Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость 6
1.1. Понятие, сущность и особенности налога на добавленную стоимость 6
1.2. История возникновения и становления налога на добавленную
стоимость 11
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 17
2.1. Правовые основы исчисления и взимания налога на добавленную
стоимость 17
2.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную
стоимость 22
Глава 3. Основные направления реформирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 39
3.1. Основные проблемы налога на добавленную стоимость и пути их
решения 39
3.2. Анализ изменений налога на добавленную стоимость в 2019 году 44
Заключение 51
Библиографический список 54
Актуальность работы заключается в том, что налог на добавленную стоимость (далее - НДС) является одним из самых сложных и проблемных федеральных налогов, который играет важную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в социально-экономическом развитии государства.
Процессы, происходившие в последние десятилетия XXB., отличились сложной трансформацией, которые предопределили принимаемые государственной властью решения по созданию принципиально новой налоговой системы.
Особая роль принадлежит совокупности косвенных налогов, которые обеспечивают значительный доход всего бюджета. Налог на добавленную стоимость относится к категории универсальных косвенных налогов. Его достоинство в том, что он обеспечивает поступление в бюджет налоговых платежей на каждом этапе реализации товаров (работ, услуг). Эта особенность усиливает его значение как фискального инструмента, поскольку позволяет государству получать доходы от его взимания задолго до того, как конечный потребитель приобретет товар (работу, услугу). Так и регулирующего инструмента, потому что государство получает возможность оказывать влияние и регулировать воспроизводственные процессы на каждом этапе реализации - начиная с производства и заканчивая потреблением.
Хотя НДС занимает ведущее место в налоговой системе Российской Федерации, но в законодательстве существуют значительные проблемы, требующие своего разрешения. Например, такие проблемы, как потеря бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС. Изучением данной проблемой занимались Р.Ш. Абакашева (Роль налогового администрирования в обеспечении налоговой безопасности, 2013), Л.А. Агузарова (Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы возмещения из бюджета, 2014). Также сотрудники Минфин России и ФНС России выдвигались различные пути решения данной проблемы, но, к сожалению, по настоящий день не найден оптимального варианта решения проблемы. Существует и проблема отсутствия в современном налоговом законодательстве легального определения НДС. На сегодняшний день НДС признается одним из самых проблематичных по собираемости и регулированию налогом, некоторые вопросы его регулирования и исчисления остались не проработанными.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при установлении, исчислении и уплате налога на добавленную стоимость. Предметом исследования выступают нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие налог на добавленную стоимость, а также практика их применения
Целью данной работы является изучение НДС как основного косвенного налога в РФ. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
- определить понятие и правовую природу НДС;
- провести исторический анализ возникновения и развития НДС;
- рассмотреть правовое регулирование НДС;
- определить основные элементы НДС и дать характеристику;
- рассмотреть способы исчисления и взимания НДС;
- определить основные проблемы и перспективы их развития.
Разработка теоретических проблем НДС содержится в трудах таких профессоров как Пепеляев С.Г., ТедеевА.А,Кудряшова Е.В., ЦинделианиИ.А., Брызгалина А. В.и других. Выводы, сделанные исследователями названной проблематики, составили теоретическую основу настоящей бакалаврской работы.
Нормативная основа бакалаврской работы представлена: Конституция РФ, международные правовые акты, федеральное законодательство, постановления Пленумов судов Российской Федерации, приказы и письма Министерств.
Методологическую основу исследованиясоставили общенаучные (анализ, синтез, моделирование) и частично-научные (исторический, сравнительно¬правовой, формально-логический, статистический) методы познания.
Практическая и научная значимость исследования заключается в том, что с 2019 года были внесены изменения в действующее налоговое законодательство, касающееся вопросов НДС. Была поднята основная ставка, что вызвало большое недовольство у налогоплательщиков. Чтобы понять, как это изменение отразится на субъектах налоговых правоотношений, необходимо разобраться с функционированием НДС, поскольку это самый сложный из всех федеральных налогов и сборов.
Структура бакалаврской работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.
В процессе выполнения бакалаврской работе была поставлена основная цель: изучение налога на добавленную стоимость как основного косвенного налога в Российской Федерации. Чтобы достичь ее был сформулирован ряд задач.
Во-первых, при изучении НДС, обозначилась проблема, что на сегодняшний день отсутствует легальное понятие налога на законодательном уровне. Что достаточно усложняет изучение, понимание, назначение и функционирование НДС.
Представляется, что для решения данной проблем, необходимо законодательно закрепить следующее определение НДС, а так же соответствует воззрениям ученых и практиков в сфере налогового права. НДС - это федеральный, косвенный налог на добавленную стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работы, услуг, и уплачиваемый по мере реализации произведенной продукции (выполненных работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Данное понятие четко подчеркивает природу, процесс налогообложения и на кого возлагается налогообложение.
Во-вторых, чтобы лучше понять основные элементы налога необходимо их рассматривать не только по налоговому законодательству, но и смотреть судебную практику, чтобы иметь правильно и четно понимание НДС. На некоторые спорные моменты касаемо применения налога нам дал разъяснения Президиум ВАС РФ, Верховный и Конституционный суд в своих решениях, а так же арбитражные суды.
Поскольку НДС молод, он еще не до конца проработан, вследствие чего, возникают много споров. Законодатель должен четко регламентировать всю работу налога, что он начал действовать, как часы.
Достаточно спорно, что Президиум ВАС РФ признает налогоплательщиками публично-правовые объединения, когда в налоговом кодексе они отсутствуют.
Проблематично, что законодатель не предусмотрел передачу товаров, работ и услуг для собственных нужд как объект налогообложения. Данное толкование возможно только через судебную практику.
Это доказывает, что законодательство необходимо прорабатывать с учетом судебной практики.
В-третьих, существуют значительные проблемы администрирования налога, по исчислению и уплате. Из-за определенного недостатка контролирующих мероприятий, налогоплательщики используют различные «серые» схемы по уклонению от оплаты налога. Определенные проблемы в неосновательном обогащении за счет фирм-однодневок и безниличников.
Также с повышением основной ставки возможны новые проблемы, как повышение инфляции, уход большинства организаций в теневой сектор экономики и другие.
Проблемы также существуют с незаконным возмещением, что приносит значительный ущерб бюджету государства.
Решением может стать четкая проработка налогового законодательства в сфере администрирования налога; определение, что такое НДС; переориентирование системы на прямые налога и сокращение косвенных и изменение методов определения налоговой базы.
В-четвертых, изменения 2019 года, на сегодняшний день, сложно оценить. Законодатель предусмотрел переходный режим, в письмах Минфина дал разъяснения как он будет проходить. Однако как это скажется на бюджете страны и на малом и среднем предпринимательстве, мы сможем увидеть только после второго или третьего квартального отчета. Так как именно тогда выявятся пробелы в уплате. А полный анализ изменений сможем произвести только в конце года.
Что касается налогоплательщиков то уже после первого квартального отчета, мы сможем проанализировать, увеличится ли поступления денежных средств в бюджет, и как повлияет на состояние среднего бизнеса.
Данное исследование подчеркнуло, что НДС является достаточно сложным, местами не доработанным налогом. Однозначно, он составляет весомую часть консолидированного бюджета РФ, но для его большей эффективности, требует более детальной проработки и приведения его в отлаженную работу.
Это дает основания, для разработки новой редакции 21 главы НК РФ, в которой будет дано понятие НДС, определение «добавленная стоимость», определен четкий метод расчета налога и многое другое.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)//Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) (ред. от 01.06.2019)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ) (ред. от 29.05.2019)// Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ) (ред. от 01.06.2019)// Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
5. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 27.11.2017)// Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3341.
6. О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 22. - Ст. 2121.
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//Собрание законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст. 4190.
8. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ (ред. от 01.01.2018) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - №22. - Ст. 2026.
9. О снятии оговорки Российской Федерации к статьям 16 и 18 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: Федеральный закон от 29.12.2004 № 209-ФЗ (ред. от 01.01.2005) // Российская газета. - 2004. - №292.
10. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) //Собрание законодательства РФ. - 2011. - №20. - Ст. 7344.