детей младенческого и раннего возраста Е.А. Корабельниковой.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
2) Метод тестирования: опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) Е.И. Захаровой; методика «Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» в адаптации Ю.Л. Ханина; опросник «Уровень родительского стресса» Р.Р. Абидин, в адаптации И.Н. Галасюк, О.В. Митиной, Т.В. Шишиной; «Онтогенез материнской сферы» Г.Г. Филипповой, Т.Ю. Барановой.
3) Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, Н- критерий Краскела-Уоллеса. Математико-статистическая
обработка данных проводилась в программе SPSS 23.
Описание выборки: в исследовании приняли участие 60 матерей, из них 68,3% имеют детей младенческого возраста, а 31,7% - детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Пол детей испытуемых - 56,7% девочки, 43,3% - мальчики. Нарушения сна у ребенка отмечают 68,3% матерей, 31,7% говорят об отсутствии у их детей поведенческих нарушений сна. При этом для 56,5% матерей - это первый ребенок, 40,5% - второй ребенок, для 3% - третий. Матери в возрасте от 25-30 лет - 23%, 31-35 лет - 55%, 36-40 лет - 22%. Семейное положение испытуемых - 98% замужем, 2% - в разводе.
Образование испытуемых - 97% имеют высшее образование, 1,5% - среднее специальное, 1,5% - неоконченное высшее образование.
Научная новизна: особенности протекания онтогенеза материнства, а именно, отношения с матерью и начало формирования ценности ребенка в детстве женщины, связаны с особенностями эмоционального взаимодействия женщины с ее собственным ребенком. Нарушения сна ребенка является не только стрессовым фактором для матерей, но также способствует развитию чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
Теоретическая значимость работы: полученные данные позволят расширить представления о роли эмоционального взаимодействия женщины и ребенка, и особенностей протекания онтогенеза материнства в поведенческих нарушениях сна ребенка.
Практическая значимость работы: полученные данные можно будет использовать для консультирования матерей по проблемам построения взаимоотношений с ребенком младенческого возраста, а также по проблемам нарушенного сна у детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностная тревожность матери проявляется в поведенческих нарушениях сна ребенка. Ситуативная тревога, проявляющаяся у матери в стрессовых ситуациях, способствует снижению эмоционального восприятия ребенка матерью.
2. Теплые и неустойчивые отношения женщины с ее матерью на
разных возрастных периодах детства, в наибольшей степени проявляются в эмоциональном детско-родительском
взаимодействии с ее собственным ребенком.
3. Родительский стресс, являющийся следствием несоответствий ожиданий родителей относительно их ребенка и их родительского поведения, проявляется в ситуациях эмоционального взаимодействия матери и ребенка.
4. Чрезмерная чувствительность к эмоциональному состоянию ребенка, поведенческие проявления и эмоциональное принятие женщины себя как матери проявляется в поведенческих нарушениях сна ребенка.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация и внедрение результатов. Теоретические и практические результаты исследования обсуждались на ежегодной Конференции студентов, магистрантов и аспирантов Алтайского Государственного Университета «Мой выбор - наука» в 2020 г.
По проблеме магистерской диссертации в печати находится одна статья «Эмоциональное взаимодействие матери и младенца в контексте онтогенеза материнства», справка о печати приложена к материалу работы. На основании результатов исследования было проведено
психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для женщин, испытывающих родительский стресс. Занятие проводилось на базе Краевого кризисного центра для женщин. Заявка на внедрение результатов магистерского исследования приложена к материалу работы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 103 источника, 5 из которых на иностранном языке и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы, особенно в психологических исследованиях, наблюдается возрастание интереса к феномену материнства. Активно исследуются проблемы взаимоотношений между родителями и детьми, влияние особенностей протекания онтогенеза материнства на жизнь женщины и ее последующие отношения с ребенком.
В первой главе нашей работы были рассмотрены особенности развития материнского отношения, психологические особенности детей младенческого возраста и особенности материнско-детского взаимодействия. Так, отношение женщины к ее будущему ребенку начинает формироваться задолго до начала полового созревания девочки: особенности протекания ее внутриутробного развития, первый контакт с матерью и их отношения в детстве девочки; более того на развитие материнской сферы значительное влияние оказывает и культурно-социальные факторы. В исследованиях показано, что дети почти от рождения направлены на социальную активность и стремятся к установлению взаимоотношений с собственной матерью. Особенности сна младенца, нарушения сна сказываются не только на развитии ребенка, но влияют и на самочувствие матери. Исходя из теоретических положений, мы пришли к выводу, что особенности протекания онтогенеза материнства будут сказываться на эмоциональном взаимодействии матери и младенца, при этом особую роль будет играть наличие у женщины личностной тревожности и наличие у младенца поведенческих нарушений сна.
Во второй главе были представлены результаты проведенного исследования, исходя из которых можно сделать следующие выводы:
1. Имеется связь между онтогенезом материнства, особенностями детско-родительского взаимодействия, личностной тревожностью, ситуативной тревогой и родительским стрессом.
2. Протекание онтогенеза материнства: особенности отношений женщины с собственной матерью, наличие контактов с младенцами в детстве и отношение взрослых к этому - связаны с особенностями эмоционального взаимодействия женщины с ее собственным ребенком. При этом наибольшее стремление к формированию позитивных отношений с ребенком выявляется не только у женщин, имеющих теплые и близкие отношения с матерью, но и имеющих конфликтные и неустойчивые отношения. Вероятно, последний вариант развития связан с гиперкомпенсацией отношений женщины с матерью.
3. Особенности детско-родительских отношений также связаны с родительским стрессом. Возникновение ситуаций родительских неудач, непохожесть ребенка на других, неуверенность в собственных силах способствуют снижению тенденции к благоприятным детско-родительским отношениям.
4. Личностная тревожность и ситуативная тревога также проявляются в ситуациях эмоционального детско-родительского взаимодействия и сказываются на отношении матери к ее ребенку.
5. Поведенческие нарушения сна младенца проявляются в
эмоциональных отношениях матери и ребенка. При этом, более позитивное отношение к ребенку встречается не только у матерей, которые не выявляют нарушения сна у детей, но еще и у тех, кто отмечает проблемы с укладыванием и нежелание ребенка спать отдельно от матери. Вероятно, подобное стремление ребенка к контакту с матерью способствует возрастанию позитивного отношения к ребенку, несмотря на сопутствующие при этом неудобства.



1. Абашидзе Э.Ф., Намазова Л.С., Кожевникова Е.В., Аршба С.К. Нарушение сна у детей // Педиатрическая фармакология. 2008. №5 (5).
С. 69-73.
2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-10.
3. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца. М.: АСТ, 1996. 379 с.
4. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 321 с.
5. Андриянова Е.А., Новокрещенова И.Г., Аранович И.Ю. Готовность к роли матери: медико-социологический анализ факторов формирования // Известия Саратовского университета. 2011. Т.11. №4. С. 5-12.
6. Аргунова И.А. Послеродовая депрессия. На стыке общей врачебной практики, акушерства и психиатрии // Российский семейный врач. 2010. Т.14. №1. С. 4-11.
7. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
8. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование): автореф. дис.канд.психол.наук. Шуя, 2002. 23 с.
9. Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Валеология. 2003. №3. С. 7-29.
10. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуэна // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 155-165.
11. Беляева Е.Н., Вассерман Л.И., Мазо Г.Э. Клинико-психологическая диагностика и оценка фактора семейных отношений у пациенток с послеродовой депрессией // Сибирский психологический журнал. 2011. №42. С. 6-13.
12. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. № 2. С. 44-51.
13. Бердина О.Н., Мадаева И.М., Долгих В.В., Колесникова Л.И. Медицина сна в педиатрии (обзор литературы) // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2011. №5 (81). С. 207-211.
14. Блохин Б.М., Полуэктов М.Г., Тарасенко Е.С., Троицкая Н.Б. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста // Лечебное дело: Лекции. 2010. №1. С. 4-10.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
16. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47.
17. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.
18. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 59-68.
19. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1987. 200 с.
20. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал. 2005. №2 (45). С. 137-146.
21. Василенко Т.Д., Воробьева М.Е. Качество взаимодействия матери и ребенка как фактор формирования здоровья // Педиатр. Клиническая психология. 2016. Т. 7. С. 151-155.
22. Васягина Н. Н., Адушкина К. В. Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19). С. 116-123.
23. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном
социокультурном пространстве России: дис.канд.психол.наук.
Екатеринбург, 2011. 475 с.
24. Винникот Д. В. Маленькие дети. М.:Класс, 1998. 80 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ