ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XXI В.
|
Введение 3
Глава I. Военное духовенство в России имперского периода (1721-1917г.г.) 15 - 41
1.1. Формирование категории военных
священнослужителей 15
1.2. Повседневная жизнь военных священнослужителей
имперского периода 22
Глава II. Положение священнослужителей в советский
период (1918 - 1991г.г.) 42 - 58
2.1. Гонения на церковь и репрессии против
священнослужителей 42
2.2. Правовое положение священнослужителей
в советский период 48
Глава III. Современное состояние института военных священнослужителей 59 - 82
Заключение 83
Список источников и литературы 88
Приложение 96
Глава I. Военное духовенство в России имперского периода (1721-1917г.г.) 15 - 41
1.1. Формирование категории военных
священнослужителей 15
1.2. Повседневная жизнь военных священнослужителей
имперского периода 22
Глава II. Положение священнослужителей в советский
период (1918 - 1991г.г.) 42 - 58
2.1. Гонения на церковь и репрессии против
священнослужителей 42
2.2. Правовое положение священнослужителей
в советский период 48
Глава III. Современное состояние института военных священнослужителей 59 - 82
Заключение 83
Список источников и литературы 88
Приложение 96
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современномобществе накоплен значительный материал о военных священнослужителях, как о главном звене системы «человек-среда-Бог». Этот материал требует систематизации, осмысления, структуризации, обобщения и представления, как совокупности знаний об институте военных священнослужителей. Необходимо изучение причин востребованности данного института, чтобы понять суть происходящих перемен в обществе, в частности, в армии.
Военное духовенство в России подразумевает под собой категорию священнослужителей, находившихся в войсках и задействованная в духовном окормлении военнослужащих рати, войска и различных родов оружия вооружённых сил России древнерусского, царского, имперского и современного периодов.
Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским патриархатом началось в начале 1990-х годов. Его организационные основы были заложены в совместном заявлении о сотрудничестве, подписанном министром обороны Российской федерации и Патриархом Московским и Всея Руси 2 марта 1994г.1 Заявление констатировало цели, основополагающие принципы и направления взаимодействия Вооруженных Сил России с Русской Православной Церковью. С учетом позитивного опыта взаимодействия, накопленного в войсках, а также для придания работе с религиозными объединениями системного характера 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ и Патриарх Московский и Всея Руси подписали соглашение о сотрудничестве.2
Вдумываясь в нравственные христианские законы, православную традицию и историю Русской армии, нельзя не прийти к выводу о необходимости тесного сближения в наше время Армии и Церкви. Это тем более справедливо, что каждый христианин - прежде всего борец со злом, воин Христов. Старец Силуан говорил, что все, кто последовал Господу нашему Иисусу Христу, ведут духовную войну. Сражение наше идет на каждый день и час. И если на обычной войне убивают только тело, то наша война труднее и опаснее, потому что может погибнуть душа.
Актуальность исследуемой проблемы обуславливается рядом обстоятельств:
• во-первых, необходимо дать научную оценку деятельности института военного духовенства России, его влияния на развитие и распространение военных традиций в среде военнослужащих;
• во-вторых, возрастанием роли духовно-нравственного воспитания личного состава вооруженных сил, основанного на лучших военных традициях, обычаях и ритуалах;
• в-третьих, определением роли и места военного духовенства в воспитательном процессе, направленном на формирование у военнослужащих лучших духовноправославных качеств защитников Родины;
• в-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов военного управления в области воспитания подчиненного личного состава на основе исторического опыта;
• в-пятых, актуальность исследования деятельности православного духовенства России обуславливается процессом перехода отечественной исторической науки от формационного к цивилизационному подходу в оценке освещения и анализа событий российской истории. Цивилизационный подход предусматривает поиск точек соприкосновения в работе светских и церковных ученых, преодоление отчуждения между государством и церковью во имя общественного развития.
Научно обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования общественных отношений в области отношений религиозных деятелей и граждан, выполняющих свой долг по защите Отечества. Однако, такой концепции в едином варианте на сегодняшний день не существует.
Анализ существующих исследований по проблемам общественного взаимодействия, духовной жизни показывает, что институт военных священнослужителей не был темой специального исследования в социально- религиозном плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.
Степень научной разработанности проблемы показана в анализе современного состояния государственно-конфессиональных отношений в России, рассмотрении тенденций их развития, специфических особенностей и регулирующих их институтов, - именно эти вопросы не привлекали пристального внимания отечественных исследователей.
Изучение вышеназванной темы в историографии классически принято делить на три основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Для современной исторической науки большую ценность представляют труды, изданные в дореволюционный период. Во-первых, они содержат богатый фактический материал, во-вторых, авторы этих трудов имели возможность непосредственно наблюдать за происходящим от первого лица. Одним из таких авторов является доктор канонического права, профессор Т. В. Барсов, принимавший участие в подготовке реформы управления военным и морским духовенством 1890 г.3 Его труды фактически являются значительным дополнением и логическим завершением работы другого автора, посвятившего свои исследования истории военного и морского духовенства - Н. Невзорова.4 Работа священника Г. Цитовича по истории военных храмов до сих пор остается основополагающим исследованием в этой области.5 Нередко сами представители бывшего военного духовенства выступали с публичными докладами, отрицая религию.
Социально-политическая ситуация в мире в середине XX в. заставила советское правительство в определенной мере смягчить свою антирелигиозную политику.
Истории известны факты, когда в период Великой Отечественной войны священнослужители принимали активное участие в боевых действиях не только с оружием в руках, но и как представители духовенства. Именно в этот период выходят работы, восхваляющие патриотизм и героизм священнослужителей в былых войнах.
В послевоенное время интерес к истории военного духовенства заметно снижается. Вышедшие в этот период работы по содержанию вновь возвращаются в старое русло атеистической идеологии. Ярким примером тому служат труды Н. Ф. Платонова - бывшего митрополита, отрекшегося от Бога в 1930-х гг.6 В своих работах он стремится доказать, что в годы революции духовенство делало отчаянные попытки по сохранению самодержавия.
Непосредственно перед распадом СССР (1989-1991 гг.), в связи с
либерализацией советской системы, интерес к истории военного духовенства начинает возрастать. Одной из первых публикаций той эпохи является работа А. С. Сенина7. В указанный период начинается переосмысливание взаимодействия армии и Церкви, рассматривается польза такого сотрудничества для вооруженных сил. В основном эти труды принадлежат военным, которые считали, что военное духовенство могло бы повысить патриотизм военнослужащих, заняться морально-нравственным воспитанием.
В постсоветский период интерес к истории военного духовенства Российской империи многократно возрос. Данный вопрос стал отдельной темой для диссертационных исследований, дипломных работ и курсовых проектов. Были изданы монографии, справочные издания, огромное количество статей. Публикации начала 1990-х гг. по данной тематике, в основном, повторяли содержание работ дореволюционных авторов. Главную роль в патриотическом воспитании личного состава в армии Российской империи исследователи 1990- хгг. отводили военному духовенству. В своих работах они ставили целью показать целесообразность возрождения института военного духовенства в Российской Федерации. Начиная с 2000-х гг., вопросом истории института военного духовенства в Российской империи стали интересоваться научные деятели различных гуманитарных направлений. Поводом новой волны исследований стали разговоры о возможном официальном появлении полковых священнослужителей в Российской армии. В этот период были изданы монографииА.Б. Григорьева8, протоиерея Г. Полякова9. В них содержится богатый архивный, иллюстративный и справочный материал по теме.
Первой наиболее содержательной работой по праву следует назвать исследование доктора педагогических наук, подполковника запаса В. М. Коткова10.
В постсоветский период исследователи впервые начинают рассматривать духовенство неправославных исповеданий. Следует отметить, что этот вопрос изучен крайне слабо. В работах впервые на основе архивных материалов был показан опыт взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи. В отдельных работах есть сведения о полковых муллах в Российской империии в годы Гражданской войны11.
На основе различных опубликованных и неопубликованных источников исследователи показали развитие военного духовенства с момента первого официального упоминания до победы октябрьской революции и ликвидации института военного духовенства. Кроме того, авторами приводится иллюстративный и справочный материал для дальнейшего изучения истории военного духовенства в Российской империи, осуществлен обзор архивных источников, периодических изданий, литературы. Также в работах
рассматривается деятельность неправославного духовенства12. Но и эти исследования не являются исчерпывающими, что признается и самими авторами.В связи с официальным воссозданием в современной российской армии института военного духовенства вопросами истории полковых священнослужителей заинтересовались юристы. В основном они рассматривают современный период становления и развития военного духовенства. Мнения авторов относительно необходимости присутствия полковых
священнослужителей в современной армии очень часто диаметрально противоположны. В своих работах они нередко ссылаются на дореволюционный опыт, при этом излагая краткую историю военного духовенства в Российской империи. Их труды в плане истории в основном носят описательный характер.К числу таких авторов относится Подберёзский И.В.13
Недостаточная разработанность данной темы обусловлена, во-первых, - спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому былограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, - рассмотрением религии и религиозных объединений советскими обществоведами как не заслуживающего внимания «пережитка прошлого», отсутствием в силу этого научных традиций их изучения, в-третьих, - непроработанностью теоретикометодологических и эмпирических оснований, необходимых для изучения данной проблематики.
При обращении к рассматриваемой теме особенно ценно научное наследие социологов и историков, как отечественных, так и зарубежных, труды зарубежных специалистов по религиозной ситуации в России.В работах этих авторов содержатся анализ, оценки и прогнозы различных аспектов современной религиозной ситуации, в том числе и государственно-конфессиональных отношений, на уровне как России в целом, так и отдельных регионов.
В отличие от советского периода, изучение религиозной жизни, специфики и динамики государственно-конфессиональных отношений, осуществляется российскими исследователями с совершенно иных оценочных позиций. Функционирование религиозных общностей рассматривается ими как неотъемлемая составляющая религиозной жизни. Всё же, социологических работ, посвященных непосредственно исследованию государственно-конфессиональных отношений, по-прежнему немного, в то время как практических проблем в этой сфере немало.
Таким образом, интерес к истории военного духовенства в Российской империи возник в конце XIX в. Первыми исследователями стали лица, имевшие непосредственное отношение к институту военного духовенства. Это были православные священники и люди, назначенные на разные контрольные должности над деятельностью духовенства. Историков-профессионалов среди них не было, но, тем не менее, публикации, изданные в указанный период, представляют огромную научную ценность благодаря освещенным в них фактам. Не лишены они также и научной объективности к исследуемому вопросу. Работы, написанные в советский период, также содержат богатый фактологический материал. Однако, в них прослеживается четкая атеистическая идеология, и авторы стремятся показать военное духовенство как бесполезный институт, поддерживающий царизм. Короткий период временной «реабилитации» военного духовенства приходится на годы Великой Отечественной войны. Но вскоре после ее окончания и вплоть до самого распада СССР в публикациях вновь находит место негативное отношение к военному духовенству.
В советский послевоенный период интерес к истории военного духовенства терпит заметный спад, лишь в конце существования Советского государства были опубликованы несколько статей, где военное духовенство рассматривается как воспитательный орган в армии, а его деятельность в целом характеризуется положительно. Однако, в этих публикациях в той или иной мере все еще прослеживается советская атеистическая школа. Не лишены были этих традиций и первые работы, изданные в постсоветский период, также в основном они повторяли содержание дореволюционных авторов. Главный акцент в этих исследованиях был сделан на воспитательный характер деятельности военного духовенства в Российской империи и возможность применения данного опыта в настоящее время.
Начиная с 2000-х гг.встал вопрос о воссоздании института военного духовенства в российской армии. Такого рода обсуждения стали катализатором для новой волны научных трудов. На современном этапе вопросом истории военного духовенства в Российской империи начали интересоваться историки- профессионалы. С этого времени в научных публикациях нашла отражение деятельность не только православного духовенства, но и мусульманского. Впервые были опубликованы ранее неизвестные факты. Интерес к истории военного духовенства в Российской империи существует уже более века. За это время были изданы десятки монографий по указанному вопросу, однако, до сих пор в данной теме остаются множество неисследованных проблем.
Более или менее изучена история военного духовенства позднего периода - конец XIX - начало XX в. Период становления института полковых священнослужителей в имеющихся публикациях освещен слабо. Во всех изданных работах рассматривается только опыт патриотического и моральнопсихологического воспитания военнослужащих того времени, героизм и патриотизм самих священнослужителей. Не нашло должного изучения военное духовенство неправославного исповедания. Не затрагиваются вопросы о конфессиональном составе армии Российской империи, о взаимоотношениях между представителями различных вероисповеданий, о деятельности военного духовенства по улучшению этих взаимоотношений, методы работы духовенства с военными.
В стороне от процессов преобразования не могла остаться и Русская православная Церковь. Она была органичной, составной частью русского общества, своего рода религиозной скрепкой. Жизнь русского человека, от рождения до смерти, была пронизана православной идеологией и практикой. Воспитанные с детства в духе православия военнослужащие не могли быть лишены, служа в армии и на флоте, религиозного «окормления», удовлетворения своих религиозных потребностей.
Теоретико-методологической основой для социологического исследования государственно-конфессиональных отношений выступают институциональный, деятельностный и системный подходы.
Институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений позволяет выделить виды социальных институтов, выступающих в качестве механизмов, упорядочивающих отношения государства и религиозных объединений.
Деятельностный и системный подходы являются основанием рассмотрения государственно-конфессиональных отношений как процесса и результата деятельности и взаимодействия включенных в них социальных общностей.Здесь применены исторический и хронологический методы, которые выражены в поэтапном изложении материала в соответствии с периодизацией зарождения и развития института военных священнослужителей.
Объект исследования - военное духовенство как социальный институт в России.
Предмет исследования - формирование и развитие института военного духовенства в контексте государственной политики России в XVIII- начале XXI веков.
Цель исследования - анализ сущности и специфики институциональных регуляторов государственно-конфессиональных отношений в России, состояния и динамики этих отношений в основных сферах социальной жизни, в частности, в армии.
Достижение цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• осуществления понятийного анализа государственно-конфессиональных отношений, определения понятия «военные священнослужители»;
-выделения институциональных механизмов регулирования конфессиональных отношений в армии, их трансформации в XX - XXI веке;
• анализа состояния религиозной ситуации в армии России и детерминирующих ее факторов;
- выявления мнений и оценок представителей религиозных общностейразличной конфессиональной принадлежности и экспертов о религиознойситуации в армии России, состоянии и проблемах государственно-конфессиональных отношений.
Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну, заключаются в следующем:
• осуществлен понятийный анализ определения понятия «государственно- конфессиональные отношения» как равенства-неравенства субъектов - государственных органов и учреждений, - с одной стороны, и религиозных объединений, с другой, - закрепленного в соответствующих светских и религиозных институтах и проявляющегося в их взаимодействии на примере деятельности военных священнослужителей в армии;
• выделены два основных направления функционирования государства и религиозных объединений в армии России: проведение совместных акций и обеспечение автономии в тех видах деятельности, в которых они обладают особой компетенцией. Отметим, что оба направления основаны на сочетании отношений равенства и неравенства, при преобладании в каждом конкретном случае тех, либо других;
- раскрыта специфика институционального регулирования отношений между государством (на примере армии) и религиозными объединениями, заключающаяся в том, что они регулируются двумя видами институтов - светскими и религиозными, дана их характеристика;
- выделено два вида динамики государственно-конфессиональных отношений и обоснована их специфика в современной армии России.
Первый вид динамики связан с утратой оптимальности этих отношений. Приэтом цикл динамики выглядит так: «норма - патология - норма», которые, в свою очередь, выражаются в религиозной ситуации. Второй вид динамики государственно-конфессиональных отношений выражается в появлении новых отношений, которых прежде не было (моление в войсках).
Теоретическая и практическая значимость исследованиясостоит в разработке основ отношений между военнослужащими и военными священнослужителями, дает возможность в перспективе создать их развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации этих отношений.
Отношения государства и религиозных объединений затрагивают интересы практически всех жителей любой страны, поскольку касаются важнейших прав и обязанностей, связанных с духовной жизнью, как верующих, так и неверующих. Серьезное влияние на них оказывают конфессиональная структура населения, особенности существующих в стране религиозных объединений, исторически сложившиеся традиции отношений государства и религиозных объединений, глубина секуляризационных процессов. Социологический анализ государственно - конфессиональных отношений позволяет выявить значимость этих отношений, их состояние, характер, проблемы.
Государственно-конфессиональные отношения в современной России во многом обусловлены религиозной ситуацией, которую современные исследователи определяют, как разновидность ситуации социальной, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (специфическими особенностями) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество, регион и исследуемый объект.
Материалы магистерской работы могут быть использованы при написании истории отношений воспитательного характера в армии, в учебных курсах «Социология религии», «Религиоведение», а также при разработке оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования отношений религиозных объединений и государства, их взаимодействий в различных сферах жизнедеятельности, при разработке учебно-методических пособий по гуманитарным дисциплинам.
Отдельные материалы работы были апробированы и представлены в выступлении в Алтайском государственном университете на секции «Религиоведение, государственно-конфессиональная и национальная политика» в рамках Ломоносовских чтений на Алтае на Научно-практической конференции «Мой выбор - наука» в апреле 2018 года; в выступлениях в БЮИ МВД РФ в рамках НПК «Дни молодёжной науки» - представлен доклад «Священнослужители как субъект профилактики преступлений среди военнослужащих» - в апреле 2018г., а в ноябре 2018г. доклад стал победителем в номинации «Научная новизна работы» на секции «Проблемы прогнозирования и профилактики преступности в Барнауле» на ХХ городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодёжь - Барнаулу».
По итогам Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов по теме «Проблемы совершенствования российского законодательства» будет опубликована статья «Священнослужители как субъект профилактики преступлений среди военнослужащих» в сборнике научных трудов, выход которого в свет определён в 4 квартале 2019 года, а размещение в базе данных РИНЦ - в 1 квартале 2020 года.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы (две первые главыразделены на подпункты), заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 117 страницах, библиография состоит из 91 источника.
Военное духовенство в России подразумевает под собой категорию священнослужителей, находившихся в войсках и задействованная в духовном окормлении военнослужащих рати, войска и различных родов оружия вооружённых сил России древнерусского, царского, имперского и современного периодов.
Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским патриархатом началось в начале 1990-х годов. Его организационные основы были заложены в совместном заявлении о сотрудничестве, подписанном министром обороны Российской федерации и Патриархом Московским и Всея Руси 2 марта 1994г.1 Заявление констатировало цели, основополагающие принципы и направления взаимодействия Вооруженных Сил России с Русской Православной Церковью. С учетом позитивного опыта взаимодействия, накопленного в войсках, а также для придания работе с религиозными объединениями системного характера 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ и Патриарх Московский и Всея Руси подписали соглашение о сотрудничестве.2
Вдумываясь в нравственные христианские законы, православную традицию и историю Русской армии, нельзя не прийти к выводу о необходимости тесного сближения в наше время Армии и Церкви. Это тем более справедливо, что каждый христианин - прежде всего борец со злом, воин Христов. Старец Силуан говорил, что все, кто последовал Господу нашему Иисусу Христу, ведут духовную войну. Сражение наше идет на каждый день и час. И если на обычной войне убивают только тело, то наша война труднее и опаснее, потому что может погибнуть душа.
Актуальность исследуемой проблемы обуславливается рядом обстоятельств:
• во-первых, необходимо дать научную оценку деятельности института военного духовенства России, его влияния на развитие и распространение военных традиций в среде военнослужащих;
• во-вторых, возрастанием роли духовно-нравственного воспитания личного состава вооруженных сил, основанного на лучших военных традициях, обычаях и ритуалах;
• в-третьих, определением роли и места военного духовенства в воспитательном процессе, направленном на формирование у военнослужащих лучших духовноправославных качеств защитников Родины;
• в-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов военного управления в области воспитания подчиненного личного состава на основе исторического опыта;
• в-пятых, актуальность исследования деятельности православного духовенства России обуславливается процессом перехода отечественной исторической науки от формационного к цивилизационному подходу в оценке освещения и анализа событий российской истории. Цивилизационный подход предусматривает поиск точек соприкосновения в работе светских и церковных ученых, преодоление отчуждения между государством и церковью во имя общественного развития.
Научно обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования общественных отношений в области отношений религиозных деятелей и граждан, выполняющих свой долг по защите Отечества. Однако, такой концепции в едином варианте на сегодняшний день не существует.
Анализ существующих исследований по проблемам общественного взаимодействия, духовной жизни показывает, что институт военных священнослужителей не был темой специального исследования в социально- религиозном плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.
Степень научной разработанности проблемы показана в анализе современного состояния государственно-конфессиональных отношений в России, рассмотрении тенденций их развития, специфических особенностей и регулирующих их институтов, - именно эти вопросы не привлекали пристального внимания отечественных исследователей.
Изучение вышеназванной темы в историографии классически принято делить на три основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Для современной исторической науки большую ценность представляют труды, изданные в дореволюционный период. Во-первых, они содержат богатый фактический материал, во-вторых, авторы этих трудов имели возможность непосредственно наблюдать за происходящим от первого лица. Одним из таких авторов является доктор канонического права, профессор Т. В. Барсов, принимавший участие в подготовке реформы управления военным и морским духовенством 1890 г.3 Его труды фактически являются значительным дополнением и логическим завершением работы другого автора, посвятившего свои исследования истории военного и морского духовенства - Н. Невзорова.4 Работа священника Г. Цитовича по истории военных храмов до сих пор остается основополагающим исследованием в этой области.5 Нередко сами представители бывшего военного духовенства выступали с публичными докладами, отрицая религию.
Социально-политическая ситуация в мире в середине XX в. заставила советское правительство в определенной мере смягчить свою антирелигиозную политику.
Истории известны факты, когда в период Великой Отечественной войны священнослужители принимали активное участие в боевых действиях не только с оружием в руках, но и как представители духовенства. Именно в этот период выходят работы, восхваляющие патриотизм и героизм священнослужителей в былых войнах.
В послевоенное время интерес к истории военного духовенства заметно снижается. Вышедшие в этот период работы по содержанию вновь возвращаются в старое русло атеистической идеологии. Ярким примером тому служат труды Н. Ф. Платонова - бывшего митрополита, отрекшегося от Бога в 1930-х гг.6 В своих работах он стремится доказать, что в годы революции духовенство делало отчаянные попытки по сохранению самодержавия.
Непосредственно перед распадом СССР (1989-1991 гг.), в связи с
либерализацией советской системы, интерес к истории военного духовенства начинает возрастать. Одной из первых публикаций той эпохи является работа А. С. Сенина7. В указанный период начинается переосмысливание взаимодействия армии и Церкви, рассматривается польза такого сотрудничества для вооруженных сил. В основном эти труды принадлежат военным, которые считали, что военное духовенство могло бы повысить патриотизм военнослужащих, заняться морально-нравственным воспитанием.
В постсоветский период интерес к истории военного духовенства Российской империи многократно возрос. Данный вопрос стал отдельной темой для диссертационных исследований, дипломных работ и курсовых проектов. Были изданы монографии, справочные издания, огромное количество статей. Публикации начала 1990-х гг. по данной тематике, в основном, повторяли содержание работ дореволюционных авторов. Главную роль в патриотическом воспитании личного состава в армии Российской империи исследователи 1990- хгг. отводили военному духовенству. В своих работах они ставили целью показать целесообразность возрождения института военного духовенства в Российской Федерации. Начиная с 2000-х гг., вопросом истории института военного духовенства в Российской империи стали интересоваться научные деятели различных гуманитарных направлений. Поводом новой волны исследований стали разговоры о возможном официальном появлении полковых священнослужителей в Российской армии. В этот период были изданы монографииА.Б. Григорьева8, протоиерея Г. Полякова9. В них содержится богатый архивный, иллюстративный и справочный материал по теме.
Первой наиболее содержательной работой по праву следует назвать исследование доктора педагогических наук, подполковника запаса В. М. Коткова10.
В постсоветский период исследователи впервые начинают рассматривать духовенство неправославных исповеданий. Следует отметить, что этот вопрос изучен крайне слабо. В работах впервые на основе архивных материалов был показан опыт взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи. В отдельных работах есть сведения о полковых муллах в Российской империии в годы Гражданской войны11.
На основе различных опубликованных и неопубликованных источников исследователи показали развитие военного духовенства с момента первого официального упоминания до победы октябрьской революции и ликвидации института военного духовенства. Кроме того, авторами приводится иллюстративный и справочный материал для дальнейшего изучения истории военного духовенства в Российской империи, осуществлен обзор архивных источников, периодических изданий, литературы. Также в работах
рассматривается деятельность неправославного духовенства12. Но и эти исследования не являются исчерпывающими, что признается и самими авторами.В связи с официальным воссозданием в современной российской армии института военного духовенства вопросами истории полковых священнослужителей заинтересовались юристы. В основном они рассматривают современный период становления и развития военного духовенства. Мнения авторов относительно необходимости присутствия полковых
священнослужителей в современной армии очень часто диаметрально противоположны. В своих работах они нередко ссылаются на дореволюционный опыт, при этом излагая краткую историю военного духовенства в Российской империи. Их труды в плане истории в основном носят описательный характер.К числу таких авторов относится Подберёзский И.В.13
Недостаточная разработанность данной темы обусловлена, во-первых, - спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому былограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, - рассмотрением религии и религиозных объединений советскими обществоведами как не заслуживающего внимания «пережитка прошлого», отсутствием в силу этого научных традиций их изучения, в-третьих, - непроработанностью теоретикометодологических и эмпирических оснований, необходимых для изучения данной проблематики.
При обращении к рассматриваемой теме особенно ценно научное наследие социологов и историков, как отечественных, так и зарубежных, труды зарубежных специалистов по религиозной ситуации в России.В работах этих авторов содержатся анализ, оценки и прогнозы различных аспектов современной религиозной ситуации, в том числе и государственно-конфессиональных отношений, на уровне как России в целом, так и отдельных регионов.
В отличие от советского периода, изучение религиозной жизни, специфики и динамики государственно-конфессиональных отношений, осуществляется российскими исследователями с совершенно иных оценочных позиций. Функционирование религиозных общностей рассматривается ими как неотъемлемая составляющая религиозной жизни. Всё же, социологических работ, посвященных непосредственно исследованию государственно-конфессиональных отношений, по-прежнему немного, в то время как практических проблем в этой сфере немало.
Таким образом, интерес к истории военного духовенства в Российской империи возник в конце XIX в. Первыми исследователями стали лица, имевшие непосредственное отношение к институту военного духовенства. Это были православные священники и люди, назначенные на разные контрольные должности над деятельностью духовенства. Историков-профессионалов среди них не было, но, тем не менее, публикации, изданные в указанный период, представляют огромную научную ценность благодаря освещенным в них фактам. Не лишены они также и научной объективности к исследуемому вопросу. Работы, написанные в советский период, также содержат богатый фактологический материал. Однако, в них прослеживается четкая атеистическая идеология, и авторы стремятся показать военное духовенство как бесполезный институт, поддерживающий царизм. Короткий период временной «реабилитации» военного духовенства приходится на годы Великой Отечественной войны. Но вскоре после ее окончания и вплоть до самого распада СССР в публикациях вновь находит место негативное отношение к военному духовенству.
В советский послевоенный период интерес к истории военного духовенства терпит заметный спад, лишь в конце существования Советского государства были опубликованы несколько статей, где военное духовенство рассматривается как воспитательный орган в армии, а его деятельность в целом характеризуется положительно. Однако, в этих публикациях в той или иной мере все еще прослеживается советская атеистическая школа. Не лишены были этих традиций и первые работы, изданные в постсоветский период, также в основном они повторяли содержание дореволюционных авторов. Главный акцент в этих исследованиях был сделан на воспитательный характер деятельности военного духовенства в Российской империи и возможность применения данного опыта в настоящее время.
Начиная с 2000-х гг.встал вопрос о воссоздании института военного духовенства в российской армии. Такого рода обсуждения стали катализатором для новой волны научных трудов. На современном этапе вопросом истории военного духовенства в Российской империи начали интересоваться историки- профессионалы. С этого времени в научных публикациях нашла отражение деятельность не только православного духовенства, но и мусульманского. Впервые были опубликованы ранее неизвестные факты. Интерес к истории военного духовенства в Российской империи существует уже более века. За это время были изданы десятки монографий по указанному вопросу, однако, до сих пор в данной теме остаются множество неисследованных проблем.
Более или менее изучена история военного духовенства позднего периода - конец XIX - начало XX в. Период становления института полковых священнослужителей в имеющихся публикациях освещен слабо. Во всех изданных работах рассматривается только опыт патриотического и моральнопсихологического воспитания военнослужащих того времени, героизм и патриотизм самих священнослужителей. Не нашло должного изучения военное духовенство неправославного исповедания. Не затрагиваются вопросы о конфессиональном составе армии Российской империи, о взаимоотношениях между представителями различных вероисповеданий, о деятельности военного духовенства по улучшению этих взаимоотношений, методы работы духовенства с военными.
В стороне от процессов преобразования не могла остаться и Русская православная Церковь. Она была органичной, составной частью русского общества, своего рода религиозной скрепкой. Жизнь русского человека, от рождения до смерти, была пронизана православной идеологией и практикой. Воспитанные с детства в духе православия военнослужащие не могли быть лишены, служа в армии и на флоте, религиозного «окормления», удовлетворения своих религиозных потребностей.
Теоретико-методологической основой для социологического исследования государственно-конфессиональных отношений выступают институциональный, деятельностный и системный подходы.
Институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений позволяет выделить виды социальных институтов, выступающих в качестве механизмов, упорядочивающих отношения государства и религиозных объединений.
Деятельностный и системный подходы являются основанием рассмотрения государственно-конфессиональных отношений как процесса и результата деятельности и взаимодействия включенных в них социальных общностей.Здесь применены исторический и хронологический методы, которые выражены в поэтапном изложении материала в соответствии с периодизацией зарождения и развития института военных священнослужителей.
Объект исследования - военное духовенство как социальный институт в России.
Предмет исследования - формирование и развитие института военного духовенства в контексте государственной политики России в XVIII- начале XXI веков.
Цель исследования - анализ сущности и специфики институциональных регуляторов государственно-конфессиональных отношений в России, состояния и динамики этих отношений в основных сферах социальной жизни, в частности, в армии.
Достижение цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• осуществления понятийного анализа государственно-конфессиональных отношений, определения понятия «военные священнослужители»;
-выделения институциональных механизмов регулирования конфессиональных отношений в армии, их трансформации в XX - XXI веке;
• анализа состояния религиозной ситуации в армии России и детерминирующих ее факторов;
- выявления мнений и оценок представителей религиозных общностейразличной конфессиональной принадлежности и экспертов о религиознойситуации в армии России, состоянии и проблемах государственно-конфессиональных отношений.
Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну, заключаются в следующем:
• осуществлен понятийный анализ определения понятия «государственно- конфессиональные отношения» как равенства-неравенства субъектов - государственных органов и учреждений, - с одной стороны, и религиозных объединений, с другой, - закрепленного в соответствующих светских и религиозных институтах и проявляющегося в их взаимодействии на примере деятельности военных священнослужителей в армии;
• выделены два основных направления функционирования государства и религиозных объединений в армии России: проведение совместных акций и обеспечение автономии в тех видах деятельности, в которых они обладают особой компетенцией. Отметим, что оба направления основаны на сочетании отношений равенства и неравенства, при преобладании в каждом конкретном случае тех, либо других;
- раскрыта специфика институционального регулирования отношений между государством (на примере армии) и религиозными объединениями, заключающаяся в том, что они регулируются двумя видами институтов - светскими и религиозными, дана их характеристика;
- выделено два вида динамики государственно-конфессиональных отношений и обоснована их специфика в современной армии России.
Первый вид динамики связан с утратой оптимальности этих отношений. Приэтом цикл динамики выглядит так: «норма - патология - норма», которые, в свою очередь, выражаются в религиозной ситуации. Второй вид динамики государственно-конфессиональных отношений выражается в появлении новых отношений, которых прежде не было (моление в войсках).
Теоретическая и практическая значимость исследованиясостоит в разработке основ отношений между военнослужащими и военными священнослужителями, дает возможность в перспективе создать их развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации этих отношений.
Отношения государства и религиозных объединений затрагивают интересы практически всех жителей любой страны, поскольку касаются важнейших прав и обязанностей, связанных с духовной жизнью, как верующих, так и неверующих. Серьезное влияние на них оказывают конфессиональная структура населения, особенности существующих в стране религиозных объединений, исторически сложившиеся традиции отношений государства и религиозных объединений, глубина секуляризационных процессов. Социологический анализ государственно - конфессиональных отношений позволяет выявить значимость этих отношений, их состояние, характер, проблемы.
Государственно-конфессиональные отношения в современной России во многом обусловлены религиозной ситуацией, которую современные исследователи определяют, как разновидность ситуации социальной, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (специфическими особенностями) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество, регион и исследуемый объект.
Материалы магистерской работы могут быть использованы при написании истории отношений воспитательного характера в армии, в учебных курсах «Социология религии», «Религиоведение», а также при разработке оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования отношений религиозных объединений и государства, их взаимодействий в различных сферах жизнедеятельности, при разработке учебно-методических пособий по гуманитарным дисциплинам.
Отдельные материалы работы были апробированы и представлены в выступлении в Алтайском государственном университете на секции «Религиоведение, государственно-конфессиональная и национальная политика» в рамках Ломоносовских чтений на Алтае на Научно-практической конференции «Мой выбор - наука» в апреле 2018 года; в выступлениях в БЮИ МВД РФ в рамках НПК «Дни молодёжной науки» - представлен доклад «Священнослужители как субъект профилактики преступлений среди военнослужащих» - в апреле 2018г., а в ноябре 2018г. доклад стал победителем в номинации «Научная новизна работы» на секции «Проблемы прогнозирования и профилактики преступности в Барнауле» на ХХ городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодёжь - Барнаулу».
По итогам Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов по теме «Проблемы совершенствования российского законодательства» будет опубликована статья «Священнослужители как субъект профилактики преступлений среди военнослужащих» в сборнике научных трудов, выход которого в свет определён в 4 квартале 2019 года, а размещение в базе данных РИНЦ - в 1 квартале 2020 года.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы (две первые главыразделены на подпункты), заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 117 страницах, библиография состоит из 91 источника.
Военное духовенство было уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени — Церкви и* армии, входившим в общую систему государственного управления Российской империи. Это* особая часть Церкви, выполнявшая функции и* задачи церковной организации, по* обширности и* значению равной епархии, но* деятельность своей направленной на* определенную часть войска. Институт военного духовенства подчинялся особым законам, функционировал в* особых условиях, коренным образом отличных от условий жизни обычных епархий и* вынужден был приспосабливаться к* армейской и* флотской жизни как мирного, так и* военного времени. В области пересечения задач и интересов столь разных учреждений особенно ярко проявляются их общность и* противоречия. Это отразилось в* структуре и функциях самого института военного духовенства, являющегося одновременно составной частью армии и* Церкви.
На* смену отношению к* религии и* церкви как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие пришло отношение к* ней как важному общественному институту. В* этот период стал проявляться интерес различных конфессий к* Вооружённым Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с* командованием частей. Появились новые общественные организации военнослужащих: Ассоциация христиан-военнослужащих «Вера и* мужество», «Движение за духовное возрождение армии»1. Они провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.
Начальный этап военно-религиозных отношений характеризовался переходом от* жёсткого ограничения государством деятельности религиозных организаций к* свободе вероисповедания, что сопровождалось возрастанием интереса к* религии, её роли в* истории, религиозным традициям, праздникам, обрядам. Вместе с тем относительно практических шагов сближения армии и* церкви мнения высказывались самые противоречивые.
Основные цели, направления и* формы сотрудничества армии и* церкви изложены в* договорах между военно-силовыми ведомствами и* Русской православной церковью. В* соответствии с* этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием РПЦ предложено оказывать содействие командованию воинских частей и* церковным епархиям, и* приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.
В* военных гарнизонах совместно с* православным духовенством отмечаются государственные праздники, дни воинской славы, юбилеи воинских частей. Представители Церкви участвуют в* мероприятиях, связанных с* пропагандой воинской службы, в* проведении Дней призывника. Церковь вносит религиозный элемент в* воинский ритуал принятия присяги и* поминовения погибших воинов. К* примеру, совершаются панихиды по* воинам, погибшим в* Великой Отечественной войне, Афганистане и* Чечне, по* морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и* «Курск», возрождена панихида по* русским гренадерам, павшим в* русско-турецких войнах.
Полезный опыт сотрудничества армии и* религиозных конфессий накоплен в* сфере военно-социальной работы. Например, концертные программы для* частей Морской пехоты в* Дагестане и* Чечне организовал Союз христиан- военнослужащих. Военно-Морской Флот, в* свою очередь, помог в* организации гастролей, доставке самодеятельных артистов в расположение войск (сил). Кроме того, в* Северо-Кавказском военном округе монахини работают сёстрами милосердия в* госпиталях, где* ухаживают за ранеными и* больными.
Имеется также опыт военно-религиозного сотрудничества в* социальной сфере на международном уровне. Например, христианские семьи моряков- подводников Великобритании пригласили к себе на отдых детей российских подводников, погибших на атомной подводной лодке «Курск». Организацию поездки взяло на себя Управление воспитательной работы ВМФ и* Союз христиан-военнослужащих.
Если* сотрудничество нацелено на служение людям, а* не идеологиям, основано на* взаимопомощи, а* не административном вмешательстве во* внутренний духовный мир воина, носит благотворительный неполитический характер, то выигрывают все.
Несмотря на* наличие в* отношениях армии и* церкви положительного опыта, он в* официальной прессе идеализируется в* соответствии с* государственным «заказом» и* модой на религию. Тем не* менее, реалии не вполне оптимистичны и* настораживают опасными для демократии и конституционного строя тенденциями.
Анализируя долгий период военно-религиозных отношений, можно выделить следующие основные проблемы: корпоративные интересы военно-религиозной бюрократии и тенденции клерикализации «силовых» институтов государства, противоречащих конституционным принципам светского государства; проблема межконфессиональных противоречий, нетерпимости и* этнорелигиозной ксенофобии; проблема правового регулирования военно-религиозных отношений; крайне слабая научная разработанность проблематики свободы совести и* отношений государства с* религиозными объединениями; использование религии в* военно-политических целях; стимулирование сепаратизма; противоречие между провозглашёнными идеальными целями сотрудничества и* последствиями реальной практики; проблема компетентности кадров в* области военнорелигиозных отношений.
К* современным тенденциям можно также отнести отчуждение неверующих, атеистов и* представителей других конфессий от активного и сознательного участия в* защите страны, военного строительства, игнорирование законов глобализации, ставящих перед армиями новые задачи, ориентирующие на* новое оружие, новые способы ведения войн и* новое качество личного состава, что* соответственно, предъявляет новые требования к военным кадрам.
21 июля 2009 года Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич принял решение о* воссоздании в* Вооружённых Силах России института военного духовенства2.
Это решение было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и* всея Руси - Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России -ТалгатТаджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России - РавильГайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа - Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России - Берл Лазар, Пандитохамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России - Дамба Аюшеев.
Формально священники занимали должность помощника командира по работе с* верующими военнослужащими, позже их приравняли к должности замполита.
В* 2014 году стало известно о* начале учебных программ по* подготовке священников в* военных вузах страны. Некомплект решили ликвидировать при помощи главного священника страны — патриарх Кирилл распорядился привлекать к* комплектованию армейских должностей монахов из* ставропигиальных (то есть непосредственно подотчетных предстоятелю) монастырей.
В* начале 2016 года свою приверженность православным идеалам
продемонстрировала российская группа войск в Сирии, когда на* базе Хеймим прошла рождественская служба.
Протоиерей Димитрий Смирнов заявляет: «В* армии не могут и* не должны ущемляться интересы представителей всех традиционных для России религий. И надеюсь, этого и* не будет. Мы уже знаем, как* помочь и* мусульманину, и* буддисту, и* еврейскому юноше-призывнику»3.
По* словам председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и* объединений России (КЕРООР) раввина Зиновия Когана4, православный священник при* необходимости может оказать духовную поддержку и* военнослужащим других вероисповеданий. Подобного мнения придерживается представитель верховного муфтия в* Москве Растам Валеев5: «Я* солдатам- мусульманам говорил: нет сейчас у* вас муллы — идите к* православному батюшке». У* идеи института военных священников есть и оппоненты, считающие, что, когда этот институт реально заработает, скажутся и* негативные последствия. Ещё одним аргументом оппонентов является ст. 14 конституции РФ, провозглашающая Россию светским государством.
К* началу 2010 года институт военного духовенства отсутствовал только в* трёх крупных военных державах мира — КНР, КНДР и* России.
В* частности, военные священники, получающие офицерское жалованье, есть во* всех странах НАТО. По-разному решается этот вопрос в странах ближнего зарубежья. Например, в* Молдавии военные священники назначаются официальными указами и* им* присваиваются воинские звания. В* Армении военные священники подчиняются своему духовному руководству в* Эчмиадзине и* получают зарплату от церкви, а не от государства.
ХХ век в* России знаменуется основательными социальными потрясениями, принудительным введением веры в* социалистические идеалы - религию без Бога, и* созданием нового, неверующего, советского человека. Восстановление эффективной государственности России в* XXI веке зависит от укрепления ее* Вооруженных Сил и* возвращения им необходимой духовной основы в виде Православия.
Именно оно цементировало российские армию и флот во все* дореволюционное время, во время славных державных завоеваний и* неуклонного расширения Российской империи.
Поэтому институт военного духовенства в* российских армии, его возникновение, становление и укрепление, представляет познавательный интерес для нас и* сейчас, в* XXI веке, во время современного реформирования наших Вооруженных Сил.
На* смену отношению к* религии и* церкви как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие пришло отношение к* ней как важному общественному институту. В* этот период стал проявляться интерес различных конфессий к* Вооружённым Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с* командованием частей. Появились новые общественные организации военнослужащих: Ассоциация христиан-военнослужащих «Вера и* мужество», «Движение за духовное возрождение армии»1. Они провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.
Начальный этап военно-религиозных отношений характеризовался переходом от* жёсткого ограничения государством деятельности религиозных организаций к* свободе вероисповедания, что сопровождалось возрастанием интереса к* религии, её роли в* истории, религиозным традициям, праздникам, обрядам. Вместе с тем относительно практических шагов сближения армии и* церкви мнения высказывались самые противоречивые.
Основные цели, направления и* формы сотрудничества армии и* церкви изложены в* договорах между военно-силовыми ведомствами и* Русской православной церковью. В* соответствии с* этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием РПЦ предложено оказывать содействие командованию воинских частей и* церковным епархиям, и* приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.
В* военных гарнизонах совместно с* православным духовенством отмечаются государственные праздники, дни воинской славы, юбилеи воинских частей. Представители Церкви участвуют в* мероприятиях, связанных с* пропагандой воинской службы, в* проведении Дней призывника. Церковь вносит религиозный элемент в* воинский ритуал принятия присяги и* поминовения погибших воинов. К* примеру, совершаются панихиды по* воинам, погибшим в* Великой Отечественной войне, Афганистане и* Чечне, по* морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и* «Курск», возрождена панихида по* русским гренадерам, павшим в* русско-турецких войнах.
Полезный опыт сотрудничества армии и* религиозных конфессий накоплен в* сфере военно-социальной работы. Например, концертные программы для* частей Морской пехоты в* Дагестане и* Чечне организовал Союз христиан- военнослужащих. Военно-Морской Флот, в* свою очередь, помог в* организации гастролей, доставке самодеятельных артистов в расположение войск (сил). Кроме того, в* Северо-Кавказском военном округе монахини работают сёстрами милосердия в* госпиталях, где* ухаживают за ранеными и* больными.
Имеется также опыт военно-религиозного сотрудничества в* социальной сфере на международном уровне. Например, христианские семьи моряков- подводников Великобритании пригласили к себе на отдых детей российских подводников, погибших на атомной подводной лодке «Курск». Организацию поездки взяло на себя Управление воспитательной работы ВМФ и* Союз христиан-военнослужащих.
Если* сотрудничество нацелено на служение людям, а* не идеологиям, основано на* взаимопомощи, а* не административном вмешательстве во* внутренний духовный мир воина, носит благотворительный неполитический характер, то выигрывают все.
Несмотря на* наличие в* отношениях армии и* церкви положительного опыта, он в* официальной прессе идеализируется в* соответствии с* государственным «заказом» и* модой на религию. Тем не* менее, реалии не вполне оптимистичны и* настораживают опасными для демократии и конституционного строя тенденциями.
Анализируя долгий период военно-религиозных отношений, можно выделить следующие основные проблемы: корпоративные интересы военно-религиозной бюрократии и тенденции клерикализации «силовых» институтов государства, противоречащих конституционным принципам светского государства; проблема межконфессиональных противоречий, нетерпимости и* этнорелигиозной ксенофобии; проблема правового регулирования военно-религиозных отношений; крайне слабая научная разработанность проблематики свободы совести и* отношений государства с* религиозными объединениями; использование религии в* военно-политических целях; стимулирование сепаратизма; противоречие между провозглашёнными идеальными целями сотрудничества и* последствиями реальной практики; проблема компетентности кадров в* области военнорелигиозных отношений.
К* современным тенденциям можно также отнести отчуждение неверующих, атеистов и* представителей других конфессий от активного и сознательного участия в* защите страны, военного строительства, игнорирование законов глобализации, ставящих перед армиями новые задачи, ориентирующие на* новое оружие, новые способы ведения войн и* новое качество личного состава, что* соответственно, предъявляет новые требования к военным кадрам.
21 июля 2009 года Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич принял решение о* воссоздании в* Вооружённых Силах России института военного духовенства2.
Это решение было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и* всея Руси - Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России -ТалгатТаджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России - РавильГайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа - Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России - Берл Лазар, Пандитохамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России - Дамба Аюшеев.
Формально священники занимали должность помощника командира по работе с* верующими военнослужащими, позже их приравняли к должности замполита.
В* 2014 году стало известно о* начале учебных программ по* подготовке священников в* военных вузах страны. Некомплект решили ликвидировать при помощи главного священника страны — патриарх Кирилл распорядился привлекать к* комплектованию армейских должностей монахов из* ставропигиальных (то есть непосредственно подотчетных предстоятелю) монастырей.
В* начале 2016 года свою приверженность православным идеалам
продемонстрировала российская группа войск в Сирии, когда на* базе Хеймим прошла рождественская служба.
Протоиерей Димитрий Смирнов заявляет: «В* армии не могут и* не должны ущемляться интересы представителей всех традиционных для России религий. И надеюсь, этого и* не будет. Мы уже знаем, как* помочь и* мусульманину, и* буддисту, и* еврейскому юноше-призывнику»3.
По* словам председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и* объединений России (КЕРООР) раввина Зиновия Когана4, православный священник при* необходимости может оказать духовную поддержку и* военнослужащим других вероисповеданий. Подобного мнения придерживается представитель верховного муфтия в* Москве Растам Валеев5: «Я* солдатам- мусульманам говорил: нет сейчас у* вас муллы — идите к* православному батюшке». У* идеи института военных священников есть и оппоненты, считающие, что, когда этот институт реально заработает, скажутся и* негативные последствия. Ещё одним аргументом оппонентов является ст. 14 конституции РФ, провозглашающая Россию светским государством.
К* началу 2010 года институт военного духовенства отсутствовал только в* трёх крупных военных державах мира — КНР, КНДР и* России.
В* частности, военные священники, получающие офицерское жалованье, есть во* всех странах НАТО. По-разному решается этот вопрос в странах ближнего зарубежья. Например, в* Молдавии военные священники назначаются официальными указами и* им* присваиваются воинские звания. В* Армении военные священники подчиняются своему духовному руководству в* Эчмиадзине и* получают зарплату от церкви, а не от государства.
ХХ век в* России знаменуется основательными социальными потрясениями, принудительным введением веры в* социалистические идеалы - религию без Бога, и* созданием нового, неверующего, советского человека. Восстановление эффективной государственности России в* XXI веке зависит от укрепления ее* Вооруженных Сил и* возвращения им необходимой духовной основы в виде Православия.
Именно оно цементировало российские армию и флот во все* дореволюционное время, во время славных державных завоеваний и* неуклонного расширения Российской империи.
Поэтому институт военного духовенства в* российских армии, его возникновение, становление и укрепление, представляет познавательный интерес для нас и* сейчас, в* XXI веке, во время современного реформирования наших Вооруженных Сил.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС.
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение немцев в Российской Империи XVIII-XX веков
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Организация школьной реформы Екатерины II в Сибири
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В СИБИРИ (1782-1786 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕНЗУРА КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020





