Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Работа №90851

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

археология

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Изучение корпоративных музеев в России (историографический обзор)
1.1. Характеристика понятия «корпоративный музей» 19
1.2. Основные функции и направления деятельности
корпоративных музеев 27
Глава 2. Опыт функционирования и специфика деятельности
корпоративных музеев.
2.1. Обзор действующих корпоративных музеев 37
2.2. Особенности деятельности и проблемы корпоративных
музеев 52
2.3. Перспективы развития корпоративных музеев 57
Заключение 70
Список литературы и источников 73
Приложения 84


Актуальность. Отраслевые музеи открывались на протяжении XVIII-XIX вв., но рост внимания общественности к этой категории музеев и заметную активизацию их деятельности следует отнести к ХХ - началу XXI в. За последнее время музейный ландшафт России обогатился большим количеством корпоративных музеев, выросших из привычных производственных «красных уголков». Их появление охватило буквально все сферы экономики, промышленности и бизнеса, что свидетельствует об определенном росте корпоративной культуры.
Корпоративный музей - это институт сообщества, объединенного признаком, принадлежности его членов к конкретной организации, обладающей полной автономией в формировании собственной системы коммуникация, ценностей, моделей деятельности и стратегий развития.
Предшественниками корпоративных музеев являлись отраслевые и ведомственные. В советское время на многих предприятиях открывали «красный уголок» или музей, перед которыми стояли конкретные задачи: рассказать об истории создания предприятия, обучать молодые кадры и создание традиций организации. В 1990 г. многие из них перестали существовать, в связи с закрытием предприятий или отсутствием финансирования. В настоящее время целью создания таких музеев стала не только представление истории конкретного предприятия, но и демонстрация стратегии развития компании в будущем, а презентация организации «вовне» стала основной функцией.
Таким образом, корпоративный музей определяется как не государственное учреждение, он принадлежит предприятью, компании или фирме, создается для удовлетворения потребностей определенной аудитории и используется как PR-центр, является местом приема гостей и инструментом корпоративной культуры.
Важным аспектом изучения корпоративных музеев являются его функции, реализуемые по отношению к обществу. Эта тема является дискуссионной. Так, по мнению Н.Е. Богатыревой корпоративные музеи выполняют те же функции, что и государственные. В конце 1990-х годов, в связи с произошедшими в стране глобальными социально-экономическими и идеологическими изменениями, актуальной становится новая функция заводских музеев - презентационная, так как лучшей рекламой конкурентоспособности предприятия служит его освещенная история. Важным направлением деятельности промышленных музеев является профориентационная, просветительская и рекреационная деятельность. В текущий момент музеи компаний все чаще располагаются с PR-центрами торговыми домами, некоторые руководители предприятий объединяют музей с отделом по связям с общественностью.
Во многих российских корпоративных музеях в принципе отсутствует фондохранилище. По своей природе они призваны быть визитной карточкой корпорации, представлять ее положительный образ, демонстрировать рентабельность и наличие глубоких исторических традиций, прежде всего для деловых партнеров, а так же сотрудников, способствую формированию корпоративной культуры. Корпоративный музей - атрибут респектабельности и институт формирования лояльности сотрудников и клиентов. Основой корпоративных музеев является экспозиция. Они редко владеют обширными коллекциями, их профессиональные усилия сосредоточены главным образом в зоне музейной презентации. Но и здесь имеются важные отличия. Если основой традиционного музея является музейный предмет, то для корпоративного музея более важным транслируемые образы и смысл, а через какие средства они раскрываются - не является принципиально важным.
Несмотря на эти общемировые тенденции, в настоящее время российские корпоративные музеи находятся вне поля зрения государства и широкой музейной общественности. Деятельность этих музеев не регламентируется действующим музейным законодательством, потенциал корпоративных музеев недооценен и практически не используется для широкой популяризации наследия. Коллекции музеев не защищены от уничтожения и «распыления» в случае утраты интереса к ним со стороны владельцев. Деятельность отраслевых корпоративных музеев финансируется исключительно за счет средств компаний-владельцев, при этом действующее налоговое законодательство не способствует увеличению этого финансирования и, соответственно, никак не стимулирует деятельность музеев.
Актуальность темы работы не вызывает сомнений и в силу того, что такие музеи в большинстве своем являются закрытыми. Изучение корпоративных музеев и их особенностей вызвано необходимостью исследования и интереса общества. Сохранения и популяризация таких объектов становится необычным и сложным. Однако находясь в современном музейном мире категория «корпоративный музей» получает широкое распространение и заслуживает внимания специалистов.
Целью работы является систематизация сведений и анализ деятельности корпоративных музеев России. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Составить характеристику понятия «корпоративный музей».
2. Выявить и проанализировать функции и направления деятельности корпоративных музеев.
3. Составить обзор действующих корпоративных музеев на территории России.
4. Выявить особенности деятельности и проблемы корпоративных музеев
5. Показать перспективы развития корпоративных музеев.
Объект исследования - корпоративные музеи. Предмет исследования - особенности и перспективы развития корпоративных музеев.
Хронологические рамки исследования охватывают период XX - начала XXI вв., в рамках которого показан процесс развития корпоративных музеев в России в контексте демонстрации опыта сохранения и популяризации индустриального наследия.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Промышленные и ведомственные музеи можно считать прародителями корпоративных музеев, поскольку именно данная категория базировалась на сборе и показе материалов по истории развития отдельного предприятия. В советское время на многих предприятиях открывали «красный уголок» или музей, перед которыми стояли конкретные задачи: рассказать об истории создания предприятия, обучать молодые кадры и создание традиций организации. Изменение социально-экономической ситуация в России в конце ХХ века стало основной причиной отсутствием финансирования музеев, что в частности привело к закрытию некоторых отраслевых музеев. После реформ владельцем становилась коммерческая организация. Стабилизация экономики послужила активизации «старых» и открытию новых музеев на предприятиях России в 90-е ХХ века и в первом десятилетии ХХ1 века на смену «закрытым отраслевым» пришел «Корпоративный музей».
За последнее время музейный ландшафт России обогатился большим количеством корпоративных музеев. Их появление охватило буквально все сферы экономики, промышленности и бизнеса, что свидетельствует об определенном росте корпоративной культуры. Объединяя и вдохновляя людей, настраивая их на достижение целей, сильная корпоративная культура создает самые благоприятные условия для роста компании. Обращение к корням своего предприятия, осмысление пройденного пути, есть неизменный показатель ее «зрелости» и солидности. В настоящее время создание корпоративных музеев становится очень популярным. Активность корпоративных музеев тесно связана с экономическим и политическим положением в стране.
Корпоративный музей стал эффективным инструментом маркетинга, рассказывая об истории предприятия, раскрывает актуальную концепцию компании, определяет перспективу развития на будущее. Профессионально составленная экспозиция музея дает возможность клиенту или партнеру проникнуться духом организации. Целью такой музей является привлечение большего количества клиентов, продвижения товаров и услуг, бренда и имиджа компании, формирования традиций предприятия, привлечения новых специалистов, создания площадки для проведения переговоров и маркетинговых исследований.
Во время исследования с помощью электронных ресурсов был выявлен 128 (Сто двадцать восемь) корпоративных музеев (Приложение №1). Такое маленькое количество связанно с тем, что не все музеи имеют официальные страницы в интернете и не подают свои данные в информационные базы. В настоящее время, как утверждает исследователь Никишин, количество корпоративных музеев в России превосходит суммарное количество музеев муниципальных, региональных и федеральных (различных ведомств, в том числе Минкультуры), составляя более 2,5 тысяч. Эта цифра получена на основе экстраполяции имеющихся в некоторых регионах страны более или менее полных музейных реестров. По этим данным (с отдельными уточнениями) в Москве - более 200 корпоративных музеев, в Санкт- Петербурге - более 100, в Свердловской области - более 80, в Московской области - более 70, в Республика Башкортостан - более 60, в Республике Татарстан - более 60, в Пермском крае - более 50; в Челябинской области - более 50, в Омской - более 40, в Ярославской - более 40, в Республике Коми
- более 30, в Республике Крым и в Севастополе - более 30, в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре - более 30, в Ленинградской области
- более 30, в Самарской - более 30, в Саратовской - более 30, в Томской - более 30, в Вологодской области - более 20, в Волгоградской - более 20, в
Приморским крае - более 20 корпоративных музеев. И это число постоянно растет. Корпоративные музеи представлены во многих отраслях: творческих индустрий, системы здравоохранения, финансово-кредитной сферы,
нефтегазового сектора, энергетики, военно-промышленного комплекса, машиностроения, железнодорожных сообщений, дорожного и
коммунального хозяйства; легкой и пищевой промышленности.
Сегодня корпоративный музей - это многофункциональный инструмент, влияющий на развитие компании. Он позволяет выстроить стратегию развития компании не на абстрактных примерах, а с учетом конкретных ситуаций, которые возникли в компании в прошлом. Моделирование этих ситуаций способствует решению реальных задач проблем и текущих задач бизнеса в сжатые сроки. Такой подход повышает внутреннюю мотивацию сотрудников к приобретению новых знаний и освоению навыков, появляются возможности систематизации информации и использования знания и опыта, накопленных в компании за весь период существования. Корпоративны музей является одним из связующих звеньев между сотрудниками, проясняет многие процессы, проходящие в компании, как в прошлом, так и в настоящем, ликвидирует информационный вакуум об истории развития компании. Сотрудники ясно понимают, для чего они работают, какие цели и задачи ставит компания, какие изменения и мероприятия происходит в прошлом и на что сделать сегодня для процветания компании. Фактически является воплощением принципа «обучение на прошлом опыте».
Корпоративные музеи выполняют те же функции, что и государственные. Выполняя свою основную функцию сохранения и документирования, музей предприятия влияет на формирование и развитие корпоративной культуры в аспекте истории и традиций компании. Главная задача такого музея - это его соответствие образу предприятия, включенность в этот образ и уникальность. Корпоративный музей помогает активно формировать позитивное общественное мнение и сохранять положительный имидж предприятия.
Несмотря на то, что заводские музеи выполняют те же функции, что и государственные, их возникновение и деятельность имеет ряд отличительных черт:
• традиционно создание и открытие заводских музеев было приурочено к юбилейным датам;
• фонды корпоративного музея, зачастую, создаются на основе личных коллекций сотрудников предприятия;
• на первых парах их существования, что директорами и сотрудниками их становятся не специалисты музейного дел, а работники и ветераны предприятия;
• процесс комплектования фондов преимущественно носит
случайный характер;
• в конце 1990-х годов, в связи с произошедшими в стране
глобальными социально-экономическими и идеологическими изменениями, актуальной становится новая функция заводских музеев - презентационная, так как лучшей рекламой конкурентоспособности предприятия служит его освещенная история;
• для истории большинства заводских музеев характерно прохождение стадии комнат боевой и трудовой славы, которые затем перерастают в музеи истории предприятий с последующим присвоением звания «Народный музей» .
Музей организации стал частью корпоративной культуры, местом для встреч и приема деловых партнеров, генератором идей, инструментом для привлечения и удержания клиентов, мотивационным инструментом для сотрудников. Как отмечают большинство специалистов, его основными функциями являются просветительская, образовательная, представительская и формирование положительного имиджа компании. К этому можно добавить, что музей компании может стать площадкой для проведения маркетинговых исследования, таких как анкетирование, интервьюирование и апробацию новых продуктов и услуг.
Трансляция истории предприятия осуществляется разными способами, в том числе и средствами музейной коммуникации. Рассказывая об истории компании, Корпоративный музей укрепляет имидж фирмы, визуализируя основную цель и смысл ее существования. Он является генератором ценностей и визитной карточкой организации. Для реализации успешного Корпоративного музея необходима разработка научной концепции, которая будет, отвечает на вопрос «что рассказывать» и «как показывать». Организация корпоративного музея - это работа специалистов многих отраслей, таких как: средовой дизайн, графический дизайн, инженерное дело, звукоинженерия, световые решения, информационные технологии, производство и др. Концептуальный подход позволит создать яркие, привлекательные и цельные проекты. Так же Корпоративному музею необходимо организовывать временные выставки, а так же проведение мероприятий с другими организациями, иметь библиотеку с ярким дизайном, организовать досуг маленьких посетителей, разработать стратегию дальнейшего развития и пополнение фонда корпоративного музея. Немаловажное это разработка бренда музея - это аккумуляция культурных, образовательных, эмоциональных аспектов мировоззрения корпорации. Узнаваемый бренд музея увеличит посещаемость, а это не только увеличивает доход, но и расширяет возможности дальнейшего развития.
Корпоративный музей должен постоянно расширять ассортимента сувенирной продукции, введения новизны в экскурсионный материал, использования интересных интерактивных программ. Безусловно, необходимо внедрять новые технологии.
В настоящее время возможности музея компании недооценены. Стоит отметить, что музеи открывают в основном крупные градообразующие предприятия. Их деятельность значима для города и региона. Российские корпоративные музеи, как и аналогичные музеи за рубежом, хранят в своих фондах не просто экспонаты и документы, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий. Эти музеи сохраняют свидетельства того, как ход научно-технического прогресса, ход развития научной мысли менял жизнь целых регионов страны. Корпоративные музеи могут стать важными общественными коммуникационными площадками и культурными центрами, выходя за рамки исключительно внутрикорпоративных интересов и целей.



1. Абрамов С.П., Костенчук И.А. О понятии корпоративной культуры. - М.: Издательство «Дрофа», 2001 - 269 с.
2. Аветисян В.Р. Виртуальный музей: понятия // Молодёжный вестник. - СПбГИК., 2016 - №1(5). - С. 39-48.
3. Анкудинова Е. Секрет успеха // Музей. - 2014. - №06. - С. 10-12.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
5. Бережев В.А. Интегрированные коммуникации (Основы рекламы и связей с общественностью): учебное пособие / Под ред. А. Д. Кривоносова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 170 с.
6. Болдырева Н.Е. Заводские музеи России: специфика становления и оценка состояния // ИЗВЕСТИЯ ВолгГТУ. - 2012. - Выпуск №10. - №3. С. 97-100.
7. Борзых В. Из 25-летнего опыта строительства корпоративных музеев // Музей. - 2009. - №4. - С. 54-61.
8. Бородай К.В. Заводской музей - центр корпоративной культуры (Чусовский металлургический завод) / К. В. Бородай // Металлург. -2009. - N 8 . - С. 92-95.
9. Гимельштейн Я. Музейное дело в рамках феномена Новой культурной политики и теории корпоративизма // Триумф музея? - СПб.: Осипов, 2005. - С. 61-83.
10. Гнедовский А.М. Корпоративные музеи за рубежом: взгляд со стороны // Музей. - 2009. - №4. - С. 62-68.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ