Освещение экологических проблем в СМИ (на материале публикаций о пожарах в Красноярском крае в 2019 г.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИАТЕКСТА НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ 10
1.1 Характеристика медиатекста в информационном пространстве 10
1.2 Результативность современного медиатекста и его влияние на массовую
аудиторию 21
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПОЖАРОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ЛЕТОМ 2019 ГОДА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИА
2.1 Этапы освещения экологической катастрофы в масс-медиа 30
2.2 Реализация возможностей освещения экологической катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года федеральными и региональными медиа 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ГЛАВА 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИАТЕКСТА НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ 10
1.1 Характеристика медиатекста в информационном пространстве 10
1.2 Результативность современного медиатекста и его влияние на массовую
аудиторию 21
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПОЖАРОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ЛЕТОМ 2019 ГОДА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИА
2.1 Этапы освещения экологической катастрофы в масс-медиа 30
2.2 Реализация возможностей освещения экологической катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года федеральными и региональными медиа 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Актуальность темы исследования: Экологические проблемы в мире приобретают все более глобальный размах. Промышленная деятельность заводов, активное истощение и сжигание нефтяных запасов планеты, и горы не переработанного мусора - являются причинами, приближающими экологический кризис. Ежегодное сжигание нефти и газа приводит к «парниковому эффекту», который рано или поздно приведет к гибели всего живого на поверхности нашей планеты. Ледники тают, уровни морей поднимаются все выше. Человечество приближается к экологической катастрофе - истощению энергетических, минеральных и земельных ресурсов, гибели биосферы, а возможно, и всей человеческой цивилизации.
Последняя тема была одной из самых популярных среди различных медиа летом 2019 года, ведь на протяжении двух месяцев в четырех регионах России — в Иркутской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии — был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Задымление и токсичный запах ощущались и в соседних областях. О масштабах возгорания стало известно всей России, однако внимание к этой проблеме привлекали не столько СМИ, но и социальные сети. Несмотря на свои ресурсы и возможности, федеральные СМИ недостаточно освещали ситуацию с пожарами.
Чтобы предотвратить приближающийся кризис, необходимо поднять экологическую культуру населения. Данная задача во многом возложена на СМИ, «четвертую власть». Журналистика как социально ответственный институт не может оставаться в стороне от этих процессов, от того, как СМИ исполняют свою роль в информационном обеспечении экологической политики, зависит, какие ценности и идеалы составят основу мировоззрения современного поколения. При этом, так как специализированные экологические СМИ популярны в достаточно узких кругах, массовые СМИ, имеющие наибольшее влияние на человеческие умы, должны более эффективно выполнять задачи формирования экологического сознания. Насколько современные массовые СМИ выполняют эту задачу вопрос остается открытым; поэтому исследование данной темы, на наш взгляд, является актуальным.
Бурасса осуществила сравнительный анализ научных исследований, посвященных «лучшим практикам экологической журналистики», чтобы из всего массива литературы по теме выделить наиболее универсальные правила (вне конкретного геополитического контекста) для экологических журналистов. Тем не менее, контекст важен, и чтобы понять, имеет ли Россия возможность стать экологически устойчивым государством, необходимо исследовать современную практику СМИ.
Степень научной разработанности проблемы:
Данному вопросу посвящены работы следующих авторов: А.Д. Потапов, А.Л. Колтунов, А.Н. Ильин, В. В. Рудский, В. И. Стурман, Е.А. Бобров, И.А. Халий, М.Н. Эпштейн, Н. Ф. Реймерс. А так же А.А. Горелов, А.А. Тертычный, А.Л. Кочинева, В. Б. Колесникова, Г.В. Лазутина, Д.Ж. Маркович, Л.А. Коханова, Л.С. Павелкина, М.В. Орлова, Н.В. Калинина, Н.Ф. Хилько, О. А. Берлова, Р.Р. Ибрагимова, С.В. Мясников, Ш. Фридман, Красноярова О.В., Киселева А.Г., Добросклонская Т.Г., Кузмина Н.А., Федорова А.В., Солганик Г.Я., Челышева И.В.
Объект исследования - освещение лесных пожаров в федеральных и региональных СМИ и в интернете.
Предмет исследования - возможности освещения лесных пожаров в
Красноярском крае летом 2019 года.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы средств массовой информации: публикации на страницах многопрофильных и специализированных выпусков журналов и газет, а так же публикации в социальных сетях: ВКонтакте, Instagram.
1. ВКонтакте Паблик «МДК»
2. Instagram Полины Гагариной, Тимура Родригеза, Василия Вакуленко, Александра Степанова, Марии Кожевниковой, Ильи Соболева
3. BFM.RU
4. Лесные пожары в Сибири на госТВ и в соцсетях: почувствуйте разницу
5. «ТВК Красноярск» Вконтакте
6. Валерия Тыняная Плакаты #потушитепожарысибири
7. Яна Рудковская, Елена Темникова, Баста, Гоша Куценко, Максим Виторган, Сергей Лазарев, Семен Слепаков
8. Газета.ги «Глава Красноярского края счел нормальными массовые лесные пожары в регионе»
9. «ПОЖАРЫ В СИБИРИ И ВЗРЫВЫ В АЧИНСКЕ» ПОЖАРЫ - ПОВОД ОБЪЕДИНЯТЬ УСИЛИЯ! ( ВКОНТАКТЕ Павел Пашков)
10. Коммунистическая партия РФ (КПРФ)ВКОНТАКТЕ
11. Новости Первого канала (ВКОНТАКТЕ)
12. «Гринпис» (Официальный сайт)
13. «ТАСС»
14. «Медуза»
15. «РБК»
16. «ТВЦ»
17. Телеканал «Россия 24»
Цель исследования - исследование проблемы освещение пожаров в Красноярском крае летом 2019 года в официвальных СМИ и в интернете.
Задачи исследования:
1. Описать воздействие медиатекста на массовую аудиторию.
2. Формализовать хронологию ключевых событий освещения в СМИ и в социальных сетях экологической катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года.
3. Охарактеризовать особенности катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года различными медиа: выяснить, какие ресурсы были при этом задействованы; выявить закономерности в освещении ситуации различными видами медиа.
4. Исследовать специфику и особенности подачи информации различными медиа: выяснить почему СМИ привлекают власть и ищут причины проблемы, а блогеры напрямую информируют о катастрофе и вызывают эмоции.
Гипотеза исследования. Тема экологии в общественно-политических изданиях поднимается фрагментарно, нередко сводится к сенсационным материалам, освещающим последствия катастроф. Привлечение людей к проблемам экологии не является целью журналистов массовых изданий, в то время как медиаплощадки реализуют свои возможности при освещении важных информационных событий.
Методы исследования: анализ, сравнение, дискурсивный анализ.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов. Используется функционально-ролевая характеристика журналистики, представленная в трудах Корконосенко С. Г., системно-функциональное изучение журналистской деятельности учеными ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета. Политическая направленность исследования обусловила обращение к источникам политической теории: трудам В. П. Пугачева и А. И. Соловьева. Для приближения к предмету исследования понадобилось ознакомиться с работами, объясняющими понятия «экологическая политика»: Д. И. Ромасевича, О. П. Буйлова, Г. В. Косова, Ю. А. Харламова и С. А. Нефедова. Экологическая журналистика рассматривается как политический актор в диссертационном исследовании Е. А. Шарковой (2012) и Л. Н. Харченко (2002), в статьях Н. В. Шулениной и Т. В. Шумилиной. Ключевые работы по теории экологической журналистики, преемственность по отношению к которым соблюдается в данной работе: пособия Л. А. Кохановой, В. А. Королев, Шарон и Кенет Фридман. Работа Кохановой Л. А. дает представление об этапах становления экологической журналистики в России, автор приводит подробную классификацию существующих на момент написания источников экологической информации, поднимает вопрос значимости специализированного образования журналистов- экологов, а также подробно анализирует методы продвижения экологических идей. Королев В. А. приводит обоснование значимости экологического направления журналистской деятельности с точки зрения глобалистики (запросы мировой общественности на решение глобальных проблем), определяет задачи и функции экологической журналистики как социально ответственной, а также выдвигает ряд «требований», которые можно считать этическим кодексом экологического журналиста. Берлова О. А., Борейко В. Е., Колесникова В. Б. и Кочинева А. Л. рассказывают об экологической журналистике как инструменте пропагандистской деятельности самим экологам. Теоретические аспекты, изложенные в вышеперечисленных работах, методологически дают нам ориентиры для изучения эмпирического материала современного медиапространства.
Направление экологической коммуникативистики - коммуникации по поводу экологических вопросов - сформировал Роберт Кокс. В своей ключевой работе Environmental Communication and the Public Sphere Кокс говорит в том числе о роли СМИ в формировании экологической коммуникации. В отечественном контексте тему экологической коммуникации рассматривает Захарова О. А. Современные исследования зарубежных авторов (Bourassa E , Hansen, A. ) определили специфику проведенного нами анализа СМИ: внимание к источникам информации, к проникновению PR-технологий в содержание СМИ, а также выявление фреймов.
Материалы выпускного квалификационного сочинения могут быть использованы структурами МЧС, региональными властями и журналистским сообществом.
Структура и объем ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Последняя тема была одной из самых популярных среди различных медиа летом 2019 года, ведь на протяжении двух месяцев в четырех регионах России — в Иркутской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии — был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Задымление и токсичный запах ощущались и в соседних областях. О масштабах возгорания стало известно всей России, однако внимание к этой проблеме привлекали не столько СМИ, но и социальные сети. Несмотря на свои ресурсы и возможности, федеральные СМИ недостаточно освещали ситуацию с пожарами.
Чтобы предотвратить приближающийся кризис, необходимо поднять экологическую культуру населения. Данная задача во многом возложена на СМИ, «четвертую власть». Журналистика как социально ответственный институт не может оставаться в стороне от этих процессов, от того, как СМИ исполняют свою роль в информационном обеспечении экологической политики, зависит, какие ценности и идеалы составят основу мировоззрения современного поколения. При этом, так как специализированные экологические СМИ популярны в достаточно узких кругах, массовые СМИ, имеющие наибольшее влияние на человеческие умы, должны более эффективно выполнять задачи формирования экологического сознания. Насколько современные массовые СМИ выполняют эту задачу вопрос остается открытым; поэтому исследование данной темы, на наш взгляд, является актуальным.
Бурасса осуществила сравнительный анализ научных исследований, посвященных «лучшим практикам экологической журналистики», чтобы из всего массива литературы по теме выделить наиболее универсальные правила (вне конкретного геополитического контекста) для экологических журналистов. Тем не менее, контекст важен, и чтобы понять, имеет ли Россия возможность стать экологически устойчивым государством, необходимо исследовать современную практику СМИ.
Степень научной разработанности проблемы:
Данному вопросу посвящены работы следующих авторов: А.Д. Потапов, А.Л. Колтунов, А.Н. Ильин, В. В. Рудский, В. И. Стурман, Е.А. Бобров, И.А. Халий, М.Н. Эпштейн, Н. Ф. Реймерс. А так же А.А. Горелов, А.А. Тертычный, А.Л. Кочинева, В. Б. Колесникова, Г.В. Лазутина, Д.Ж. Маркович, Л.А. Коханова, Л.С. Павелкина, М.В. Орлова, Н.В. Калинина, Н.Ф. Хилько, О. А. Берлова, Р.Р. Ибрагимова, С.В. Мясников, Ш. Фридман, Красноярова О.В., Киселева А.Г., Добросклонская Т.Г., Кузмина Н.А., Федорова А.В., Солганик Г.Я., Челышева И.В.
Объект исследования - освещение лесных пожаров в федеральных и региональных СМИ и в интернете.
Предмет исследования - возможности освещения лесных пожаров в
Красноярском крае летом 2019 года.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы средств массовой информации: публикации на страницах многопрофильных и специализированных выпусков журналов и газет, а так же публикации в социальных сетях: ВКонтакте, Instagram.
1. ВКонтакте Паблик «МДК»
2. Instagram Полины Гагариной, Тимура Родригеза, Василия Вакуленко, Александра Степанова, Марии Кожевниковой, Ильи Соболева
3. BFM.RU
4. Лесные пожары в Сибири на госТВ и в соцсетях: почувствуйте разницу
5. «ТВК Красноярск» Вконтакте
6. Валерия Тыняная Плакаты #потушитепожарысибири
7. Яна Рудковская, Елена Темникова, Баста, Гоша Куценко, Максим Виторган, Сергей Лазарев, Семен Слепаков
8. Газета.ги «Глава Красноярского края счел нормальными массовые лесные пожары в регионе»
9. «ПОЖАРЫ В СИБИРИ И ВЗРЫВЫ В АЧИНСКЕ» ПОЖАРЫ - ПОВОД ОБЪЕДИНЯТЬ УСИЛИЯ! ( ВКОНТАКТЕ Павел Пашков)
10. Коммунистическая партия РФ (КПРФ)ВКОНТАКТЕ
11. Новости Первого канала (ВКОНТАКТЕ)
12. «Гринпис» (Официальный сайт)
13. «ТАСС»
14. «Медуза»
15. «РБК»
16. «ТВЦ»
17. Телеканал «Россия 24»
Цель исследования - исследование проблемы освещение пожаров в Красноярском крае летом 2019 года в официвальных СМИ и в интернете.
Задачи исследования:
1. Описать воздействие медиатекста на массовую аудиторию.
2. Формализовать хронологию ключевых событий освещения в СМИ и в социальных сетях экологической катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года.
3. Охарактеризовать особенности катастрофы в Красноярском крае летом 2019 года различными медиа: выяснить, какие ресурсы были при этом задействованы; выявить закономерности в освещении ситуации различными видами медиа.
4. Исследовать специфику и особенности подачи информации различными медиа: выяснить почему СМИ привлекают власть и ищут причины проблемы, а блогеры напрямую информируют о катастрофе и вызывают эмоции.
Гипотеза исследования. Тема экологии в общественно-политических изданиях поднимается фрагментарно, нередко сводится к сенсационным материалам, освещающим последствия катастроф. Привлечение людей к проблемам экологии не является целью журналистов массовых изданий, в то время как медиаплощадки реализуют свои возможности при освещении важных информационных событий.
Методы исследования: анализ, сравнение, дискурсивный анализ.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов. Используется функционально-ролевая характеристика журналистики, представленная в трудах Корконосенко С. Г., системно-функциональное изучение журналистской деятельности учеными ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета. Политическая направленность исследования обусловила обращение к источникам политической теории: трудам В. П. Пугачева и А. И. Соловьева. Для приближения к предмету исследования понадобилось ознакомиться с работами, объясняющими понятия «экологическая политика»: Д. И. Ромасевича, О. П. Буйлова, Г. В. Косова, Ю. А. Харламова и С. А. Нефедова. Экологическая журналистика рассматривается как политический актор в диссертационном исследовании Е. А. Шарковой (2012) и Л. Н. Харченко (2002), в статьях Н. В. Шулениной и Т. В. Шумилиной. Ключевые работы по теории экологической журналистики, преемственность по отношению к которым соблюдается в данной работе: пособия Л. А. Кохановой, В. А. Королев, Шарон и Кенет Фридман. Работа Кохановой Л. А. дает представление об этапах становления экологической журналистики в России, автор приводит подробную классификацию существующих на момент написания источников экологической информации, поднимает вопрос значимости специализированного образования журналистов- экологов, а также подробно анализирует методы продвижения экологических идей. Королев В. А. приводит обоснование значимости экологического направления журналистской деятельности с точки зрения глобалистики (запросы мировой общественности на решение глобальных проблем), определяет задачи и функции экологической журналистики как социально ответственной, а также выдвигает ряд «требований», которые можно считать этическим кодексом экологического журналиста. Берлова О. А., Борейко В. Е., Колесникова В. Б. и Кочинева А. Л. рассказывают об экологической журналистике как инструменте пропагандистской деятельности самим экологам. Теоретические аспекты, изложенные в вышеперечисленных работах, методологически дают нам ориентиры для изучения эмпирического материала современного медиапространства.
Направление экологической коммуникативистики - коммуникации по поводу экологических вопросов - сформировал Роберт Кокс. В своей ключевой работе Environmental Communication and the Public Sphere Кокс говорит в том числе о роли СМИ в формировании экологической коммуникации. В отечественном контексте тему экологической коммуникации рассматривает Захарова О. А. Современные исследования зарубежных авторов (Bourassa E , Hansen, A. ) определили специфику проведенного нами анализа СМИ: внимание к источникам информации, к проникновению PR-технологий в содержание СМИ, а также выявление фреймов.
Материалы выпускного квалификационного сочинения могут быть использованы структурами МЧС, региональными властями и журналистским сообществом.
Структура и объем ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
На основании проводимого исследования удалось установить, что одной из важных задач медиатекса является не только информирование, но и убеждение, призыв к действиям. Задача СМИ заключается в том, чтобы совместно с аудиторией выработать стратегию и основную идею, а затем донести ее до целевой аудитории, чтобы побудить к действиям, которые сопровождаются выгодой. Информация, которая основана на фактах считается наиболее эффективной и побуждает к доверию.
Нами были изучены основные цели и задачи воздействия медиатекста на массовую аудиторию, а также выявлен ряд хронологий при освещении проблемы пожаров.
Рассмотрев особенности и функции медиатекста мы обратились к проблеме освещения пожаров в Красноярском крае летом 2019 года. Анализ материалов показал, что средства массовой информации не всегда эффективно выполняют задачи формирования экологического сознания у аудитории. В свою очередь интернет, совмещая в себе функции телевидения, радио, журналов и газет, захватывает большее внимание у читателя, задействуя эмоционально окрашенные жанры и нестандартные формы подачи информации. Фрагментарное освещение экополитических событий свидетельствует о том, что у региональной власти отсутствует чёткая информационная политика. Также в СМИ редко встречаются комментарии политологов и социологов, выступления которых имеют особое значение в эко информировании.
Мы также пришли к выводу, что органы государственной власти предоставляют информацию средствам массовой информации для осуществления политических функций. Здесь информация собирается и систематизируется в наиболее удобном виде, поэтому с экранов телевидения мы получаем конструктивную информацию. В свою очередь блоги являются местом, где собираются люди с похожими точками зрения или интересами, поэтому блогеры обозначают проблему и призывают к действиям.
Проблема использования журналистики в качестве инструмента политического влияния волнует современных исследователей медиа и массовых коммуникаций. В средствах массовой информации признана, во- первых, неопределенность экологической информации, а во-вторых ее спекулятивный характер. Несмотря на осознанность экологических проблем на уровне международных организаций, на всех других уровнях, в том числе на государственных, решение проблем экологии зачастую противоречит интересам многих групп влияния. Следовательно, возникает необходимость исследования журналистской практики на предмет двух ключевых аспектов: наличия манипулятивного содержания, то есть использования возможностей журналистики в личных (политических или коммерческих интересах), а также исполнения средствами массовой информации своего потенциала по организации просветительской работы в области экологии.
К сожалению, обнаружен недостаток глубинных журналистских расследований, репортажных материалов и использования горожан в качестве источников информации.
Нами были изучены основные цели и задачи воздействия медиатекста на массовую аудиторию, а также выявлен ряд хронологий при освещении проблемы пожаров.
Рассмотрев особенности и функции медиатекста мы обратились к проблеме освещения пожаров в Красноярском крае летом 2019 года. Анализ материалов показал, что средства массовой информации не всегда эффективно выполняют задачи формирования экологического сознания у аудитории. В свою очередь интернет, совмещая в себе функции телевидения, радио, журналов и газет, захватывает большее внимание у читателя, задействуя эмоционально окрашенные жанры и нестандартные формы подачи информации. Фрагментарное освещение экополитических событий свидетельствует о том, что у региональной власти отсутствует чёткая информационная политика. Также в СМИ редко встречаются комментарии политологов и социологов, выступления которых имеют особое значение в эко информировании.
Мы также пришли к выводу, что органы государственной власти предоставляют информацию средствам массовой информации для осуществления политических функций. Здесь информация собирается и систематизируется в наиболее удобном виде, поэтому с экранов телевидения мы получаем конструктивную информацию. В свою очередь блоги являются местом, где собираются люди с похожими точками зрения или интересами, поэтому блогеры обозначают проблему и призывают к действиям.
Проблема использования журналистики в качестве инструмента политического влияния волнует современных исследователей медиа и массовых коммуникаций. В средствах массовой информации признана, во- первых, неопределенность экологической информации, а во-вторых ее спекулятивный характер. Несмотря на осознанность экологических проблем на уровне международных организаций, на всех других уровнях, в том числе на государственных, решение проблем экологии зачастую противоречит интересам многих групп влияния. Следовательно, возникает необходимость исследования журналистской практики на предмет двух ключевых аспектов: наличия манипулятивного содержания, то есть использования возможностей журналистики в личных (политических или коммерческих интересах), а также исполнения средствами массовой информации своего потенциала по организации просветительской работы в области экологии.
К сожалению, обнаружен недостаток глубинных журналистских расследований, репортажных материалов и использования горожан в качестве источников информации.



