Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности лидерского потенциала руководителей

Работа №90984

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения лидерского потенциала руководителей коммерческой сферы 10
1.1. Понятие и основные подходы к изучению лидерского потенциала
руководителей в психологической науке 10
1.2. Личная эффективность руководителя в структуре профиля
должности 19
1.3. Лидерский потенциал современных руководителей коммерческой
сферы 25
Глава 2. Эмпирическое исследование лидерского потенциала
руководителей коммерческой сферы 33
2.1. Программа и методика исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3. Управленческие игры как метод оптимизации лидерского
потенциала руководителей коммерческой сферы 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения 62


Актуальность исследования. Подходы к изучению лидерского потенциала руководителя в современной практике управления, в условиях трудовой деятельности, являются одними из стержневых в прикладных аспектах организационной психологии. Ряд исследователей определяют, что в каждом индивиде заложен потенциал к реализации лидерства. Взаимозависимость профессиональной деятельности и лидерских составляющих руководителей всегда интересовала для менеджеров по персоналу (психологов), работающих в организациях: К.К. Платонов (1970), А.М. Столяренко (1987, 1990), А.И. Панкина (1996), В.В. Романов (1998), и др. Можно констатировать, что ряд организаций напрямую заинтересованы в определении у сотрудников лидерского потенциала для понимания критериев оценки сотрудников предприятия, планирующих карьеру управленца.
В то же время некоторые аспекты данной проблемы остаются неисследованными и заключаются в изучении составляющих лидерского потенциала современных руководителей коммерческих организаций, осуществляющих управленческую деятельность. Так как именно от управленцев зависит достижение целей организации и ситуация внутри (социально-психологический климат) и вне (имидж) организации, важно понимать, что не только уровень знаний и навыков определяет поведение руководителя, но и его личностные качества, способы осуществления управленческой деятельности. Универсальное значение индивидуальных качеств лидера-управленца, таких как организаторские и коммуникативные способности, эмоциональный интеллект определяет лидерский потенциал, что показывает комплексность данного социально-психологического феномена.
Феномен лидерского потенциала был рассмотрен такими учеными, как О.В. Евтихов, Р. Кричевский, Б.Д. Парыгин, Р. Стогдилл и др.
Лидерский потенциал определяет О.В. Евтихов через совокупность определенных лидерских качеств, условий (возможностей) для проявления лидерства в малой группе и реализующий лидерский ресурс в управленческой практике [19].
Для запуска лидерского ресурса управленца недостаточно создать благоприятные внешние условия, основой здесь часто выступают именно внутренние факторы профиля личности управленца, которые и определяют лидерский потенциал.
Какова структура лидерского потенциала руководителя, что определяет качество управленческой деятельности? Каково факторное пространство составляющих лидерского потенциала, допускает ли оно содержательную интерпретацию? Какими устойчивыми комплексами сопровождается лидерский ресурс руководящей деятельности? Таковы основные вопросы, которым посвящено данное исследование.
Степень изученности проблемы. Исследования «потенциала» личности через совокупность качеств субъекта, включающих деловой и личностный ресурс, что определяет эффективность осуществления субъектом в объективных условиях всех видов жизнедеятельности, в свое время проводили В.Н. Маркова, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Р.Л. Кричевский, Т.И. Артемьева, Е.В. Кудряшова, Б.Д. Парыгин, В.И. Добреньков и др.
Работы, посвященные анализу психологических особенностей управленческого персонала организаций - О.В. Евтихов, А.В. Заграновская, Е.А. Моисеева, Е.Э. Нетребко, Н.И. Птуха, Е.А. Шагаева и другие.
Подходы к определенным психологическим особенностям личности руководителя, повышающим эффективность управленческой деятельности (Е.Н. Кишкель, Е. Гизелли, Т. Коно, Р.Л. Кричевского, В. Баменьского, З. Мошна, С. Черны и др).
Управленческие имитационные игры В.Ф. Комарова, Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского, М.М. Крюкова и Л.И. Крюковой, в которых «... проблема 4
социального управления раскрывается через участие в реальных взаимосвязях ... ситуациях, которые являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов».
Изучение особенностей лидерского потенциала и психологических аспектов управленческой деятельности руководителей, работающих в коммерческой сфере, определяет актуальность данной темы магистерской работы.
Цель исследования - изучить и описать содержательные особенности лидерского потенциала руководителей коммерческих организаций.
Объект исследования - феномен лидерского потенциала.
Предмет исследования - особенности лидерского потенциала руководителей.
В соответствии с целью, объектом, предметом научного исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основания лидерского потенциала современных руководителей, выделив структуру и содержание управленческой деятельности руководителей современных коммерческих организаций;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования.
3. Изучить содержательные особенности взаимосвязей лидерского потенциала в управленческой деятельности современных руководителей.
4. Составить схемы по проведению управленческих (имитационных) игр как метода развития лидерского потенциала современных руководителей и оптимизации в целом управленческой деятельности руководителей, работающих в коммерческой сфере.
Общая гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют содержательные особенности лидерского потенциала современных руководителей, которые могут выступать предпосылками управленческой деятельности.
Гипотезы исследования:
- вероятно, что психологические качества современных руководителей коммерческих организаций будут иметь специфическую выраженность факторов, что определит лидерский потенциал;
- существуют статистически достоверные правила, связывающие организаторские способности, коммуникативные способности и эмоциональный интеллект, проявляющиеся соответственно у руководителей мужчин и женщин;
- структура лидерского потенциала современных руководителей коммерческой сферы мужчин и женщин имеет содержательные отличия.
Для решения задач, поставленных в рамках исследования, использовался следующий комплекс методов:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: метод анкетирования и
психологического тестирования: тест-опросник «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого; тест-опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский и В.А. Федоришин); Пятифакторный опросник личности 5PFQ, Хийджиро Тсуйи (Heijiro Tsuji); методика «Склонность к риску» (А. Шуберт) и блок тестов на эмоциональный интеллект «Лидеры России» (Тест управленческого потенциала Potential-In-Focus от ЭКОПСИ и тест управленческой готовности ОУП 5.1 автора Синягина Ю.В. из Центра планирования и прогнозирования карьеры РАГС при президенте РФ).
3. Методы математико-статистической обработки полученных данных.
Для математико-статистической обработки полученных данных применялись коэффициент Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ. Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS 15.0».
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико -методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов.
Теоретическо-методологической основой исследования являются положения:
- принцип системности (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев,
В.А. Барабанщиков, Е.П. Ильин);
- основные положения теорий лидерства в рамках социальной психологии (Р. Стогдилл, К. Левин, Ф. Фидлер, Б. Басс, Д.Б. Парыгин, Р.Л. Кричевский);
- организационно-культурный подход к оценке управленческой деятельности (Т.Ю. Базаров);
- игровое моделирование в профессиональной деятельности (Я.М. Бельчиков, М.М. Бирнштейн, Ю.С. Арутюнов, А.Л. Лифшиц и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость работы
- проанализированы и обобщены результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме лидерского потенциала современного руководителя и его содержательных составляющих, выделены социально-психологические особенности лидерского потенциала современных руководителей мужчин и женщин с разным опытом руководящей работы;
- дана психологическая характеристика лидерского потенциала современного руководителя коммерческой сферы и получены значимые различия в степени выраженности личностных качеств руководителей с опытом управленческой работы.
Прикладной аспект исследования заключается в том, что:
- результаты исследования могут использоваться для определения психологических особенностей при назначении на руководящие должности специалистов, в работе с кадровым резервом с целью выдвижения на руководящие должности и применяться при психологическом тестировании в условиях отбора кандидатов на управленческие позиции;
- составленные управленческие имитационные игры ориентированы на оптимизацию руководящей деятельности в целом и непосредственно на развитие управленческих навыков, что будет способствовать повышению мотивационной готовности и социально-психологической компетентности руководителей коммерческой сферы.
Положения, выносимые на защиту:
Лидерский потенциал современных руководителей коммерческих организаций имеет ключевые составляющие, которые включают организаторские способности и коммуникативные навыки, а также эмоциональный интеллект.
Лидерский потенциал современных руководителей мужчин и женщин предполагает своеобразие структуры индивидуальных качеств, причем обязательно включает эмоциональный интеллект.
Одним из методов оптимизации лидерских качеств руководителя является проведение управленческих имитационных игр. Эффективность данного метода активного социально-психологического обучения обусловлена тем, что в ходе управленческих игр происходит решение значимых профессионально-ориентированных ситуаций, в рамках «исполнения» служебной роли посредством игрового моделирования.
Эмпирическая база исследования: эмпирическую базу исследования составили 57 человек (общий объем выборки), которые образовали две группы - основную и контрольную.
В основной группе были 32 человека возрасте от 25 до 49 лет, занимающие руководящие должности в коммерческих организациях или стремящиеся занять управленческую должность в самое ближайшее время, среди них было 15 мужчин и 17 женщин.
Контрольная группа включала 25 человек в возрасте от 25 лет до 41 года, в нее входили работающие специалисты, исполнители и сотрудники, не имеющие управленческого функционала.
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Материалы исследования были представлены на научных
конференциях:
- XXIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», (апрель, 2021);
Опубликованы материалы исследования:
1. Шамардина М.В., Квасова С.Ю. Эмоциональный интеллект в структуре лидерства // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXIII Международной научно¬
практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 30 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.С. Власов. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. 351 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). ISBN 978-5-85127¬960-7
Структура диссертации. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 89 источников, в том числе 15 на иностранном языке. Текст работы содержит 3 таблицы и 12 рисунков, 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе нами был рассмотрен лидерский потенциал и выявлены отдельные составляющие лидерского потенциала, такие как коммуникативные навыки, организаторские способности, эмоциональный интеллект, склонность к риску и др.
В условиях стремительно меняющегося мира, цифровизации и увеличения объема данных для принятия решений особое внимание приобретают те профессиональные и социально-психологические компетенции личности, которые формируют лидерский потенциал.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретически анализ зарубежной и отечественной литературы, теорий и подходов к феномену лидерства и лидерского потенциала. Также были выделены отдельные модели структуры лидерского потенциала и раскрыты модели оценки компетенций и выявления лидерского потенциала. На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены профессиональные и психологические особенности личности, формирующие лидерский потенциал.
Лидерский потенциал подкрепляется комплексом профессиональных и личностных компетенций, которые личность приобретает в процессе своего становления и профессионального развития.
Для реализации лидерского потенциала необходимо сочетание нескольких составляющих лидерства.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Психологические качества современных руководителей
коммерческих организаций имеют специфическую выраженность факторов, что определит лидерский потенциал.
2. Ключевыми составляющими лидерского потенциала современных руководителей являются организаторские способности, коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, общий лидерский потенциал (психологическая готовность к ответственности);
3. Существуют статистически достоверные правила, связывающие организаторские способности, коммуникативные способности и эмоциональный интеллект, проявляющиеся соответственно у современных руководителей мужчин и женщин;
4. Для ярко выраженных осознанных проявлений лидерского потенциала недостаточно высокого уровня одного фактора, необходимо сочетание хотя бы два и более факторов. Остальные, слабо выраженные факторы лидер будет целенаправленно развивать по мере осознания своего потенциала.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.



1. Адизес И.К. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 199 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2016. 414с.
3. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика. М.: Юрайт, 2014. 381 с.
4. Базарова К.Т. Социально-психологические факторы развития
лидерских качеств руководителя. М.: Эксмо, 2008. 232 с.
5. Бендас Т. В. Гендерный аспект психологии лидерства в конкретных эмпирических исследованиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2017. № 12-2 (74-75). С. 27-31.
6. Билл Джордж, Питер Симс. Уроки выдающихся лидеров. Как развить и укрепить лидерские качества. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 352 с.
7. Бондалетов В.В. Ключевые компетенции руководителя как основа проектирования внутриорганизационной образовательной среды // Современные технологии управления персоналом. С. 25-39.
8. Бухаркова Ольга Валерьевна. Имидж лидера: технология создания и продвижения. СПб.: Речь, 2007. 222 с.
9. Вавилов Владислав. Неформальный лидер — помощник или враг. http://themedicalpractice.com/articles/leader
10. Веселовский Д.П., Мосина Л.М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA // Вестник университета, 2018. № 2. С. 141-146.
11. Галиуллина Г С. Лидерство в XXI веке: взгляд из России. Челябинск: Челяб. Дом печати, 2002. 432 с.
12. Глухов П.С. Социально-психологические характеристики инновационного лидерства менеджеров: дис. кандидат психол. наук П.С. Глухов. Челябинск, 2017.
13. Глухов П.С. Стили лидерства менеджеров промышленных организаций с разным уровнем инновационности / П.С. Глухов, С.В. Глухов // Вестник ЮУрГУ. - Серия «Психология». 2015. Вып. 8. С. 5 - 10.
14. Горбачева Н. С. Социокультурные основания политического лидерства в городских округах России // Волгоградский институт управления. - Волгоград, 2017. 27 с.
15. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. 320 с.
16. Гришакова Н., Ужакина Ю. «Нужны ли компаниям лидеры?» //
«Малакут—HR-исследования и решения»
URL:http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=14607
17. Грязева-Добшинская В. Г. Баланс тенденций активности
менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов
инновационного лидерства / В. . Грязева-Добшинская, В.Г. Лидерство в инновациях: моделирование ресурсов активности менеджеров: монография / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. 124 с.
18. Диагностика лидерских способностей / Е. Жариков, Е. Крушельницкий; под редакцией Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 339 с.
19.19. Евтихов О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: М.: StudRed, 201. 241 с.
20. Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия/ О.В.Евтихов // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2010. № . С.114-121.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ