Кинокритика в аспекте современных медиатехнологий (на материале публикаций Антона Долина)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Становление кинокритики в ХХ веке и ее состояние в XXI веке....5
1.1. Кинокритика вчера и сегодня: основные тенденции 5
1.2. Профессиональная и любительская кинокритика 12
1.3. Специфика современного медиапространства 17
ГЛАВА 2. Современные формы и тенденции развития кинокритики 30
2.1. Современные медиатехнологии в кинокритике 30
2.2. Проекты А. Долина и его методы кинокритики 35
2.3. Специфика кинокритики А. Долина в аспекте современных
медиатехнологий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 69
ГЛАВА 1. Становление кинокритики в ХХ веке и ее состояние в XXI веке....5
1.1. Кинокритика вчера и сегодня: основные тенденции 5
1.2. Профессиональная и любительская кинокритика 12
1.3. Специфика современного медиапространства 17
ГЛАВА 2. Современные формы и тенденции развития кинокритики 30
2.1. Современные медиатехнологии в кинокритике 30
2.2. Проекты А. Долина и его методы кинокритики 35
2.3. Специфика кинокритики А. Долина в аспекте современных
медиатехнологий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 69
Актуальность исследования. Кинокритика - это одно из направлений журналистики, которое во многом опирается на киноведение и предполагает анализ, интерпретацию и оценку продуктов кинематографа. По своей сути кинокритика двойственна. С одной стороны, она является важной частью журналисткой практики. С другой стороны, - это специфичная деятельность, требующая от автора наличия знаний в эстетической, культурной и психологической сферах, художественного вкуса, умения систематизировать и анализировать информацию, рассматривать фильм как системно-художественное единство.
Однако часто столь высокие требования к кинокритикам приводят к тому, что их творчество оказывается предназначено для узкого круга просвещенной аудитории, которая также имеет глубокие познания в сфере киноискусства. Таким образом, в настоящее время важен баланс между научным подходом к критике и массовым, ориентированным на обывателя. Антон Долин, по нашему мнению, как раз относится к когорте кинокритиков, которые успешно совмещают в своей деятельности эти два полюса.
Степень научной разработанности проблемы. Кинокритика является объектом анализа достаточно большого количества работ. В основном это статьи, авторами которых являются исследователи-теоретики, изучающие кинокритику в России и за рубежом, либо сами критики, которые занимаются своеобразной «научной рефлексией». Анализируя содержание данных статей, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время большинство профессиональных кинокритиков говорит о том, что рецензирование фильмов превратилось в одну из маркетинговых коммуникаций наподобие рекламы и пиар. Это приводит к снижению аналитичности современной кинокритики и в конечном итоге её трансформации в инфотейнмент, редуцирование до киножурналистики и сопутствующей ей жанровой системы. Вторая тенденция - это активное развитие непрофессиональной интернет-кинокритики. Обобщение всех этих тенденций и их осмысление, на наш взгляд, достаточно актуально.
Объект исследования - современная кинокритика как направление журналистики.
Предмет исследования - кинокритика в аспекте современных медиатехнологий (на материале публикаций Антона Долина).
Цель исследования - выявить основные тенденции использования медиатехнологий в современной кинокритике на примере творчества А. Долина.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач:
- рассмотреть историю возникновения кинокритики;
- выделить основные тенденции в современной кинокритике;
- охарактеризовать направления кинокритики: любительскую и профессиональную;
- выполнить обзор биографии и творческого пути кинокритика А. Долина;
- рассмотреть проекты А. Долина в сфере кинокритики;
- выявить специфику кинокритики А. Долина.
Эмпирической базой исследования являются работы кинокритика Антона Долина в период с 2009 года по настоящее время.
Методологической основой исследования являются общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы структурно-семантического и сравнительного анализа.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Однако часто столь высокие требования к кинокритикам приводят к тому, что их творчество оказывается предназначено для узкого круга просвещенной аудитории, которая также имеет глубокие познания в сфере киноискусства. Таким образом, в настоящее время важен баланс между научным подходом к критике и массовым, ориентированным на обывателя. Антон Долин, по нашему мнению, как раз относится к когорте кинокритиков, которые успешно совмещают в своей деятельности эти два полюса.
Степень научной разработанности проблемы. Кинокритика является объектом анализа достаточно большого количества работ. В основном это статьи, авторами которых являются исследователи-теоретики, изучающие кинокритику в России и за рубежом, либо сами критики, которые занимаются своеобразной «научной рефлексией». Анализируя содержание данных статей, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время большинство профессиональных кинокритиков говорит о том, что рецензирование фильмов превратилось в одну из маркетинговых коммуникаций наподобие рекламы и пиар. Это приводит к снижению аналитичности современной кинокритики и в конечном итоге её трансформации в инфотейнмент, редуцирование до киножурналистики и сопутствующей ей жанровой системы. Вторая тенденция - это активное развитие непрофессиональной интернет-кинокритики. Обобщение всех этих тенденций и их осмысление, на наш взгляд, достаточно актуально.
Объект исследования - современная кинокритика как направление журналистики.
Предмет исследования - кинокритика в аспекте современных медиатехнологий (на материале публикаций Антона Долина).
Цель исследования - выявить основные тенденции использования медиатехнологий в современной кинокритике на примере творчества А. Долина.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач:
- рассмотреть историю возникновения кинокритики;
- выделить основные тенденции в современной кинокритике;
- охарактеризовать направления кинокритики: любительскую и профессиональную;
- выполнить обзор биографии и творческого пути кинокритика А. Долина;
- рассмотреть проекты А. Долина в сфере кинокритики;
- выявить специфику кинокритики А. Долина.
Эмпирической базой исследования являются работы кинокритика Антона Долина в период с 2009 года по настоящее время.
Методологической основой исследования являются общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы структурно-семантического и сравнительного анализа.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В настоящее время кинокритика неотделима от кинопроизводства. В силу того, что место кинематографа в сфере искусства с точки зрения индивидуальности еще полностью не определено, еще не было выявлено определенных объективных критериев для анализа кино. Несмотря на этот факт, кинокритика сейчас представляет собой некую смесь журналистики, интернет-блогинга и искусства. В каждом из своих воплощений она имеет различные формы, к критике кино применяют различные подходы, которые выбирает сам автор, а также спецификой средства коммуникации, задачами, поставленными кинокритиком и предметом критики. Но есть и общая черта, которая присуща любому воплощению кинокритики - это субъективность мнений о разных произведениях. Субъективность свойственна каждому виду критики, но именно кинокритика является самой субъективной, так как это связано с абсолютно разным восприятием людей одной и той же киноленты. В кино есть много факторов восприятия: от длительности фильма и изображения на экране до звука и постановки фильма. Следовательно, напрашивается вывод, что не существует максимально объективной оценки для кинокартины, так как у всех зрителей разные взгляды, вкусы, предпочтения и желания, которые нельзя воплотить для каждого в индивидуальном порядке. Вопреки этому, все мнения по фильмам от критиков обычно подкреплены аргументами, а логика их суждений достаточно стройна, однако, с другой стороны, эта логика разбивается, а все аргументы не работают, если тщательнее все рассмотреть.
Во время сравнительного анализа профессиональной и любительской кинокритики следует учесть, что это, по сути, одинаковые, но, при всей несовместимости понятия, противоположные явления, так как преследуют разные цели. Профессиональная критика выступает посредником между создателем фильма, прокатчиком и зрителями. Она помогает ориентироваться в мире кино и помогает в составлении собственного мнения, либо навязывает его, но делает это неосознанно. Любительская же кинокритика берет на себя развлекательную роль, а иногда даже заменяет просмотр самой картины и манипулирует мнением людей в большей степени. При этом критика в интернете имеет большую популярность, нежели мнение профессионалов, поэтому у аудитории блогеров формируется некое коллективное мнение.
В этом вопросе есть нейтральная сторона, которая выражается в разного рода сайтах о кино наподобие «IMDb», где есть и зрительские оценки, и рейтинг кинокритиков. Чаще всего пользователям этого достаточно, ведь в современном мире, где с каждым днем появляется все больше медиатекстов, различных рецензий и обзоров, читателю не хватает времени на изучение такого объема информации. Поэтому интернет-СМИ с широкой аудиторией стараются минимизировать количество материала и сделать его доступным и легким для восприятия с помощью мобильных приложений, ссылок на подобные материалы и других различных медиатехнологий.
Из вышесказанного следует, что современные медиатехнологии стараются облегчить восприятие информации, сделать ее легкодоступной для широкой аудитории, а также уменьшают объем текста в материалах для всеобщего удобства и помогают настроить коммуникацию со своими читателями, но также с их помощью можно манипулировать мнением людей. Кинокритика не является исключением, ведь всяческие отсылки, оцифрованные яркие кадры, трейлеры и разные ссылки используются в рецензиях и других медиатекстах, посвященных кино.
Профессиональная кинокритика на сегодняшний день высококачественна в журналистской сфере в основном в текстовом виде, ей в этом помогает стилистика и медиалингвистика. У профессиональных критиков, в отличие от любителей, широкие познания в области кино, есть чувство вкуса и большие лингвистические навыки, они начитаны и насмотрены, а также имеют качественное образование. В их число входит и кинокритик Антон Владимирович Долин. В его рецензиях всегда присутствуют отсылки к литературе, искусству, другим фильмам и пр. Его мнение всегда ценится у аудитории, ведь его авторитет неоспорим, так как за спиной у него длинная журналистская карьера, множество проектов в сфере кинокритики и даже несколько изданных книг.
На сегодняшний Долин является очень востребованным кинокритиком. Он обозревает кино на радиостанции «Вести ФМ», пишет короткие рецензии в интернет-портал «Мейн/а», появляется в телепередаче «Вечерний Ургант», является главным редактором журнала «Искусство кино» и время от времени публикует туда свои гранд-рецензии для узкоспециализированной аудитории.
В ходе исследования были выявлены следующие тенденции использования современных медиатехнологий в кинокритике:
1) разнообразие и развитие медиатекстов в СМИ;
2) возможность каждого выражать свое мнение о кинокартине в интересной и небанальной форме на доступных платформах;
3) конкуренция профессиональных критиков с критиками- любителями и борьба за аудиторию;
4) применение технологий в медиатекстах для облегчения восприятия информации и поиска материалов на интересующую тему, а также для прояснения наиболее непонятных моментов;
5) значительное развитие массмедиа в Интернете;
6) возможность в любой момент поделиться материалом и обсудить его с другими пользователями;
7) использование медиатехнологий для манипулирования мнением аудитории в различных целях;
8) возможность обратной связи с читателями материалов в СМИ;
9) экономия времени на поиск и прочтение материала с помощью мобильных приложений, а также возможность сделать закладку, чтобы в случае перерыва вернуться и начать с момента, где остановился;
10) дополнение и редактирование материала в любой момент.
В этих тенденциях можно заметить противоречия: с одной стороны медиатехнологии могут использоваться против аудитории, помогая авторам материалов манипулировать мнением, а с другой стороны медиатехнологии облегчают жизнь пользователям и работникам массмедиа, ведь не приходится лишний раз пересказывать и искать дополнительную информацию. Это значит, что технологии в медиапространстве развиваются и изменяются в зависимости от различных потребностей, меняются формы и факторы их использования, а также образуются новые тенденции.
Во время сравнительного анализа профессиональной и любительской кинокритики следует учесть, что это, по сути, одинаковые, но, при всей несовместимости понятия, противоположные явления, так как преследуют разные цели. Профессиональная критика выступает посредником между создателем фильма, прокатчиком и зрителями. Она помогает ориентироваться в мире кино и помогает в составлении собственного мнения, либо навязывает его, но делает это неосознанно. Любительская же кинокритика берет на себя развлекательную роль, а иногда даже заменяет просмотр самой картины и манипулирует мнением людей в большей степени. При этом критика в интернете имеет большую популярность, нежели мнение профессионалов, поэтому у аудитории блогеров формируется некое коллективное мнение.
В этом вопросе есть нейтральная сторона, которая выражается в разного рода сайтах о кино наподобие «IMDb», где есть и зрительские оценки, и рейтинг кинокритиков. Чаще всего пользователям этого достаточно, ведь в современном мире, где с каждым днем появляется все больше медиатекстов, различных рецензий и обзоров, читателю не хватает времени на изучение такого объема информации. Поэтому интернет-СМИ с широкой аудиторией стараются минимизировать количество материала и сделать его доступным и легким для восприятия с помощью мобильных приложений, ссылок на подобные материалы и других различных медиатехнологий.
Из вышесказанного следует, что современные медиатехнологии стараются облегчить восприятие информации, сделать ее легкодоступной для широкой аудитории, а также уменьшают объем текста в материалах для всеобщего удобства и помогают настроить коммуникацию со своими читателями, но также с их помощью можно манипулировать мнением людей. Кинокритика не является исключением, ведь всяческие отсылки, оцифрованные яркие кадры, трейлеры и разные ссылки используются в рецензиях и других медиатекстах, посвященных кино.
Профессиональная кинокритика на сегодняшний день высококачественна в журналистской сфере в основном в текстовом виде, ей в этом помогает стилистика и медиалингвистика. У профессиональных критиков, в отличие от любителей, широкие познания в области кино, есть чувство вкуса и большие лингвистические навыки, они начитаны и насмотрены, а также имеют качественное образование. В их число входит и кинокритик Антон Владимирович Долин. В его рецензиях всегда присутствуют отсылки к литературе, искусству, другим фильмам и пр. Его мнение всегда ценится у аудитории, ведь его авторитет неоспорим, так как за спиной у него длинная журналистская карьера, множество проектов в сфере кинокритики и даже несколько изданных книг.
На сегодняшний Долин является очень востребованным кинокритиком. Он обозревает кино на радиостанции «Вести ФМ», пишет короткие рецензии в интернет-портал «Мейн/а», появляется в телепередаче «Вечерний Ургант», является главным редактором журнала «Искусство кино» и время от времени публикует туда свои гранд-рецензии для узкоспециализированной аудитории.
В ходе исследования были выявлены следующие тенденции использования современных медиатехнологий в кинокритике:
1) разнообразие и развитие медиатекстов в СМИ;
2) возможность каждого выражать свое мнение о кинокартине в интересной и небанальной форме на доступных платформах;
3) конкуренция профессиональных критиков с критиками- любителями и борьба за аудиторию;
4) применение технологий в медиатекстах для облегчения восприятия информации и поиска материалов на интересующую тему, а также для прояснения наиболее непонятных моментов;
5) значительное развитие массмедиа в Интернете;
6) возможность в любой момент поделиться материалом и обсудить его с другими пользователями;
7) использование медиатехнологий для манипулирования мнением аудитории в различных целях;
8) возможность обратной связи с читателями материалов в СМИ;
9) экономия времени на поиск и прочтение материала с помощью мобильных приложений, а также возможность сделать закладку, чтобы в случае перерыва вернуться и начать с момента, где остановился;
10) дополнение и редактирование материала в любой момент.
В этих тенденциях можно заметить противоречия: с одной стороны медиатехнологии могут использоваться против аудитории, помогая авторам материалов манипулировать мнением, а с другой стороны медиатехнологии облегчают жизнь пользователям и работникам массмедиа, ведь не приходится лишний раз пересказывать и искать дополнительную информацию. Это значит, что технологии в медиапространстве развиваются и изменяются в зависимости от различных потребностей, меняются формы и факторы их использования, а также образуются новые тенденции.
Подобные работы
- Авторские Telegram-каналы как новый формат в российской
кинокритике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020



