Визуальный медиатекст: способы фотографической манипуляции (на примере российских и зарубежных СМИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Фотография как способ подачи информации в современных медиа 7
1.1. Визуализация современного медиатекста, как способ невербальной
подачи информации в СМИ 7
1.2. Фотография как способ подачи информации в современном медиатексте 15
1.3. Способы фотографической манипуляции и их влияние на сознание читателя 23
ГЛАВА 2. Визуальный медиатекст: способы фотографической
манипуляции на материале российских и зарубежных СМИ 40
2.1. Способы фотографической манипуляции в российских интернет-СМИ на материале «Сноб», «Медиазона» 40
2.2. Способы фотографической манипуляции в зарубежных интернет-СМИ на материале «Time» и «Huffpost» 50
2.3. Сравнение использования способов фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных СМИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 76
ГЛАВА 1. Фотография как способ подачи информации в современных медиа 7
1.1. Визуализация современного медиатекста, как способ невербальной
подачи информации в СМИ 7
1.2. Фотография как способ подачи информации в современном медиатексте 15
1.3. Способы фотографической манипуляции и их влияние на сознание читателя 23
ГЛАВА 2. Визуальный медиатекст: способы фотографической
манипуляции на материале российских и зарубежных СМИ 40
2.1. Способы фотографической манипуляции в российских интернет-СМИ на материале «Сноб», «Медиазона» 40
2.2. Способы фотографической манипуляции в зарубежных интернет-СМИ на материале «Time» и «Huffpost» 50
2.3. Сравнение использования способов фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных СМИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 76
В современном мире влияние на формирование психологического сознания и подсознания человека оказывают средства массовой информации. Преподносимая медиа информация способствует образованию поведенческих стандартов, оказывает влияние на мышление, потребности и интересы аудитории, на ее представления о происходящем в мире и социальной реальности. Свое влияние СМИ оказывают посредством выбора темы, содержания, событий, способов и формы подачи информации при помощи визуализации. Таким образом, массмедиа представляют аудитории интерпретации элементов реального мира, которые чаще всего не отражают полностью реальность, а конструируют нужный редакции образ действительности.
Массовая манипуляция стала возможной только в XX веке вследствие роста технического совершенствования СМИ. В результате чего появились новые Интернет-медиа, которым присущ собственный формат коммуникации: мультимедийная гипертекстовость и активная визуализация. Онлайн-СМИ предоставляют читателю возможность не прочитывать материал полностью, а получить основную информацию посредством визуализации данных. Это происходит потому что жизнь современного человека переполнена информацией, и он не успевает усваивать поток новой информации, а потому предпочитает узнавать главные события через визуальные источники.
Регулярное использование СМИ фотографий приводит к тому, что читатель начинает верить в реальность изображенного на снимке. В 1909 году известный фотожурналист Льюис Хайн как-то сказал, что фотография не умеет лгать, но лжецы умеют фотографировать, а в свою очередь фотограф Ричард Аведон сказал, что все фотографии точны, но ни одна из них не является истинной.
Документальная природа фотографии убеждает читателя в реальности произошедшего события. Фотографии вызывают доверие, поэтому их свойства не однократно использовалось для управления общественным сознание.
Получается, что в современном обществе коммуникации интернет-СМИ обуславливают потенциал влияния на сознание аудитории посредством визуализации, поэтому манипуляции являются основным способом воздействия на общественное мнение. Данный вид манипуляции позволяет не только произвести необходимый эффект, но и замаскировать сам факт психологического воздействия.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в вопросе о назревающем недоверии аудитории к фотографической визуализации. Недоверие формируется посредством формирования все новых способов манипуляционного воздействия и увеличения их использования в интернет-СМИ.
Объектом исследования является современный визуальный медиатекст российских и зарубежных интернет-изданий.
Предметом исследования являются способы фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-СМИ.
Внимание данной теме уделяли многие ученые, они изучали процесс воздействия во всех сферах СМИ: печать, радио, телевидение, реклама, Интернет. Исследования на тему манипуляции общественным мнением можно найти в работах Ж. Бодрийяр «Симулякры и симуляция», В. В. Нуркова «Психология фотографии», С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», Е. Л. Доценко «Психология манипуляции», Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием», И. М. Дзялошинского «Манипулятивные технологии в масс- медиа», Сьюзен Зонтаг «О фотографии» и у других авторов. Из всех сфер СМИ отчетливо выделяются интернет-издания своей востребованностью и большими возможностями публикации и визуализации информации, что стимулирует появление новых способов манипуляции.
В связи с этим в процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: фотография в современных интернет-СМИ как один из способов визуализации информации обладает манипуляционной функцией воздействия на сознание аудитории. При этом, на наш взгляд, манипуляция разными способами осуществляется в российских и зарубежных интернет-СМИ.
В соответствии с гипотезой была сформулирована цель исследования: выявить и проанализировать способы фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-изданий.
Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:
1. Изучить визуализацию современного медиатекста как способа невербальной подачи информации в СМИ;
2. Описать фотографию как способ подачи информации в современных медиа;
3. Дать определение методам фотографической манипуляции, используемым в современных СМИ;
4. Проанализировать использование методов фотографической манипуляции сознанием аудитории в российских и зарубежных интернет- СМИ.
Эмпирическую базу исследования составили материалы российских («Сноб», «Медиазона») и зарубежных («Time», «Huffpost») интернет-изданий.
В качестве основных методов исследования используются структурно - семантический анализ и семиотический анализ визуального медиатекста.
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании теоретической основы для изучения способов фотографической манипуляции в изучении специфики использования способов манипуляции фотографией в материалах российских и зарубежных интернет-СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание используемых интернет-изданиями способов фотографической манипуляции способствует повышению уровня медиаграммотности и снижению уязвимости к информационно-психологическому управлению сознанием читателя, позволяет своевременно выявлять и предотвращать попытки манипуляции в интернет-СМИ. Результаты исследования могут применяться для оценки визуализации и для проведения анализа на использование манипуляции в предоставляемой обществу информации в материалах интернет-СМИ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Массовая манипуляция стала возможной только в XX веке вследствие роста технического совершенствования СМИ. В результате чего появились новые Интернет-медиа, которым присущ собственный формат коммуникации: мультимедийная гипертекстовость и активная визуализация. Онлайн-СМИ предоставляют читателю возможность не прочитывать материал полностью, а получить основную информацию посредством визуализации данных. Это происходит потому что жизнь современного человека переполнена информацией, и он не успевает усваивать поток новой информации, а потому предпочитает узнавать главные события через визуальные источники.
Регулярное использование СМИ фотографий приводит к тому, что читатель начинает верить в реальность изображенного на снимке. В 1909 году известный фотожурналист Льюис Хайн как-то сказал, что фотография не умеет лгать, но лжецы умеют фотографировать, а в свою очередь фотограф Ричард Аведон сказал, что все фотографии точны, но ни одна из них не является истинной.
Документальная природа фотографии убеждает читателя в реальности произошедшего события. Фотографии вызывают доверие, поэтому их свойства не однократно использовалось для управления общественным сознание.
Получается, что в современном обществе коммуникации интернет-СМИ обуславливают потенциал влияния на сознание аудитории посредством визуализации, поэтому манипуляции являются основным способом воздействия на общественное мнение. Данный вид манипуляции позволяет не только произвести необходимый эффект, но и замаскировать сам факт психологического воздействия.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в вопросе о назревающем недоверии аудитории к фотографической визуализации. Недоверие формируется посредством формирования все новых способов манипуляционного воздействия и увеличения их использования в интернет-СМИ.
Объектом исследования является современный визуальный медиатекст российских и зарубежных интернет-изданий.
Предметом исследования являются способы фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-СМИ.
Внимание данной теме уделяли многие ученые, они изучали процесс воздействия во всех сферах СМИ: печать, радио, телевидение, реклама, Интернет. Исследования на тему манипуляции общественным мнением можно найти в работах Ж. Бодрийяр «Симулякры и симуляция», В. В. Нуркова «Психология фотографии», С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», Е. Л. Доценко «Психология манипуляции», Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием», И. М. Дзялошинского «Манипулятивные технологии в масс- медиа», Сьюзен Зонтаг «О фотографии» и у других авторов. Из всех сфер СМИ отчетливо выделяются интернет-издания своей востребованностью и большими возможностями публикации и визуализации информации, что стимулирует появление новых способов манипуляции.
В связи с этим в процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: фотография в современных интернет-СМИ как один из способов визуализации информации обладает манипуляционной функцией воздействия на сознание аудитории. При этом, на наш взгляд, манипуляция разными способами осуществляется в российских и зарубежных интернет-СМИ.
В соответствии с гипотезой была сформулирована цель исследования: выявить и проанализировать способы фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-изданий.
Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:
1. Изучить визуализацию современного медиатекста как способа невербальной подачи информации в СМИ;
2. Описать фотографию как способ подачи информации в современных медиа;
3. Дать определение методам фотографической манипуляции, используемым в современных СМИ;
4. Проанализировать использование методов фотографической манипуляции сознанием аудитории в российских и зарубежных интернет- СМИ.
Эмпирическую базу исследования составили материалы российских («Сноб», «Медиазона») и зарубежных («Time», «Huffpost») интернет-изданий.
В качестве основных методов исследования используются структурно - семантический анализ и семиотический анализ визуального медиатекста.
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании теоретической основы для изучения способов фотографической манипуляции в изучении специфики использования способов манипуляции фотографией в материалах российских и зарубежных интернет-СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание используемых интернет-изданиями способов фотографической манипуляции способствует повышению уровня медиаграммотности и снижению уязвимости к информационно-психологическому управлению сознанием читателя, позволяет своевременно выявлять и предотвращать попытки манипуляции в интернет-СМИ. Результаты исследования могут применяться для оценки визуализации и для проведения анализа на использование манипуляции в предоставляемой обществу информации в материалах интернет-СМИ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование способов фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-СМИ. Работа осуществлялась в теоретическом изучении и описании проблемы и в анализе конкретных способов фотографической манипуляции в материалах СМИ.
В ходе исследования изучены способы манипулирования вниманием читателя, которые позволяют подробно рассмотреть эффект фотографического воздействия в медиа.
Определена система таких понятий, как: визуальный медиатекст, фотография, манипуляция, способы воздействия, фотографическая манипуляция, представляющая структурную модель реализации
манипулятивного воздействия и позволяющая анализировать способы манипуляции на конкретных примерах. Охарактеризованы и классифицированы основные приемы манипуляции, применяемые в фотографической визуализации текстов СМИ:
• приемы воздействия через структуру жизненных ценностей;
• управление вниманием читателя методом «фотографического языка»;
• методики влияния на сознание на основе "нейропсихологического программирования".
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Фотографическая манипуляции беспрерывно растет в зависимости от развития СМИ: газеты - радио - телевидение - Интернет.
2. Использование предложенной в работе классификации средств манипулятивного воздействия позволяет выявлять возможные варианты фотографической манипуляции в материалах.
3. Особенностями фотографической манипуляций в российских и зарубежных интернет-изданиях являются: управление вниманием читателя - нацелить взгляд на смысловой центр снимка, апелляция к жизненным ценностям, воздействие при помощи методов психологического влияния.
4. Материалы на социальные темы обладают значительным потенциалом манипулятивного воздействия на аудиторию.
5. В рамках снимка одной публикации используются различные способы манипуляции, что позволяет достичь необходимого эффекта воздействия на читателя.
6. Для реализации манипулятивного воздействия в снимках интернет-изданий используются приемы манипулирования информацией:
• методики «нейропсихологического программирования» (выбор без выбора, отсылка к истории);
• способы фотографической манипуляции (задержка,
экспрессивный удар, метод первоочередности и контраста, образ врага);
• манипулирование внимание зрителя - нацелить взгляд на смысловой центр снимка (композиционные приемы построения кадра);
• процесс съемки (выжидание момента);
• приемов воздействия по компонентам внутреннего мира (образ действительности, структуру ценностей).
7. Использование инструментов воздействия посредством фотографии выражается в редакционной политике издания и особенностями целевой аудитории.
В практической части работы был проведен анализ по выявлению способов фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-изданий.
Проведенный анализ показал, что российские интернет-издания, используя манипулирование сознанием, стремятся оказать воздействие на аудиторию, ограничив ее свободу и право выбора, направляя, таким образом, народ в нужную для манипулятора сторону. Манипуляция осуществляется при воздействии на негативные эмоции, которые впоследствии в пользу положительных эмоций будут отвергнуты аудиторией. Положительная часть манипуляции направит читателя на нужные манипулятору действия.
В то время, как в зарубежных интернет-изданиях манипулирование осуществляется посредством психологического шока. СМИ стремится воздействовать на страхи общества, читателю показывают ужасы происходящего, цель которых вызвать определенные чувства.
Объединяет российские и зарубежные СМИ общая цель - управлять аудиторией воздействуя на жизненные ценности общества. Манипулирование, направленное на угрозу жизненных ценностей, способно заменить самые веские аргументы и направить общество по пути манипулятора.
В ходе исследования изучены способы манипулирования вниманием читателя, которые позволяют подробно рассмотреть эффект фотографического воздействия в медиа.
Определена система таких понятий, как: визуальный медиатекст, фотография, манипуляция, способы воздействия, фотографическая манипуляция, представляющая структурную модель реализации
манипулятивного воздействия и позволяющая анализировать способы манипуляции на конкретных примерах. Охарактеризованы и классифицированы основные приемы манипуляции, применяемые в фотографической визуализации текстов СМИ:
• приемы воздействия через структуру жизненных ценностей;
• управление вниманием читателя методом «фотографического языка»;
• методики влияния на сознание на основе "нейропсихологического программирования".
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Фотографическая манипуляции беспрерывно растет в зависимости от развития СМИ: газеты - радио - телевидение - Интернет.
2. Использование предложенной в работе классификации средств манипулятивного воздействия позволяет выявлять возможные варианты фотографической манипуляции в материалах.
3. Особенностями фотографической манипуляций в российских и зарубежных интернет-изданиях являются: управление вниманием читателя - нацелить взгляд на смысловой центр снимка, апелляция к жизненным ценностям, воздействие при помощи методов психологического влияния.
4. Материалы на социальные темы обладают значительным потенциалом манипулятивного воздействия на аудиторию.
5. В рамках снимка одной публикации используются различные способы манипуляции, что позволяет достичь необходимого эффекта воздействия на читателя.
6. Для реализации манипулятивного воздействия в снимках интернет-изданий используются приемы манипулирования информацией:
• методики «нейропсихологического программирования» (выбор без выбора, отсылка к истории);
• способы фотографической манипуляции (задержка,
экспрессивный удар, метод первоочередности и контраста, образ врага);
• манипулирование внимание зрителя - нацелить взгляд на смысловой центр снимка (композиционные приемы построения кадра);
• процесс съемки (выжидание момента);
• приемов воздействия по компонентам внутреннего мира (образ действительности, структуру ценностей).
7. Использование инструментов воздействия посредством фотографии выражается в редакционной политике издания и особенностями целевой аудитории.
В практической части работы был проведен анализ по выявлению способов фотографической манипуляции в материалах российских и зарубежных интернет-изданий.
Проведенный анализ показал, что российские интернет-издания, используя манипулирование сознанием, стремятся оказать воздействие на аудиторию, ограничив ее свободу и право выбора, направляя, таким образом, народ в нужную для манипулятора сторону. Манипуляция осуществляется при воздействии на негативные эмоции, которые впоследствии в пользу положительных эмоций будут отвергнуты аудиторией. Положительная часть манипуляции направит читателя на нужные манипулятору действия.
В то время, как в зарубежных интернет-изданиях манипулирование осуществляется посредством психологического шока. СМИ стремится воздействовать на страхи общества, читателю показывают ужасы происходящего, цель которых вызвать определенные чувства.
Объединяет российские и зарубежные СМИ общая цель - управлять аудиторией воздействуя на жизненные ценности общества. Манипулирование, направленное на угрозу жизненных ценностей, способно заменить самые веские аргументы и направить общество по пути манипулятора.
Подобные работы
- Визуальный медиатекст: способы фотографической манипуляции
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



