ВВЕДЕНИЕ 3
1 Раннее творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма
1.1 Основные категории и термины эстетики постмодернизма 12
1.2 Творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма 20
2. Направление творческой эволюции Б. Акунина
2.1 Анализ масс-медийного сопровождения творчества Б. Акунина 31
2.2 Признаки несоответствия постмодернистским тенденциям в первом томе
«Истории Российского государства» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Борис Акунин - один из самых ярких и неоднозначных деятелей российской современной литературы. До того, как его романы о приключениях сыщика Эраста Фандорина приобрели широкую популярность, он был известен как редактор журнала «Иностранная литература», автор монографии «Писатель и самоубийство» (2000), ученый-японист, литературовед и переводчик Григорий Шалвович Чхартишвили. Из-под его пера вышел ряд статей и эссе о японской культуре, а также переводы художественных произведений различных японских писателей, в их числе роман Юкио Мисимы «Золотой храм» (1989). С 1998 года он начинает активно публиковать детективные романы на историческую тематику серии «Новый детективъ (приключения Эраста Фандорина)», которые сразу обратили на себя внимание критиков и стали очень популярны среди читателей. Несмотря на большую известность произведений Б. Акунина на сегодняшний день имеется сравнительно небольшое количество крупных научных исследований, посвященных анализу его творчества.
Многие исследователи отмечают элемент игры как одно из первейших свойств, характерных для произведений Б. Акунина. О важнейшей роли игрового начала в своих романах говорит и сам писатель в различных интервью. Отметим, что данная черта характеризует произведения всех авторов постмодерна и дает основание относить Акунина к их числу. Вместе с тем, в его творчестве отмечаются различные эксперименты в области жанра и стиля. Обратим внимание на некоторые из них.
Начиная с первых романов цикла «Новый детективъ» (1998¬2018), автор сопровождает произведения дополнительной характеристикой, делая тем самым каждое из них отличным друг от друга, наделяя своей особенностью. Например, «Азазель» (1998) - это конспирологический детектив, «Турецкий гамбит» (1998) - шпионский, «Статский советник» (1999) - политический, а «Алмазная колесница» (2003) - этнографический и т.п. Подобные характеристики снабжают отдельные произведения писателя либо в целом цикл: «Провинциальный детектив» - приключения сестры Пелагии (2000-2003).
Серия романов «Жанры» (в котором иногда действуют предки и потомки Эраста Фандорина) содержит произведения, которые имеют заголовки, непосредственно отсылающие нас к определенному жанру, например: «Фантастика» (2005), «Детская книга» (2005), «Квест» (роман- компьютерная игра) (2008) и т.п. Цикл книг «Смерть на брудершафт» (2007¬2011) представляет собой десять повестей («фильмы») в жанре «Роман- кино», совмещающий в себе по замыслу автора литературный текст с визуальностью кинематографа.
«Фильма Первая “Младенецъ и чорт”» начинается иллюстрацией, изображающей как будто старинную фотографию, но на которой - сам Б. Акунин, играющий на пианино, далее - иллюстрация, стилизованная явно под афишу немого кино, выполненную в начале ХХ века. На ней фигурирует имя оператора («Игорь Сакуровъ») и тапёра («Г-н Акунинъ»). Здесь иллюстратору своих книг писатель выделяет роль оператора, а себе, как видим, - тапёра (музыканта, сопровождающего своим исполнением немые фильмы).
Из-под пера данного автора вышли и несколько пьес: «Чайка» (2000), «Комедия/Трагедия» (2002), «Инь и Ян» (2005). Например, последняя имеет одновременно две версии - «Белую» и «Черную», внешне похожие, «но принадлежащие к двум совершенно разным мирам» [Акунин, URL].
Печатался Б. Акунин не только под данным псевдонимом. Например, его историко-приключенческий роман «Девятный спас» (2007) и некоторые другие произведения имеют авторство Анатолия Брусникина, а «Креативщик» (2009) и др.- Анны Борисовой. Ряд романов был написан им сразу под двумя именами - Борис Акунин/Григорий Чхартишвили. К ним относятся две серии книг «Кладбищенские истории» (2004) и «Семейный альбом» (2012-2017).
Многие специалисты, исследующие творчество Б. Акунина, сходятся во мнении, что такое разнообразие псевдонимов обусловлено игровым элементом, пронизывающим большинство его произведений. Та или иная серия книг имеет свои особенности и отличия, а также определенные значения для автора. В предисловии к роману «Аристономия» писатель подробно рассказывает о том, какую роль в его жизни играет эта книга. Исходя из этого становится ясно, почему автор указывает здесь оба своих имени - вымышленное и настоящее.
Можно сказать, что имена, которые использует данный писатель, не менее интересны и разнообразны, чем его произведения. В разговоре с журналистом Дмитрием Брикманом в телепрограмме «Детский недетский вопрос» (апрель 2018) Б. Акунин отметил: «У меня есть книжки, подписанные Григорий Чхартишвили, - это не
художественная литература, это эссеистика. У меня есть книжки, подписанные Борис Акунин, - это развлекательная литература, это беллетристика. Писал я и под другими псевдонимами. Каждый раз, когда ты берешь себе другое имя, ты становишься несколько другим человеком, это такая штука, которой я научился в Японии. У японцев была такая традиция. Когда японец чувствовал, что ему нужно менять свою жизнь, он брал себе другое имя. С этого момента он до некоторой степени становился другим человеком». Можно с уверенностью сказать, что эту практику Акунин использует в своем творчестве.
В основе его псевдонима японское словосочетание «aku-nin» - «злодей»; следующую его расшифровку устами своего героя Асагавы приводит писатель в романе «Алмазная колесница»: «Акунин - это злодей, но это не мелкий человек, это человек сильный. У него свои правила, которые он устанавливает для себя сам. Они не совпадают с предписаниями закона, но за свои правила акунин не пожалеет жизни, и потому он вызывает не только ненависть, но и уважение» [Акунин, 2003, с. 109]. В интервью, данном в указанной выше программе, писатель говорит, о том, что его интересовал феномен зла в разных проявлениях, и ему хотелось создать галерею злодеев. Главный герой произведений остается примерно одним и тем же человеком, но противостоит он все время разным злодеям, причем злодеям крупным. Автора особенно интересовало такое зло, которое на первый взгляд может казаться совсем не злом, являющееся поэтому наиболее опасным.
Опираясь на интервью и книги писателя, мы делаем вывод о том, что на протяжении всего его творчества, начиная с первых романов и заканчивая «Историей Российского государства», он стремится раскрыть и дать объективные ответы на какие-то очень важные вопросы. В частности, романы про Фандорина - и те содержат в себе размышления автора и поиск ответов на вопросы как философские, так и касающиеся различных проблем, с которыми может сталкиваться человек, находясь в определенной ситуации, - и это несмотря на их безусловный развлекательный характер.
Творчество многих современных отечественных авторов можно рассматривать в контексте их общественно-политической деятельности. Большинство литературных деятелей нашего времени ведут блоги, дают интервью на радио и телевидении, а некоторые являются непосредственно ведущими теле- и радиопередач политического характера, организовывают различные акции, напрямую выражая тем самым свое мнение, оценку тех или иных политических событий. Помимо Б. Акунина к таким авторам можно отнести Эдуарда Лимонова, Захара Прилепина, Дмитрия Быков, Михаила Веллера и мн. др.
Обращаясь к прошлому, писатели пытаются осмыслить причины возникновения проблем в современном государстве. Они выстраивают концепции, в которых закрепляют собственное видение путей решения данных проблем. Таким образом, литературная жизнь многих современных российских писателей теснейшим образом связана с их активной общественной деятельностью.
Помимо других произведений, в настоящее время Б. Акунин работает над многотомной «Историей российского государства». Как мы уже говорили, данный проект заметно отличается от ранних работ автора. Это не беллетристика, а масштабный по своему замыслу, серьезный труд, основной целью которого является для автора поиск ответов на самые острые вопросы, касающиеся устройства нашего государства, а также привлечение внимания российских читателей к истории собственной страны.
По нашему мнению, работа Акунина над «Историей... » характеризует совершенно новый этап в его творческой деятельности, который уже не соответствует традициям постмодернизма. С одной стороны, эта литература по-прежнему ориентирована на широкого читателя. Жанр своего произведения автор определяет как folk-history - жанр массовой литературы. С другой - это, бесспорно, серьезный труд, где каждый том подлежит редактуре лучших специалистов по истории конкретного периода, о чем Акунин не раз говорил в своих интервью. Автор стремится к объективности, история для него уже не просто текст, подлежащий обработке.
С опорой на материал первого тома «Истории Российского государства» мы попытаемся оценить степень следования писателем эстетическим установкам литературы постмодернизма либо определить несоответствие им.
Опираясь на материалы масс-медийного сопровождения творчества писателя, на его интервью, на заметки из его блогов и социальных сетей, мы проанализируем то, насколько тесно связано позднее творчество данного автора с его собственными идеями и размышлениями политического характера; каким образом эти размышления находят отражение в его творчестве.
Новизна работы заключается в том, что в ней затронута проблема степени следования автором эстетическим установкам литературы постмодернизма на позднем этапе его творческой деятельности; эта проблема до сих пор не входила в круг интересов исследователей творчества Б. Акунина. В качестве материала исследования впервые привлекаются не только художественные тексты Б. Акунина, но и его просветительский проект «История Российского государства» (первый том), а также медиатексты автора.
Цель работы заключается в том, чтобы попытаться установить степень следования данным автором эстетической программе литературы постмодернизма в его позднем творчестве, определить характер и направление творческой эволюции автора - от беллетристики к исторической прозе.
Цель предопределила следующие задачи:
1) Обозначить основные черты литературы постмодернизма.
2) Рассмотреть раннее творчество Б. Акунина в контексте литературы данного направления.
3) Рассмотреть и проанализировать материал первого тома «Истории Российского государства» в свете тематики и эстетических установок автора.
4) Проанализировать материалы масс-медийного сопровождения и комментарии самого автора, подтверждающие либо опровергающие суждение о том, что он действительно отходит от принципов литературы постмодерна в своем позднем творчестве и, таким образом, обозначить направление творческой эволюции писателя Б. Акунина.
Таким образом, объектом исследования данной магистерской диссертации являются произведения раннего периода творчества Б. Акунина - беллетристика, и позднего - историческая проза автора.
Предметом научного исследования являются свойства и признаки, которые дают основания относить произведения раннего творчества писателя к постмодернизму, а также элементы, напротив, выходящие за рамки этого направления, которые, на наш взгляд, обнаруживаются в его позднем творчестве.
Теоретическо-методологическую базу нашего исследования составили работы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Ю. Кристевой, Р. Барта, У. Эко, Ж. Бодрийяра, М. Б. Ямпольского, А. К. Жолковского.
Практическая значимость. Результаты данной
исследовательской работы могут быть использованы в качестве учебного материала в школах, а также на лекциях в ВУЗах и академиях при изучении современной русской литературы.
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что поздние произведения Б. Акунина, в частности, его многотомный проект «История Российского государства», существенно отличаются от его ранних работ в плане эстетических установок автора. В названном проекте обнаруживаются черты, не соответствующие тенденциям постмодернизма, в то время как произведения, созданные раннее, справедливо относят к данному литературному направлению.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников.
Во введении формулируются цели и задачи, обосновывается актуальность поставленной проблемы, новизна, практическая значимость, а также рабочая гипотеза исследования. Предлагается разграничение двух периодов литературной деятельности писателя. Говорится о важнейшей роли игрового начала в его раннем творчестве, а а также поднимается проблема эволюции писателя на позднем этапе. В частности, отмечается серьезный, неигровой характер замысла многотомного произведения «История Российского государства», что уже само по себе говорит о несоответствии традициям постмодернистской литературы.
Первая глава «Раннее творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма» состоит из двух разделов. В разделе 1.1. «Основные категории и термины эстетики постмодернизма» мы постарались очертить границы понятия «постмодернизм», кратко коснулись вопроса об эволюции данного литературного направления, обозначили основные признаки и категории литературы данного направления.
В разделе 1.2. «Творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма» мы рассмотрели раннее творчество Б. Акунина в аспекте его принадлежности к литературе данного направления. На материале произведений «фандоринского» цикла и других произведений автора мы выявили некоторые категории, приемы и принципы эстетики постмодернизма.
Вторая глава «Проблема творческой эволюции Б. Акунина» также включает в себя два раздела. В разделе 2.1. «Анализ масс-медийного сопровождения творчества Б. Акунина» мы постарались представить обзор материалов масс-медийного сопровождения его позднего творчества. Мы рассмотрели и проанализировали заметки в интернет-блогах, последние интервью, данные писателем. Особое внимание в разделе обращается на авторский комментарий относительно собственного творчества и, в частности, проекта «История Российского государства».
Далее, в разделе 2.2. «Признаки несоответствия постмодернистским традициям в первом томе «Истории Российского государства» мы попытались определить степень следования данным писателем эстетическим установкам литературы постмодернизма и обнаружить несоответствие данным традициям на позднем этапе творчества.
В заключении приводятся основные выводы исследования. На наш взгляд, в ходе исследования мы нашли подтверждение гипотезе о том, что произведения позднего творчества Б. Акунина, в частности, его историческая проза отличаются от ранних работ автора в плане эстетических установок. В ней проявляются черты, не соответствующие критериям постмодернизма, в то время как произведения, созданные раннее, справедливо относят к данному литературному направлению.
Материалом исследования служат произведения Б. Акунина раннего периода, а именно романы «фандоринского цикла»: «Азазель (1998)», «Турецкий гамбит» (1998), «Левиафан» (1998), «Смерть Ахиллеса» (1998), «Особые поручения» (1999), «Статский советник» (1999) «Коронация» (2000), «Любовница смерти» (2001), «Любовник Смерти» (2001), «Алмазная колесница» (2003), «Весь мир театр» (2009); цикл «Приключения магистра»: «Алтын-толобас» (2000), «Внеклассное чтение» (2001), «Ф.М.» (2006); историческая проза,
относящаяся к позднему периоду творчества - «История Российского государства. Том I. От истоков до монгольского нашествия» (2013), а также суждения и комментарии самого автора, данные им в различных интервью и интернет-блогах.
Тема данной научной работы является актуальной, поскольку изучение проблемы следования Б. Акуниным эстетическим установкам литературы постмодернизма на позднем этапе творчества дополняет имеющийся исследовательский контекст работ, посвященных анализу его произведений и - эволюции постмодернизма в целом.
Борис Акунин - бесспорно одна из самых ярких и неоднозначных фигур российской современной прозы. Его творчество стало предметом дискуссий с момента выхода его первого романа «Азазель» в 1998 г., таковым оно остается до сих пор. Одни считают его выдающимся литератором современности, другие называют его произведения псевдоисторическими, обвиняют в отступлении от канонов детективного жанра. Как полагают многие исследователи, романы данного автора представляют собой парадокс, так как, во-первых, в них наблюдается смешение разных литературных традиций и стилей, во- вторых, - сочетание элементов высокой и развлекательной литературы.
Одним из заметных качеств, характерных для произведений Б. Акунина, является элемент игры. Он свойственен всем литераторам постмодерна и дает основание относить Акунина к их числу. Игровое начало проявляет себя с первых романов цикла «Новый детективъ» (1998-2018) и остается характерной чертой всего раннего творчества писателя.
Обратим внимание на особое отношение данного автора к историческому материалу. Следуя установкам постмодернизма, он воспринимает историю поливалентной и многовариантной; история предстает, в первую очередь, как текст, который подлежит осмыслению и литературной обработке. Практически все романы Б. Акунина серии «Новый детективъ» (т.н. «фандоринского» цикла) не просто затрагивают ключевые события российской истории, но обыгрывают их, часто - в формате альтернативной истории.
В первой главе нашего исследования, которая называется «Раннее творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма», мы познакомились с понятием «постмодернизм», рассказали о происхождении данного термина, попытались раскрыть его значение, обозначить основные признаки и категории литературы данного направления. Вместе с тем, мы рассмотрели раннее творчество Б. Акунина в контексте литературы постмодернизма. На материале романов «фандоринского» цикла и других произведений автора мы обозначили некоторые категории, приемы и принципы эстетики этого направления.
Творчество Б. Акунина условно мы поделили на раннее и позднее. К первому периоду мы отнесли его беллетристику: циклы «Новый детективъ», «Смерть на брудершафт», «Приключения магистра» и др. Раннее творчество данного писателя справедливо относится исследователями и критиками к постмодернистской литературе. В нем отмечено следование таким приемам, как ироничность, часто переходящая в пародию; цитация и имитации цитат; интертекстуальность (превращающая весь текст в «лоскутное одеяло», сотканное из множества отсылок к другим произведениям и авторам); стирание границ между массовой и элитарной литературой, а также авторская игра с читателем.
Ко второму творческому периоду Б. Акунина, на наш взгляд, уместно отнести «Историю Российского государства» и обособить ее как нечто, совершенно отличное по своему замыслу и эстетическим установкам от его прежних работ. «История...» - уже не беллетристика, а масштабный по своему замыслу условно-научный труд, основной целью которого является для автора поиск ответов на самые острые вопросы, касающиеся актуальных проблем российского государства. С опорой на материал первого тома «Истории.» мы попробовали оценить степень следования данным автором установкам литературы постмодернизма на позднем этапе творчества и проследить его творческую эволюцию.
Б. Акунин дает многочисленные интервью, в которых не только комментирует собственное творчество, но и оценивает сложившуюся политическую ситуацию в стране. Опираясь на материалы масс-медийного сопровождения творчества Б. Акунина, на его интервью, на заметки из его блогов и социальных сетей, мы попытались проанализировать то, насколько тесно связано позднее творчество данного автора с его собственными идеями и размышлениями политического характера; каким образом эти размышления находят отражение в его произведениях.
Во второй главе нашего исследования, которая называется «Направление творческой эволюции Б. Акунина», мы обратились сперва к рассмотрению материалов масс-медийного сопровождения его позднего творчества. Мы проанализировали заметки в интернет-блогах, а также последние интервью, данные писателем. Особое внимание мы обращали на авторские комментарии относительно собственного творчества и, в частности, проекта «История Российского государства». Во втором разделе главы мы рассмотрели и проанализировали материал первого тома «Истории Российского государства» в свете тематики и эстетических установок автора
В ходе данного исследования мы сделали вывод о том, что работа Б. Акунина над «Историей российского государства» знаменует собой совершенно новый этап в творческой деятельности писателя, связанный с отходом от эстетических установок постмодернизма. «История Российского государства» существенно отличается от ранних произведений Акунина в плане эстетических установок. В этом проекте обнаруживаются черты, не соответствующие принципам постмодернизма.
С одной стороны, Акунин-историк по-прежнему ориентируется на широкого читателя. Жанр «Истории Российского государства» автор определяет как folk-history - жанр массовой литературы, предполагающий изложение событий истории «для народа» в формате литературного произведения. С другой стороны,- это, бесспорно, вполне основательный труд, по своим качествам приближающийся к научному. История теперь не предстает перед автором как текстовый материал, подлежащий осмыслению и литературной обработке. Отметим также неигровой характер «Истории Российского государства», что уже само по себе говорит о несоответствии этого текста установкам постмодернизма.
В отличие от ранних произведений автора, в которых преобладает игровое начало, в «Истории...», по его собственному признанию, он стремится к объективности. Этой установке писатель старается следовать во всем: в изложении событий, установлении хронологии и даже в собственной оценке тех или иных процессов российской истории. Задачи проекта, как их формулирует Акунин, заключаются в том, чтобы, во-первых, донести проверенные факты российской истории до читателя, лишенного, по его мнению, объективного и достоверного взгляда на историческое прошлое российского государства и, во-вторых, ответить на поставленные им самим вопросы об истоках нынешних российских проблем. Как видим, такой подход в корне отличается от того, который был характерен его раннего постмодернистского творчества.
Таким образом, в ходе исследования мы нашли подтверждение гипотезе о том, что произведения позднего творчества Б. Акунина, в частности, его историческая проза отличаются от ранних работ автора в плане эстетических установок. В позднем творчестве Акунина обнаруживаются черты, не соответствующие критериям постмодернизма, в то время как произведения, созданные раннее, справедливо относят к данному литературному направлению.
1. «История России конечна». Большое интервью с Борисом Акуниным [Электронный ресурс] URL: https: //www.currenttime.tv/a/29100422. html (дата обращения: 20.06.2019).
2. Интервью с Борисом Акуниным в программе «А поговорить?»
[Электронный ресурс] URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=nrJpDBHWzyI (дата обращения:
20.06.2019).
3. Акунин Б. Выводы без эмоций [Электронный ресурс] URL:
https://echo.msk.ru/blog/b akunin/2168376-echo/, (дата обращения:
20.06.2019).
4. Акунин Б. Инь и Ян / Б. Акунин [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/boris-akunin/in-i-yan/chitat-onlayn/, (дата обращения: 20.06.2019).
5. Акунин Б. Коронация, или Последний из романов. / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2006. - 416 с.
6. Акунин Б. Левиафан. / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2005. - 319 с.
7. Акунин Б. Любовник смерти. / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2001. - 304 с.
8. Акунин Б. Любовница смерти. / Борис Акунин. - М.: Захаров, 2003. - 245 с.
9. Акунин Б. Особые поручения: две повести о приключениях Эраста Фандорина: Пиковый валет; Декоратор. / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2012. - 336 с.
10. Акунин Б. Смерть Ахиллеса. / Б. Акунин. - М.: Захаров, 2010. - 367 с.