Применение метода «журналист меняет профессию» в региональной прессе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» 6
1.1. Методика применения «смены профессии» в историческом контексте журналистского творчества 6
1.2. Этико-правовые аспекты и особенности подготовки метода «журналист меняет профессию» 18
1.3 Специфика наблюдения и интервью в контексте метода «смены
профессии» 28
1.4 Осуществление метода «журналист меняет профессию с учетом
применения систем актерского мастерства 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ МЕТОДА «ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» 46
2.1. Анализ публикаций с точки зрения подготовки метода и осуществления рабочего процесса 46
2.2. Анализ медиатекстов, созданных при помощи метода «смены
профессии» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» 6
1.1. Методика применения «смены профессии» в историческом контексте журналистского творчества 6
1.2. Этико-правовые аспекты и особенности подготовки метода «журналист меняет профессию» 18
1.3 Специфика наблюдения и интервью в контексте метода «смены
профессии» 28
1.4 Осуществление метода «журналист меняет профессию с учетом
применения систем актерского мастерства 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ МЕТОДА «ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» 46
2.1. Анализ публикаций с точки зрения подготовки метода и осуществления рабочего процесса 46
2.2. Анализ медиатекстов, созданных при помощи метода «смены
профессии» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В журналистике насчитываются десятки различных методов работы корреспондента. Практически каждый из них требует собственной подготовки и соблюдение определенных правил ведения деятельности. Из общего числа методов журналистского творчества можно выделить метод «смены профессии», как наиболее своеобразный. Он способен обогатить инструментарий журналиста, а также вызывает изменения в практике представления материалов, влияет на жанровые композиционные и стилистические формы текста и является формирующим фактором в отечественной медиасистеме. На протяжении уже долгой практики корреспонденты продолжают использовать метод перемены профессии. Исследователи относят его к журналистским экспериментам, но это не совсем так. Метод стоит особняком от всех остальных приемов журналистского творчества, потому что имеет сугубо индивидуальное наполнение, хоть и среди его составляющих есть элементы, которые свободно существуют самостоятельно, такие как наблюдение и интервью.
Зачастую журналист открыто меняет профессию. Организация, в которую он приходит работать на определенный срок, находится в курсе его намерений, которые заключаются в создании материала по итогу своей новой профессиональной деятельности. Такие публикации, как правило, несут мирный характер. Чья-то обыденность предстаёт перед аудиторией издания и вызывает определенную реакцию, которая, в первую очередь, содержит уважение к чужому труду. Дополнительным плюсом такой работы становится популяризация профессии, которая была выбрана для «перевоплощения».
Проблематика данной исследовательской работы состоит в актуальности метода «смены профессии» и реализации его в условиях современной общественной и информационной среды.
Актуальность заключается в теоретической и практической значимости, а также в том, что:
1) изучение методологии журналистики не теряет своей важности даже настоящее время, т.к. методы преобразуются, пересекаются и обретают новые черты под воздействием изменения общественного пространства, в котором приходится работать журналисту;
2) рассмотрение метода «журналист меняет профессию» с точки зрений театрального искусства и актёрского мастерства позволяет открыть новые стороны приёма;
3) применение приема смены профессии заключает в себе, прежде всего, смену ракурса на рассматриваемый объект, что даёт высокую степень объективности информации постольку, поскольку это глубоко научный метод с точки зрения познавательной деятельности.
Объектом исследования является метод «журналист меняет профессию» и материалы, опубликованные автором исследования в газете "Алтайская правда" с помощью данного метода.
Предметом выступают сложности и специфика применения метода "журналист меняет профессию" в практике журналистской деятельности и особенности публикаций, созданных с его помощью.
Цель исследования предполагает изучение метода смены профессии как особого метода журналистской деятельности и выявление на практике всех его тонкостей.
Поставленная цель подразумевает следующие задачи:
- изучить теоретическую базу, касающуюся методологии журналистики;
- изучить творчество журналистов-практиков, которые использовали в своей работе метод «смены профессии»;
- изучить основные системы актёрского мастерства и найти пересечение их с журналистской практикой;
- выявить особенности и составляющие элементы метода «журналист меняет профессию», и зафиксировать их подробную характеристику;
- применить все полученные знания на практике и написать серию материалов;
- сделать анализ получившихся текстовых материалов с подробным описанием проведения журналистской работы.
Степень изученности темы. Методология журналистского творчества постоянно подвергается исследованию. В частности метод «журналист меняет профессию» является уже давно известным приёмом, но не достаточно детально изученным. Его в своей практике активно использовали такие журналисты, как М. Кольцов, Л. Рейснер, Г. Бочаров, В. Гиляровский, Г. Вальраф, Дж. Лондон и др.
Исследования данного метода поистине не многочисленны, их в своих научных работах отразили Л. Васильева, В. Теплюк, М. Шостак, В. Чернолуцкий. В. Ученова.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы собственного авторства, вышедшие на сайте под рубрикой «Общество» и в газете под рубриками «Испытано на себе» и «Репортаж» государственного массовая, общественно-политического издания «Алтайская правда», информация для которых была собрана методом «журналист меняет профессию».
Научная гипотеза исследования заключается в том, что в условиях развития информационного общества и повсеместного распространения размытых представлений об объективной истине, и в то же время частой смене коммуникативных ролей в массовом информационном пространстве ,классический инструментарий журналистики такой, как смена профессии, позволяет предложить аудитории более объективную, разнообразную и актуальную информацию.
Новизну исследования можно определить тем, что в работе приводится подробный разбор составляющих метода «смены профессии» и рассмотрение осуществляется с точки зрения психологии и театрального искусства, также приводится глубинный анализ журналистских публикаций.
Методы исследования. На выбор методов исследования повлиял характер междисциплинарной направленности. Нами использовался широкий спектр методов, среди которых можно выделить следующие: сравнительный анализ, контентаналитический, типирование, классификация, описание, а также различные лингвистические анализы.
Теоретическая значимость исследования. Данная работа в своём составе имеет всестороннее описание метода журналистского творчества. Научное осмысления приёма «смены профессии» позволяет определить его место в ряду других методов, которые используются журналистами- практиками, и происходит довольно существенное уточнение представления об иерархии, бытующей в журналистской методологии.
Практическая значимость исследования. Полученные и описанные сведения будут полезны для практической работы журналистов периодической печати. Также стоит отметить то, что данное исследование является применимым в обучении будущих корреспондентов, так как содержит теоретическую базу знаний, необходимую для освоения на факультетах журналистики.
Апробация работы. Метод «журналист меняет профессию» был успешно применен на практике.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и пять приложений.
Зачастую журналист открыто меняет профессию. Организация, в которую он приходит работать на определенный срок, находится в курсе его намерений, которые заключаются в создании материала по итогу своей новой профессиональной деятельности. Такие публикации, как правило, несут мирный характер. Чья-то обыденность предстаёт перед аудиторией издания и вызывает определенную реакцию, которая, в первую очередь, содержит уважение к чужому труду. Дополнительным плюсом такой работы становится популяризация профессии, которая была выбрана для «перевоплощения».
Проблематика данной исследовательской работы состоит в актуальности метода «смены профессии» и реализации его в условиях современной общественной и информационной среды.
Актуальность заключается в теоретической и практической значимости, а также в том, что:
1) изучение методологии журналистики не теряет своей важности даже настоящее время, т.к. методы преобразуются, пересекаются и обретают новые черты под воздействием изменения общественного пространства, в котором приходится работать журналисту;
2) рассмотрение метода «журналист меняет профессию» с точки зрений театрального искусства и актёрского мастерства позволяет открыть новые стороны приёма;
3) применение приема смены профессии заключает в себе, прежде всего, смену ракурса на рассматриваемый объект, что даёт высокую степень объективности информации постольку, поскольку это глубоко научный метод с точки зрения познавательной деятельности.
Объектом исследования является метод «журналист меняет профессию» и материалы, опубликованные автором исследования в газете "Алтайская правда" с помощью данного метода.
Предметом выступают сложности и специфика применения метода "журналист меняет профессию" в практике журналистской деятельности и особенности публикаций, созданных с его помощью.
Цель исследования предполагает изучение метода смены профессии как особого метода журналистской деятельности и выявление на практике всех его тонкостей.
Поставленная цель подразумевает следующие задачи:
- изучить теоретическую базу, касающуюся методологии журналистики;
- изучить творчество журналистов-практиков, которые использовали в своей работе метод «смены профессии»;
- изучить основные системы актёрского мастерства и найти пересечение их с журналистской практикой;
- выявить особенности и составляющие элементы метода «журналист меняет профессию», и зафиксировать их подробную характеристику;
- применить все полученные знания на практике и написать серию материалов;
- сделать анализ получившихся текстовых материалов с подробным описанием проведения журналистской работы.
Степень изученности темы. Методология журналистского творчества постоянно подвергается исследованию. В частности метод «журналист меняет профессию» является уже давно известным приёмом, но не достаточно детально изученным. Его в своей практике активно использовали такие журналисты, как М. Кольцов, Л. Рейснер, Г. Бочаров, В. Гиляровский, Г. Вальраф, Дж. Лондон и др.
Исследования данного метода поистине не многочисленны, их в своих научных работах отразили Л. Васильева, В. Теплюк, М. Шостак, В. Чернолуцкий. В. Ученова.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы собственного авторства, вышедшие на сайте под рубрикой «Общество» и в газете под рубриками «Испытано на себе» и «Репортаж» государственного массовая, общественно-политического издания «Алтайская правда», информация для которых была собрана методом «журналист меняет профессию».
Научная гипотеза исследования заключается в том, что в условиях развития информационного общества и повсеместного распространения размытых представлений об объективной истине, и в то же время частой смене коммуникативных ролей в массовом информационном пространстве ,классический инструментарий журналистики такой, как смена профессии, позволяет предложить аудитории более объективную, разнообразную и актуальную информацию.
Новизну исследования можно определить тем, что в работе приводится подробный разбор составляющих метода «смены профессии» и рассмотрение осуществляется с точки зрения психологии и театрального искусства, также приводится глубинный анализ журналистских публикаций.
Методы исследования. На выбор методов исследования повлиял характер междисциплинарной направленности. Нами использовался широкий спектр методов, среди которых можно выделить следующие: сравнительный анализ, контентаналитический, типирование, классификация, описание, а также различные лингвистические анализы.
Теоретическая значимость исследования. Данная работа в своём составе имеет всестороннее описание метода журналистского творчества. Научное осмысления приёма «смены профессии» позволяет определить его место в ряду других методов, которые используются журналистами- практиками, и происходит довольно существенное уточнение представления об иерархии, бытующей в журналистской методологии.
Практическая значимость исследования. Полученные и описанные сведения будут полезны для практической работы журналистов периодической печати. Также стоит отметить то, что данное исследование является применимым в обучении будущих корреспондентов, так как содержит теоретическую базу знаний, необходимую для освоения на факультетах журналистики.
Апробация работы. Метод «журналист меняет профессию» был успешно применен на практике.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и пять приложений.
Применение метода «журналист меняет профессию» в журналистской практике насчитывает более чем вековую историю. Изучаемый прием активно продолжает использоваться в современной журналистике. В ходе исследования были изучены специализированная научная литература и соответствующие журналистские произведения практиков, дано подробное описание специфики метода, произведен разбор предварительной подготовки, приведены особенности наблюдения и интервью в контексте метода «смены профессии». Также данная работа содержит сопоставительный анализ журналистского рабочего процесса в рамках метода и систем актерского мастерства, которые были предложены театральными деятелями К.С. Станиславским и М.А. Чеховым. Для более точного и глубокого изучения приема, посредствам его было написано пять материалов и опубликовано в массовой краевой газете «Алтайская правда» и на ее официальном информационном портале. По специально разработанному плану был произведен подробный анализ итоговых журналистских произведений.
По итогу исследования была достигнута поставленная цель, которая заключалась в изучении метода «смены профессии» как особого метода журналистской деятельности и выявлении на практике всех его тонкостей. Также оказались решены все задачи, которые стояли перед нами в самом начале данной работы. Выдвинутая научна гипотеза подтвердилась. Действительно, прием из классического журналистского инструментария, такой, как «журналист меняет профессию» предлагает аудитории объективную, актуальную и разновидную информацию. В нашем случае это особенно проявилось в контексте сложившейся ситуации, связанной с пандемией, самоизоляцией и введением масочного режима.
Практическое использование метода «смены профессии» позволило выявить не только особенности такой практики, но также отметить проблемные моменты, которые порой первоначально никоим образом себя никак не проявляют. В большей степени это проявилось, касательно материала о работе участкового. Во-первых, подготовка заняла более продолжительное время, чем для других публикаций. Это связано с тем, что для совместной работы с правоохранительными органами необходимо получить направление от редакции и разрешение от главного управления. В данном случае регулирующим органом выступил пресс-центр УМВД по Алтайскому краю, который не только одобрил совместную практику, но и стал обязательным контрольным пунктом, через который прошел итоговый текст. Во-вторых, в силу непредвиденных обстоятельств, связанных с короновирусом, данную работу, как и работу над материалом о флористике, вынуждено было разделить на два этапа. Такой расклад повлек за собой изменение первоначальной вариации материалов и смещение фокуса внимания.
Апробация методики на личном опыте не прошла без допущения ошибок и неприятных ситуаций. В частности это связано с подготовкой материала о работе проводником на пригородном маршруте. Резонанс вызвал тот факт, что нахождение посторонних, в том числе самих проводников в кабине машиниста является недопустимым. Также обнародование отдельных сложных ситуаций, с которыми им приходится сталкивать, находится под запретом и не поддается разглашению со стороны сотрудников железной дороги. При этом не учитывается то, что такие эпизоды могли получить огласку через самих пассажиров, которые сами могли оказаться в центре негативного события. Таким образом, получается, что спорность ситуации оказывается под сомнением, так как журналист мог узнать информацию по другим каналам. Тем не менее, всё-таки стоило предоставить текст на предварительную проверку наставнику во избежание конфликтной ситуации с ним, а также для предотвращения негативных последствий для проводника в рабочей среде. В дальнейшей профессиональной деятельности данный факт будет учтен и взят на заметку.
Новизна исследования кроме прочего обосновывается тем, что процесс работы в рамках метода «смены профессии» действительно содержит в себе приемы, которые используют актеры в своей профессиональной деятельности. Это подтверждает проведенное нами сопоставление театральных систем вхождения в роль и этапов работы журналистов, а также выявление актерских принципов в материалах, написанных специально для нашего исследования.
Подробный анализ медиатекстов позволяет сделать следующие выводы. Проблематика отражается посредством описания определенных ситуаций и образов, не прибегая к прямому констатированию. Количество, видовое наполнение и специфика выразительных речевых средств зависит от тематической направленности материала. Имеет место быть критическое отношение к итоговой редакторской правке. Как показано на конкретных примерах, в опубликованных материалах есть неточности и логически спорные моменты. К тому же вес имеет тот факт, что редакция предоставляет недостаточную визуальную составляющую, при этом имея все возможности для этого. Упор лишь делается на газетный вариант, при этом пренебрегая интернет-версией. Современная читательская аудитория характеризуется по преимуществу именно визуальным восприятием информации, а также отсутствием длительной концентрации на каком-либо одном объекте своего внимания. По итогу чего выходит, что тексты, скорее всего, не будут прочитаны и восприняты в полном объеме, в каком предоставил их автор материалов. Значит, что многое из того, что хотел донести журналист так и останется непонятым.
Составленные в ходе работы схемы анализа представляют собой довольно универсальный план для подробного разбора журналистских произведений, как созданных посредствам метода «смены профессии», так и при помощи других методологических приемов.
Конкретный описанный опыт в комплексе с приведенной теорией может оказаться полезным для обучения и повышения квалификации журналистов-практиков. Объясняется это тем, что данная работа содержит необходимые исторические, методологические и практические сведения, направленные не создание целостного представления о методе «журналист меняет профессию», который, как уже было указано выше, является неотъемлемой частью классического журналистского инструментария.
По итогу исследования была достигнута поставленная цель, которая заключалась в изучении метода «смены профессии» как особого метода журналистской деятельности и выявлении на практике всех его тонкостей. Также оказались решены все задачи, которые стояли перед нами в самом начале данной работы. Выдвинутая научна гипотеза подтвердилась. Действительно, прием из классического журналистского инструментария, такой, как «журналист меняет профессию» предлагает аудитории объективную, актуальную и разновидную информацию. В нашем случае это особенно проявилось в контексте сложившейся ситуации, связанной с пандемией, самоизоляцией и введением масочного режима.
Практическое использование метода «смены профессии» позволило выявить не только особенности такой практики, но также отметить проблемные моменты, которые порой первоначально никоим образом себя никак не проявляют. В большей степени это проявилось, касательно материала о работе участкового. Во-первых, подготовка заняла более продолжительное время, чем для других публикаций. Это связано с тем, что для совместной работы с правоохранительными органами необходимо получить направление от редакции и разрешение от главного управления. В данном случае регулирующим органом выступил пресс-центр УМВД по Алтайскому краю, который не только одобрил совместную практику, но и стал обязательным контрольным пунктом, через который прошел итоговый текст. Во-вторых, в силу непредвиденных обстоятельств, связанных с короновирусом, данную работу, как и работу над материалом о флористике, вынуждено было разделить на два этапа. Такой расклад повлек за собой изменение первоначальной вариации материалов и смещение фокуса внимания.
Апробация методики на личном опыте не прошла без допущения ошибок и неприятных ситуаций. В частности это связано с подготовкой материала о работе проводником на пригородном маршруте. Резонанс вызвал тот факт, что нахождение посторонних, в том числе самих проводников в кабине машиниста является недопустимым. Также обнародование отдельных сложных ситуаций, с которыми им приходится сталкивать, находится под запретом и не поддается разглашению со стороны сотрудников железной дороги. При этом не учитывается то, что такие эпизоды могли получить огласку через самих пассажиров, которые сами могли оказаться в центре негативного события. Таким образом, получается, что спорность ситуации оказывается под сомнением, так как журналист мог узнать информацию по другим каналам. Тем не менее, всё-таки стоило предоставить текст на предварительную проверку наставнику во избежание конфликтной ситуации с ним, а также для предотвращения негативных последствий для проводника в рабочей среде. В дальнейшей профессиональной деятельности данный факт будет учтен и взят на заметку.
Новизна исследования кроме прочего обосновывается тем, что процесс работы в рамках метода «смены профессии» действительно содержит в себе приемы, которые используют актеры в своей профессиональной деятельности. Это подтверждает проведенное нами сопоставление театральных систем вхождения в роль и этапов работы журналистов, а также выявление актерских принципов в материалах, написанных специально для нашего исследования.
Подробный анализ медиатекстов позволяет сделать следующие выводы. Проблематика отражается посредством описания определенных ситуаций и образов, не прибегая к прямому констатированию. Количество, видовое наполнение и специфика выразительных речевых средств зависит от тематической направленности материала. Имеет место быть критическое отношение к итоговой редакторской правке. Как показано на конкретных примерах, в опубликованных материалах есть неточности и логически спорные моменты. К тому же вес имеет тот факт, что редакция предоставляет недостаточную визуальную составляющую, при этом имея все возможности для этого. Упор лишь делается на газетный вариант, при этом пренебрегая интернет-версией. Современная читательская аудитория характеризуется по преимуществу именно визуальным восприятием информации, а также отсутствием длительной концентрации на каком-либо одном объекте своего внимания. По итогу чего выходит, что тексты, скорее всего, не будут прочитаны и восприняты в полном объеме, в каком предоставил их автор материалов. Значит, что многое из того, что хотел донести журналист так и останется непонятым.
Составленные в ходе работы схемы анализа представляют собой довольно универсальный план для подробного разбора журналистских произведений, как созданных посредствам метода «смены профессии», так и при помощи других методологических приемов.
Конкретный описанный опыт в комплексе с приведенной теорией может оказаться полезным для обучения и повышения квалификации журналистов-практиков. Объясняется это тем, что данная работа содержит необходимые исторические, методологические и практические сведения, направленные не создание целостного представления о методе «журналист меняет профессию», который, как уже было указано выше, является неотъемлемой частью классического журналистского инструментария.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Универсализация деятельности региональных тележурналистов на материалах А. К. Алексеевой (ГТРК «Белгород»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Структурно-стилистические особенности интерактивных форм
журналистского творчества в газете «Вечерний Саранск»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ У ЖУРНАЛИСТОВ, ВЕДУЩИХ И БЛОГЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы реформирования прессы в Китае
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - Принципы формирования имиджа ростовской администрации в печатных СМИ.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - Образ женщины в мужских журналах
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ЖУРНАЛИСТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



