Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность молодых женщин к прыжку с парашютом

Работа №90927

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы11*
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения психологической готовности молодых женщин к прыжку с парашютом 10
1.1 Теоретические подходы к изучению психологической готовности к
деятельности 10
1.2 Социально-психологические особенности парашютного спорта, как вида
деятельности 17
1.3Психологические особенности молодых женщин 21
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности молодых женщин к прыжку с парашютом
.••••••••••• ................................................................. ........... 25
2.1 Программа исследования 25
2.2 Результаты исследования 30
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 70

Актуальность темы исследования. Проблема исследования является актуальной в связи с увеличивающимся количеством стресса в жизни молодых женщин, а также популяризацией экстремальных видов спорта.
Общая психологическая подготовка к прыжку с парашютом складывается из большого комплекса мероприятий по дальнейшему повышению эмоционально-волевых и морально-политических качеств спортсмена-парашютиста. Она является неотъемлемой частью системы обучения и логическим продолжением специальной психологической подготовки.
Практическое осуществление психологической подготовки требует, чтобы все методы и формы психологического воздействия имели четкую направленность и способствовали решению конкретных задач. Без этого условия немыслима ее эффективность.
Одним из основных факторов в числе структурных составляющих психической деятельности человека выступает психологическая готовность. Образно говоря, психологическую готовность человека к деятельности, можно представить в виде сильно сжатой пружине, которая вобрала в себя все необходимые и достаточные элементы предстоящего действия для того, чтобы успешно решить поставленную задачу.
Психологическая готовность к деятельности представляется необходимым условием как для её начала, так и для эффективного завершения. Особенно феноменом психологической готовности к действию и деятельности человека интересовались в тех случаях, когда речь шла об использовании его сил и возможностей в непривычных, экстремальных условиях.
Понимая особую значимость психологической готовности как одного из факторов эффективной деятельности в чрезвычайно сложных условиях, сложилась и практика формирования специальной, в том числе и психологической, готовности специалиста. К этому можно отнести практику подготовки к деятельности спортсмена, военного летчика, летчика- испытателя, полярника или даже космонавта. Данная практика, как правило, состоит из определенной программы формирования психологической готовности к предстоящей деятельности, так в ряде случаев и оценки уровня достигнутого результата.
Надо полагать, изучение проблемы психологической готовности не исчерпывается специфической профессиональной деятельностью в чрезвычайных условиях. В любой профессиональной деятельности она не теряет свою актуальность. Из этого следует, что важное значение психологического обеспечения в области профессионального отбора и готовности кадров.
Проблема исследования.
Постановка проблемы. Несмотря на многочисленные точки зрения относительно категории психологической готовности к деятельности, исследований содержания именно психологической готовности к парашютному прыжку на сегодняшний день в психологической науке недостаточно.
Степень изученности проблемы исследования. Проблематика психологической готовности к деятельности рассматривается в работах психологов относительно недавно. Так, Н.Д. Левитов понимает готовность как состояние, которое зависит от индивидуальных особенностей личности, типа высшей нервной деятельности и условий, в которых протекает деятельность. Готовность понималась автором как целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, отражающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Исходя из данной идеи Е.П. Ильин занимался изучением оптимального рабочего состояния и оптимального состояния покоя. Важными выводами, к которым пришел автор, на наш взгляд является выделение двух видов покоя - минимум физиологической активности и оперативный покой, который в свою очередь представляет собой оптимально высокую готовность к действию, без излишнего эмоционального возбуждения и мотивационного напряжения.
В.Д. Шадриков также понимает психологическую готовность к профессиональной деятельности как «особое интегральное предрабочее состояние, обеспечивающее при переходе к работе или при изменении ее условий оптимальный уровень выполнения деятельности». В отечественной психологической науке в рамках изучения психологической готовности проводились исследования в космической (Е.А. Лебедев), авиационной (В.Л. Марищук, Б.Л. Покровский), инженерной психологии (М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко). Так как готовность рассматривалась, как некоторое активное состояние, которое необходимо для качественного исполнения своих обязанностей, то стоит отметить, что серьезный вклад был внесён в разрабатываемую теорическую базу проблемы оперативной готовности, настроенности на совершение отдельного действия, что не является применимым к пониманию психологической готовности к деятельности. По мнению А.Д. Ганюшкина, состояние психической готовности предполагает обеспечение наиболее благоприятных рабочих характеристик спортсмена и формируется еще до начала деятельности и сохраняется в последующем.
В.А. Алаторцев рассматривает психологическую готовность спортсмена к соревнованию, как возможность успешного выступления. Так, в психической готовности значительная роль, по его мнению, принадлежит уверенности, воле и т.д., которые, как он считает, не поддаются измерению и поэтому могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований.
На научно-исследовательском уровне изучением парашютного спорта занималось относительно небольшое количество учёных. Например, П.И. Гвоздев (1969), Д.Д. Шерман (1969), Л.Т. Ландоренко (1970), Д.В. Пухняк (2010), которые ставили перед собой цель исследовать медицинские и биологические (Башкирева A.B. (2011)) аспекты подготовки парашютистов; В.М. Куприн (1994) и Т.М. Климова (1995)) К проблемам парашютного спорта на диссертационном уровне обращались только: П.И. Гвоздев (1969), Д.Д.
Шерман (1969), Л.Т. Ландоренко (1970), Д.В. Пухняк занимались изучением подготовки спортсменов в классическом парашютизме; И.Н. Вербицкая (2003) изучала особенности самоактуализации личности в парашютном спорте, а С.К. Бородин (2007) разработал систему парашютной подготовки будущих военных летчиков.
Цель исследования - выделение особенностей психологической готовности молодых женщин к прыжку с парашютом на разных этапах подготовки.
Объект - психологическая готовность к деятельности.
Предмет - психологическая готовность молодых женщин к прыжку с парашютом.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению психологической готовности к деятельности;
2. Охарактеризовать социально-психологические особенности парашютного спорта, как вида деятельности;
3. Выделить психологические особенности молодых женщин;
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической готовности молодых женщин к прыжку с парашютом на разных этапах подготовки;
5. Сформировать программу подготовки к прыжкам с парашюта для молодых женщин.
Гипотезы:
1. Вероятно, психологическая готовность к прыжку с парашютом у женщин-профессионалов будет характеризоваться высоким уровнем мотивации, позитивным отношением к прыжкам с парашютом, а также выраженной способностью совладания со стрессовыми ситуациями.
2. Скорее всего, психологическая готовность к прыжкам с парашютом у молодых женщин-новичков характеризуется повышенной тревожностью и настороженностью в отношении к прыжкам с
парашютом, достаточно высоким уровнем мотивации.
3. Предположительно, программа психологической тренинговой работы с женщинами-новичками будет способствовать формированию позитивного образа прыжка с парашютом, повышению уровня психологической устойчивости и развитию навыков самоконтроля.
Теоретико-методологические основания:
- подход к пониманию психологической готовности к деятельности через анализ ее составляющих и видов Н.Д. Левитова;
- анализ особенностей подготовки спортсменов к прыжкам с парашютом в работах Д.В. Пухняк, В.М. Куприна, Т.М. Климова, С.К. Бородина.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме; анкетирование; психологическое тестирование: «диагностика волевых особенностей личности» М.В. Чумаков, «самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман, Ф. Рикс, «диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман), методики выявления отношения к профессии (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). Методы математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, корреляционный, факторный анализ).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 37 молодых женщин в возрасте от 18 до 35 лет, проживающие в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях, из них 22 - имеют большой опыт в прыжках с парашютом и 15 - не имеют такого опыта.
Научная новизна:
- содержательно проанализированы эмоционально-волевой, когнитивный и мотивационный компоненты психологической готовности к прыжку с парашютом у молодых женщин;
- выделены особенности эмоционально-волевого, когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности к прыжку с парашютом у молодых женщин с большим опытом прыжков.
Теоретическая значимость:
- заключается во внесении уточнений в определение содержания психологической готовности к прыжку с парашютом молодых женщин, а также дополнена теория психологической готовности к деятельности, а именно к прыжку с парашютом посредством выделения содержательного наполнения эмоционально-волевого, когнитивного и мотивационного компонентов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки и внедрения различного рода программ психологического сопровождения подготовки молодых женщин к прыжкам с парашютом на разных уровнях готовности.
Разработанная в рамках выпускной квалификационной работы программа психологического тренинга может быть использована психологами в качестве ориентира при непосредственной подготовке новичков к прыжкам с парашютом.
Результаты исследования могут быть также полезны для тренеров по парашютному спорту при целостной подготовке к данному виду деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критериями психологической готовности к прыжку с парашютом у
молодых женщин выступает уровень развития эмоционально-волевого, когнитивного и мотивационного компонентов. Так, для молодых женщин-профессиналов более выражено положительное представление о прыжках с парашютом, развиты такие качества как инициативность и выдержка, а также преобладают мотивы творческой активности и общения по сравнению с молодыми женщинами, только начинающими подготовку к прыжкам с парашютом.
2. Психологическая готовность к прыжку с парашютом является важным звеном общей готовности к деятельности, что предполагает развитие волевых качеств молодых женщин, их отношение к прыжку с парашютом, повышению уровня психологической устойчивости в целом. Психологический тренинг способствовал формированию психологической готовности через регуляцию эмоционально-волевого состояния молодых женщин, коррекцию систем представлений о прыжках с парашютом и формированию мотивов спортивной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечены сформулированными теоретико-методологическими основаниями,
использованием комплекса надежных, научных методов сбора и обработки полученных в исследовании данных; формированием репрезентативной выборки; количественным и качественным анализом и контролем эмпирических данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Программа психологического тренинга, разработанная на основе результатов эмпирического исследования и апробированная в рамках диссертационной работы осуществлялась в сотрудничестве с Аэродромом «ДЗ Танай».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (100 источников, из них 98 отечественных и 2 иностранных), 17 рисунков, 4 таблицы, 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретико-методологические аспекты психологической готовности к деятельности, особенности парашютного спорта, как вида деятельности, психологические особенности молодых женщин. На основании теоретико-методологической базы было реализовано прикладное исследование, направленное на изучение и формирование психологической готовности к прыжку с парашютом у молодых женщин, не имеющих опыта в данной деятельности.
В результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Проблема психологической готовности к деятельности является актуальной и активно разрабатываемой в настоящее время. В различных областях жизнедеятельности применяется конструкт психологической готовности, в том числе в различных видах спорта.
2. Для женщин, занимающихся прыжками с парашютом длительное время, психологическая готовность к прыжку с парашютом характеризуется высоким уровнем мотивации, положительным отношением к прыжку с парашютом, а также выраженной способностью преодоления стрессовых ситуаций.
3. Психологическая готовность к прыжкам с парашютом у молодых женщин, не имеющих в этом опыта, определяется высоким уровнем тревожности и настороженности в отношении к прыжкам с парашютом, а также достаточно высоким уровнем мотивации.
4. Программа психологической тренинговой работы с женщинами, не имеющими опыта в прыжках с парашютом, способствует формированию расширенного образа прыжка с парашютом, включающем в себя, как эмоциональный, так и познавательный компонент, повышению уровня психологической устойчивости и развитию навыков самообладания и выдержки.
Таким образом, исходя из данных, полученных в ходе исследования, были определены особенности эмоционально-волевого, когнитивного и мотивационного компонентов психологической готовности к прыжку с парашютом у молодых женщин. Данная проблема имеет хорошую перспективу к дальнейшему теоретическому изучению и практическому применению полученных данных, так как наблюдается рост интереса к данному виду спорта, как и к другим экстремальным видам деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 250 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 288 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
4. Агеевец В.У и др. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. Словарь-справочник. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 450 с.
5. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 116, 5 или 3? -критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т.1 № 2. С. 9-23.
6. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 288 с.
7. Акимова Е.В., Ершова Д.А. Характеристики поведения и психических
процессов личности в экстремальных ситуациях. Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно¬
практической конференции (г. Архангельск, 18-19 декабря 2014). Архангельск: САФУ, 2015. С. 10-13.
8. Алексеев A.B. Обучение методам саморегуляции в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1987. 24 с.
9. Алёхина Н.В. Изменения, возникающие в психике у спортсменов-
парашютистов и воинов-десантников, при прыжках с парашютом // Харьковская государственная академия физической культуры [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rusnauka.com/CCN/Psihologia/7_alehina%20n.v.doc.htm (дата обращения 29.03.2021)
10. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 290 с.
11. Андреева Г.М., Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 167 с.
12. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМА, 1999. 284 с.
13. Араратян А.Б. Структура и динамика сенсомоторного реагирования в процессе совершенствования мастерства: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1981. 26 с.
14. Архипов П.П. Под куполом парашюта: (Очерк о О.П.Сергеевой ). М.: ДОСААФ, 1978. 48 с.
15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 156 с.
16. Асмолов А.Г Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
17. Барабанщиков A.B., Белоусов H.A., Сысоев В.В. Готовность к прыжку с парашютом. М.: ДОСААФ, 1982. 216 с.
18. Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности (на примере спортивной деятельности): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1979. 23 с.
19. Белкин A.A. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
20. Берштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: «Институт практ. Психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 608 с.
21. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 2005. 175 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ