ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и истоки социальной журналистики 6
1.2 Тематическая палитра журналистики соучастия 20
1.3 Жанровый инструментарий социальной журналистики 33
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕГИОНАЛЬНОМ
ИЗДАНИИ АЛТАПРЕСС 42
2.1 Методологические особенности подготовки материалов в жанровом спектре социальной журналистики 42
2.2 Жанровые элементы и инструменты социальной журналистики 45
2.3 Социальные функции журналистики соучастия 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Реалии современного этапа развития общества явственно свидетельствуют о том, что позиции законов социальной дифференциации имеют тенденцию к упрочению. В таких условиях совершенно логичным представляется то, что понятийно-категориальный аппарат различных областей социально-гуманитарного знания движется в направлении непроторенных путей научных изысканий. Этот процесс неизбежно сопровождается введением и все более активным использованием ранее неизвестных терминов, появление которых обусловлено социальным расслоением, расщеплением среды обитания человека.
В теории журналистики в последнее десятилетие возникло большое количество феноменов, могущих проиллюстрировать обозначенные выше процессы. В их ряду представлен и объект интереса автора настоящего исследования - социальная журналистика. Корпус научных трудов, сосредоточившихся вокруг данного явления, представляет собой концепцию диверсификации как узких, так и широких трактовок предмета, признаков и характеристик общественно ответственной журналистики.
Опыт повседневной жизни свидетельствует о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели то, которое было во времена наших предшественников. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ- инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы, «внезапно» обрушившиеся на нас, нашли свое отражение и в системе средств массовой информации.
С конструктивистской точки зрения, явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы необходимо наличие 3
публичных пространств или арен, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.
Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Не случайно социальную журналистику называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям. Телевидение является наиболее массовым СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других медиа.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что социальная проблематика в СМИ, в частности на телевидении, с каждым годом занимает все большее количество эфирного времени, телеканалы создают свои и покупают зарубежные проекты, направленные на освещение и решение социальных проблем.
Объект - авторские публикации в региональном издании «Алтапресс», посвященные социальным проблемам жителей Алтайского края в период 2019-2020 год.
Предмет - жанровый инструментарий региональной журналистики в освящении социальных проблем.
Цель работы - изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс».
Задачи:
1. Рассмотреть современную региональную социальную журналистику как направление современной журналистики.
2. Изучить понятие и источники социальной журналистики.
4
3. Изучить темы, освещаемые социальной журналистикой.
4. Познакомиться с жанрами социальной журналистики.
5. Проанализировать авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Методы научного исследования: анализ, сравнение, использование научной литературы.
Теоретическая изученность вопроса. К теме социальной журналистики обращались такие авторы, как: С. Э. Алиева, В. В. Ворошилов, Е. А. Душина, В. Г. Корнеев, В. Б. Кравченко, Е. В. Столярова, Е. В. Тарасенко и т.д.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Итак, в современном обществе большую значимость получает именно социальная журналистика. В этом мы могли убедиться, исследуя теоретическую базу по социальной журналистике. М.А. Бережная и Т.И. Фролова - те исследователи, которые внесли существенный вклад в развитие и становление социальной журналистики в России.
Перед нами была поставлена цель, изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс». Исходя из цели, были поставлены задачи, которые были выполнены в ходе исследования. Мы рассмотрели современную региональную социальную журналистику, изучили понятие, источники, темы и функции социальной журналистики, познакомились с жанрами социальной журналистики, а также проанализировали авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Эти задачи удалось выполнить с помощью таких методов научного исследования, как анализ, сравнение, наблюдение, опрос, использование научной литературы и изучение разнообразных источников информации.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрены основные методы сбора информации при создании журналистских текстов на социальную тему, жанры, в которых они написаны, и тематическую палитру данного направления.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Поэтому, проведя подробный анализ журналистских публикаций в региональном издании «Алтапресс», можно с уверенностью сказать, что социальная журналистика - это журналистика соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.
Подробный анализ материалов, специально созданных для написания выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные элементы при создании социальных текстов:
1. Важным фактором является подготовка к созданию публикаций. Социальная проблематика требует к себе особого внимания, поэтому перед тем, как браться за тот или иной материал, следует тщательно разобраться в теме.
2. Жанровый инструментарий.
Перед созданием текста важно тщательно продумать, в каком жанре он будет существовать. От этого может зависеть его популярность среди читателей.
3. Методы сбора информации.
При подготовке текстов для регионального издания «Алтапресс» мы выяснили, что одного метода может быть недостаточно и поэтому требуется прибегнуть ко многим методам.
4. Выполнение функций социальной журналистики.
Для любого текста с социальной проблематикой важным условием является выполнение функций, определенных в первой главе.
5. Выразительные средства.
Выразительные средства в журналистском тексте с социальной тематикой играют важную роль. С их помощью можно ярче рассказать о проблеме и привлечь к ней большее внимание, чем обычно. Они помогают журналисту показать проблему с разных сторон.
6. Иллюстративный материал.
Успех публикаций с социальной проблемой напрямую зависит от наполнения их большим количеством иллюстративного материала. Для аудитории важнейшим фактором является подкрепление текста визуальными доказательствами. Фото героев, их жизни, ссылки на социальные сети или видео, все это необходимые элементы журналистского материала.
7. Просмотры.
От выполненных элементов, обозначенных выше, зависит то, насколько публикация будет пользоваться популярностью у аудитории.
Таким образом, мы выяснили, что большое место в региональном издании «Алтапресс» уделяется социальным проблемам Алтайского края. Журналисты редакции стараются не оставлять эту тему позади остальных и неустанно над ней трудятся. Спектр тематического направления очень обширен. На сайте можно найти разнонаправленные тексты и прочесть любую интересующую.
Анализ публикаций дал нам понять, что их создание является непростой задачей. На это может потребоваться большое количество времени, начиная от пары дней и заканчивая парой месяцев.
1. Аберкромби Н. Социологический словарь // пер. с англ. С.А.Ерофеева, М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2004. 56 с.
2. Алиева С. Э. Преобразующие возможности социальной журналистики // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 103-110.
3. Алленова О. До некоторых журналистов дошло, что социальные темы - это про нас: Интервью спецкора «Коммерсанта» Агентству социальной информации [Электронный ресурс] // Журналист: официальный сайт. 2017. Режим доступа:https://jrnlst.ru/responsible-j оигпайзш(дата обращения: 15.10.19).
4. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочкова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с. англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман / пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
7. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. 330 с.
8. Бережная М.А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та 2009. 42 с.
9. Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб.: Роза мира, 2005. 151 с.
10. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / пер. с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 96 с.
11. Бородина Т. С. Журналистика как социальный бизнес [Электронный ресурс] // Vernsky.ru: информ.-справочный портал. М., 2015. Режим доступа:
http://vernsky.ru/pubs/5735/Zhurnalistika kak sotsialnvv biznes(дата обращены я: 15.10.19).
12. Бумела Д. Побеждают профи // Журналист. 2012. № 8. С. 20
13. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 156с.
14. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
15. Ворошилов В. В. Журналистика: учебное пособие. М.: Михайлова В.А., 2016. 524 с.
16. Воскресенская, М.А. Общественная миссия журналистики в дискурсе российской модернизации // Общество: политика, экономика, право, 2012. №4. С. 11-17.
17. Вычуб Г.С. Проблематика периодической печати / Вычуб Г.С., Фролова Т.И. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. 244 с.
18. Гессен М. По жизни. Пособие по социальной журналистике / Гессен М., Назари М. М.: 2002. 123 с.
19. Гудяков Р.В. Драматизация информации на телевидении как проявление кризиса идентичности в обществе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009. № 4. С. 75-81.
20. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. С. 104.
21. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: политическая метаморфоза или научное понятие // Право знать. - 2001. - № 7-8. С. 6-8.
22. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: учебное пособие. М.: Пульс, 2000. 48 с.
23. Душина Е. А. Основные понятия и категории, признаки и характеристики состояния социальной журналистики в современных условиях // Молодой исследователь: от идеи к проекту. 2018. № 5. С. 348-351.
24. Запесоцкий А.С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни // Социс. 2010. №7. С. 7-17.
25. Зарубина Н.Н. Влияние денег на социльное конструирование времени: динамика нелинейности // Социс. 2007. № 10. С. 52-73.
26. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. 271 с.
27. Иваницкий В.Л. Трансформация журналистики России в условиях становления отрасли СМИ: автореф. дис. ... док. филологических. наук : 10.01.10. М., 2011. 41с.
28. Иванян, Р.Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия: Россия, конец XX - начало XXI веков: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10. СПб., 2007. 28 с.
29. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения. М.: Изд- во Михайлова В.А., 2001. 320 с.
30. Коваль Т. Н. СМИ и общество на пути к рыночной экономике
[Электронный ресурс] // Медиаскоп: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2008. № 1. Режим доступа: http://mediascope7.mediascope.ru/?q=node/21(дата обращения: 07.12.19).
31. Корнеев В. Г. Система жанров журналистики // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. 2019. № 2. С. 115-119.
32. Кравченко В. Б. Современные подходы к классификации жанров журналистики // Слова у кантэксце часу. 2019. № 1. С. 272-274.
33. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.
34. Малугина В.Ю. Партнерство прессы с социально-политическими институтами как проявление социальности прессы: дис. канд. пол. наук: 10.01.10. СПб., 2006. 196 с.
35. Матаева А. Т. Социально-психологические функции журналистики // Quality management: search and solutions. 2017. № 5. С. 414-421.
36. Назарова Т.В. Социальная проблематика в городской газете // Вестник ВолГУ. 2007. №6.
37. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: учебное пособие / Е.П. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-пресс, 2004. 352 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Строганова. Изд. 4-е, перераб. СПб.: Питер, 2005. 713 с.
39. Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учебное пособие / Л.Г. Свитич. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. 119 с.
40. Сорокин П.А. Социальное время: опыт методологического и
функционального анализа / П.А. Сорокин, Р.К. Мертон // Социс. 2004. № 6. С. 81-101.
41. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. 408 с.
42. Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.М. Андреевой. М.: Аспект Пресс, 2002. 335 с.
43. Столярова Е. В. Социальная журналистика: вчера, сегодня, завтра // Журналистика и формирование образов прошлого и настоящего: проблемы, эффекты, прогнозы. 2018. № 10. С. 92-95.
44. Тарасенко Е. В. Теоретическо-методологическая основа исследования понятия социальная журналистика // Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии. 2018. № 1. С. 140-145.
45. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2011.
46. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
47. Федотова Л.Н. Социальная миссия и социальная ответственность: по1нятия и эмпирическое наполнение [Электронный ресурс] // Капитал страны. 2006. Режим доступа:http://www.kapitalrus.ru/index.php/articles/article22527.
48. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014. 63 с.
49. Фролова Т.И. Социальная журналистика: профессия и позиция. М.: АСИ, 2005. 100 с.
50. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.: Пульс, 2003. 100 с.
51. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 68-86.
52. Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стратегиях российской журналистики. М.: Пульс, 2014.
53. Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня, М.: Пульс, 2009.
54. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
55. Юрасов, В.С. Феномен социальности и проблема его социологического определения // Социология будущего: научный журнал по проблемам социологии молодежи и студенчества. 2011. № 2. С.23-31.
56. Goldstein, T. Journalism and truth: strange bedfellows / Tom Goldstein. Evanston, Illinois.: Northwestern University Press, 2007. 209 p.
57. Hachten, W.A. The troubles of journalism: a critical look at what's right and wrong with the press / William A. Hachten. Third Edition. Mahwah, New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2005. 186 p.
58. Kovach, B., Rosenstiel, T. The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect / Bill Kovach, Tom Rosenstiel. New York: Three Rivers Press, 2007. 207 p.
59. Melo, J. M. Journalistic genres and formats: a classification model / J. M. Melo, F. Assis // Intercom - RBCC. 2016. V. 39, n. 1. P. 39-54.
60. Merritt, D. The two W's of journalism: the why and what of public affairs journalism / Davis Merritt and Maxwell McCombs. Mahwah, New Jersey.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2004. 175 p.
61. The mission: journalism, ethics and the world / Atkins, Joseph B. Ames, Iowa.: lowa State University Press, 2002. 253 p.
Эмпирические источники:
62. Жолнерова Е. «Грешу, шучу, вещаю»: как неизлечимо больная девушка с
Алтая стала популярным блогером и Монахиней // Алтапресс: официальный сайт, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://altapress.ru/zhizn/story/greshu-shuchu-veshchayu-kak-neizlechimo-bolnaya-devushka-s-altaya-stala-populyarnim-blogerom-i-monahiney-255756
63. Жолнерова Е. Как бывший участник «Дома-2» стал популярным
барнаульским блогером // Алтапресс: официальный сайт, 2019.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://altapress.ru/zhizn/story/kak-bivshiy-uchastnik-doma-stal-populyarnim-barnaulskim-blogerom-256255
64. Жолнерова Е. Сибирский Дудь: как радиоведущий из Барнаула запустил
на YouTube мотивирующий проект про деньги // Алтапресс: официальный сайт, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://altapress.ru/zhizn/story/sibirskiy-dud-zachem-radiovedushchiy-iz-barnaula-zapustil-na-youtube-proekt-pro-dengi-256642
65. Жолнерова Е. Чтобы крыша не поехала: как с помощью казенных миллионов спасли 36 семей в Горняке // Алтапресс: официальный сайт, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://altapress.ru/zhizn/story/mechta-v-kvadrate-kak-v-gornyake-idet-pereselenie-iz-avariynogo-zhilya-259204
66. Жолнерова Е. Ча-ча-ча на коляске: как барнаулец учит инвалидов танцевать // Алтапресс: официальный сайт, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://altapress.ru/zhizn/story/cha-cha-cha-na-kolyaske-kak-barnaulets-uchit-invalidov-tantsevat-259723
67. Жолнерова Е. «Это не фильм про апокалипсис»: как коронавирус повлиял на бизнес барнаульцев во Вьетнаме // Алтапресс: официальный сайт, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //altapress.ru/zhizn/story/eto-ne-fílm-pro-apokalipsis-kak-koronavirus-povliyal-na-biznes-barnaultsev-vo-vetname-264901
68. Жолнерова Е. Животики полны, но во взгляде — тоска: как звери в барнаульском зоопарке страдают из-за отсутствия посетителей // Алтапресс: официальный сайт, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/zhivotiki-polni-no-vo-vzglyade-toska-kak-zveri-v-barnaulskom-zooparke-stradayut-iz-za-otsutstviya-posetiteley-265712
69. Жолнерова Е. Хвосты и когти: барнаульский эпидемиолог — о том, болеют ли животные COVID-19 и нужны ли им маски и антисептики // Алтапресс: официальный сайт, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altapress.ru/zdorovie/story/hvosti-i-kogti-bamaulskiy-epidemiolog-o-tom-boleyut-li-zhivotnie-covid-i-nuzhni-li-im-maski-i-antiseptiki-266356
70. Жолнерова Е. «Самоизолируемся на огородах»: как живут люди в
районах Алтая, где обнаружили COVID-19 // Алтапресс: официальный сайт, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://altapress.ru/zhizn/story/izoliruemsya-na-ogorodah-kak-zhivut-lyudi-v-rayonah-kraya-gde-obnaruzhili-covid-266682