ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФИГУРАЦИЙ СИНТЕЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В НОВЫХ МЕДИА 7
1.1. Понятие гражданской журналистики в соотношении с
профессиональной. Ее «самость» и проникновение в профессиональную журналистику 7
1.2. Новые медиа - элемент цифрового пространства 21
ГЛАВА 2. КОНФИГУРАЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СИНТЕЗОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, В НОВЫХ МЕДИА 43
2.1. Случаи, получившие резонанс в профессиональном медиа
пространстве по инициативе гражданских СМИ 43
2.2. Случаи, получившие распространение в социальных сетях и
блогосфере с подачи официальных СМИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное массово-информационное общество претерпевает постоянные изменения, привычные способы коммуникации между аудиторией и средствами массовой информации уходят в прошлое. В связи с этим открываются новые возможности взаимодействия гражданских и профессиональных журналистов в современном цифровом пространстве. Такое взаимодействие приводит к образованию оригинальных конфигураций.
Проблема исследования заключается в том, что постоянно протекающие изменения цифровой среды приводят к сближению профессиональной и гражданской журналистики, постепенно стирая границы между этими институтами и порождая новые гибридные форматы их взаимодействия в интернет пространстве.
Степень изученности проблемы.
Теоретико-методологической базой выступают современные исследования новых медиа и гражданской журналистики, интернет-ресурсов и социальных сетей. Важными в данной теме являются А. Амзина и др. «Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016», Я. Н. Засурского «Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период»; исследования российских ученых Н. В. Хлебниковой «Гражданская журналистика: к истории становления термина», О. С. Рогалевой «Новые медиа: эволюция понятия», К. А. Карякиной «Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента» и О. Г. Филатовой «Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий»; публикации М. С. Корнева и В. Ю. Пуля «5 трендов новых медиа» (2017-2018гг.) и В. Гатова «Как новые медиа изменили журналистику».
Методология исследования предполагает использование культурно - исторического, структурно-функционального методов, а также контент- анализ.
Предмет исследования - конфигурации соединения профессиональной и гражданский журналистики на платформах новых медиа.
Цель работы - изучить специфику профессиональной и гражданской журналистики в условиях современной медиасреды, выявить основные способы их взаимодействия и конфигурации соединения и сращивания их контента.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие гражданской журналистики в соотношении с профессиональной;
- определить роль новых медиа в современном медийном пространстве;
- проанализировать случаи, получившие резонанс в профессиональном медиа пространстве по инициативе гражданских СМИ
- исследовать случаи, получившие распространение в социальных сетях и блогосфере с подачи официальных СМИ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Расширение цифровой сферы коммуникации, техническое совершенствование каналов интернет-коммуникации и возросшая активность пользователей приводят к ситуации синтеза профессиональной и гражданской журналистики.
2. Взаимодействие профессиональных СМИ и гражданских журналистов носят двусторонний характер при наличии доминантного или базового коммуникатора, что служит основанием двух моделей их синтеза.
3. Конфигуративная модель синтеза профессиональной и гражданской журналистики на базе СМИ включает следующие сочетания: а) медиа полностью цитируют публикацию пользователя, б) берут информацию только в качестве инфоповода, подкрепляя его собственным расследованием, в) дополняют публикацию пользователя официальной информацией и комментариями авторитетных персон. Тематически преобладающими пользовательскими материалами, которые используют СМИ являются: а) развлекательный контент(фотоснимки природных явлений, необычных животных, всевозможные челленджи в социальных сетях, необычные видеоролики и им подобное); б) сообщения о происшествиях (фото- видео- и текстовые материалы, очевидцами которого стали гражданские журналисты), которые выложили пользователи на своей личной странице, либо в тематическом сообществе; в) публикации известной персоны (пост президента, губернатора, популярной певицы или спортсмена), когда инфоповодом становится само высказывание, попавшее в поле зрения профессиональных журналистов.
4. Сложившаяся на сегодня конфигуративная модель синтеза профессиональной и гражданской журналистики на базе блогосферы, социальных сетей и сообществ включает четыре элемента. 1) Обсуждения на площадках официальных СМИ, что предполагает возможность оставлять комментарии на сайте СМИ под соответствующим материалом (высказывать свое мнение, отвечать на чужой комментарий, ставить положительную или отрицательную оценку написанному комментарию). 2) Обсуждения в аккаунтах официального СМИ в социальных сетях, где можно активно выражать собственное мнение и вступать в диалог редакцией. 3) Обсуждения в тематической группе или сообществе информацию из официальных средств массовой информации, если она имеет прямое или косвенное отношение к тематике данного сообщества. 4) Обсуждения в личном аккаунте, где блогер использует новость из официального СМИ в качестве инфоповода для создания публикации в личном аккаунте, где свободно выражает свою точку зрения, отношение к теме материала или призывает подписчиков прокомментировать данное сообщение.
В эмпирическую базу исследования включены материалы, получившие резонанс в медиа пространстве по инициативе гражданских СМИ, публикации, получившие распространение в социальных сетях и блогосфере с подачи официальных СМИ.
Для анализа отобраны 40 случаев, нашедших свое отражение в медиасреде в 2018-2020 гг.
А также площадки взаимного проникновения профессиональной и гражданской журналистики (группы, форумы, социальные сети, комментарии).
Новизна исследования заключается в выявлении закономерностей использования материалов гражданских журналистов в средствах массовой информации различного уровня, а также классификации случаев и форматов обращения к публикациям официальных СМИ рядовых пользователей в современном цифровом медиапространстве.
Теоретическая и практическая значимость результатов данного исследования заключается в анализе и обобщении опыта федеральных и региональных изданий по использованию новых форматов взаимодействия с аудиторией, а также в определении и анализе форм и методов подачи информации гражданских журналистов в условиях цифрового пространства.
Структура работы: Введение; Главы 1 2; Заключение; Библиографический список (91 источник); Эмпирическая база (55 источников); Приложения (7); Общий объем работы - 112 страниц.
Представленная информация позволяет сделать вывод о том, что соединение гражданской и профессиональной журналистики открывает несомненно перед последней огромные возможности для развития и обновления. Гражданская журналистика предоставляет каждому пользователю в интернете уникальные возможности для неограниченной деятельности, ничем не ограничивая ему свободу слова. Однако обилие материалов наполняет интернет пространство массой некачественной и несодержательной информации, называемой «информационным шумом». Стихийности и ^профессиональность действий гражданских журналистов, отсутствие планирования и профессиональной журналистской организации деятельности, несмотря на всю свободу, независимость, доступность и масштабность, заставляют гражданскую журналистику оставаться пока в статусе дополнительного источника информации. За компетентной экспертной информацией аудитория по-прежнему обращается к профессиональной журналистике. Тем не менее, современные СМИ признают, что гражданская журналистика является хорошим ресурсом, и ищут способы продуктивного взаимодействия с гражданскими журналистами, и это, отнюдь не угроза и даже не грядущая гибель профессии, а новый вызов, требующий от журналистов овладения новыми подходами и технологиями деятельности.
При этом невозможно отрицать, что новые медиа в интернет пространстве стали неотъемлемой частью жизни общества. Формирование новой системы социальных взаимоотношений и взаимосвязей происходит под их влиянием. В результате этого образуется цифровая среда, совершенно отличающаяся по своим характеристикам, свойствам и возможностям. Развитие цифровых технологий создает условия, при которых новые медиа открывают возможности влияния на личность пользователя.
Создатель, рецензент и потребитель контента - вот три основных качества, которые сочетает в себе сегодняшний пользователь сети. Издания, существующие в интернет среде имеют возможность получить хват, намного превышающий аудиторию традиционных СМИ только за счет активности пользователей сети. Вместе с этим пользователи социальных сетей, авторы блогов и посетители форумов сами трансформируются в СМИ, в результате чего получают возможность оказывать прямое влияние на формирование медиасреды.
Такой тип аудитории приносит с собой опасности и новые вызовы в сферу профессиональной журналистики. Одной из основных проблем является то, что законодательная база в области интернет пространства еще далека от совершенства, а интернет СМИ постепенно теряют контроль над управлением аудиторией. Следовательно, любая информация, публикуемая непрофессионалами, может привести к совершенно неожиданным последствиям, вне зависимости от ее изначальных целей.
Роль профессионального журналиста в этих новых условиях не утрачивается, а скорее наоборот - становится еще более важной. Современные СМИ ищут способы продуктивного взаимодействия профессиональных и гражданских журналистов.
Таким образом все возрастающее повсеместное вмешательство в дела профессионалов любителей, не должно восприниматься как угроза и даже грядущая гибель профессии, а скорее как новый вызов, требующий от журналистов овладения новыми подходами и технологиями деятельности.
Исследование показало, что использование информации гражданских журналистов в качестве инфоповода при создании публикаций профессиональными СМИ - уже довольно прочно закрепившаяся практика в российской меиасреде. К публикации пользовательского контента нередко прибегают и региональные издания, и представители качественных федеральных СМИ. Некоторые медиа даже ввели пользовательский контент в основу своей информационной повестки и создали целый раздел на сайте, наполняющийся за счет информации, публикуемой гражданскими журналистами в социальных сетях и блогосфере («Интернет и СМИ» на сайте lenta.ru).
Синтез профессиональной и гражданской журналистики в новых медиа создает различные конфигурации.
Информация, полученная от журналистов-непрофессионалов, входит в материалы официальных СМИ в нескольких форматах: либо медиа полностью цитируют публикацию пользователя, либо берут информацию только в качестве инфоповода, подкрепляя его собственным расследованием или дополняя официальной информацией и комментариями авторитетных персон.
Тематически эти материалы можно разделить на несколько групп:
1) развлекательный контент. К таким публикациям относятся фотоснимки природных явлений, необычных животных, всевозможные челленджи в социальных сетях, необычные видеоролики и так далее;
2) сообщения о происшествиях. Фото - видео- и текстовые материалы, очевидцами которого стали гражданские журналисты. Они выкладывают этот контент на своей личной странице, либо в тематическом сообществе, а оттуда информацию перепечатывают официальные СМИ;
3) публикации известной персоны. Пост президента, губернатора, популярной певицы или спортсмена тоже может быть встроен в новостную повестку. В данном случае инфоповодом становится само высказывание, попавшее в поле зрения профессиональных журналистов.
При этом текстовое и графическое оформление ссылок на аккаунты и блоги в материале официального СМИ не отличается от ссылки на материал из официального источника или другого профессионального средства массовой информации.
Все публикации, создаваемые на основе информации, опубликованной в официальных СМИ, можно разделить на четыре группы по способам их взаимодействия:
1) Обсуждения на площадках официальных СМИ. Публикации данного типа предполагают возможность оставлять комментарии на сайте СМИ под соответствующим материалом. Пользователи могут высказывать свое мнение, отвечать на чужой комментарий, ставить оценку написанному комментарию (положительную или отрицательную). Цель создания такой формы - привлечение трафика на сайт, повышение рейтингов, просмотров и увеличение активности читателей.
2) Обсуждения в аккаунтах официального СМИ в социальных сетях. Большинство профессиональных средств массовой информации сегодня стараются быть как можно ближе к читателю. Для этого они расширяют границы и «заходят» на платформы социальных сетей, создавая и активно развивая в них собственные аккаунты, группы и сообщества. Это позволяет СМИ аккумулировать и удерживать лояльную аудиторию, а подписчикам дает возможность оперативнее получать информацию из любимого СМИ, а также активно выражать собственное мнение и вступать в диалог редакцией. Способы и форматы ведения диалога, в данном случае, диктуются не редакционной площадкой, а функционалом платформы конкретной социальной сети.
3) Обсуждения в тематической группе или сообществе. Владельцы более мелких сообществ или групп в социальных сетях нередко дублируют информацию из официальных средств массовой информации, если она имеет прямое или косвенное отношение к тематике данного сообщества. Цель, которую преследуют администраторы - привлечение интереса подписчиков, получение большого количества лайков, комментариев и репостов, что влечет за собой увеличение трафика и популярности данного сообщества.
4) Обсуждения в личном аккаунте. Это один из способов самовыражения пользователей, увеличение охвата и популярности собственного аккаунта, привлечение новых подписчиков. При этом блогер использует новость из официального СМИ в качестве инфоповода для создания публикации в личном аккаунте, где свободно выражает свою точку зрения, отношение к теме материала или призывает подписчиков прокомментировать данное сообщение.
При анализе содержания публикаций гражданских журналистов в каждой из этих групп можно определить следующие закономерности:
- во всех группах пользователи прямо выражают свое отношение к публикациям. Их мнение практически не подвергаются цензурированию и другим ограничениям;
- в первых двух группах содержание комментариев гражданских журналистов по большей части отражает позицию корреспондента, автора материала, в третьей и четверной группах - позиция пользователей нередко диссонирует с посылом, транслируемым официальным СМИ.
При этом пользователи преимущественно дают ссылку (гиперссылку) на источник, если это предусмотрено техническими возможностями площадки, на которой размешается пост.
1. Федеральный закон «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 23.04.2020).
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О
средствах массовой информации» 2006 N 149-ФЗ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 19.04.2020).
3. 5 направлений в развитии новых медиа [Электронный ресурс] //
Журнал «Журналист» Режим доступа: https://jrnlst.ru/5-trends(дата
обращения: 19.12.2019).
4. URA.RU. Почему ТВ-журналисты уходят на YouTube. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ura.news/articles/1036274252(дата обращения: 15.04.2020).
5. Агеев Д. В. Определение границ «гражданской журналистики» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж: ВГУ, 2015.
6. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
7. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
8. Бакулев Г. П. Моделирование эволюции медиа// Вестник ВГИК.
2015. №3. С.143-151.
9. Бобрышова А. С. Гражданская журналистика в Интернете: теоретические подходы и эффективные практики / А.С. Бобрышова // Медиа и межкультурная коммуникация в европейском контексте. - Материалы Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО Северо - Кавказский федеральный университет, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2014. С. 79-81
10. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.
11. Бредшоу П. СМИ 21-го века. Часть 1. Алмаз новостей
[Электронный ресурс] / П. Бредшоу. Режим доступа:
http://habrahabr.ru/blogs/mass_me- dia/54706/ (дата обращения: 19.12.2019).
12. Вартанова Е. Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества//Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8-10.
13. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации
СМИИнформационное общество. 2008. № 5-6. С. 37-39.
14. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. М.:
МедиаМир, 2009. 485 с.
15. Вейлер К. Сетевые СМИ - другая журналистика: пер. с англ. М.: Кифара, 2012. 561 с.
16. Верховская, А. И. На пути к гражданскому обществу: проблемы трансформации СМИ // Средства массовой информации и формирование гражданского общества / Под ред. А.И. Верховской. М., 2010. С. 107.
17. Веселов А., Дятликович В., Карцев Д., Константинов А.,
Мильчин К., Офицерова Е., Нагибина Е., Старобинец А., Соколов-Митрич Д. Дивный информационный мир. 7 главных трендов в медиа, журналистике и общественной коммуникации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://expert.ru/russian_reporter/2012/35/divnyij -informatsionnyij -mir/ (дата
обращения: 19.01.2020).
18. Войнов Д. А. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 1. С. 117-126.
19. Галкин Д. В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры [Электронный ресурс] // Гуманитарная информатика. Открытый междисциплинарный электронный журнал. 2005. Выпуск 3.
Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-jumal/magazine/3/gal.htm (дата
обращения: 26.12.2019).
20. Гасанов Н. А. Возможности гражданской журналистики в новых медиа в решении социальных проблем [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/2261 (дата обращения: 19.01.2020).
21. Гатов В. Как новые медиа изменили журналистику. Будущее
журналистики. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http ://newmedia2016. digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki/ (дата
обращения: 19.01.2020).
22. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. Пятнадцать лет спустя. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2008. 344 с.
23. Денисова И. Д. Традиционные и новые медиа: роль России в рекламном рынке и перспективы развития // Научные записки ОрелГИЭТ.
2016. №2.
24. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006; Местная газета - инициатор общественного диалога / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск, 2009; Городская газета организует информационную кампанию на принципах гражданской журналистики / Под ред. Н.В. Хлебниковой. Мурманск, 2008.
25. Дзялошинский И. М. Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиапространстве России: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2013.
26. Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период. М.: Наука, 1998. 312 с.
27. Зорин К. А. Медиафутурология: «журналистика смысла» в условиях роботизации медиапроизводства и общества [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электронный журнал 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/?q=node/2078(дата обращения: 19.01.2020).
28. Интернет-журналистика: учебное пособие / С. Г. Машкова. Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 80 с.
29. Интернет-СМИ: теория и практика/Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.
30. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
31. Каминченко Д. И. «Новые» средства массовой информации и социальные медиа как субъект политического процесса: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Н.Новгород, 2015.
32. Карякина К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] // mediascope.ru: Портал научных исследований СМИ. 2010. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/524/(дата обращения: 28.03.2020).
33. Карякина К. А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 3. C. 129-130
34. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. пер. с англ. Екатеринбург: АБАК-Пресс, 2014. 652 с.
35. Кастельс М. Галактика Интернета. Екатеринбург: Изд-во «У- Фактория», 2004. 328 с.
36. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2 изд. М.: Академический проект, 2006. 448 с.
37. Ковалева М. М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Екатеринбург, 2000. 108 с.
38. Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вартанов С. А. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестник Московского университета. 2017. №5.
39. Копцева В. А., Мясников И. Ю. Современные конвергентные процессы в условиях функционирования «новых медиа» // Вестник инновационного евразийского университета. 2012. №4.
40. Копылов О. Г. Самоорганизация журналиста в мультимедийной редакции: проблемные зоны и методы планирования (на примере ид «алтапресс»)// Вестник вгу. Серия: Филология. Журналистика. 2012. №1. С.188-191.
41. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 287 с.
42. Корнев М. С., Пуля В. Ю. 5 трендов новых медиа в 2017 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/trends2017/(дата обращения: 19.01.2020).
43. Корнев М., Кулаков Е., Нигматуллина К., Пуля В. 5 трендов Новых медиа в 2018 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://jrnlst.ru/5-trends2018(дата обращения: 19.01.2020).
44. Кравцов В. В. Инновационные изменения в медиапространстве современной России// Журналист. Социальные коммуникации. 2015. №3 -4. С.130-134.
45. Крицкая М. 15 тенденций в области социальных медиа в 2018 году. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5019(дата обращения: 19.12.2019).
46. Круглова Л. А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестник Московского университета. 2012. №3.
47. Кульчицкая Д. Ю. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста: результаты опроса // Вестник Московского университета. 2017. №4.
48. Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2011. 158 с.
49. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во Моск. унт-та, 2005. 87 с.
50. Макаров Ю. Н. Особенности воздействия интернет -
коммуникаторов на социальные процессы в современном российском обществе (на примере блогов и социальных сетей): дис. ...канд. соц. наук. Краснодар, 2016. 172 с.
51. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. 495 с.
52. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН- пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
53. Мартынов К. К. Век писателей: текст и письмо в новых медиа // Логос. 2015. №2.
54. Мирошниченко А. А. Вирусный редактор Интернета и смерть газет // NewScientist. 2010. №12.
55. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
56. Нигматуллина К., Пуля В., Корнев М. 5 направлений в развитии новых медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://jrnlst.ru/5-trends(дата обращения: 19.01.2020).
57. Отинов В. А. Новые медиа как фактор модернизации СМИ общества: дис. ... канд. фил. наук. Новосибирск, 2016. 87 с.
58. Павлик Д. В. Журналистика новых медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_8/voz_newmedia.htm(дата обращения: 25.01.2020).
59. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М., 2011. С. 29.
60. Подкорытов Д. А. Новые медиа в контексте глобальных информационных процессов: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2002. 179 с.
61. Пол Брэдшоу «СМИ 21-го века». Часть 1. Алмаз новостей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenizdat.ru/articles/1074710/(дата обращения: 19.12.2019).
62. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. 367 с.
63. Разумова М. А. Социальные сети как источник информации для деловых СМИ: ограничения и возможности // Вестник Московского университета. 2014. №5.
64. РИА новости [Электронный ресурс] // ria.ruРежим доступа: https://ria.ru/(дата обращения: 23.05.2020).
65. Рогалева О. С. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор)//Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 222-225.
66. Сакоян А. Новые медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/08/05/new_media(дата обращения: 19.12.2019).
67. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. 224 с.
68. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2001. 259 с.
69. Словарь новых медиа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/dictionary/(дата обращения: 29.03.2020).
70. Стинс О., Ван Фухт Д. (Пер. с англ. Н. Бергер), Новые медиа// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008, №7. С.98-106.
71. Сычева Л. А. Цифровое человечество на распутье// Журналист. Социальные коммуникации. 2015. №3-4. С.135-144.
72. Тихомирова В. А. Трансформация функций журналистики и СМИ в условиях формирования гражданского общества // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екб., 2013.
73. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: Издательство ACT. 2003. 449 с.
74. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
75. Тренды новых медиа-2020 [Электронный ресурс] // PR-Info Режим доступа: http://www.pr-info.ru/StTrendsNewMedia9012020.htm(дата обращения: 15.01.2020).
76. Уланова М. А. Интернет-журналистика. М.: Аспект-Пресс, 2014. 240 с.
77. Федотова Л. Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. 214 с.
78. Филатова О. Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/blogi-i-smi-grazhdanskaya-i-traditsionnay a- zhurnalistika-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 06.05.2020).
79. Фролова Т. И. Практика гражданских коммуникаций в цифровой среде: опыт систематизации // Вестник Московского университета. 2014. №2.
80. Хлебникова Н. В. Гражданская журналистика: к истории
становления термина. [Электронный ресурс] // журнал «Медиаскоп» выпуск №3, 2011. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896(дата
обращения: 06.11.2019).
81. Хлебникова Н. В. Общественные инициативы в медиапространстве гражданской журналистики: дис. ... канд, филол. наук. М., 2011. 197 с.
82. Хруль В. М. Телеология журналистики: от анализа целей - к пониманию эффектов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1545(дата обращения: 19.12.2019).
83. Чевозерова Г. В. Журналистика как фактор формирования гражданского общества в России: дис. . канд. филол. наук. М., 2006.
84. Чернега О. П. Гражданская журналистика: характерные черты и методы // Социальная журналистика: профессия и позиция. М., 2005. С. 29¬35
85. Черных А. Мир современных медиа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. 312 с.
86. Что такое Новые медиа, или digital-глобализация: основные понятия, тенденции в новых медиа. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smm.artoxmedia.ru/wiki/new-media.html(дата обращения: 19.12.2019).
87. Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фабер», 2013. 368 с.
88. Bastos M.T., Mercea D., Charpentier A. Tents, Tweets, and Events: The Interplay Between Ongoing Protests and Social Media// Journal of Communication. Volume 65, Issue 2, April 2015. P. 320-350
89. Jose Luis Orihuela: The 10 new paradigms of communication in the digital age [Электронный ресурс] // https://medium.com/Режим доступа: https://medium.com/@jlori/the-10-new-paradigms-of-communication-in-the- digital-age-7b7cc9cb4bfb(дата обращения: 19.05.2020).
90. Latour B. Network, societies, spheres: reflections of an actor-network theorist // International Journal of Communication. - Los Angeles (CA), 2011. - Vol.5. - p.796 - 810.
91. Nip J. Routinization of Charisma. The institutionalization of public Journalism online // Public Journalism.2.0. The promise and realty od a citizen - engaged press / еd. by Jack Rosenberry and Burton St. John Ш. Routledge. N.Y., 2010. P. 136.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. «Пухляш» из клипа «Little Big» попал в «Forbes»! [Электронный ресурс] // https://vk.com/Режим доступа: https://vk.com/trigrupp?w=wall- 7736853_31892%2Fall(дата обращения: 08.06.2020).
2. «Твиттер» впервые пометил твиты Трампа как не
соответствующие фактам [Электронный ресурс]// https://www.bbc.comРежим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-52815824(дата обращения:
04.06.2020).
3. «Я не могу дышать!» [Электронный ресурс] //
https://novayagazeta.ru Режим доступа:
https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/30/85611 -ya-ne-mogu-dyshat (дата
обращения: 04.05.2020).
4. 2020 и не думает останавливаться. [Электронный ресурс] // https://ok.ruРежим доступа: https://ok.ru/lentaru/topic/151762831303608(дата обращения: 08.06.2020).
5. epigraph.info [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com
Режим доступа:
https://www.youtube.com/channel/UC7jNKSiGVTz7j8eIMyntNlg (дата
обращения: 04.06.2020).
6. https://vk.com Режим доступа:
https://vk.com/meduzaproject?w=wall-76982440_4022348(дата обращения: 08.06.2020).
7. https://vk.com/Режим доступа: https://vk.com/incident22?w=wall- 140899168_1042127(дата обращения: 08.06.2020).
8. https://vk.com/Режим доступа: https://vk.com/kvartet_i?w=wall- 1331551_71851(дата обращения: 22.05.2020).
9. LGPolska [Электронный ресурс] // https://twitter.com/Режим доступа: https://twitter.com/LGPolska/status/1265241950678069248?ref_src=twsrc%5Etfw %7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E 1265241950678069248%7Ctwgr%5 E&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.adweek.com%2Fbrand-marketing%2Flg- poland-apologizes-for-sexist-tiktok-video-about-taking-upskirt-photos%2F (дата обращения: 03.05.2020).
10. Partnering with biased fake news ‘fact checkers’ is a smoke screen to
lend Twitter’s obvious political tactics false credibility. [Электронный ресурс] // https://twitter.com Режим доступа:
https://twitter.com/parscale/status/1265416062843174912(дата обращения: 04.06.2020).
11. Twitter is completely stifling FREE SPEECH, and I, as President, will
not allow it to happen! [Электронный ресурс] // https://twitter.comРежим доступа: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1265427539008380928
(дата обращения: 04.06.2020).
12. Wow 200 million!!! [Электронный ресурс] //
https://www.instagram.com Режим доступа:
https://www.instagram.com/p/B76UQsQIHSU/?utm_source=ig_embed (дата
обращения: 04.06.2020).
13. Барнаульцы делятся в соцсетях фотографиями «кровавого» заката [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/barnaultsi-delyatsya-v-sotssetyah-fotografiyami- krovavogo-zakata-268032(дата обращения: 03.06.2020).
14. В Twitter появилось способное сломать смартфоны Samsung фото
[Электронный ресурс] // https://iz.ru Режим доступа:
https://iz.ru/1018328/2020-06-01/v-twitter-poiavilos-sposobnoe-slomat-smartfony- samsung-foto(дата обращения: 05.06.2020).
15. В Алтайском крае за взятки задерживают по чиновнику в месяц
[Электронный ресурс] // https://vk.com/ Режим доступа:
https://vk.com/kazanushka?z=video- 272_456246170%2Fd6312464d60e8418ce%2Fpl_wall_-272(дата обращения: 03.06.2020).
16. В Дзержинске закрыли «Карусель» после видео с толпой покупателей [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ruРежим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed11c1a9a7947750859fd06(дата обращения: 03.06.2020).
17. В Калифорнии сняли, как большая белая акула выпрыгивает из
воды [Электронный ресурс] // https://ria.ru/20200601/1572192800.htmlРежим доступа: https://ria.ru/20200601/1572192800.html(дата обращения:
04.06.2020).
18. В Новосибирске полиция начала проверку из-за вечеринки в
центре города. Видео о ней из соцсетей там назвали «частично фейкововыми» [Электронный ресурс] // https://novayagazeta.ru/newsРежим доступа: https ://novayagazeta.ru/news/2020/05/24/161725 -v-novosibirske-
politsiya-nachala-proverku-iz-za-vecherinki-v-tsentre-goroda-video-s-mesta-tam- nazvali-chastichno-feykovovymi (дата обращения: 04.06.2020).
19. В Петербурге задержали как минимум девять участников одиночных пикетов у Гостиного двора в поддержку Ильи Азара. [Электронный ресурс] // https://www.instagram.comРежим доступа: https://www.instagram.com/p/CAvV nxGJRNf/ (дата обращения: 08.06.2020).
20. В России появится мороженое с гречкой [Электронный ресурс]// https://news.mail.ruРежим доступа: https://news.mail.ru/society/41984830/(дата обращения: 04.06.2020).
21. В России предложили платить работникам 150 рублей в час [Электронный ресурс]// https://lenta.ru/news/2020/06/08/oplata/Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/06/08/oplata/(дата обращения: 08.06.2020).
22. В сети обсуждают похудевшего после болезни солиста «Руки
вверх» Сергея Жукова [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/v-seti-obsuzhdayut-pohudevshego-posle-
bolezni-solista-ruki-vverh-sergeya-zhukova-229737 (дата обращения:
03.05.2020).
23. В Сети сравнивают 2020 год с отрицательными героями и странной едой [Электронный ресурс]// https://news.mail.ruРежим доступа: https://news.mail.ru/society/41950115/(дата обращения: 04.06.2020).
24. В соцсетях публикуют фото туч, которые помешали астронавтам улететь в космос [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/v-sotssetyah-publikuyut-foto-tuch-kotorie- pomeshali-astronavtam-uletet-v-kosmos-268115(дата обращения: 03.06.2020).
25. Верховный поправитель [Электронный ресурс] //
https://www.kommersant.ru Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/4364773(дата обращения: 06.06.2020).
26. Видео нападения на инкассаторов. [Электронный ресурс] //
https://vk.com Режим доступа: https://vk.com/kraschp?w=wall-
54767216_2485220 (дата обращения: 03.06.2020).
27. Водитель большегруза лишился ноги в жутком ДТП на
кузбасской трассе [Электронный ресурс] // https://www.mk-kuzbass.ruРежим доступа: https://www.mk-kuzbass.ru/incident/2020/06/01/voditel-bolshegruza-
lishilsya-nogi-v-zhutkom-dtp-na-kuzbasskoy-trasse.html (дата обращения: 05.06.2020).
28. Вышел маленький сюжет о проекте. [Электронный ресурс] //
https://www.instagram.com Режим доступа:
https://www.instagram.com/p/CAnFva7AogS/(дата обращения: 08.06.2020).
29. Губернатор Кузбасса призвал чиновников реагировать на комментарии в соцсетях [Электронный ресурс] // https://www.kommersant.ruРежим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4139862(дата обращения: 03.06.2020).
30. Дуров пожертвовал несколько миллионов рублей на проект студента ВШЭ Жукова [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/05/27/durov/(дата обращения: 03.05.2020).
31. Злость берет: 8 кадров с высоты, как новосибирцы отрывались в субботу вечером [Электронный ресурс] // https://news.ngs.ruРежим доступа: https://news.ngs.ru/more/69275959/(дата обращения: 04.06.2020).
32. Криштиану Роналду забрал аудиторию Instagram себе
[Электронный ресурс] // https://www.kommersant.ruРежим доступа: https://www.kommersant.rU/doc/4241431#id981508 (дата обращения:
04.05.2020).
33. Маленький шаг для человечества и огромный — для SpaceX. [Электронный ресурс] // https://www.instagram.comРежим доступа: https://www.instagram.Com/p/CA2KQXhoT5g/(дата обращения: 08.06.2020).
34. Маски из аптек превратили в предметы искусства (фото) [Электронный ресурс] // https://news.mail.ruРежим доступа: https://news.mail.ru/society/41982631/(дата обращения: 04.06.2020).
35. Мать в наручниках: в Оренбургской области изъяли детей [Электронный ресурс] // https://www.gazeta.ruРежим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/05/31/13102507.shtml(дата обращения: 04.06.2020).
36. Министр в Бурятии извинилась за фразу «с голоду еще никто не умер» [Электронный ресурс] // https://iz.ruРежим доступа: https://iz.ru/1017209/2020-05-29/ministr-v-buriatii-izvinilas-za-frazu-s-golodu- eshche-nikto-ne-umer(дата обращения: 05.06.2020).
37. Минувшей ночью сотрудники Росгвардии провели спецоперацию в одной из квартир Екатеринбурга, чтобы задержать 27-летнего мужчину, якобы похитившего из промышленного магазина четыре рулона обоев стоимостью около 8 тыс. рублей [Электронный ресурс] // https://twitter.comРежим доступа: https://twitter.com/novaya_gazeta/status/1267471310432722945(дата обращения: 08.06.2020).
38. На видео - Александр Большунов @san_sanych_bolshunov. [Электронный ресурс] // https://www.instagram.comРежим доступа: https://www.instagram.com/p/B9_4wpGjl0O/(дата обращения: 08.06.2020).
39. Несси в Астрахани и розовый монстр в Новой Зеландии. А что
видели вы? [Электронный ресурс] // https://radiosputnik.ria.ruРежим доступа: https://radiosputnik.ria.ru/20200530/1572110500.html (дата обращения:
04.06.2020).
40. Обнуление? [Электронный ресурс] // https://vk.com/Режим доступа: https://vk.com/barneos22?w=wall-38551279_5633616 (дата
обращения: 08.06.2020).
41. Плющенко вместе с женой снял забавный видеоролик [Электронный ресурс] // https://rsport.ria.ruРежим доступа: https://rsport.ria.ru/20200531/1572249618.html(дата обращения: 04.06.2020).
42. Появились видео сорванных сильным ветром крыш в
Свердловской области [Электронный ресурс] //
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ecc0a7f9a79474b80d4be5cРежим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ecc0a7f9a79474b80d4be5c(дата обращения: 03.06.2020).
43. Появилось видео нападения на инкассаторов в Красноярске [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ruРежим доступа: https ://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed204779a7947c613 030ff8 (дата обращения: 03.06.2020).
44. Прорыв не случился. Алтайский край прописался в безнадежных
аутсайдерах по зарплате [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа: https ://altapress.ru/ekonomika/story/huzhe -ne-pridumaesh-altayskiy-
kray-propisalsya-v-beznadezhnih-autsayderah-po-zarplate-268620 (дата
обращения: 08.06.2020).
45. Путин объявил 24 июня выходным днем [Электронный ресурс] //
https://novayagazeta.ru Режим доступа:
https://novayagazeta.ru/news/2020/05/29/161899-putin-ob-yavil-24-iyunya- vyhodnym-dnem(дата обращения: 04.06.2020).
46. Распродажа перед закрытием торгового центра «Карусель» выглядит как крестный ход. [Электронный ресурс] // https://vk.com/Режим
доступа: https://vk.com/t_dzr?w=wall-36649301_760669 (дата обращения:
03.06.2020).
47. Реклама с заглядывающим под юбку девушки пенсионером
возмутила соцсети [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/newsРежим доступа: https://lenta.ru/news/2020/05/28/bad_grandpa/(дата обращения:
03.05.2020).
48. Создатель сайта «Вконтакте» и мессенджера «Telegram» Павел
Дуров пожертвовал 10 биткоинов благотворительному проекту Команды Жукова #взаимопомощь. [Электронный ресурс] // https://www.instagram.comРежим доступа: https://www.instagram.Com/p/CAsopyrHUKQ/(дата
обращения: 03.05.2020).
49. Сотни людей устроили вечеринку на площади Ленина. Кадры, как толпа лихо пляшет под Верку Сердючку [Электронный ресурс] // https://news.ngs.ruРежим доступа: https://news.ngs.ru/more/69276046/(дата обращения: 04.06.2020).
50. Станислав Андрейчук [Электронный ресурс] //
https://www.facebook.com Режим доступа:
https://www.facebook.com/andreychuk.stanislav(дата обращения: 08.06.2020).
51. Тысячи «крошек» и большой сюрприз: Барнаул снова в экстазе от
концерта «Руки Вверх» [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа: https://altapress.ru/afisha/story/ruki-vverh-v-bamaule-219643(дата
обращения: 03.05.2020).
52. Хоккейный «Авангард» поддержал футболиста Баринова [Электронный ресурс] // https://matchtv.ruРежим доступа: https://matchtv.ru/football/matchtvnews_NI1194670_Hokkejnyj_Avangard_podde rzhal_futbolista_Barinova (дата обращения: 05.06.2020).
53. Цена нефти Brent поднялась выше $41 впервые с начала марта [Электронный ресурс] // https://news.mail.ruРежим доступа: https://news.mail.ru/economics/42074140/(дата обращения: 06.06.2020).
54. Это страшно красиво. Барнаульский шторм на снимках из
соцсетей [Электронный ресурс] // https://altapress.ruРежим доступа:
https://altapress.ru/zhizn/story/eto-strashno-krasivo-barnaulskiy-shtorm-na- snimkah-iz-sotssetey-223707(дата обращения: 03.06.2020).
55. Юрий Павлович Вяземский — советский и российский писатель, философ, телеведущий. [Электронный ресурс] // https://www.instagram.comРежим доступа: https://www.instagram.Com/p/Byxt7MZI7m4/(дата обращения: 08.06.2020).