Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная интеграция лиц с нарушением слуха посредством использования информационных технологий

Работа №90898

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблем социальной интеграции лиц с нарушением слуха 9
1.1. Понятие глухота и характеристика лиц с нарушением слуха 9
1.2. Сущность и основные проблемы социальной интеграции лиц с
нарушением слуха 15
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной интеграции лиц с
нарушением слуха 29
Глава II. Использование информационных технологий в процессе социальной
интеграции лиц с нарушением слуха 36
2.1. Виды информационных технологий, используемые в процессе
жизнедеятельности лиц с нарушением слуха 36
2.2. Анализ значения сети Интернет в процессе социальной интеграции лиц с
нарушением слуха 51
Заключение 63
Библиографический список 67
Приложение 1 67
Приложение 2 78

Актуальность исследования. В современной России проблема интеграции лиц с нарушением слуха является важной. Ведь то, как общество относится к инвалидам, людям с особыми потребностями, исторически являлось показателем цивилизованности страны, гуманности её граждан. Особенно сейчас, когда мировое сообщество взяло направление на уравнивание в правах, равные возможности для всех членов общества. Согласно статистическим данным, около 3 % населения имеют такие нарушения слуха, при которых взаимодействие с другими людьми затруднено. В России перепись глухого населения до 2010 года не проводилась в течение ста лет. Но именно в 2010 году во время проведения Всероссийской переписи населения в варианты ответа на вопрос, касающийся владения определёнными языками по просьбам «Всероссийского общества глухих» был добавлен пункт «владею русским жестовым языком». Его отметили 121 тысяча человек. Но даже это число нельзя считать достоверным, поэтому до сих пор число лиц с нарушением слуха, проживающих на территории России рассчитывается приблизительным образом, что затрудняет создание программ социальной защиты. По данным организации здравоохранения: 10% (около 14 млн. человек) населения обладают различными нарушениями слуха, из них 2-2,5% страдают тяжкими нарушениями. Получается, что примерно 14 000 000 россиян имеют потерю слуха, а около 400 000 рассчитываются как инвалиды.
Восприятие мира, с множеством его объектов происходит при помощи анализаторов, одним из которых является слух. У глухих этот анализатор отсутствует, поэтому социально-средовая реабилитация этой категории населения малодоступна. Общество и государство должно способствовать тому, чтобы окружающая среда соответствовала потребностям данной категории инвалидов, и стараться решить такую проблему, как доступность различного рода информации глухим людям.
Одним из приоритетов нашей государственной политики является создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, которая предполагает не только преодоление архитектурных и транспортных барьеров, а также обеспечение доступности информационных и коммуникационных технологий для этой категории населения, что закреплено на законодательном уровне.
Использование информационных технологий для лиц с нарушением слуха имеет особое значение и особую функцию. В большинстве случаев, эти люди испытывают трудности в общении со слышащими в реальной жизни, а виртуальное общение несет в себе определенный реабилитационный потенциал, который позволяет приобрести новый опыт общения и жизненных стратегий. Своевременное информирование лиц с нарушением слуха, позволит им интегрироваться в общество, поможет получить полноценное образование и активно участвовать в жизни общества. В современных условиях одним из инструментов, задачей которого является обеспечение успешного процесса интеграции, являются информационные технологии.
Проблема исследования:
Несмотря на предпринимаемые меры, уровень интеграции инвалидов по слуху всё ещё остаётся низким. Из -за своего дефекта они проявляют низкий уровень социальной активности, их действия в личной, профессиональной и других сферах жизни обоснованы ограничением слуха.
Степень научной разработанности темы:
Большой вклад в развитие отечественной сурдопедагогики и сурдопсихологии внесли такие учёные, как Л.С. Выготский, Э.И. Леонгард, Р.М. Боскис, Б.Д. Корсунская, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, Зыков С.А. Они изучали закономерности развития детей с нарушением слуха, особенности их обучения, а также состояние психики взрослых людей с такими же нарушениями.
Несмотря на имеющиеся научные разработки по данной проблематике, не все ее аспекты рассмотрены в достаточном объёме. Ощущается недостаток современных исследований, касающихся интеграции лиц с нарушением слуха, которые учитывают изменения в обществе и законодательстве произошедшие за последнее время.
Объект исследования: социальная интеграция лиц с нарушением слуха.
Предмет исследования: социальная интеграция лиц с нарушением слуха посредством использования информационных технологий.
Цель дипломной работы - анализ использования информационных технологий в процессе социальной интеграции лиц с нарушением слуха.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие глухота и охарактеризовать инвалидов с патологией слуха.
2. Изучить сущность и специфику проблем социальной интеграции лиц с нарушением слуха.
3. Проанализировать нормативно -правовую базу по проблеме интеграции лиц с нарушением слуха.
4. Рассмотреть виды информационных технологий, используемые в процессе жизнедеятельности лиц с нарушением слуха.
5. Исследовать основные сервисы сети Интернет, используемые лицами с нарушением слуха.
Гипотезы исследования:
1. Среди наиболее адекватных теоретических подходов к анализу понятия «глухота» можно выделить аудиометрический и педагогический, так как они позволяют осуществить разносторонний анализ этого феномена.
2. Возможно, недостаточная информированность общества о жизни и способах взаимодействия с глухими людьми замедляет процесс социальной интеграции, и не даёт лицам с нарушенным слухом возможности для полноценного включения в общество.
3. Вероятно, к основным видам информационных технологий, используемых в процессе социальной интеграции можно отнести: телекоммуникационные, интернет-технологии, а также технические устройства для реализации информационных технологий.
4. Вероятно, что специальные интернет-приложения, используемые лицами с нарушением слуха, способствуют уменьшению социальной дистанции между слышащими и лицами с нарушением слуха...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сравнительно недавно в мировом и общественном сознании закрепилась мысль о толерантности и всеобщем равенстве всех жителей. Начала вестись работа по преодолению социального неравенства людей с особыми потребностями в обществе.
Жизнь человека с нарушенным слухом определяет дефект. Его существование порождает становление социальных барьеров, которые становятся причиной изоляции от общества слышащих, трудовой сегрегации, проблем в получении качественного образования и др. Многие лица с нарушением слуха ощущают дискриминирующее отношение при попытке активного участия в общественной жизни. По этой причине социальная политика России взяла направление на создание максимально возможных условий для жизни и существования на равных лиц с ограниченными возможностями с остальными членами российского общества, не имеющими особых потребностей.
В различные периоды в России проводилась разная политика как со стороны государства, так и общества в целом по отношению к глухим. Было время, когда общество пыталось изолироваться и отгородиться от неслышащих людей: многие глухие испытывали огромные проблемы при трудоустройстве, получении образования, а также в других сферах жизни. Отношение и обязанности общества и государства также трансформировались: от медицинского подхода, заключающегося в особом уходе за нуждающимися, до социального подхода (признание гражданина с особыми потребностями полноценным членом общества). В Российской Федерации, включая, Алтайский край, согласно проанализированным нормативно-правовым документам, можно отметить, что аспекты организационно -правового характера, касающиеся социальной интеграции граждан, имеющих нарушения слуха разработаны достаточно. Но существуют некоторые сложности и ограничения реализации положений, включая неготовность общества к интеграции неслышащих, а также нехватку средств местного бюджета, которые не всегда позволяют выполнять предусмотренные меры. На данный момент положение неслышащих людей в социуме несколько улучшилось, но у людей до сих пор существуют определённые предрассудки, касающиеся глухих людей.
Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных и процессов компьютеризации. Информационная среда наряду с природной и социокультурной средой формирует новый слой повседневной реальности современного человека. Эти процессы охватывают все сферы человеческой жизни - образовательную, профессиональную, досуговую, сферу межличностного взаимодействия и др. Информационные технологии становятся доступными для широких слоев населения, осваиваются людьми разных профессий и разного возраста, в том числе инвалидами. Современные инструменты и средства интеграции - это информационно - коммуникационные технологии, которые минимизируют коммуникационные барьеры и организуют социальное взаимодействие в инклюзивной среде. К информационным технологиям, используемым в процессе социальной интеграции, относятся: телекоммуникационные технологии, различные технические средства, компенсирующие нарушение слуха или его отсутствие, интернет. Использование интернет-технологий, которые во многом компенсируют недоступность социальной и транспортной инфраструктуры для слабослышащих, становится прорывом в решении многих проблем социальной интеграции и адаптации слабослышащих. Несмотря на то, что общество уже осознало идею равных прав и возможностей для людей с различными ограничениями здоровья, в России по -прежнему существуют сегрегированные виды помощи, что отражается в существовании специальных учреждений медико-педагогического направления. Необходимо перейти к лучшим методам, которые позволят всем людям находиться в центре общественной жизни. Эта концепция инклюзивного дизайна реализует взгляды, которые приобрели особую популярность в последнее время. Можно сказать, что это идеальное общество, к которому стремятся все страны мира. В условиях существования
информационного общества государственная политика и деятельность социальных служб, работающих с лицами с особыми потребностями, должны быть ориентированы на достижение уровня применения информационно - коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять деятельность по обеспечению существования инвалидов, достижению позитивных изменений в социальной интеграции.
Исследование значения сети Интернет в процессе социальной интеграции лиц с нарушением слуха позволило выявить следующие аспекты:
• Лица с нарушением слуха, которые приняли участие в исследовании считают, что Интернет играет важную роль в их жизни и положительно влияет на процесс социальной интеграции, в частности на взаимодействие со слышащими. Большинство отметили, что интернет создаёт беспрепятственную среду, позволяющую стереть языковые различия и общаться со слышащими неформально. Это говорит о том, что существование интернета позволяет сократить социальную дистанцию между людьми. Многие информационные технологии выполняют компенсаторные возможности, что происходит благодаря тому, что информация предоставляется визуально. В своей жизни неслышащие используют широкий спектр сервисов сети Интернет: портал государственных услуг, социальные сети, интернет-приложения с различными функциями, различные новостные сайты, что предоставляет доступ к полезной информации, а также даёт возможность беспрепятственного взаимодействия с другими людьми, в том числе со специалистами при получении услуг от государства.
• Государство на уровне законодательства закрепляет гарантии, но важно, чтобы сама идея интеграции закрепилась как в сознании лиц с нарушением слуха (повышение их социальной активности), так и в обществе (внимание к проблемам неслышащих). Успешная интеграция возможна только при наличии и взаимной мотивации власти, общества и самих лиц с нарушением слуха. В результате этого взаимодействия можно наметить конкретные мероприятия, которые будут отвечать как потребностям лиц с нарушениям слуха, а также будут соответствовать возможностям государства. В результате исследования выяснилось, что аудиометрический и педагогический подходы к понятию «глухота», являются наиболее востребованными; процесс социальной интеграции значительно замедляется из - за недостаточной информированности общества о проблемах и особенностях общения с неслышащими людьми; а также среди основных информационных технологий, которые используются лицами с нарушением слуха выделяют: телекоммуникационные, интернет-технологии, а также технические устройства, что говорит о том, что первые три гипотезы подтверждены. Последняя гипотеза, касающаяся вопроса о том, что специальные интернет-приложения, используемые лицами с нарушением слуха, способствуют уменьшению социальной дистанции между слышащими и лицами с нарушением слуха, вызывает сомнения, так как, с одной стороны, в интернет-пространстве возможности для общения стали безграничными, у неслышащих появилась возможность беспрепятственного взаимодействия со слышащими, которой они пользуются, с другой стороны, на общение офлайн это повлияло в незначительной степени. Соответственно, гипотеза подтверждается частично.
Совместные усилия общества, государства, учёных позволят решить проблемы лиц с нарушением слуха, создать условия, которые смогут обеспечить полноценную жизнь и независимость во всех сферах жизнедеятельности. Но положительный эффект будет достигнут только тогда, если эта деятельность будет систематизирована и представлять собой совокупность социальных, медицинских, психологических, правовых мер, учитывающих индивидуальные особенности лиц с нарушением слуха. По результатам работы можно сделать вывод, что цели исследования достигнуты, а задачи нашли решение.


1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года (с изменениями от 1.05.2017 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Загл. с экрана (дата обращения: 25.04.2019).
2. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995, № 48 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ - Загл. с экрана (дата обращения: 15.04.2019).
3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/konvenciyapoinvalidam.pdf - Загл. с экрана (дата обращения: 17.04.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/71265834/ - Загл. с экрана (дата обращения: 01.05.2019).
5. Постановление Администрации Алтайского края от 29 апреля 2016 г. N 152 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016-2020 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2041453 - Загл. с экрана (дата обращения: 29.04.2019).
6. Аймалетдинов, Т. А. Инновационные возможности интернет -
технологий в социальной адаптации инвалидов / Т. А. Аймалетдинов, Л. И. Любимова // Социология медицины. 2012. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnye-vozmozhnosti-internet-
tehnologiy-v-sotsialnoy-adaptatsii-invalidov - Загл. с экрана (дата обращения: 14.03.2019)
7. Андреева, С. В. Интеграция. Или просто жизнь/ С. В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2013. - № 5. - С. 11-16.
8. Базоев, В. З. Человек из мира тишины: научно-популярная литература / В. З. Базоев, В. А. Паленный. - М.: Академкнига, 2002. - 815 с.
9. Базоев, В. З. Права глухих - 8-е изд. - М.: Загрей, 2013. - 222 с.
10. Балашов, Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих/ Д. Е. Балашов // Социально -гуманитарные знания. - 2008. - № 6. - С. 337-344.
11. Бадарч Дендева. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Бадарч Дендев. - Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
12. Богданова, Т. Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.:
"Академия", 2015. - 357 с.
13. Болонина, В. В. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / В. В, Болонина // Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. - Новокуйбышевск, 2009 г. - 112 с.
14. Бухтиярова, И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества / И.Н. Бухтиярова // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2015. - №6. - С. 118-121.
15. Вахрушева, А. Социально-психологическая интеграция детей с нарушениями слуха в окружающем мире // Преодоление ограничений. Вып. 2. - Томск, 2004. - С. 20-26.
16. Вовненко, К. Б. Из опыта работы московских школ по реализации первого варианта Специального федерального образовательного стандарта для детей с нарушением слуха / К. Б. Вовненко // Коррекционная педагогика. -
2012. - № 5. - С. 3-7...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ