Социальная журналистика в Алтайском крае (на материале сайта altapress.ru)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и истоки социальной журналистики 6
1.2 Тематическая палитра журналистики соучастия 20
1.3 Жанровый инструментарий социальной журналистики 33
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕГИОНАЛЬНОМ
ИЗДАНИИ АЛТАПРЕСС 42
2.1 Методологические особенности подготовки материалов в жанровом спектре социальной журналистики 42
2.2 Жанровые элементы и инструменты социальной журналистики 45
2.3 Социальные функции журналистики соучастия 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Понятие и истоки социальной журналистики 6
1.2 Тематическая палитра журналистики соучастия 20
1.3 Жанровый инструментарий социальной журналистики 33
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕГИОНАЛЬНОМ
ИЗДАНИИ АЛТАПРЕСС 42
2.1 Методологические особенности подготовки материалов в жанровом спектре социальной журналистики 42
2.2 Жанровые элементы и инструменты социальной журналистики 45
2.3 Социальные функции журналистики соучастия 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Реалии современного этапа развития общества явственно свидетельствуют о том, что позиции законов социальной дифференциации имеют тенденцию к упрочению. В таких условиях совершенно логичным представляется то, что понятийно-категориальный аппарат различных областей социально-гуманитарного знания движется в направлении непроторенных путей научных изысканий. Этот процесс неизбежно сопровождается введением и все более активным использованием ранее неизвестных терминов, появление которых обусловлено социальным расслоением, расщеплением среды обитания человека.
В теории журналистики в последнее десятилетие возникло большое количество феноменов, могущих проиллюстрировать обозначенные выше процессы. В их ряду представлен и объект интереса автора настоящего исследования - социальная журналистика. Корпус научных трудов, сосредоточившихся вокруг данного явления, представляет собой концепцию диверсификации как узких, так и широких трактовок предмета, признаков и характеристик общественно ответственной журналистики.
Опыт повседневной жизни свидетельствует о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели то, которое было во времена наших предшественников. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ- инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы, «внезапно» обрушившиеся на нас, нашли свое отражение и в системе средств массовой информации.
С конструктивистской точки зрения, явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы необходимо наличие 3
публичных пространств или арен, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.
Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Не случайно социальную журналистику называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям. Телевидение является наиболее массовым СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других медиа.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что социальная проблематика в СМИ, в частности на телевидении, с каждым годом занимает все большее количество эфирного времени, телеканалы создают свои и покупают зарубежные проекты, направленные на освещение и решение социальных проблем.
Объект - авторские публикации в региональном издании «Алтапресс», посвященные социальным проблемам жителей Алтайского края в период 2019-2020 год.
Предмет - жанровый инструментарий региональной журналистики в освящении социальных проблем.
Цель работы - изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс».
Задачи:
1. Рассмотреть современную региональную социальную журналистику как направление современной журналистики.
2. Изучить понятие и источники социальной журналистики.
4
3. Изучить темы, освещаемые социальной журналистикой.
4. Познакомиться с жанрами социальной журналистики.
5. Проанализировать авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Методы научного исследования: анализ, сравнение, использование научной литературы.
Теоретическая изученность вопроса. К теме социальной журналистики обращались такие авторы, как: С. Э. Алиева, В. В. Ворошилов, Е. А. Душина, В. Г. Корнеев, В. Б. Кравченко, Е. В. Столярова, Е. В. Тарасенко и т.д.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В теории журналистики в последнее десятилетие возникло большое количество феноменов, могущих проиллюстрировать обозначенные выше процессы. В их ряду представлен и объект интереса автора настоящего исследования - социальная журналистика. Корпус научных трудов, сосредоточившихся вокруг данного явления, представляет собой концепцию диверсификации как узких, так и широких трактовок предмета, признаков и характеристик общественно ответственной журналистики.
Опыт повседневной жизни свидетельствует о том, что современное общество насыщено социальными проблемами в гораздо большей степени, нежели то, которое было во времена наших предшественников. Бедность, безработица, преступность, коррупция, наркомания, распространение ВИЧ- инфекции, угроза техногенных катастроф - это далеко не полный перечень тех явлений, которые вызывают у населения тревогу и беспокойство. Социальные проблемы, «внезапно» обрушившиеся на нас, нашли свое отражение и в системе средств массовой информации.
С конструктивистской точки зрения, явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и для самого существования социальной проблемы необходимо наличие 3
публичных пространств или арен, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.
Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Не случайно социальную журналистику называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям. Телевидение является наиболее массовым СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других медиа.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что социальная проблематика в СМИ, в частности на телевидении, с каждым годом занимает все большее количество эфирного времени, телеканалы создают свои и покупают зарубежные проекты, направленные на освещение и решение социальных проблем.
Объект - авторские публикации в региональном издании «Алтапресс», посвященные социальным проблемам жителей Алтайского края в период 2019-2020 год.
Предмет - жанровый инструментарий региональной журналистики в освящении социальных проблем.
Цель работы - изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс».
Задачи:
1. Рассмотреть современную региональную социальную журналистику как направление современной журналистики.
2. Изучить понятие и источники социальной журналистики.
4
3. Изучить темы, освещаемые социальной журналистикой.
4. Познакомиться с жанрами социальной журналистики.
5. Проанализировать авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Методы научного исследования: анализ, сравнение, использование научной литературы.
Теоретическая изученность вопроса. К теме социальной журналистики обращались такие авторы, как: С. Э. Алиева, В. В. Ворошилов, Е. А. Душина, В. Г. Корнеев, В. Б. Кравченко, Е. В. Столярова, Е. В. Тарасенко и т.д.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Итак, в современном обществе большую значимость получает именно социальная журналистика. В этом мы могли убедиться, исследуя теоретическую базу по социальной журналистике. М.А. Бережная и Т.И. Фролова - те исследователи, которые внесли существенный вклад в развитие и становление социальной журналистики в России.
Перед нами была поставлена цель, изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс». Исходя из цели, были поставлены задачи, которые были выполнены в ходе исследования. Мы рассмотрели современную региональную социальную журналистику, изучили понятие, источники, темы и функции социальной журналистики, познакомились с жанрами социальной журналистики, а также проанализировали авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Эти задачи удалось выполнить с помощью таких методов научного исследования, как анализ, сравнение, наблюдение, опрос, использование научной литературы и изучение разнообразных источников информации.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрены основные методы сбора информации при создании журналистских текстов на социальную тему, жанры, в которых они написаны, и тематическую палитру данного направления.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Поэтому, проведя подробный анализ журналистских публикаций в региональном издании «Алтапресс», можно с уверенностью сказать, что социальная журналистика - это журналистика соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.
Подробный анализ материалов, специально созданных для написания выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные элементы при создании социальных текстов:
1. Важным фактором является подготовка к созданию публикаций. Социальная проблематика требует к себе особого внимания, поэтому перед тем, как браться за тот или иной материал, следует тщательно разобраться в теме.
2. Жанровый инструментарий.
Перед созданием текста важно тщательно продумать, в каком жанре он будет существовать. От этого может зависеть его популярность среди читателей.
3. Методы сбора информации.
При подготовке текстов для регионального издания «Алтапресс» мы выяснили, что одного метода может быть недостаточно и поэтому требуется прибегнуть ко многим методам.
4. Выполнение функций социальной журналистики.
Для любого текста с социальной проблематикой важным условием является выполнение функций, определенных в первой главе.
5. Выразительные средства.
Выразительные средства в журналистском тексте с социальной тематикой играют важную роль. С их помощью можно ярче рассказать о проблеме и привлечь к ней большее внимание, чем обычно. Они помогают журналисту показать проблему с разных сторон.
6. Иллюстративный материал.
Успех публикаций с социальной проблемой напрямую зависит от наполнения их большим количеством иллюстративного материала. Для аудитории важнейшим фактором является подкрепление текста визуальными доказательствами. Фото героев, их жизни, ссылки на социальные сети или видео, все это необходимые элементы журналистского материала.
7. Просмотры.
От выполненных элементов, обозначенных выше, зависит то, насколько публикация будет пользоваться популярностью у аудитории.
Таким образом, мы выяснили, что большое место в региональном издании «Алтапресс» уделяется социальным проблемам Алтайского края. Журналисты редакции стараются не оставлять эту тему позади остальных и неустанно над ней трудятся. Спектр тематического направления очень обширен. На сайте можно найти разнонаправленные тексты и прочесть любую интересующую.
Анализ публикаций дал нам понять, что их создание является непростой задачей. На это может потребоваться большое количество времени, начиная от пары дней и заканчивая парой месяцев.
Перед нами была поставлена цель, изучить особенности современной региональной социальной журналистики на примере материалов сайта «Алтапресс». Исходя из цели, были поставлены задачи, которые были выполнены в ходе исследования. Мы рассмотрели современную региональную социальную журналистику, изучили понятие, источники, темы и функции социальной журналистики, познакомились с жанрами социальной журналистики, а также проанализировали авторские публикации регионального издания «Алтапресс», посвященные социальным проблемам Алтайского края.
Эти задачи удалось выполнить с помощью таких методов научного исследования, как анализ, сравнение, наблюдение, опрос, использование научной литературы и изучение разнообразных источников информации.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Рассмотрены основные методы сбора информации при создании журналистских текстов на социальную тему, жанры, в которых они написаны, и тематическую палитру данного направления.
От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Поэтому, проведя подробный анализ журналистских публикаций в региональном издании «Алтапресс», можно с уверенностью сказать, что социальная журналистика - это журналистика соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям.
Подробный анализ материалов, специально созданных для написания выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные элементы при создании социальных текстов:
1. Важным фактором является подготовка к созданию публикаций. Социальная проблематика требует к себе особого внимания, поэтому перед тем, как браться за тот или иной материал, следует тщательно разобраться в теме.
2. Жанровый инструментарий.
Перед созданием текста важно тщательно продумать, в каком жанре он будет существовать. От этого может зависеть его популярность среди читателей.
3. Методы сбора информации.
При подготовке текстов для регионального издания «Алтапресс» мы выяснили, что одного метода может быть недостаточно и поэтому требуется прибегнуть ко многим методам.
4. Выполнение функций социальной журналистики.
Для любого текста с социальной проблематикой важным условием является выполнение функций, определенных в первой главе.
5. Выразительные средства.
Выразительные средства в журналистском тексте с социальной тематикой играют важную роль. С их помощью можно ярче рассказать о проблеме и привлечь к ней большее внимание, чем обычно. Они помогают журналисту показать проблему с разных сторон.
6. Иллюстративный материал.
Успех публикаций с социальной проблемой напрямую зависит от наполнения их большим количеством иллюстративного материала. Для аудитории важнейшим фактором является подкрепление текста визуальными доказательствами. Фото героев, их жизни, ссылки на социальные сети или видео, все это необходимые элементы журналистского материала.
7. Просмотры.
От выполненных элементов, обозначенных выше, зависит то, насколько публикация будет пользоваться популярностью у аудитории.
Таким образом, мы выяснили, что большое место в региональном издании «Алтапресс» уделяется социальным проблемам Алтайского края. Журналисты редакции стараются не оставлять эту тему позади остальных и неустанно над ней трудятся. Спектр тематического направления очень обширен. На сайте можно найти разнонаправленные тексты и прочесть любую интересующую.
Анализ публикаций дал нам понять, что их создание является непростой задачей. На это может потребоваться большое количество времени, начиная от пары дней и заканчивая парой месяцев.
Подобные работы
- Медиатизация социальных проблем Алтайского края в региональных СМИ (на материале сайтов «ap22.ru» и «altapress.ru»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Репрезентация проблем русского языка и литературы в медиадискурсе Алтайского края
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Интеграция региональных интернет-СМИ в социальные сети
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Медийное сопровождение национального проекта (на примере национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ «ЗОН КОМФОРТА» НА ТЕРРИТОРИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - МЕДИАТИЗАЦИЯ СОБЫТИЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ: ПРИЕМЫ И
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТА
«АЛТАПРЕСС»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Визуализация фактического материала в региональных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическая тематика в региональных СМИ: основные аспекты, форматы материалов (на примере алтайских СМИ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020



