Введение ……………………3
1. Теоретические основы изучения величин в начальной школе.............……...6
1.1 Методика формирования понятия величины и её измерения у младших школьников………………6
1.2 Скалярные величины: виды и особенности измерения……………………….8
1.3 Общеметодический подход к изучению скалярных величин в младшей школе……12
2. Анализ методик преподавания величин на уроках математики в начальной школе……………14
2.1 Обзор методики преподавания длины на уроках математики в начальной школе…14
2.2 Анализ методической системы изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе……………………………………………………………………18
Заключение………………………………………25
Список использованных источников………27
Изучение темы «Величины» – основной раздел начального курса математики. В целом, можно говорить о том, что математика – это, прежде всего, наука о величинах, их соотношениях и зависимостях.
Изучение величин начинается с самого первого урока математики и продолжается в течение всего курса обучения данного предмета. В начальной школе происходит знакомство с основными скалярными величинами: масса, длина, время, площадь, а также их основными единицами измерения. В дальнейшем каждому школьнику полученные знания обязательно пригодятся в повседневной жизни.
Как правило, этот раздел математики изучается детьми с большим интересом и не вызывает особых затруднений. Тем не менее, главная задача учителя заключается в правильном подборе методик, наглядных упражнений и заданий для изучения тех или иных величин. Цель педагога состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть смысл каждой величины, приобрести практические умения и навыки при работе с величинами, создать целостные представления об окружающих предметах и явлениях.
Особый акцент при изучении величин отводится формированию умений и навыков, связанных с их измерением, практическому ознакомлению младших школьников с измерительными приборами и их шкалами, системой единиц измерения, а также переходом от одной единицы измерения к другим (таблица мер).
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – методика изучения величин в начальной школе.
Цель исследования – изучить особенности формирования представлений о величинах в начальной школе.
Гипотеза исследования: при грамотном подборе педагогом обучающих методик, упражнений и заданий, изучение величин в младшей школе пройдет намного интереснее и эффективнее.
Задачи исследования:
1) рассмотреть методику формирования понятия величины и её измерения у младших школьников;
2) оценить виды и особенности измерения скалярных величин;
3) изучить общеметодический подход к изучению скалярных величин в младшей школе;
4) провести обзор методики преподавания длины на уроках математики в начальной школе;
5) провести анализ методической системы изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе.
Методологическая основа исследования. Для написания курсовой работы использовались следующие методы научного познания: системный, логический, статистический, методы синтеза и анализа, сравнительного анализа, индукции и дедукции в раскрытии сущности явлений и др.
Практическая значимость исследования – заключается в разработке рекомендаций педагогам по формированию представлений о величинах у младших школьников.
Информационная база исследования: учебники и учебные пособия по педагогике, математике, методике преподавания математики, материалы сети Интернет, периодические издания.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, а также списка использованных источников.
Изучение младшими школьниками темы «Величины» на уроках математики способствует формированию обобщений‚ совершенствованию точности выполнения измерительных действий‚ воспитанию умения доводить любую работу до конца‚ формированию навыков самоконтроля.
В процессе проведения тематических опытов у учащихся развиваются память‚ внимание‚ наблюдательность‚ совершенствуются мелкая моторика‚ зрительные и тактильные ощущения.
Все это способствует решению задачи развития личностных качеств младших школьников и учебно-познавательной деятельности. В ходе знакомства младших школьников с единицами измерения величин у них расширяются представления о числе. Они приходят к выводу‚ что числа получаются и в результате измерения величин.
Помимо этого‚ изучение материала темы «Величины» способствует:
а) лучшему пониманию закономерностей десятичной системы
счисления (соотношение единиц измерения величин);
б) расширению понятий арифметических действий .
Учитель математики должен выстраивать свою работы при изучении данной темы следуя четкому алгоритму познания величин:
научить детей правильно определить подлежащий измерению объект;
2.выбрать правильную единицу измерения (для массы –гр, кг, для длины –см, м.);
3.Научить детей пользоваться измерительными приборами и оборудованием (линейки‚ весов‚ циферблатов часов);
4. Правильно исчислять показания и использовать результат измерения.
Ниже представлены основные принципы‚ которых учитель должен придерживаться на уроках по теме «Величины».
Знакомство младших школьников с любой новой единицей измерения нужно начинать с создания им такой жизненной ситуации‚ которая помогала бы убедиться в необходимости ее использования.
Нужно стремиться к тому‚ чтобы школьники четко представили и ощутили каждую единицу измерения‚ используя все органы чувств. на уроках целесообразно использовать опыт‚ наблюдения‚ знание уже известных единиц измерения.
Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся.
Измерительные упражнения целесообразно проводить систематически. Они должны стать неотъемлемой частью уроков математики по теме «Величины».
1. Байкова, Г.С. Применение занимательных упражнений и дидактических игр на уроках математики в первом классе, как одно из условий формирования познавательного интереса к предмету/ Г.С.Байкова // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы. 2015. С. 25-33.
2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб.пособие для студентов / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2016. 198 с.
3. Зиновьев, П.М. Понятие положительной склярной величины и ее измерения / П.М.Зиновьев // Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». – изд. 2-е, перераб. и доп. / Сост. П.М. Зиновьев. – Саратов: Издательский Центр «Наука». 2015. 69 с.
4. Караева, А.М. Методика преподавания математики в начальных классах/ А.М. Караева / /В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. С. 233-235.
5. Кипяткова, О.С. Создание задачника для курса методики преподавания математики в начальной школе / О.С. Кипяткова // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 95-100.
6. Корчемкина, Ю.В. Проблемы преподавания дисциплины «методика обучения математике в начальной школе» студентам педагогического вуза/ Ю.В. Корчемкина // В сборнике: Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение. 2019. С. 126-128.
7. Мартынова, О.А. Разминки на уроках математике / О.А. Мартынова // Начальная школа. 2003. №7.
8. Матханова, М.С. Изучаем величины / М.С. Матханова // Начальная школа. 2004. №8. С.110.
9. Муравлева, О.В. Формирование алгоритмического мышления младших школьников в процессе обучения математике / О.В.Муравлева // В сборнике: Традиции и инновации в начальном образовании. 2017. С. 199-202.
10. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа . В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2010. 317 с.
11. Редько, З.Б. О методических задачах в рамках дисциплины «Ьетодика преподавания математики в начальной школе» / З.Б.Редько // В сборнике: Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. 2019. С. 301-304.
12. Сафина, Г.Б. Величина и ее измерение / Г.Б. Сафина // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности. 2018. С. 168-170.
13. Селькина, Л.В. Методика изучения темы «Длина. Измерение длины» / Л. В. Селькина // Начальная школа. 2018. № 11. С. 50-55.
14. Смолеусова, Т.В. Наглядные таблицы по математике для начальных классов: Пособие для учащихся / Т.В. Смолеусова. – М.: Просвящение. 2002. 141 с.
15. Степанова, С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 2-го класса. // Начальная школа 08.1989г
16. Тагиева, С.Д. Изучение понятия «длина» в начальных классах/ С.Д.Тагиева // Colloquium-journal. 2019. № 10-5 (34). С. 39-42.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
18. Царева, С.Е. Как рождается величина… // Начальная школа 2000г. №6 стр.105-111.
19. Чекин, А.Л. Сложение и вычитание величин / А.Л. Чекин // Начальная школа. 2018. №8. С.20-22.
20. Шалыгина, Ю.В. К вопросу о формировании понятия «величина» у младших школьников / Ю.В.Шалыгина // В сборнике: молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. 2017. С. 53-55.
21. Шарафутдинова, Г.Г. Изучение основных величин в начальных классах/ Г.Г. Шарафутдинова / /В сборнике: новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. 2018. С. 80-82.
22. Шикова, Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе / Р.Н. Шикова // Начальная школа. 2006. №5. С.48-53.